На днях Эда Буна (Ed Boon) включили в Зал игровой славы. Создатель серии Mortal Kombat стал 25 деятелем индустрии, удостоившимся места в плеяде великих. А кто ещё туда входит? Залетай в статью и узнаешь!
Примечание. Материал написан с целью краткого знакомства с именитыми деятелями. В рамках одной статьи невозможно поведать обо всех свершениях легенд и пересказать их творческий путь. Порой с этой задачей не справляются даже увесистые книги, посвящённые конкретному разработчику.
В 1998 году Сигэру Миямото стал первым разработчиком, удостоившимся места в Зале игровой славы. Решение заслуженно на все сто, ведь японец создал немало культовых серий и осчастливил множество детей.
Именно Сигэру придумал тайтлы вроде Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda, Star Fox и Nintendogs. Если бы не он, дети не прыгали бы по грибам, управляя усатым водопроводчиком, не познакомились бы с Донки Конгом и не спасли бы Зельду от Ганона. Последнее бы сильно огорчило Робина Уильямса (Robin Williams), который даже назвал дочь в честь избранницы Линка.
Сид Мейер (Sid Meier) разработал первую игру ещё в 1982 году и быстро стал легендой. Уже к 1987 его имя стало брендом, а стратегический экшен Pirates получил приставку Sid Meier's. Впрочем, истинное величие творец обрёл в начале девяностых, когда вышла Sid Meier's Civilization.
С тех пор многие пытались повторить успех «Цивилизации» — чего только стоит недавняя Humankind. Однако вряд ли у кого-то получится повторить успех творений Сида Мейера.
Рубитесь в Civilization?
Пройти опросПервая Final Fantasy показала, что игры могут быть искусством. Она вышла в 1987 году и по сути сформировала жанр jRPG. Геймер выбирал один из четырёх классов, собирал команду, сражался с противниками, не забывая о перках, и выполнял множество квестов.
При этом игра отличалась неплохим сюжетом: проработанный лор, драматичные эпизоды, хитрый злодей, который отправлял героев путешествовать по пространству и времени. Всё это сделало Final Fantasy одной из самых популярных игровых серий, которая и по сей день будоражит сознание геймеров.
Переоценить значимость Джона Кармака для игровой индустрии невозможно, ведь именно он сделал жанр шутеров от первого лица популярным. Если бы не Кармак, геймеры не смогли бы взять под управление Думгая и разорвать на кусочки демонов ада, и не расстреляли бы полчища нацистов в Wolfenstein. А ведь о серии Quake тоже забывать не стоит.
Впрочем, стоит отметить, что Джон Ромеро (John Romero) сыграл в создании шутеров не меньшую роль, однако его имя пока не попало в Зал славы.
Первой игрой Уилла Райта стала SimCity, которая позволила геймерам заглянуть на большую карту и отстроить город мечты. Чтобы добиться успеха, приходилось собирать налоги, избегать кризисов, строить инфраструктуру и много чего ещё — для 1989 года это было откровением. Неудивительно, что игра продалась тиражом в два миллиона копий: это было невероятным результатом по тем времена.
После SimCity Райт выпустил несколько других градостроительных проектов, однако все их превзошла игра с другой концепцией — речь, конечно, о The Sims. Миллионы геймеров ринулись обустраивать быт симов, а имя Уилла Райта обрело ореол легендарности.
Ю Судзуки удалось преобразить множество жанров, но начинал он с гонок. Hang-On изменила гонки на аркадных автоматах, позволив играть сидя на аттракционе-мотоцикле. Out Run с помощью прорывных технологий научилась маскировать двухмерные объекты под трёхмерные. Virtua Racing стала первой гонкой, которая перешла в полное 3D.
А ведь у Судзуки и других заслуг хватает. Как-никак он создал первый 3D-файтинг Virtua Fighter, а затем разработал легендарную Shenmue. Приключенческая игра шокировала не только бюджетом в 47 миллионов долларов, но и навороченными драками, крутым сюжетом и интерактивностью за счёт QTE.
Питера Мулиньё принято недооценивать, вспоминая об обещаниях, которые были забыты на релизе многих игр. Однако стоит взглянуть на перечень выпущенных им проектов, как сомнения в гениальности отпадут.
Первая же игра, разработкой которой заведовал Мулиньё, создала новый жанр. Populous стала симулятором бога, где приходилось заботиться о поселенцах и вести их к победе над врагами. До совершенства механика была отточена в Black & White.
Также Питер создал множество симуляторов вроде Theme Park, Theme Hospital и The Movies, а также выпустил легендарную Fable. Конечно, по первоначальной задумке мир экшен-RPG должен был куда сильнее меняться под влиянием поступков героя, однако от многих идей пришлось отказаться. Именно после этого над Мулиньё начали подшучивать — впрочем, Fable всё равно стала одной из лучших игр 2004 года.
EA ругают за провальную Battlefield 2042, лутбоксы в Star Wars: Battlefront 2 и серию FIFA, которая не спешит меняться. Однако при руководстве Трипа Хокинса всё было иначе. Тогда EA стабильно выпускала хиты вроде Bard's Tale, Wasteland, Wing Commander Academy, Ultima Online и System Shock 2.
При этом Хокинс знаменит и другими достижениями. В 1991 он открыл компанию 3DO, которая выпустила самую мощную по тем временам консоль 3DO Interactive Multiplayer и издала Heroes of Might and Magic.
Ричард Гарриот известен созданием серии Ultima и, главное, легендарной ММО Lineage. Многопользовательская RPG вышла в 1998 году и снесла геймерам крышу. Игроки бегали по миру, взаимодействовали друг с другом и объединялись ради сражения с мощными врагами — концепция впечатляла новизной.
Примечательно, что сервера Lineage жили целых 13 лет — их отключили лишь в 2011. А вот Lineage 2 до сих пор популярна.
В 1983 году Дан Бунтен создал M.U.L.E., одну из первых мультиплеерных игр в истории. Четырём геймерам приходилось сражаться друг с другом, чтобы создать процветающую космическую колонию. Благодаря инновационности M.U.L.E. навсегда останется в списке самых важных игр всех времён.
В 1992 году Дан перенёс операцию по смене пола и стал женщиной, взяв имя Даниэль Берри (Danielle Berry). После столь радикальных изменений Берри отошла от геймдева и сконцентрировалась на новой деятельности.
Сегодня о Blizzard вспоминают разве что в свете скандалов и сделки с Microsoft, однако когда-то она считалась одной из величайших игровых компаний. Вместе с товарищами Майк Морхейм основал Blizzard в 1991 году и сразу начал выпускать культовые хиты. Warcraft, Diablo, StarCraft, World of Warcraft, Hearthstone, Overwatch — неудивительно, что геймеры так любили студию. Увы, в 2018 Майк освободил должность, а дела Blizzard пошли на спад.
На заре карьеры Брюс Шелли помог Сиду Мейеру создать Railroad Tycoon и Civilization, а затем взялся за собственные проекты. Вышедшая из-под его пера Age of Empires получилась столь гениальной, что в 2009 году Брюса включили в Зал славы.
Кто знает, стала бы PlayStation столь популярной консолью, если бы не Марк Черни. Он придумал метод, который помог Naughty Dog и Insomniac создать для PS One хиты вроде Crash Bandicoot и Spyro the Dragon. Также Черни участвовал в разработке графического движка для PlayStation 2 и занимался дизайном PS4 и PS5. Неудивительно, что Марк угодил в ряды легенд.
В 2011 в Зал славы попали сразу два разработчика. Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Dragon Age, Mass Effect — выходу этих выдающихся RPG геймеры во многом обязаны Рэю Музике и Грегу Зещуку. Такие достижения и правда нельзя не отметить. К сожалению, в 2012 творцы ушли из компании, а BioWare начала скатываться, выпустив провальные Anthem и Mass Effect: Andromeda.
Тим Суини — один из самых влиятельных деятелей индустрии. Под его руководством Epic Games выпустила такие тайтлы, как Unreal Tournament, Gears of War, Bulletstorm и Fortnite, и открыла цифровой магазин EGS. Впрочем, сам Суини уделял больше внимания программированию архитектуры движков — в итоге он создал Unreal Engine. Именно на этом движке работает большая часть современных примечательных проектов.
Гейб Ньюэлл начинал путь обычным разработчиком. Когда-то давно он наскрёб сбережения, чтобы основать компанию Valve, купил движок Quake Engine, доработал его и выпустил культовую Half-Life. Тайтл изменил жанр FPS и принёс Valve славу.
Гейб умело распорядился прибылью и открыл цифровой магазин Steam, в котором каждый уважающий себя геймер давно собрал приличную библиотеку. Если хотите больше узнать о пути Габена, залетайте в посвящённый ему материал.
Если бы не братья Хаузеры (Houser), геймеры не смогли бы носиться по улицам Либерти-Сити, Вайс-Сити или Лос-Сантоса. Уже первые части GTA заложили основу серии: герой бегал по открытому миру, угонял тачки, палил во все стороны, скрывался от полиции и чувствовал себя королём, обнаружив припрятанный танк.
Однако настоящим прорывом стала GTA 3, которая переехала на 3D-движок и превзошла все другие проекты 2001 года. А ведь Хаузеры приложили руку и ко множеству других тайтлов: Max Payne, Bully, Red Dead Redemption — без братьев эти игры могли не выйти.
Также в 2014 в Зал славы включили Лесли Бензиса, который помог GTA стать великой серией и однажды занял место президента Rockstar North.
Кодзиму называют гением не просто так. Он сформировал жанр стелс, всегда заботился о крутом сюжете и впечатляющей постановке, а также любил удивлять геймеров, ломая четвёртую стену. Фишек в играх Хидео так много, что мы посвятили им отдельную статью.
Тодд Говард работал в индустрии с 1995 года, однако истинного успеха добился лишь в 2002. Именно тогда вышла легендарная The Elder Scrolls 3: Morrowind, разработкой которой он руководил. Ну а что было дальше, мы знаем: Oblivion, Fallout 3, Skyrim с десятком переизданий, Fallout 4 и так далее. Как видите, Тодд заслужил место в Зале славы.
Бонни Росс трудится над играми с 1996 года и приложила руку ко множеству заметных тайтлов вроде Zoo Tycoon, Jade Empire, Mass Effect, Psychonauts, Gears of War, Alan Wake и Crackdown. В 2005 она стала генеральным менеджером Microsoft Game Studios, а спустя два года возглавила 343 industries. Именно под её руководством вышли Halo 4, Halo 5 и Halo Infinite.
Конни Бут начала карьеру в Sony ещё в 1989 году. В 1998 году она добилась должности директора по разработке и следила за качеством эксклюзивов. Конни сыграла не последнюю роль в успехе тайтлов вроде Siphon Filter, Jak and Daxter, Ratchet & Clank, inFamous, Uncharted, The Last of Us, Days Gone и Spider-Man.
Mortal Kombat — самый популярный файтинг всех времён. Ни одна другая серия о драках не может похвастаться столь внушительным количеством узнаваемых персонажей, таким же проработанным лором и впечатляющими «фаталити». А ведь без Эда Буна серии бы попросту не существовало!
***
А каких ещё разработчиков стоит включить в Зал игровой славы? Заслуживают ли место в списке легенд Нил Дракман (Neil Druckmann), Синдзи Миками (Shinji Mikami) или Кори Барлог (Cory Barlog)? Пишите в комментариях!
Mortal Kombat — лучший файтинг всех времён?
Пройти опросЯ считаю что также должны войти в Зал игровой славы Синдзи Миками и Хидэтака Миядзаки
Я бы Данилу Козловского туда повесил. Как создателя непонятных нашептований и бестолкового сюжета.