21 декабря 2025-го в Лос-Анджелесе произошла автокатастрофа, которая унесла жизнь Винса Зампеллы (Vince Zampella). Он работал над играми для EA Games и Activision, причём его последний проект вышел в этом году — речь о нашумевшей Battlefield 6. В этой статье мы отметим самые яркие моменты за его тридцатилетнюю работу в индустрии.
В отличие от многих игровых разработчиков, Зампелла не смог закончить колледж и первое время выполнял поручения разнорабочего. Благодаря друзьям ему удалось устроиться в игровую компанию, где он тестировал новинки и отвечал на телефонные звонки. Во второй половине 90-х Винс Зампелла успел поработать в GameTek, Atari, Panasonic и SegaSoft.
Поворотным моментом в его карьере стал 1999 год, когда он устроился на работу в 2015 Inc. Зампелла выступил ведущим дизайнером Medal of Honor: Allied Assault, которая была посвящена высадке союзников в Нормандии и войне в Европе. В итоге игра в начале нулевых сделала шутеры про Вторую мировую популярными.
В 2002 году вместе с Грантом Кольером (Grant Collier) и Джейсоном Уэстом (Jason West) Винс Зампелла основал Infinity Ward, где занял должность исполнительного директора. Студия заключила соглашение с Activision, которая стремилась выпустить «убийцу Medal of Honor». Ею стала первая Call of Duty, вышедшая в итоге победительницей из этого соперничества. Сам Зампелла ещё успел поработать над второй частью, а также первыми двумя Modern Warfare. Их действие развернулось в современности, они вывели жанр на новый уровень и добились рекордных продаж. По мнению разработчика, у EA Games были все козыри на руках, но именно недальновидность издателя, желание держать полный творческий контроль над Medal of Honor и недостаточное финансирование студий привели к появлению Call of Duty, которая в итоге вышла победительницей из этого противостояния.
К сожалению, сотрудничество Зампеллы с Activision закончилось скандалом. Разработчика вместе с его коллегами уволили и не выплатили несколько десятков миллионов долларов, которые были должны по контракту. Это привело к многолетней судебной тяжбе. Она разрешилась в пользу бывших сотрудников Infinity Ward.
При этом Винс Зампелла трепетно относился к собственному игровому наследию. Когда в 2016 году было решено выпустить ремастер Call of Duty 4: Modern Warfare, он связывался с представителями Activision и убедительно просил ничего не испортить.
В апреле 2010-го Зампелла вместе с уже упомянутым Джейсоном Уэстом основали студию Respawn Entertainment. Они заключили контракт с EA Games и выпустили для них дилогию Titanfall. Это футуристический шутер от первого лица, где есть паркур и возможность управления огромными экзоскелетами. Ценителям сюжетных игр стоит обратить внимание на одиночный режим второй части, который оказался лучше, чем в сериях Call of Duty или Battlefield. О нём вы сможете узнать из нашего материала. Фанаты ждали триквел, но вместо этого руководители Electronic Arts решили выпустить королевскую битву Apex Legends. К 2019-му, благодаря Fortnite и PUBG: Battlegrounds, жанр стал популярным, поэтому EA Games хотела перетянуть себе часть аудитории. В том же году сам Зампелла утверждал, что команда занята ещё одной игрой в серии Titanfall, но она не вышла до сих пор.
Параллельно студия работала над одиночной игрой во вселенной «Звёздных войн». Star Wars Jedi: Fallen Order оказалась качественной souls-like, действие которой развернулось между третьим и четвёртым эпизодами. По качеству постановки её можно было сравнить с лучшими приключенческими проектами в духе Uncharted 2: Among Thieves, а сражения на световых мечах заставляли вспомнить времена Star Wars: Jedi Knight — Jedi Academy. Критики остались в восторге, а продажи перевалили за 10 миллионов копий. Больше информации об этом проекте вы можете узнать из нашей рецензии. Позже студия занялась прямым сиквелом, который получил подзаголовок Survivor. Ему мы посвятили отдельную статью.
Любите игры по «Звёздным войнам»?
Пройти опросСамого Зампеллу в 2020 году перевели в лос-анджелесское подразделение DICE. С 2021-го он возглавил разработку Battlefield. Перед ним стояла задача — вернуть серии былое имя после череды провалов. Он понимал, что пошло не так и был готов всё исправить. Шестая часть вышла в 2025 году. Судя по пиковому онлайну, отзывам и продажам, у него всё получилось. Подробности — в нашем обзоре. Печально, что этот успех оказался последним в насыщенной карьере Винса Зампеллы.
На момент автокатастрофы Зампелле было 55 лет. Его смерть для многих оказалась шоком. Бывшие и нынешние коллеги высказали слова соболезнования и отметили важную роль разработчика в развитии игровой индустрии. Вот что сказали представители Infinity Ward, чьи стены он покинул ещё в 2009 году:
«Покойся с миром, Винс. Как один из основателей студии Infinity Ward и создателей серии Call of Duty, ты навсегда останешься в нашей истории. Твоё наследие в создании культовых произведений бесценно. Мы выражаем глубочайшие соболезнования семье и близким Винса в связи с этой ужасной трагедией»
Имя Зампеллы плотно ассоциируется со студией Respawn Entertainment. Разумеется, её сотрудники тоже не стали молчать:
«Мы глубоко опечалены кончиной нашего основателя и дорогого друга Винса Зампеллы. Он был титаном и легендой этой индустрии, дальновидным лидером и силой, которая сформировала команды, которые выпустили такие игры, как Call of Duty, Titanfall, Apex Legends, Star Wars Jedi и Battlefield. Его влияние будет ощущаться многими поколениями.
Мы будем помнить Винса за то, как он каждый день проявлял себя, доверял своим командам, поощрял смелые идеи и верил в Respawn и Battlefield. Он отстаивал то, что считал правильным для людей, стоящих за этими студиями, и для наших игроков. Нам будет его очень не хватать. Наши сердца с его семьей, друзьями и всеми, кто его любил.»
Отдельное заявление опубликовали представители Electronic Arts:
«Это невообразимая потеря. Мы выражаем соболезнования семье Винса, его близким и всем, кого коснулись его работы. Винс оказал огромное влияние на индустрию видеоигр. Он был другом, соратником, лидером и дальновидным создателем, чья работа вдохновила миллионы геймеров и разработчиков по всему миру. Его наследие продолжит влиять на разработку игр будущих поколений»
Другие представители игровой индустрии тоже почтили помять разработчика.
***
Винс Зампелла повлиял на весь жанр шутеров от первого лица. Примечательно, что он успел поработать сразу над несколькими сериями, каждая из которых благодаря ему добилась успеха. А фанаты «Звёздных войн» могут поблагодарить его за действительно качественную серию по мотивам их любимой вселенной.
А какие проекты Зампеллы запомнились вам? Делитесь мнениями в комментариях!
Лучшая игра, над которой работал Винс Зампелла
Пройти опрос