История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

2 марта 2019, в 18:25

Друзья, пришло время продолжить наш цикл статей, посвященных серии Mortal Kombat! В первой части мы рассказали о предыстории создания Mortal Kombat и людях, её сделавших — Эде Буне и Джоне Тобиасе. Сегодня мы расскажем о сиквеле, триквеле, всемирной популярности и выпуске фильмов «Смертельная битва».


Технологические новшества Mortal Kombat 2

Сразу после коммерческого успеха Mortal Kombat в США, команда Midway приступила к разработке сиквела. Как это обычно бывает, он должен был стать лучше, краше и содержать те идеи, которые не удалось реализовать в первой части. Вот что заявил Эд Бун (Edward Boon):

Мы хотели, чтобы Mortal Kombat 2 выглядела иначе, чем оригинальная игра. И нам удалось реализовать в ней все, что мы хотели сделать в Mortal Kombat, и на что у нас не хватило времени.

Если первая игра была разработана командой из четырех человек, то вторую делали уже впятером, не считая артистов, которые приглашались для записи движений новых и старых персонажей. Работы стало больше, поэтому еще один человек не помешал.

Перед тем, как записывать движения актеров для оцифровки анимаций персонажей, существенно улучшили камеры — они начали записывать на уровне ТВ-вещания. Поскольку запись велась на пленку, все кадры затем обрабатывались вручную: удалялся фон, отдельные кадры использовались для спрайтов (проекции объёмного тела) палитрой в 64 и 128 цветов.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Но технологии не стояли на месте и, в конце этапа разработки, вместо ручной обработки процесс перевели на технологию «хромакей». Отснятый материал сразу обрабатывался на компьютере, что существенно упростило и ускорило процесс создания спрайтов. Больше стало и компьютерной графики — анимации превращений Шанг Цунга были нарисованы Джоном Фогелем (John Fogel) на компьютере, как и некоторые сложные добивания.

Переработали масштаб сцен — задники и размер игрового пространства стал гораздо меньше, а персонажи — больше. Камера начала выхватывать фаталити — наиболее сочные моменты, когда врага можно было запустить в потолок или пробить им пол. Публика была в восторге, когда камера следовала за поверженным врагом, вернее, его остатками.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Изменился и антураж сцен. Вместо однообразных площадей и развернутых в панораму арен, игра «спустилась на землю», предлагая живой лес, подвалы с кислотой, тюрьмы, оружейные комнаты и другое. Элементы окружения стали играть большую роль, так, на «Гробнице Битв» (тюрьма) одно из фаталити предлагало вбить врага в шипы на потолке и уже перед выходом в меню тело соскальзывало вниз.

Чтобы придать анимации большей реалистичности, Джон Тобиас (John Tobias), занимавшийся дизайном и графикой, предложил обрызгивать актеров водой, дабы они выглядели взмокшими, как будто после тренировки.

Во время обработки выделяли мускулы актёров и телесные тона, что лучше подчеркивало формы героев. За счет всех изменений, персонажи стали выглядеть гораздо естественней, а сами бои по такту и реалистичности стали напоминать кинофильм.

Изменился и саундтрек, за который отвечал Дэн Форден (Dan Forden) — стало меньше ритмичной и ударной музыки, азиатских мотивов в композициях, и гораздо больше электроники.


Новые персонажи, изменения в геймплее и сюжет Mortal Kombat 2

Команде Буна удалось представить в сиквеле все 12 персонажей, изначально планировавшихся для Mortal Kombat. Если сравнивать каноничные версии двух игр, то в Mortal Kombat 2 из оригинала перекочевало 5 героев: Лю Кенг, Джонни Кейдж, Рэйден, Рептилия, Скорпион и Саб-Зиро, а также один злодей — Шанг Цунг.

Не пользовавшихся большой популярностью у игроков Соню Блейд и Кано решили не добавлять в сиквел, но их модели можно увидеть на «Арене Кана» — они прикованы цепями к зрительским трибунам.

Нелишним будет сказать и про новых персонажей:

  • Кунг Лао — монах Шаолиня и член «Общества Белого Лотоса», который участвует в турнире, чтобы отомстить Шанг Цунгу. Известность получил за свою шляпу-холодное оружие, бросок которой разрезает врагов аки бритвенное лезвие. Друг Лю Кенга.
  • Джакс — старый товарищ Сони Блейд и лидер отряда армейского спецназа, в котором та служила. Выступает в турнире с благородной целью спасения Сони. Первый чернокожий персонаж в серии.
  • Китана — ассасин, личная слуга императора Внешних Миров Шао Кана и его приёмная дочь.
  • Барака — лидер расы Таркатанов из Внешнего Мира, гуманоид с множеством острых клыков вместо рта. Сражается большими лезвиями, начинающимися от локтей.
  • Милина — приёмная дочь Шао Кана, одна из его личных слуг и ассасин. На самом деле — клон Китаны с кровью Таркатанской расы, из-за чего имеет множество острых клыков вместо рта, которые прикрывает платком.

Новых персонажей удалось ввести аккуратно, а со старыми вышел конфуз. Так, вместо «старого» Саб-Зиро, которого Скорпион убил на турнире, выступает младший брат, более милосердный и с рядом новых действий, что выясняется только в концовке и проясняется в официальных комиксах.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Объясняется это просто — Mortal Kombat не планировалась как франшиза с глобальным сюжетом, который будет развиваться аки «Игра престолов» несколько сезонов. Вместо этого есть только общая тема — множество миров и «смертельная битва» как способ завоевать любой мир — и только один персонаж считался главным, в трилогии это Лю Кенг.

Но, поскольку других персонажей нельзя игнорировать (вдруг игроку нравится какой-то другой герой), они проходят игру вместо главного героя и получают собственную концовку. Тут уж разработчики могут оторваться по полной. Так, в первой части Рейден возгордился и устроил «смертельную битву» с другими богами, что привело к уничтожению всех миров. А в Mortal Kombat 2 этого вообще не было, Рейден — мудрый воин и защитник земных воинов во Внешних мирах.

История Mortal Kombat 2 прямо продолжает оригинал. Проиграв «смертельную битву» и потеряв Горо, Шанг Цунг возвращается во Внешние Миры к своему повелителю — императору Шао Кану. Он умоляет сохранить ему жизнь и предлагает хитрый план — вызвать воинов Земного Царства на турнир, который будет проходить во Внешнем Мире.

Поскольку участие в турнире нельзя отклонить (это приведет к техническому поражению), герои Земли будут вынуждены принять участие, и отправятся на территорию Шао Кана, где будут уничтожены. Победа над ними позволит Шао Кану захватить Землю, на что император соглашается и дарует Шанг Цунгу молодость и силы.

Колдун, в свою очередь, открывает портал из Внешних Миров на Землю, где отряд таркатанских воинов уничтожает храм Шаолиньских монахов. После успешной атаки Шанг Цунг с воинами Внешнего Мира перемещается в Лос-Анджелес с целью убить Джонни Кейджа.

По ходу дела Лю Кенг и Кунг Лао обнаруживают разрушенный храм и своих бездыханных товарищей и отправляются на помощь Джонни. Поддерживают их Саб-Зиро, Джакс и Рейден, которых Шанг Цунг и вызывает на турнир.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Ну а далее все как обычно — деремся с противником, поднимаемся по лестнице до самого верха и побеждаем Шао Кана. Концовку за колдуна можно считать плохой — он нападает на Землю с нескончаемой ордой демонов и обрекает человечество на вечную тьму. Но концовки за других персонажей стали положительными или нейтральными — разработчики уже не хотели сильно переписывать сюжет.

Не обошлось без секретных противников — Джейд (копия Китаны, только в зеленом костюме), Смоука (киборг-убийца, с приемами Рептилии и внешностью Рейдена) и Нуба Сайбота (перекрашенный Кано с теми же приемами).

Боевую систему оригинала расширили в Mortal Kombat 2, но фундаментальных изменений не было — все персонажи имели одинаковые: скорость, силу, высоту прыжка и время пребывания в воздухе. Появились простые движения, например, нижний удар рукой и нижний удар ногой в сидячем положении. Удар ногой с разворота был усилен и стал запускать противника в воздух.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Естественно, новым героям были придуманы новые фаталити, так же была расширен арсенал этих завершающих приемов у старых героев. В дополнение к фаталити, в Mortal Kombat 2 победитель мог применить специальные добивания — бабалити (превращение противника в плачущего младенца) и френдшип (вместо убийства побежденному дарили подарок, цветочек или кролика).

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

Появилась гравитация — в Mortal Kombat было очень легко «джагглить» противника (бить его в воздухе до смерти). Теперь же это стало невозможно — враги реагировали на полет реалистичнее, быстрее падали после удара на землю, а количество ударов, которые можно нанести противнику в воздухе сократилось до трех-четырех.

Достаточно быстро нашлась другая проблема игровой механики — игроки бились одним ударом или комбинацией ударов, все остальное время стоя в блоке и стараясь по максимуму уклониться от атак. Чаще всего игроки спамили удар ногой в прыжке.

Разработчики отказались от системы подсчета рейтинга по очкам, заменив её подсчетом числа побед.


Выход Mortal Kombat 2 или как Эд Бун стал лицом франшизы

По современным меркам Mortal Kombat 2 можно назвать стандартным сиквелом: больше персонажей и арен (с очень крутой их проработкой), более протяженное прохождение, улучшенная графика и анимации. Однако по тем временам, когда бесконечные продолжения и нескончаемые франшизы еще не вошли в моду, все это было в диковинку.

Поэтому Mortal Kombat 2 превзошла оригинал и до сих пор считается лучшей игрой в оригинальной трилогии. Да и критики были согласны, выставив, в среднем, от 80 % до 85 %. Релиз игры состоялся в октябре 1993 года для аркадных автоматов. История повторилась — ажиотаж, очереди к автоматам и продажи более 100 000 000 $. Игра была настолько популярна, что владельцы аркадных автоматов закрывали их на замок, чтобы никто не мог своровать плату с игрой.

Дистрибуцией Mortal Kombat 2 занималась компания Acclaim, и она не отказалась от масштабной PR-кампании — глобальный маркетинговый бюджет составил 10 000 000 $, а слоган гласил:

Ничто… ничто тебя не подготовит.

После выхода Mortal Kombat, компания Acclaim выпустила версию для консолей, которая продалась тиражом в 6 000 000 копий. По тем временам это было что-то сумасшедшее.

Мы же начали говорить о создании игры по «Звездным войнам», а затем наш генеральный менеджер пришел к нам и сказал: «Игра по «Звездным войнам»? Что вы имеете в виду? Вы не можете сделать игру по Star Wars. Вы должны сделать еще одну Mortal Kombat!

Идею сиквела мы даже не брали в расчет, все было проще: «О, вы делаете эту игру, а затем вы переходите к следующей игре». Оглядываясь назад сейчас, было бы действительно глупо, если бы мы не приняли эту идею.

История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена

О выходе «новой Mortal Kombat» регулярно говорили по ТВ и обсуждали в профильных журналах, а запомнилась она агрессивной рекламой, в которой роли исполнили те же актеры, что и в самой игре:

Acclaim профинансировала выпуск Mortal Kombat 2 для всех существовавших в то время платформ — SNES, Sega Mega Drive/Genesis/Master System и CD, Amiga, Game Gear, Game Boy, PC-DOS. Тут нужно уточнить, что выход Mortal Kombat на старых консолях был омрачен множеством технических проблем, а вот сиквел был портирован гораздо лучше, хотя не без недостатков, о которых лучше расскажет вики.

Возможность поиграть с другом, новые персонажи, приемы и добивания, и всё — не выходя из дома! Что еще нужно для счастья подростка?

В эпоху войны консолей разница между ними могла быть очень значительна, поэтому качество портов отличалось друг от друга. Лучшими считаются версии для PC и SNES. Продажи не подкачали — только за первую неделю игра заработала 50 000 000 $. Это больше, чем сборы вышедших в том же году голливудских блокбастеров «Правдивая Ложь», «Маска» и «Король Лев».

К концу года на разных платформах было продано не менее 2 500 000 копий, а доход составил 150 000 000 $. К 2002 году продажи превысили 400 000 000 $.

Помимо, непосредственно, разработки Эд Бун начинает продвигать Mortal Kombat в массы — приезжает на игровые выставки, участвует в Comic-Con и активно раздает интервью игровой прессе. Команд PR устраивает пресс-конференции разработчиков, где те отвечают на самые разные вопросы фанатов.

Acclaim продвигала Mortal Kombat во время… я думаю, это называлось Consumer Electronics Show, и они создали гигантского дракона — логотип игры — из множества пластмассовых кусочков. Я увидел это на их стенде, и у меня промелькнула мысль: «Боже мой, они потратили столько денег на создание какого-то дракона для шоу».

А позже, когда я увидел всю эту рекламу, шоу и обсуждения, я понял, что Mortal Kombat действительно стала коммерческой и массовой».

Не обошлось и без скандалов. Так, в США Mortal Kombat 2 назвали «самой кровавой игрой 1994 года», версии игры для Японии зацензурили, поменяв кровь на зеленую жижу, а в Германии все версии игры, кроме Game Boy, были запрещены к продаже за нарушение уголовного кодекса.

Впрочем, все это не помешало Mortal Kombat 2 стать культурным феноменом. Если первая игра зацепила аудиторию США, то вторая вышла на мировой уровень. Важную роль в этом сыграло и интенсивное продвижение — разница между релизом новых игр составляла около года.

В течение полугода-года после выхода версии для аркадных автоматов Acclaim выпускала порты, позволяя оставаться популярной и заставляя фанатов изучать каждую отдельную версию, обсуждать, какая же лучше. А тут и мерчант с комиксами подвалили, что только повысило популярность.

Предыстория: История создания вселенной Mortal Kombat. Часть 1. Эд Бун и аркадные автоматы, рождение легенды, неслыханная популярность и обвинения в жестокости

🔑 Бесплатные Steam-ключи
Читайте и обсуждайте свежие новости видеоигр там, где вам удобно:
Комментарии
(гость)
Зарегистрируйтесь, чтобы всегда оставлять комментарии под своим именем, без модерации и без капчи
4 месяца назад
Каким же шедевром в плане инноваций в то время МК воспринимался — и графика воспринималась реалистичной, и разнообразие приемов, о котором другие игры даже не мечтали...
Ответить Цитировать выделенное
+1