Как Tencent спасла Ubisoft и стала крупнейшей игровой компанией в мире — история успеха самого доброго китайского гиганта
20 марта Ubisoft наконец-то смогла спастись из цепких лап Vivendi, руководство которой спало и видело, как покупает контрольный пакет акций и устраивает поглощение. Теперь же акции разошлись другим компаниям, одна из которых называется Tencent. Не слышали про такую? А зря, ведь теперь это самая большая игровая империя в мире!
Из огня да в полымя: французы бежали от одного гиганта и попали на прицел к другому. Китайская Tencent — это не только спаситель для Ubisoft, но и планомерно растущая компания, занимающаяся изданием игр для всех платформ и аудиторий. Она имеет доли повсюду, и долгое время геймеры об этом даже не догадывались.
Что еще за Tencent?
Если спросить у среднестатистического геймера, какая компания имеет наибольший финансовый успех в игровой индустрии, то с большой вероятностью он назовет Activision, Ubisoft или Riot Games. И это будет ошибкой, но не грубой: каждое из этих юридических лиц напрямую связано с Tencent.
Это правда: Tencent владеет долями в Activision, Riot Games, Ubisoft и многих других крупных игроков на рынке. Последние 7 лет китайский гигант занимался планомерным вложением денег в акции крупнейших игровых предприятий, постепенно расширяя свое влияние на западный мир. Однако долгое время она находилась в тени.
Сделка между Tencent и Ubisoft выгодна не только последним: Ив Гиймо сохранит полный контроль над своим детищем, но теперь китайская компания будет иметь еще один канал для вывода своих продуктов. Уже сейчас он помог успешно выпустить в Китае мобильную игру Might & Magic Heroes: Era of Chaos.
5% акций не дают прямо влиять на дела Ubisoft. Но это китайцам и не нужно: французы уже выпустили другие свои игры в Китае. Например, HD-издания игр серий Far Cry, Rainbow Six, Assassin's Creed и Rayman Raving Rabbids. Не так давно Tencent порадовала азиатских геймеров выпуском Rainbow Six: Siege.
Великая китайская пищевая цепь
Китайская аудитория представляет более четверти от суммарного рынка видеоигр, который на текущий момент оценивается в $109 млрд., но урвать «часть пирога» не так уж и просто.
Tencent имеет выход на крупнейшие социальные сети в Китае, такие как WeChat и QQ. В WeChat более миллиарда активных пользователей — это половина Facebook, которая находится на первом в мире месте по охвату аудитории, или в 3 раза больше, чем имеет Twitter. Неплохо для компании, у которой 7 лет вообще никто ничего не знал?
Социальный ресурс направляется на другие сервисы Tencent. Например, на платежную систему TenPay. В декабре 2016 года была зарегистрировано 600 миллионов пользователей, которые проводят сотни миллионов транзакций каждый день. Каждый год Tencent зарабатывает на комиссии TenPay примерно $1,3 млрд.
Для работы всей этой системы необходимо наличие контента, который пользователи могут купить. Его у Tencent много, но в последние годы игры получают все больший охват. В 2017 году цифровые развлечения принесли 41% от дохода в $36,39 млрд. Схема крайне проста: издавай игры и продавай их через свою платежную систему.
Еще до выхода на европейских разработчиков, этот китайский «живчик» активно сотрудничал со многими китайскими девелоперами, а также монетизировал F2P-игры. У Tencent много партнеров, и практически везде эта компания имеет небольшую долю. Это мощная система, которая держится за каждое звено в своей пищевой цепочке.
История успеха Tencent
История сотрудничества Ubisoft и Tencent началась задолго до судьбоносной сделки в марте. Чтобы понять взаимоотношения между этими двумя компаниями, нужно сначала отследить их историю с самого начала. Французский издатель впервые вышел на китайский рынок в 1996 году, когда основал студию в городе Шанхай.
Tencent появилась в 1998 году. Компания начала активно расти на территории Китая, но на западе была абсолютно никому не интересна до 2009 года. Тогда был расцвет игр в жанре MOBA, и Riot Games решила выпустить свою League of Legends в Китае, заключив партнерство с уже набравшей силу Tencent.
Через 2 года Tencent купила 70% акций Riot Games, вложив более $400 млрд. Через несколько месяцев разработчики гордо рапортовали о том, что их детище собрало 15 миллионов пользователей. И это еще до запуска в Китае. После него цифры стали гораздо выше: 32 миллиона. 3 миллиона геймеров заходили в игру каждый день.
Нет ничего удивительного, что после такого успеха Tencent вложилась в полный выкуп Riot Games. Суммы тогда не были озвучены, но важнее другое: с тех пор Riot целиком и полностью была поглощена китайской компанией, которая изначально планировала только издать League of Legends на территории Китая.
Долговременное планирование
Позднее Tencent продолжила вливания в западные активы. Например, в 2012 году компания приобрела 48.4% акций Epic Games, которая является создателем Unreal Engine. Сейчас «Эпики» на волне популярности благодаря Fortnite, но неизвестно, что было бы без сделки с Tencent, которая была очень прибыльной и для последней.
Удивительно, но ставка Tencent сыграла спустя 6 лет: сейчас в мире взрывной рост баттл-роялей. И снова, как в случае с League of Legends, китайский издатель на коне. Вне зависимости от того, играют ли люди в Fortnite или PlayerUnknown’s Battlegrounds, Tencent получает прибыль, издавая сразу обе игры в Китае.
Activision тоже воспользовалась большими аппетитами Tencent. В 2013 году издатель старался как можно скорее решить свои собственные проблемы с Vivendi, позднее это вылилось в создание тандема Activision Blizzard. Однако была сделка, которая активно не тиражировалась в СМИ: Tencent тоже вкладывалась в независимость Activision.
Речь идет о покупке 25% акций за $8,17 млрд. Так Tencent получила эксклюзивные права на издание в Китае игр Call of Duty, Overwatch и Destiny. Все точно так же, как и в случае с Ubisoft: Tencent не лезет в личные дела компаний, но при этом ультимативно захватывает издательские преференции в китайском секторе.
Еще одно звено в цепи
Tencent также интересуется мобильной разработкой. Мировой хит Clash of Clans, который получил множество положительных отзывов, а также сотни подражателей, принес финской студии Supercell прибыль в $5,2 млрд в 2015 году. Год спустя Tencent предложила Supercell еще $8,6 млрд в обмен на 84% акций и стала ждать новых игр.
Увы, следующие 2 проекта Supercell (Boom Beach и Hay Day) не получили такого успеха, как Clash of Clans. А вот третий оказался весьма успешным: Supercell выпустила Clash Royale, которая заработала $1 млрд в первый год своего существования. И это еще один пример четкого планирования со стороны Tencent.
Стратегия этой компании заключается в постоянном инвестировании и распространении партнерства на как можно большее количество компаний. Так действуют многие, но Tencent имеет свой уникальный почерк: даже при наличии огромных вложений в акции она не пытается навязать свои планы другим. Даже имея место в совете директоров, Tencent оставляет подопечным полную свободу воли.
В случае с Ubisoft сделка прошла на том условии, что Tencent не будет покупать другие пакеты акций или продавать уже купленный. Такое условие вполне логично, потому что Ubisoft все еще может бояться активности Vivendi. Китайский гигант стал чем-то вроде «сейфа для ценных бумаг»: они у него есть, но открыть его, чтобы положить или достать бумаги, нельзя.
Колосс на глиняных ногах?
Tencent кажется неуязвимой, но на самом деле это не так. Через неделю после инвестиции в Ubisoft стало известно, что 2% акций самой Tencent были проданы. Эта сделка стоила Tencent $51 млрд, именно так изменилась суммарная стоимость активов компании. Ну а кто же был держателем этих самых акций?
Это компания Naspers. Ранее она занималась публикацией новостей, но в последние годы начала активно вкладываться в технологии. 2% акций Tencent она продала просто для получения прибыли. Это не все вложения, которые имеются у Naspers: в 2001 году она выложила в Tencent $32 млн. Благодаря росту последней эти 32 миллиона превратились в $167 млрд.
Фактически финансовый успех Naspers обеспечен взрывным ростом Tencent. Очень немногие могут похвастаться таким сногсшибательным вложением. Naspers владеет акциями пятой по ценности компании в мире. Круче только широко известные в Европе Apple, Alphabet, Amazon и Microsoft.
Выход во внешний мир
Недавно Tencent начала подготовку к полному захвату игрового рынка в Китае. Осуществить его планирует с помощью TGP Box — консоли на основе операционной системы Windows 10. Но это далеко не все планы компании. Получив значительную власть в Китае, Tencent начала уделять больше внимания западной игровой индустрии.
В мае 2017 года компания анонсировала WeGame — сервис цифровой дистрибуции видеоигр, который раньше назывался Tencent Games Platform. Он будет рассчитан в основном на владельцев PC. С помощью WeGame компания намеревается конкурировать со Steam. Невозможно? Что же, на территории Китая этот план сработал.
Также уже предпринимаются первые попытки издавать свои собственные игры на западе. Например, пользователи iOS и Android уже сейчас могут опробовать Arena of Valor, которая на самом деле является локализированной версией MOBA под названием Honor of Kings. Интересно, что Arena of Valor была изменена таким образом, чтобы быть хорошо принятой той аудиторией, для которой она издается.
Позднее Tencent намеревается выпустить еще одну версию игры, но уже в сотрудничестве с Nintendo. Очевидно, речь идет о релизе на Nintendo Switch. Это и многое другое ясно дает понять, что Tencent уже тесно в рамках Китая. Компания начинает работу во внешнем мире. И сделка с Ubisoft это лишь вершина большого айсберга.
Самый добрый гигант
Но Tencent не похожа на других «акул» на рынке ценных бумаг. Она купила акции Riot Games, Supercell, Activision и Epic Games, но при этом не пытается поглотить ни одну из этих и многих других компаний. Судя по всему, руководство Tencent не интересует мировая слава, оно просто делает инвестиции и «стрижет капусту». Возможно, именно поэтому Ubisoft заключили ту самую сделку.
Французы увидели в Tencent именно то, что им было нужно: отсутствие амбиций на поглощение. Vivendi угрожала самому процессу разработки, в то время как история Tencent говорит о том, что китайский гигант не ограничивает свободу своих подопечных.
Кажется, что Tencent невозможно остановить. Многие финансовые аналитики в последние годы часто шутят, что если Tencent не владеет частью какой-то компании в игровой индустрии, то скоро будет. Благодаря запретительным мерам в Китаей, этот игрок на рынке превратился в большую силу. Но вот парадокс: пока что он не использует эту силу, чтобы ограничивать тех, кто слабее.