Sony закрывает серверы Driveclub — почему это выгодно Microsoft

Предыстория: Sony скоро удалит из PlayStation Store серию DriveClub и VR-экшен StarBlood Arena, отключив их серверы

Вчера стало известно, что Gran Turismo Sport получит очередное обновление. Заплатка станет доступна уже 26 сентября и, по предварительным данным, добавит в автосимулятор по меньшей мере 4 новых автомобиля. Между тем несколько месяцев назад без особой шумихи прошла другая новость: Sony закрывает сервера Driveclub — свое существование игра прекратит уже весной следующего года. И это не может не печалить.

Разумеется, у игроков никто не заберет возможность проходить Driveclub в оффлайне — для этого разработчики припасли немало действительно интересных соревнований. Проблема в том, что Sony намеренно убивает гонку, в продвижение которой вложила слишком много усилий.

Эпопея с игрой от Evolution Studios началась еще до того, как новенькая PlayStation 4 отправилась на магазинные прилавки. Японцы тогда отчаянно нуждались в аркаде, которая смогла бы стать «нашим ответом Forza Horizon». И Driveclub как нельзя кстати подходила на эту роль. Разумеется, о прямом копировании речи не шло — уж слишком контрастировал проект студии с тем, что предлагала своим поклонникам американская корпорация.

А задумала Evolution Studios сделать немного-немало, но самый настоящий клуб по интересам с сильным уклоном в социальные механики. Большие дяди на отчетных мероприятиях показывали красивые трейлеры, много обещали (в том числе бесплатную версию для подписчиков PS+) и… постоянно переносили дату релиза. В результате игра, в которой владельцы PS4 могут объединяться в так называемые клубы, ставить рекорды и гонять друг с другом, так и не вошла в стартовую линейку новой консоли от Sony.

Релиз состоялся только осенью 2014 года и… такого трескучего провала японцы уж точно не могли ожидать. В Driveclub, чье главное, титульное, достоинство — это ее онлайн, сетевой режим не работал вовсе. Разработчики даже не завезли погоду. Поклонники «зеленых» тихо посмеивались в уголке, а интернет полнился гневными отзывами. Некоторые покупатели даже хотели вернуть свои деньги. Evolution Studios было впору рвать волосы от отчаянья.

Крутое пике

Однако авторы гениальной в своей простоте MotorStorm поступили иначе. Вместо посыпания головы пеплом они продолжили упорно трудиться и за какой-то смешной срок починили опальную аркаду. В Driveclub появилась погода (причем такая, какую и современные игры воспроизвести не могут), онлайн заработал в полную силу, а сингловый режим дополнили пакетами DLC.

Еще немного погодя для Driveclub вышло дополнение Bikes, и всем стало ясно: авторы со своей задачей справились. Народ гонял в онлайне, проходил одиночные заезды, покупал дополнения и был, в общем-то, всем доволен. Да, конкурента Forza Horizon не случилось — ради одной этой гонки никто PS4 не брал. Однако владельцы консоли получили ультимативный гоночный снаряд, чья физика, несмотря на нарочитую аркадность, заставляла раз за разом жать на тормоз и думать, куда и как едешь.

Особенности сборки

Driveclub обладала (и обладает по сей день) какой-то своей неповторимой магией. Формально, если подходить к оценке с точки зрения белых квадратов и красных треугольников, ничего необычного Evolution не сделал. Даже хваленая социализация на поверку не сильно-то превзошла ту же систему Autolog из конкурентной Need for Speed. Игра цепляла совершенно другим — вот запустил ты гонку, взял рекорд на трассе, а там второй чемпионат, третий, онлайн-дуэль, попытка обуздать новую машину (они ведь все такие разные), и ты понял, что попал. И ведь головой-то осознаешь, что ничего необычного в Driveclub нет, но все равно затягивает. Уж очень игра удобна — в ней хочется проводить время.

Схожие эмоции «ну, еще полчасика и спать» дарила Forza Horizon, на Xbox One. На PlayStation аналогов работе Evolution Studios просто не было. Шли годы, под старт PS VR Driveclub обзавелась отдельной версией, а потом на прилавках появилась GT Sport — главная, как видится автору этих строк, проблема Driveclub.

Две не потянем

Самое смешное, что GT Sport не может быть прямым конкурентом работе Evolution Studios. Шутка ли, эта игра даже не полноценная Gran Turismo — обрубок, выпущенный Polyphony Digital для окучивания онлайн-аудитории. В GT Sport нет полноценной карьеры — она целиком и полностью заточена под мультиплеер. То есть, поле-то вроде одно (Driveclub тоже история про сетевые заезды), но на деле между этими двумя проектами лежит пропасть.

GT Sport не создана для легкого времяпрепровождения. Это симулятор с довольно высоким порогом вхождения и непомерными амбициями. Driveclub же — чистой воды аркада с чуть более сложным, нежели в какой-нибудь Ridge Racer, управлением. И с полноценным одиночным режимом на борту. И в эту аркаду до сих пор играют — пусть и не так активно, как на старте. Вот только Sony, похоже, предпочитает этого не замечать. Доходит до смешного: у Microsoft, чьи дела идут не то чтобы хорошо, хватает ресурсов поддерживать параллельно Forza Motorsport (симуляторную линейку) и Horizon. А у японского гиганта силы, очевидно, есть, а желания — нет.

Вот и получается, что Sony собственноручно закапывает один из двух своих гоночных эксклюзивов. В масштабах библиотеки PlayStation 4 потеря невелика, однако давайте посмотрим на ситуацию немного с иной стороны. Для людей, которые искренне любят гонки, сейчас выбор платформы очевиден — либо PC, либо Xbox One. У Microsoft есть полноценный симулятор (Forza Motorsport) и очень крутая аркадная серия (Horizon). Что может противопоставить Sony? Пока что лишь Driveclub и GT Sport. Сервера игры Evolution скоро закроются, а продукт Polyphony Digital — по сути, огрызок, заточенный исключительно под онлайн, которым далеко не все пользуются. В итоге, на стороне Microsoft (при условии равного количества мультиплатформы) остаются два мощных тайтла. У Sony же — шиш с маслом да кукиш за пазухой, который она показала всем, кто когда-то заплатил за коробку и сезонный абонемент Driveclub.

***

Кто-то скажет: «Две игры, тоже мне преимущество». Однако задумывались ли вы когда-нибудь о том, что круг хороших аркадных гонок (да и гонок вообще) с каждым годом сужается? Если взглянуть на библиотеку седьмого поколения консолей, то можно без проблем обнаружить десятки действительно классных проектов. Хотите сюжет? Запускайте Driver: San Francisco. Желаете стать каскадером? Пожалуйста — Stuntman: Ignition. А ведь была еще мегакрутая Project Gotham Racing 3-4, Blur — десятки их.

А теперь посмотрите, что творится сейчас. Хорошую аркаду днем с огнем не сыскать, а количество симуляторов год от года только уменьшается. И тут еще Sony фактически отсекает от себя немалое число тех, кто любит виртуальные гонки. Понятно, что японцы от этого не сильно обеднеют — у них вектор на сюжетные приключения сейчас направлен. Но это же не повод уничтожать один из самобытных эксклюзивов для своей платформы.

+1
Комментарии 3