Как пираты выручают геймеров и меняют индустрию к лучшему: чинят игры, повышают продажи и воскрешают проекты
На днях хакеры взломали Resident Evil Village. Оказалось, версия без защиты Denuvo работает лучше, чем лицензия — это подтвердили даже специалисты. Хакеры помогли полюбоваться Димитреску даже тем геймерам, которые раньше страдали от микрофризов и просадок FPS. Это не первый раз, когда пиратство сослужило игрокам добрую службу, — о других случаях мы расскажем в этой статье!
P.S. Мы не поддерживаем пиратство и считаем, что разработчики заслуживают справедливой оплаты своего труда. Это не отменяет факта, что пираты часто выступают на стороне геймеров и исправляют ошибки крупных студий.
Сражения с Denuvo и StarForce
Лицензия — лучше пиратки. Проще зайти в Steam и купить игру, чем лазать по торрентам, искать подходящую сборку и надеяться, что она окажется рабочей. Увы, это правило работает не всегда.
Resident Evil Village получилась отличной игрой. Атмосферный мир, приятный визуал, интересная история — геймеры оценили это по достоинству. Вот только стоило вступить в перестрелку с врагами или встретиться с дочками Димитреску, как даже на крутых PC появлялись микрофризы. Падения FPS тоже было не избежать. Многие сетовали на железо, но причина была не в нём. Каким же было удивление сообщества, когда выяснилось, что пиратская версия… лишена проблем с производительностью!
Дело в том, что в Village встроено две системы защиты: Denuvo и фирменная утилита Capcom. В сражениях с врагами они проверяли, на законных ли основаниях вы находитесь в игре — это и вызывало проблемы. Capcom успела прокомментировать ситуацию.
Это уже не первый случай, когда Denuvo обвиняют в снижении производительности. В Dishonored 2: Death of the Outsider удаление защиты увеличило скорость работы на семь процентов, а уровни начали загружаться на… 80 процентов быстрее. В Lords of the Fallen версия без DRM получила прибавку в 17 FPS, а в пиратке Prey разница достигала 32 FPS. Иногда влияние было не столь существенным: в Metro Exodus защита не снижала FPS, но уменьшала скорость загрузки на 15 секунд. Впрочем, сами создатели отвергали обвинения.
Какими бы красивыми не были слова создателей, а опыт говорит об обратном. Защита часто работает против геймеров.
Если вы думаете, что Denuvo — величайший враг геймеров, то просто не застали индустрию нулевых. Тогда в России была популярна защита StarForce, разработанная отечественными умельцами. При установке Starforce получала root-права и глубоко забиралась в операционную систему — её было видно даже в диспетчере устройств. Став властелином Windows, защита постоянно подозревала вас в преступлениях.
В те времена были популярны виртуальные приводы — их создавали программы вроде Daemon Tools. Они копировали образ диска и заставляли PC думать, что лицензионный CD в приводе. StarForce следила за такими махинациями. К сожалению, если у вас было два обычных привода (не редкость в нулевых), то даже при наличии лицензии, защита видела в вас врага. Чтобы поиграть в Splinter Cell: Chaos Theory, приходилось лезть в корпус и физически отключать один из них.
Также программа меняла скорость работы жёстких дисков, ускоряя их износ, корректировала настройки Windows, призывала синий экран смерти и просто ломала систему. Стоит ли говорить, что из-за проверки лицензии диски в приводе крутились постоянно и в какой-то момент переставали работать.
Услугами StarForce пользовались не только российские, но и западные разработчики вроде Ubisoft. Однажды на студию Ива Гиймо (Yves Guillemot) подали в суд из-за фатальной проблемы с защитой — пострадавший требовал пять миллионов долларов. После этого Ubisoft отказалась от софта.
Если геймеры хотели заценить хорошую игру, им приходилось терпеть пакости StarForce, либо… ждать взлома. Пираты долго ковыряли защиту, но всё же справились с задачей. Chaos Theory появилась на трекерах спустя год. Так пираты спасали геймеров от коварного ПО.
После релиза Windows Vista дела Starforce пошли плохо. Детище Microsoft просто не пускало защиту вглубь системы, что приводило к серьёзным проблемам. Чтобы не терять аудиторию, разработчики начали искать другие способы борьбы с пиратством. Если у вас остались диски с защитой StarForce, то на современных ОС запустить их не выйдет.
Пираты помогают продажам
Некоторые разработчики считают, что чуть ли не все геймеры воруют цифровой контент. Марчин Ивински (Marcin Iwinski) из CD Projekt RED говорит, что «Ведьмак 3» бесплатно скачали в три раза больше игроков, чем законно купили. Ив Гиймо в 2012 году и вовсе заявил, что 95 процентов геймеров — пираты.
Впрочем, есть и другие точки зрения. В 2014 году Евросоюз выделил $400 000 на исследование, которое должно было проанализировать влияние пиратства на продажи фильмов, видеоигр, музыки и прочего контента. Аналитическая компания Ecorys вела работу несколько лет и опросила десятки тысяч пользователей. Итоги оказались неожиданными.
Более того: исследователи утверждают, что зачастую пиратство влияет на продажи… положительно. Пользователи, скачавшие видеоигру с торрентов, часто совершали легальную покупку ради доступа к онлайну, достижениям и обновлениям. То же самое и с музыкой: тот, кто послушал песню нелегально, часто покупал её в iTunes.
Игровая индустрия всё чаще напоминает лотерею. Никогда не знаешь, окажется ли игра годной или неиграбельной, как Cyberpunk 2077 на релизе. В Steam есть система возвратов, но порой двух часов не хватает, чтобы сделать о проекте верные выводы. Кто поможет геймерам понять, действительно ли игра заслуживает покупки? Конечно, пираты.
Пираты сохраняют наследие
Might and Magic 10: Legacy никогда не была главным хитом Ubisoft, но смогла найти свою аудиторию. В 2021 году, спустя семь лет с момента релиза, в неё всё ещё играли. Увы, в июне разработчики решили не тратить на поддержку время и отключили сервера. В итоге не только мультиплеер, но и одиночная кампания стали недоступны: онлайн был необходим для DRM-проверки. Забавно, что сам тайтл сняли с продажи лишь месяц спустя.
Получается, DRM защитила проект не только от пиратов, но и от честных геймеров. Кто пришёл на помощь страдальцам, которые купили игру и хотели пройти хотя бы сингловую часть? Ответ вы знаете: пиратская версия работала, как надо.
Игры вообще часто снимают с продажи. Вам не удастся законно купить такие хиты как Wolfenstein (2009), Prey (2006), Alpha Protocol, Blur, FUEL или Deadpool. Единственный способ оценить их — отправиться на торренты.
Иногда проекты удаляют из-за окончания лицензии на автомобили, споров за права и так далее, но порой причины шокируют. Хотите вспомнить молодость и вернуться в легендарную Warcraft 3? Вы не сможете этого сделать. Игру сняли с продажи после релиза скандальной Warcraft 3: Reforged.
Аналогичная ситуация с Need For Speed: Hot Pursuit. Игра продавалась в Steam за 50 рублей, но затем EA выпустила ремастер, который мало чем отличается от оригинала, но стоит две тысячи. Версию 2010 года уже не купить.
Иногда из игр вырезают контент. Вспомнить хотя бы миссию «Ни слова по-русски» из Call of Duty: Modern Warfare 2. Это важное задание, которое двигает сюжет вперёд, — его отсутствие не даёт геймеру проникнуться историей и понять мотивацию героев. В России нет способа пройти этот эпизод легально. Приходится обращаться к трекерам.
Лицензионные соглашения
Порой играть в лицензию не хочется из-за кошмарных лицензионных соглашений. Однажды EA стартовала бета-тест SimCity— многие геймеры с радостью взялись за прохождение, даже не прочитав об обязательствах. В соглашении был такой пункт:
При этом под угрозой бана был весь аккаунт пользователя в Origin, ведь по условиям прошлых соглашений учётная запись не принадлежит геймеру. Корпорация может забрать аккаунт в любой момент без объяснения причины. Когда подсовывают такой документ, невольно задумаешься о переходе в стан пиратов.
Другие причины
На днях завершился первый сезон сериала «Локи» (Loki). Зрелище выдалось отличным, вот только ни его, ни другие сериалы Marvel легально не посмотреть — Disney+ недоступен в России и странах СНГ. Что делать поклонникам киновселенной: ждать запуск сервиса, у которого даже нет примерной даты, или отыскать сериалы в сети? Ответ очевиден.
Некоторые игры выходят в России с запозданием. Первая Heroes of Might and Magic вышла в 1995 году и стала феноменом. До наших краёв серия добралась лишь в 1999 году — тогда вышла третья часть. Геймеры мечтали соприкоснуться с великим, но единственным решением была покупка пиратского диска.
В 2007-м на PC вышел порт культовой Resident Evil 4. В день релиза геймеры побежали в магазины, купили лицензию и обнаружили, что игра… не поддерживает мышь. Отбиваться от толп заражённых приходилось, пользуясь исключительно клавиатурой. А вот в некоторых пиратских версиях был встроен патч, который добавил мышь и позволил ставить меткие хэдшоты.
Это мы ещё не вспоминаем времена, когда официальных локализаций попросту не было. Русский можно было найти лишь в пиратских версиях: если повезёт, локализация была отличной, как у «Фаргуса».
***
Как видите, пиратство — это не чистое зло. Часто хакеры выступают на стороне геймеров и защищают их права. Именно поэтому смерть личностей вроде Xatab вызывает такой резонанс.
А что о пиратстве думаете вы? Пишите в комментариях!
А вы как относитесь к пиратству?