История Dead Space. Как создавался один из величайших хорроров, за что геймеры его полюбили, и почему EA убила серию?

26 июля 2021, в 13:54

На последней EA Play официально анонсировали ремейк Dead Space. Оригинальная игра вышла ещё в 2008 году, поэтому многие современные геймеры её не застали. В этом материале мы вспомним, почему плазменный резак — идеальное оружие, зачем герой пихал в глаз здоровенную иглу, и что делать, если на вас напал неуязвимый некроморф. Поехали!

P.S. В статье есть спойлеры к сюжету первой части. Если вы только планируете пройти её или ждёте ремейк, то читайте на свой страх и риск.


Как рождалась Dead Space

В 1998 году студия EA Games создала игровое подразделение, которое назвали EA Redwood Shores. В течении десяти лет перед командой ставили простенькие задачи: разработчики делали средненькие игры по Джеймсу Бонду, «Властелину колец» (The Lord of the Rings), «Симпсонам» (The Simpsons) и другим известным франшизам. Вершиной их творчества стал экшен The Godfather по одноимённому фильму и роману.

Место, где родилась Dead Space
Место, где родилась Dead SpaceМесто, где родилась Dead Space

Однажды важный сотрудник студии Глен Скофилд (Glen Schofield) решил сделать что-то несвойственное EA. Он мечтал о жутком хорроре, который напугает геймеров до чёртиков. Разработчик предложил сделать новую System Shock или игру, вдохновлённую Карпентером (John Carpenter), но EA не спешила выделять деньги на такую авантюру.

Всё изменилось после релиза легендарной Resident Evil 4. В ней Синдзи Миками (Shinji Mikami) перенёс камеру за спину Леону, разбавил выживание высокой динамикой и покорил мир. Скофилд вдохновился примером и всё-таки уговорил начальство на эксперимент. Нехотя ему выделили 18 человек и дали полгода на создание некоего концепта, который решит судьбу проекта.

Отец Dead Space Глен Скофилд
Отец Dead Space Глен СкофилдОтец Dead Space Глен Скофилд

Скофилд подошёл к делу ответственно. В поисках вдохновения он читал хорроры, смотрел фильмы и общался с режиссёрами вроде автора «Пилы» (Saw) Джеймса Вана (James Wan). Последний даже срежиссировал один из трейлеров Dead Space.

Спустя полгода EA Redwood Shores презентовала боссам играбельный билд на 15 минут. Всем так понравилась работа, что проекту дали зелёный свет.


Чем была хороша Dead Space?

2508 год. Человечество давно бороздит космос и добывает ресурсы с других планет. Однажды земляне теряют связь с кораблём «Ишимура», который с таинственной миссией отправили на одну из колоний. Что случилось? В порядке ли экипаж? Не приключилась ли беда? Чтобы ответить на эти вопросы, на «Ишимуру» отправляют новый отряд.

Добровольцем на миссию вызвался инженер Айзек Кларк. Он не мог поступить иначе, ведь на том корабле была его возлюбленная Николь — он сам убедил её там работать.

На подлёте спасательный корабль ломается, но пилотам удаётся состыковаться с «Ишимурой». Увы, вскоре герои понимают, что зря они здесь оказались.

Огромное космическое судно пугало с первых минут: стены заляпаны кровью, повсюду мрак, экипажа не видно. А затем появлялись некроморфы. Первая же тварь убивала двух товарищей Айзека и бросалась в погоню за героем. Спастись он мог лишь бегством. Ну а дальше Кларк находил плазменный резак и начинал путь, который долго будет сниться геймерам в кошмарах.

Сюжет Dead Space был отличным: с твистами, предательством, безумием и вселенской угрозой. Особенно авторам удался лор — он был проработан максимально щепетильно. История начиналась за сотни лет до того, как Кларк ступил на «Ишимуру».

В 2214-м на Земле нашли загадочный Обелиск, который странно влиял на людей. Правительство пыталось утаить находку, но исследователь Майкл Альтман настолько на нём помешался, что основал вокруг Обелиска религию. Её догматы гласили, что человечество должно эволюционировать в некроморфов, а затем слиться в единый разумный организм.

Вникать в историю мира, разбираться в распрях между фанатиками и правительством и следить за тем, как Обелиск сводит с ума, было интересно.

Впрочем, первым делом геймеров встречала не история, а отличный визуал. Для 2008 года игра выглядела великолепно: собственный движок Dead Engine (позже переименован в Visceral Engine) делал игру красивой, а мрачные локации пугали, даже когда на них не было врагов.

Погрузиться в игру помогал инновационный интерфейс. Дело в том, что разработчики выступали за полную иммерсивность и убрали с экрана шкалу здоровья и прочие показатели. Всё самое важное было на самом Айзеке: уровни здоровья и кислорода были за его спиной, количество патронов отображалось на оружии, а инвентарь появлялся в виде дополненной реальности.

Сначала EA это не нравилось, но на одной из презентаций Скофилд показал два геймплейных ролика. На одном из них интерфейс был интегрирован в костюм и оружие Кларка, а на другом был прямо на экране. Разница оказалась столь разительной, что руководство одобрило видение разработчика и больше не поднимало этот вопрос.

Dead Space впечатляла не только историей и визуалом, но и геймплеем. Скофилд вдохновлялся Resident Evil 4, но стремился улучшить формулу Миками. Например, Леон Кеннеди не умел целиться и ходить одновременно, а за целебной травкой лез в инвентарь. Айзек же спокойно перемещался с оружием на взводе и лечился нажатием одной кнопки — это добавляло динамики.

Ещё одна инновация — основное оружие героя. В начале игры Айзек находит плазменный резак. Это был рабочий инструмент, которым снаряжали инженеров и шахтёров, но оказалось, что он идеально подходит для убийства тварей.

Враги в Dead Space были необычными. Стрелять им по туловищу или ставить хэдшот было бесполезно. Лишившись головы, чудище с удвоенной яростью бросалось к герою и размахивало лапами во все стороны. Увернуться было непросто.

Некроморфам следовало отрубать конечности. Отстрелите резаком ноги, и жуткое создание свалится на землю и поползёт к герою. Затем лишите его рук — теперь можно приблизиться и затоптать его насмерть.

Система расчленений выглядела реалистично — и это не просто так. Чтобы добиться такого результата, Скофилду пришлось пережить неприятный опыт. Разработчик изучал документы о последствиях жутких аварий, в которых люди лишились конечностей, и разглядывал видео с операционного стола. Звучит жутко, но именно поэтому отрубать врагам части тела было так круто.

Даже базовые некроморфы были опасными тварями. Они умели ползать по вентиляции, притворялись мёртвыми, хватали героя, вынуждая отбиваться в QTE, и атаковали со спины, когда Айзек стоял у верстака. К счастью, у Кларка были крутые девайсы, которые помогали в бою.

С помощью стазиса он мог замедлить время в конкретном месте и порубить врага на кусочки, пока тот находился в облаке слоу-мо. А с помощью кинезиса герой притягивал предметы вроде взрывающихся баллонов и швырял их в монстров.

Стоило привыкнуть к рядовым противникам, как разработчики удивляли и снова вгоняли геймеров в ужас. Навстречу Айзеку выходили новые виды некроморфов: они стреляли издали, носились с немыслимой скоростью, взрывались рядом с героем и делали прочие гадости.

Каждая особь требовала своего подхода. Например, в бестиарии был Разделитель: стоило отрубить ему конечность, как она превращалась в нового врага. Лучше всего было замедлить неприятеля стазисом и подпалить огнемётом.

Некроморфы рождались из человеческих трупов, и появление каждого вида было обосновано. Скоростные враги носятся так быстро, потому как возникли из тел военных — на их костюмах был стазис, который вмешался в процесс мутации. Взрывающиеся некроморфы стали такими из-за попавшего на тело топлива. Враги с большим животом были беременными женщинами.

Помимо рядовых врагов Айзеку приходилось сражаться с огромными боссами. Твари оказались опасными, но не они стали главным ужасом геймеров. Однажды безумный сектант спускал на героя Регенератора. Сколько не отрубай ему конечности, а он постоянно их отращивал и вновь нападал на бедного инженера. Единственное, что оставалось Кларку — замораживать врага и бежать со всех ног. Многим Регенератор напомнил Тирана из Resident Evil 2.

Стоило зазеваться, как даже самый мелкий некроморф мог отправить Айзека на тот свет. На случай смерти разработчики заготовили десятки фаталити: враги разрывали героя на куски, съедали, превращали в некроморфа и много чего ещё. Фанаты собрали все анимации в отдельное видео — получилось 17 минут.

Впрочем, напрягали не только ксеноморфы, но и общая атмосфера безумия. На «Ишимуре» можно увидеть, как люди сходят с ума, разбивают голову о стену и чуть ли не поклоняются монстрам.

Кларк тоже не избежал проблем с психикой. Он прибыл на корабль в поисках Николь и не раз встретил её на пути. Вот только в финале оказалось, что дама… давно мертва. Все появления Николь были галлюцинацией Айзека.

Ненадолго отвлечься от жуткой атмосферы помогали мини-игры. Пару раз разработчики усаживали героя за турель и давали пострелять по огромной твари или космическому кораблю. Также на «Ишимуре» можно найти тир и космический баскетбол, в котором с помощью кинезиса нужно бросать мяч в цель. Хорошие результаты поощрялись боеприпасами и прочими ценными предметами. Это выручало, ведь патронов всегда мало.

Dead Space появилась на прилавках 21 октября 2008 года и обрела феноменальный успех. Игра заслужила высокие оценки геймеров и критиков, получила награды на престижный церемониях и продалась тиражом в десять миллионов копий. Глен Скофилд и команда купались в лучах славы.


Dead Space 2. Критики хвалят, геймеры не покупают

Выход второй части был вопросом времени. Студия EA Redwood Shores переименовалась в VIsceral Games, получила внушительный бюджет в 60 миллионов долларов и взялась за сиквел.

Увы, вскоре произошло неприятное событие: Глен Скофилд покинул EA, основал студию Sledgehammer Games и принялся за создание новых Call of Duty. Неизвестно, что произошло между Гленом и EA, но однажды разработчик выложил твит с намёком. «Вау, ровно год назад я ушел из EA. Что это был за день. Они действительно отнеслись ко мне как к дерьму, даже после того, как я создал для них Dead Space».

VIsceral Games продолжила работу без отца серии и отлично справилась. Игра стала красивее и изобиловала крутыми моментами. В Dead Space 2 Айзек выходил в открытый космос, бродил по помещениям с нулевой гравитацией и, конечно, втыкал здоровенную иглу себе в глаз. Вряд ли вы забыли этот момент, даже если проходили сиквел на старте.

«Я хотел, чтобы это была мини-игра, и чтобы она была настолько интуитивной, что не требовала дополнительных размышлений. Также я хотел, чтобы игрок ощущал, что он сам открывает её правила, и ужасается тому, что должен сделать.

Не было нужды делать этот эпизод трудным. Я хотел, чтобы вы были напуганы, и у вас сохранялось погружение. Я хотел, чтобы у игрока возникло глубокое чувство тревоги. И я хотел усилить его, показывая беспокойство Айзека»

— креативный директор Dead Space 2 Райт Бэгвелл (Wright Bagwell)

Сиквел вышел в 2011 году и получил восторженные отзывы геймеров и критиков. Казалось, вторая часть во многом превзошла оригинал и получит достойные продажи.

Не тут-то было.

Dead Space 2 повторила судьбу продолжений Max Payne — её ждал коммерческий провал. В 2017-м один из разработчиков Зак Уилсон (Zach Wilson) рассказал, что при бюджете в $60 млн. сиквел продался тиражом в 4 миллиона копий. Это привело EA к серьёзным убыткам.


Как EA убила Dead Space

EA не забыла об успехе первой части и отправила Visceral Games разрабатывать третью часть. К тому моменту уже вышли Resident Evil 5 и Resident Evil 6, которые превратились в кооперативные шутеры и продались тиражом по восемь миллионов копий каждая. Корпорация решила повторить успех Capcom и велела превратить survival horror в боевик на двоих.

Вдобавок ко всему к третьей части предстояло прикрутить магазин с микротранзакциями. Разработчики, как и геймеры, были недовольны этим решением, но выбора не было.

Dead Space 3 вышла в 2013 году и была принята неоднозначно. Игра стала отличным шутером, который не стыдно включить в топ кооперативных игр, но плохим продолжением легендарной серии.

К тому же оказалось, что геймеры уже вдоволь настрелялись по зомби, и ещё один экшен им был не нужен. В США за первый месяц после релиза игра продалась тиражом в 600 тысяч копий — это было катастрофой.

После релиза Dead Space 3 серия надолго пропала с радаров. Судьба Visceral Games тоже оказалась незавидной. Сначала студия выпустила спорную Battlefield: Hardline, затем взялась за проект по «Звёздным войнам», но так и не довела его до релиза. Однажды EA отменила игру, а студия была расформирована.


***

Visceral Games подарила геймерам один из самых жутких хорроров всех времён. Даже спустя восемь лет о серии помнят и ждут продолжения. Пусть намёков на четвёртую часть нет, но анонс ремейка — уже хорошая новость. Dead Space жива, а Айзек Кларк вернётся. Это ли не праздник?

А что о серии Dead Space думаете вы? Пишите в комментариях!

Какая номерная часть Dead Space ваша любимая?

Результаты
Комментарии 13