Умер Томонобу Итагаки, автор серий Dead or Alive и Ninja Gaiden. Вспоминаем жизненный путь главы студии Team Ninja

Умер Томонобу Итагаки, автор серий Dead or Alive и Ninja Gaiden. Вспоминаем жизненный путь главы студии Team Ninja

Ermolaev Alexey
17 октября 2025, 16:16

16 октября 2025 года не стало Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki). Именно он ответственен за серию файтингов Dead or Alive и возрождение Ninja Gaiden. В этой статье мы вспомним самые яркие игры японского разработчика.

Ранние годы жизни и присоединение к команде Tecmo

Итагаки родился 1 апреля 1967 года. В 1992-м он получил диплом юриста в Университете Васэда, одном из самых престижных учебных заведений Японии. Вскоре после этого начинающий геймдизайнер устроился на работу в компанию Tecmo. Первое время он занимался SNES-версией Tecmo Super Bowl, игры про американский футбол. Проект сложно назвать выдающимся. Однако благодаря ему Итагаки получил опыт как разработчик.

Статьи про известных людей

  1. 7 пороков и 7 добродетелей Илона Маска
  2. ТОП-10 интересных фактов о Хидэо Кодзиме, самом известном японском разработчике
  3. ТОП-12 интересных фактов про Хидетаку Миядзаки, автора серии Dark Souls
  4. ТОП-10 интересных фактов про Тодда Говарда
  5. ТОП-10 интересных фактов о Филе Спенсере — человеке, который придумал Game Pass
  6. ТОП-10 интересных фактов про Сэма Лейка, сценариста Max Payne и Alan Wake
  7. ТОП-10 интересных фактов про Свена Винке — создателя Baldur's Gate 3 и любителя настоящих доспехов

Работа над серией Dead or Alive

Практически все культовые файтинги, за исключением Street Fighter, появились в 90-х. Тогда целевой платформой для них выступали аркадные автоматы. Версии для домашних консолей и ПК появлялись спустя время. Именно Итагаки поручили работу над новой серией, под названием Dead or Alive. Первая часть вышла в 1996 году на автоматах Sega Model 2.

К тому времени уже шло активное освоение 3D-технологий, поэтому было решено сделать трёхмерный файтинг. Игру хвалили за красивую графику и продуманную боевую систему. Она базировалась на механике Virtua Fighter, но с некоторыми отличиями. Например, здесь важную роль играла реакция на действия противника и контратаки, а не длинные комбо-цепочки. Также можно было брать в захват ту конечность соперника, которой он пытается ударить вас.

Но ключевая особенность игры — акцент на женской красоте. И дело не только в откровенных костюмах, которые часто встречались в играх того времени. У героинь Dead or Alive во время ударов заметно тряслась грудь. Причём амплитуду можно настроить в меню настроек. В последующих частях серии мы увидели более реалистичную физику и пикантные наряды в духе микро-купальников. Было заметно, что разработчики старались сделать девушек максимально привлекательными.

По словам Итагаки, он всегда стремился уделять внимание деталям, которых так не хватает в современных файтингах.

Позже вышел спин-офф Xtreme, в котором героини играют в пляжный волейбол. Разработкой первых частей также руководил Итагаки. Он не скрывал, что в этих играх есть пикантный контент, но, в то же время, заявлял, что не делает ничего вульгарного.

Итагаки не нравилось, как развивают серию Dead or Alive без него: c 2008 года он уже над ней не работал

Торинобу оставался директором команды Team Ninja до 2008 года. Параллельно с выпуском новых Dead or Alive ему поручили другую важную задачу — работу над легендарной серией конца 80-х и начала 90-х под названием Ninja Gaiden.

Знакомы с играми серии Dead or Alive?

Результаты

Возрождение Ninja Gaiden

Оригинальная трилогия Ninja Gaiden выходила с 1988 по 1991 годы на Nintendo Entertainment System, а позже её портировали на SNES. Это были хардкорные экшен-платформеры, которые мог пройти далеко не каждый игрок. Любопытно, что высокая сложность перекочевала и в перезапуск серии, которым руководил Итагаки.

Работа над новым проектом началась ещё в 1999-м. Изначально его планировали выпустить на Sega Dreamcast, но японская компания свернула выпуск консольного железа, поэтому игра стала временным эксклюзивом оригинальной Xbox. Её назвали просто Ninja Gaiden, без подзаголовков и цифр.

Действие перезапуска Ninja Gaiden и серии Dead or Alive разворачивается в одной вселенной

Ninja Gaiden — не платформер, а трёхмерный экшен с продуманной боевой системой. В нём есть множество видов оружия для ближнего и дальнего боя со своими уникальными особенностями, а также система магии. Для того, чтобы одолеть противников, желательно выстраивать серии комбо-ударов и уклоняться от вражеских атак.

Стоит отметить, что иногда разработчики слэшеры ориентируются исключительно на фанатов жанра и слишком уж переусложняют базовую механику. Нечто подобное произошло с Ninja Gaiden в 2004-м и с Devil May Cry 3: Dante's Awakening от Capcom спустя год. Случайные игроки просто не могли пройти их до конца. После многочисленных жалоб издатели выпустили специальные издания обоих проектов с более простыми режимами.

Перезапуск серии оказался успешным. За прошедшее время мы получили ещё две номерные части, а 21 октября 2025 года выйдет Ninja Gaiden 4. Ей занимается Team Ninja совместно с Platinum Games. Правда, к этой игре Итагаки уже не имеет никакого отношения.

Devil's Third. Единственный серьёзный провал в карьере Томонобу Итагаки

В 2008 году, после череды скандалов, Итагаки покинул Tecmo. Вместе с другим бывшим сотрудником компании Канэмацу Сатоси (Kanematsu Satoshi) он основал студию Valhalla Game Studios. Они занялись работой над шутером от третьего лица с продвинутой системой ближнего боя под названием Devil's Third. К сожалению, проект попал в производственный ад. Ситуация усложнилась банкротством THQ, которая выступала издателем. В итоге игру выпустила Nintendo эксклюзивно на Wii U в 2015 году. Она собрала разгромные отзывы от журналистов и с треском провалилась в продажах. В целом, тут всё справедливо: игра получилась устаревшей по всем параметрам и не могла предложить ничего интересного.

Devil's Third стала последним проектом, разработкой которого руководил Итагаки. В 2021-м Valhalla Game Studios закрыли. Он основал новую компанию под названием Itagaki Games, однако за прошедшие годы ни одной игры ей выпустить не удалось.

Томонобу Итагаки: личность и подход к играм

Японская игровая индустрия всегда шла своим путём, но при этом влияла на весь остальной мир. Сам Итагаки заявлял, что смог наладить связь с западной культурой — его проекты пользовались популярностью за пределами Страны восходящего солнца. Примечательно, что первые две Ninja Gaiden из серии перезапусков разрабатывались для американских консолей Xbox и Xbox 360. На решении выпустить эксклюзив для устройств Microsoft настаивал сам Итагаки.

Разработчик считал, что игры должны быть в первую очередь интерактивными. Поэтому критиковал авторов Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Final Fantasy 10 за то, что они уделяют слишком большое внимание кат-сценам вместо геймплея. Помимо этого, разработчик открыто высказывался против авторов Tekken и упрекал их в отсутствии свежих идей. Впрочем, продюсер серии Кацухиро Харада (Katsuhiro Harada) утверждал, что подобные заявления были частью пиар-кампании Dead or Alive для привлечения внимания со стороны западных СМИ.

Практически на всех фотографиях Итагаки носит тёмные очки. Можно подумать, что у него было плохое зрение. Но дело в другом — он увлекался азартными играми и не хотел, чтобы соперники определяли его эмоции по глазам. В итоге разработчик начал носить очки, а спустя время они стали частью его повседневного стиля.

Также хочется отметить, что в его офисе была большая коллекция катан, которые сделал отец. Мне кажется, она отлично сочетается с его работой над Ninja Gaiden, где японский меч оказался основным оружием главного героя.

Исполняя просьбу Итагаки, близкий человек опубликовал эти слова после его смерти:

Свет моей жизни, наконец, тускнеет. То, что это сообщение опубликовано, означает, что моё время наконец пришло. Меня больше нет в этом мире. Моя жизнь была серией сражений, в которой я продолжал побеждать. Я тоже доставил много неприятностей. Я горжусь тем, что следовал своим убеждениям и боролся до конца. У меня нет сожалений. Но печально, что я не смог предоставить новое произведение своим фанатам. Простите меня. Такова жизнь. Такова судьба

***

Итагаки оставил заметный след в игровой индустрии. Его серия Dead or Alive не потерялась на фоне Mortal Kombat и Street Fighter, а обрела собственную фан-базу. Более того, она породила спин-оффы — симулятор волейбола и визуальную новеллу со свиданиями, чем другие файтинги похвастаться не могут.

Благодаря Томонобу Итагаки новая жизнь обрела и Ninja Gaiden. Перезапуски часто оказываются неудачными — вспомнить хотя бы DMC: Devil May Cry или Prince of Persia (2008). Однако приключения Рю Хаябусы вышли по-настоящему увлекательными, а геймплей — актуальным и востребованным. По этой причине игры серии Ninja Gaiden продолжают выходить и сегодня.

А вам нравятся игры, которые выпустил Томонобу Итагаки? Делитесь мнениями в комментариях!

Любимая игра Томонобу Итагаки

Результаты
    Об авторе
    Комментарии1