Советский постапокалипсис — лучшие игры в сеттинге, который мы так любим. И почему мы его любим

Почему нам так нравится дух советского постапокалипсиса? Все эти многоэтажки, глядящие на нас пустыми оконными проемами, проржавевшие детские площадки и атмосфера вечной скорби по утраченному миру? Какие игры пропитаны этой эстетикой? И почему тематика так редко встречается среди выходящих проектов?

Сейчас мы попробуем разобраться, что такое постапокалипсис, уникален ли «советский» вариант этого жанра, а также пробежимся по множеству игровых проектов, которые пропитаны этой атмосферой, чтобы ответить на вопрос — почему же так мало?

Как появился и чем стал постапокалипсис?

Первый роман в этом жанре, «Последний человек» (The Last Man) Мэрри Шелли (Mary Shelley), вышел ещё в 19 веке и уже тогда содержал в себе все основные черты: мир будущего, пораженный Чумой, мародеры, крупные города, сдерживающие заразу, и герои, которые пытаются выжить во всём этом.

Картина постапокалипсиса, думаем, знакома абсолютному большинству: Новое Средневековье, остатки городских поселений, обилие бандитов и мародеров, а также крупные полисы, мутанты или монстры, нехватка продовольствия и превозмогающий лишения главный герой.

Описания того, как человек адаптируется к жизни в новом мире, — важная часть постапокалиптики

В первую очередь постапокалипсис — это знакомые, но искаженные образы. Остовы знакомых деревень, разрушенные здания школ. В таких проектах мы видим смерть чего-то родного и близкого, и от того куда сильнее проникаемся атмосферой происходящего.

Так какие игры дарят нам такую возможность?

Серия S.T.A.L.K.E.R.

Конечно, начинаем мы с серии игр S.T.A.L.K.E.R. В оригинальной трилогии первый Выброс перекроил ЧЗО до неузнаваемости: мутанты, загадочные происшествия, зоны пси-излучения, аномалии и, что самое важное, артефакты.

Множество до боли знакомых локаций были искажены, но остаются узнаваемыми: руины Припяти, железнодорожное депо, комплекс НИИ, деревни и промышленные зоны. Привычные предметы быта, оружие, знакомые силуэты зданий. Прибавьте к этому героев, характер и мотивы которых знакомы любому жителю СНГ — и получится вселенная, на десятилетия захватившая внимание нашего игрока.

Серия Metro 2033

Москва. Случившаяся 20 лет назад глобальная ядерная война унесла жизни большей части населения Земли. Жители Москвы (те, что смогли пережить удар) укрылись внутри московского метрополитена. Но даже там им приходится выживать — бандиты, фанатики, различные группировки, мутанты и нехватка продовольствия диктуют свои условия.

В Metro 2033 молодой выживший Артём вынужден спасать свою родную станцию от различных опасностей, таящихся в метро. Игроку предстоит исследовать различные локации метрополитена, совершать вылазки на поверхность и, по мере развития сюжета, узнавать всё больше тайн нового мира.

Atomic Heart

Atomic Heart приковала к себе внимание с первого трейлера — шутер от первого лица с элементами RPG, да ещё и в эстетике альтернативного Советского Союза!

Постапокалипсис в игре, скажем так, локальный — главный герой окажется на территории огромного секретного комплекса 3826. На предприятии случилась катастрофа. И теперь на объект для расследования произошедшего прибывает игрок в роли агента главного разведывательного управления.

С геймплейной точки зрения проект не должен подкачать. Обещаны разнообразное изменяемое оружие ближнего и дальнего боя, проработанный открытый мир и система крафта буквально из всего подряд. А ещё боевые и бытовые роботы, мутанты всех мастей и расцветок, отличная графика и множество головоломок и загадок. Ждём!

Atom RPG

Atom RPG понравится любителям пошаговых RPG. Проект во многом отсылает нас к первым двум играм вселенной Fallout, но события развиваются на территории альтернативной версии СССР, пережившей ядерную войну.

Нам предстоит исследовать жестокий и загадочный мир Советских Пустошей, распутать таинственный заговор и найти свой дом.

Chernobylite

Chernobylite — научно-фантастический шутер с элементами хоррора, в котором нам предстоит исследовать Чернобыльскую зону отчуждения и найти возлюбленную главного героя. Для этого предстоит путешествовать по локациям ЧЗО, заниматься сбором материалов и инструментов, сражаться с другими сталкерами и военизированной группировкой.

Проект, несмотря на скромный бюджет, выполнен на достойном уровне; ему есть, чем зацепить потенциального игрока. Нелинейный сюжет, возможность кастомизации оружия и острота событий — игра наказывает за неверно принятые решения и совершенные ошибки. Любой персонаж может умереть, каждая задача может быть провалена.

35MM

Пожалуй, этот проект лучше всего подходит на роль символа этого материала. 35MM — история о двух путниках, которые отправились в долгую дорогу по опустевшим землям. Глобальная пандемия уничтожила большую часть населения планеты и теперь всё, что мы увидим — заброшенные поселки и города, поля и леса необъятной России.

Да, перед нами самый настоящий симулятор ходьбы, пусть и с элементами других жанров — системой потребностей, сбором припасов, простенькой боевой системой и атрибутами квеста. Но это достаточно уникальный опыт, заставляющий размышлять на темы одиночества, хрупкости человеческого мира и красоты родных пейзажей.

You Are Empty

You Are Empty — очень... необычный, но стильный проект. Альтернативная реальность. 1950 год. После окончания Второй мировой Советский Союз обрел статус одной из ведущих стран мира. По всему СССР проходят стройки, а армия растет и набирает еще большую мощь.

Чтобы достичь светлого будущего быстрее, ученые решают модифицировать людей генетически. Но, как это часто бывает, всё идёт не по плану. Пока главный герой после аварии отсыпается в коме, жители города попадают под воздействием излучателя. Часть населения гибнет, другая часть — мутирует. Чтобы всё исправить, очнувшийся главный герой отправляется в прошлое.

DayZ

DayZ — первый многопользовательский проект в нашем списке. Сперва детище Динна Холла (Dean Hall) было модом для Arma 2: Operation Arrowhead, а затем стало полноценной игрой.

Игрок — один из выживших, которого судьба забросила в Черноруссию. Это вымышленное постсоветское государство, пережившее в результате неизвестного катаклизма натуральный зомби-апокалипсис. Теперь нам предстоит выстоять во враждебном окружении, избегая скоплений зомби, добывая в заброшенных зданиях оружие и еду.

Pioner

Онлайновый боевик с местом действия на советском острове. Гул Земли, техногенная аномалия — игроки столкнутся с различными мутациями и «опустошенными» людьми, изменившимися до неузнаваемости. В роли бывшего оперативника, выжившего в катастрофе, предстоит остановить распространение аномалии и спастись с острова.

Больше информации о Pioner вы узнаете из нашего материала.

Day R

Day R — мобильная игра в сеттинге советского постапокалипсиса. Разработчики описывают проект как «постапокалиптический квест», в котором мы выживаем на территории постъядерного СССР. Игра представляет собой песочницу с достаточно запутанным сюжетом и на редкость масштабным миром — карта охватывает всю территорию СССР и соседние страны.

Предстоит исследовать города, искать еду, медикаменты, инструменты и оружие. Необходимо будет следить за голодом и жаждой, сталкиваться и справляться со множеством болезней и травм, преодолевать сотни километров по территории СССР и сражаться с мутантами до другими выжившими. Во всём этом игроку поможет система крафта и навыков.

Так что же так привлекает в советском постапокалипсисе?

Конечно, просто разрушенных «хрущевок» и проржавевших качелей недостаточно. Игра сама по себе должна быть качественной и с интересными механиками. Но если всё это есть, сеттинг советского Судного Дня обеспечивает популярность и даёт надежду на то, что игра запомнится.

Привычные образы и декорации

Во многом успех сеттинга определяется тем, насколько сильно он откликается в сердцах игроков.

Мы живем на постсоветском пространстве, каждый день видим достаточно однообразную картинку: типовые многоэтажки, здания в строгих тонах, типичные планировки сооружений и автострад прямиком из советской строительной документации.

Так называемые «хрущевки» можно встретить в каждом городе России — они составляют около 10% всего жилого фонда страны

Привычные образы в игре успокаивают, дарят чувство безопасности и контроля, вызывают множество эмоций, воспоминаний и образов.

Приземленный сюжет и знакомые проблемы

Из привычной архитектуры плавно вытекает и другой аспект — привычный сюжет и знакомые архетипы героев. Знакомые словесные обороты, типажи личностей, привычные проблемы — в повествовании участвуют такие же люди, как и мы сами.

В Бурбоне, одном из персонаже Metro 2033, игрок почти сразу узнает типичного «пацана с района»: по манере поведения, лексике и внешности

Это позволяет проникнуться повествованием глубже. Мы осознаем, что в похожей ситуации поступили бы аналогично. Мотивы персонажей абсолютно ясны, а общую атмосферу схватываем на лету, с первых секунд катсцены.

Интуитивно понятный мир, работающий по привычным правилам

Совокупность окружения и узнаваемых характеров героев позволяет еще лучше контролировать и понимать игровой мир.

Мы точно можем предсказать, что железнодорожное полотно оборвется тоннелем или депо. Что на лестничной площадке расположено четыре квартиры, а в некоторых из них мы даже узнаем планировку и мебель.

За пределы локации по этому тоннелю, конечно, не выйдешь, но в конце игрока обязательно ждёт награда или опасность

Мы по интонации или оговоркам персонажа сразу понимаем, что он за человек, можем предсказать предательство, понять мотивацию буквально с первых строк диалога.

Почему тогда сеттинг не популярен у разработчиков?

Что вас привлекает в советском постапокалипсисе больше всего?

Результаты

Специфичность сеттинга и высокие требования к профессионализму

В противовес любви игроков разработчики редко решаются браться за подобный антураж. Во-первых, люди любят и знают свой город. А во-вторых, из-за малочисленности проектов, трудно найти готовые ассеты. Разработчикам приходится начинать создание игры с нуля: создавать 3D-модели, вести фотосъемку для получения текстур, подбирать референсы реальных зданий и персонажей.

Трудно даже представить, какой объем работы пришлось проделать GSC Game World, чтобы создать мир Зоны Отчуждения фактически с нуля

Каждый угол, каждый дом и забор отлично отпечатываются в сознании потенциального игрока — ведь он видит их каждый день в реальности. А значит огрехи виртуальной модели заметит мгновенно.

Рамки жанра

Советский постапокалипсис — сеттинг специфичный. Он подойдёт далеко не всем проектам, не всем история и не всем жанрам.

На территории СНГ крупные игровые компании можно пересчитать по пальцам. Большинство же инди-студий или небольших команд ориентированы на рынок мобильных устройств. Поэтому часто происходит конфликт между целевой аудиторией, выбранным стилем и жанром игры. Домохозяйки за пятьдесят, играющие в «три в ряд» за Меченого — достаточно сюрреалистичная картина.

Мало наработок и готовых решений

У большинства жанров и сеттингов в современной игровой индустрии уже есть готовые решения: базовый набор механик, принципы создания баланса, интуитивно понятные элементы интерфейса, геймдизайнерские приемы и хитрости, созданные для того, чтобы направить игрока в нужное русло.

Разработчики Metro 2033 подошли к проблеме творчески — они заменили рубли на патроны, поэтому игрок не пытается провести параллели в экономике с реальным миром

Мало адаптировать привычные образы — необходимо грамотно вплести их в повествование, обосновать и доработать. Продавать артефакт за 15 000? Дешево. А за 200 000? Это сломает экономику? Или же потребуется поднимать цену на батон до условных 2 500. Режет глаз, правда? И таких мелочей — сотни.

* * *

Советский постапокалипсис — уникальное переплетение наследия советской архитектуры и нашего менталитета. Создать хорошую игру в этом сеттинге — дело очень трудное. Но мы рады, что такие проекты всё же иногда выходят из-под пера разработчиков из стран СНГ.

Если хотите рассказать о личных фаворитах в этом сеттинге, с нетерпение ждем ваших комментариев. Как вы относитесь к атмосфере советского постапокалипсиса? Что привлекает лично вас? Какие игры запомнились, а какие вы удалили почти сразу?

Какой из проектов впечатлил вас больше всего?

Результаты
+3
Комментарии 10