Чёрно-белая визуальная новелла «Зайчик» Tiny Bunny основана на одноимённом рассказе интернет-писателя Дмитрия Мордаса. Разработчики из Saikono не просто перенесли ключевые события в формат видеоигры, а расширили оригинал и сделали историю нелинейной. В результате получился один из самых интересных представителей жанра за последнее время. 5 декабря 2025 года вышел финальный пятый эпизод. Мы уже прошли полную версию «Зайчика» и спешим поделиться впечатлениями.
Рассказ «Зайчик» ощущается как вариация на тему творчества Стивена Кинга (Stephen King). В первую очередь, вспоминается роман «Оно» (It), который получил экранизацию и сериал-приквел. Действие произведения Дмитрия Мордаса разворачивается в посёлке, где регулярно пропадают дети, подростки часто ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам, а рядом есть неведомое зло, которое жаждет человеческой плоти. События развиваются стремительно, но действие обрывается слишком уж быстро. Происходящему явно не хватает деталей — мы почти ничего не знаем о персонажах, поэтому они не вызывают сочувствия. Да и страшной эту историю назвать не получится.
Однако в «Зайчике» чувствовался потенциал. И он раскрылся в игре по мотивам. Несмотря на то, что некоторые монологи и сцены перенесены один в один, сюжет визуальной новеллы заметно отличается от рассказа. Например, в ней много важных подробностей, которые погружают в эту жуткую, но по-своему притягательную атмосферу, пропитанную ностальгией.
К чувству ностальгии обращаются многие игры. Например, «Бесконечное лето» заставляло вспомнить времена беззаботного детства, пионерские лагеря и первые робкие попытки познакомиться с девушками. «Зайчик» тоже заигрывает с нашим прошлым, но при этом пытается пробудить давно забытые страхи. Причём речь не только об известных пугалках в духе заставки телекомпании «ВИD», но и о куда более личных моментах.
Например, автор этих строк вспомнил детский ужас от того, что родители могут развестись, полную растерянность во время похорон бабушки и панику от мысли, что я потеряюсь и меня не найдут. Всё это словно всплывает в памяти и пугает сильнее любого скримера, которые тут тоже есть. Возможно, вы вспомните другие ситуации, например, опасения, что одноклассники будут недолюбливать вас как новенького или начнут дразнить за очки с толстой оправой.
Впрочем, «Зайчик» касается и других тем, которые свойственны девяностым. Главный герой Антон расстроился, когда получил в подарок на день рождения обычный «Тетрис» — парень мечтал об аудиоплеере и поездке в «Диснейленд». Дома у него есть «Денди», вместе с младшей сестрой они смотрят мультики на видеокассетах, а их полки заставлены синими бегемотиками из «Киндер-Сюрприза». Настоящим сокровищем для парня оказалась жвачка Turbo с вкладышем, на которой нарисован «Мерседес». А когда девочка, которая ему нравится, предложила заполнить анкету в тетрадке, он просто засветился от счастья.
Персонажи упоминают как общемировые тренды в духе диснеевских мультфильмов, так и российские феномены, например, сериал «Улицы разбитых фонарей» или телепередачи, которые вёл Сергей Супонев. Обыгран даже стереотип, в который верили взрослые, что приставка может испортить кинескоп телевизора. Благодаря таким мелочам атмосфера 90-х воссоздаётся безупречно.
Часто проходите визуальные новеллы?
Пройти опросЕсли поначалу делается ставка на атмосферу, то ближе к концу прохождения «Зайчик» превращается в полноценный боди-хоррор. Например, нам без стеснения показывают изуродованные человеческие и звериные тела, которые кишат опарышами. Такие моменты вряд ли напугают фанатов ужастиков, но игрок понимает, что перед ним первородное зло, которое терроризирует местных жителей. Хочется не только найти способ победить его, но и просто понять природу этих монстров. Однако игра не спешит раскрывать свои секреты, а лишь оставляет намёки и почву для размышлений.
С технической точки зрения «Зайчик» выглядит просто — никакой трёхмерной графики, только статичные картинки, которые иногда дополнены анимацией. Однако здесь на первый план выходит художественная составляющая. Персонажи, декорации и пейзажи проработаны до мелочей. А чёрно-белый рисунок создаёт нужный настрой и слегка нагоняет жути, как в старых хоррорах. Эффект усиливается благодаря характерной ряби изображения в главном меню, который возникал из-за того, что плёнка со временем сыпалась. Лишь в некоторых эпизодах мы можем увидеть цветную картинку. Причём такие моменты чётко обусловлены сюжетом. Нечто подобное встречалось, например, в недооценённом экшене The Saboteur.
Атмосфера и сюжет не производили бы сильного впечатления, если бы «Зайчик» оказался линейной игрой. К счастью, в ней есть вариативность — начиная со второго эпизода, нам придётся делать выборы с серьёзными последствиями. Некоторые решения кажутся очевидными — например, всегда лучше попробовать дать отпор хулиганам, чем молча терпеть издевательства. Но отказ взять малозначимый, на первый взгляд, предмет может повести сюжет в совершенно другую сторону или даже привести к преждевременной концовке. Жестокость окружающих кажется особенно ужасающей, когда сверстники действительно могут убить главного героя.
Впрочем, некоторые действия самого Антона могут шокировать ещё сильнее. Но тут многое зависит от ваших решений, которые приведут к одному из двадцати финалов. Причём для полноты картины желательно увидеть все варианты развития событий. В них сценаристы оставили много намёков на то, что происходило в этом посёлке. Однако однозначного ответа вам не дадут.
Есть в «Зайчике» и романтические линии. Одна из них проработана прекрасно, а остальные, кажется, добавлены для галочки. В пятом эпизоде авторы попытались создать интригу, но она не работает — симпатия большинства игроков явно останется на ключевой героине. При этом интересно наблюдать за её поведением, когда Антон неожиданно начнёт уделять внимание другой красотке.
Авторы «Зайчика» сделали ставку на сюжет и атмосферу, поэтому геймплей здесь вторичен. Помимо принятия важных решений, от вас потребуется участвовать в мини-играх, где нужно соединять обрывки фотографии друг с другом или просто вовремя нажимать нужную кнопку. А ещё в отдельных сценах можно осмотреть территорию для получения дополнительной информации. Всё остальное время вы будете просто наблюдать за персонажами и слушать, что они говорят. Здесь даже нет полноценных диалоговых окон, где можно задавать вопросы героям.
С другой стороны, от визуальных новелл мы и не ждём сложного геймплея. Их ключевая задача — рассказать интересную историю, развитие которой напрямую зависит от игрока. А с этим игра отлично справляется.
***
«Зайчик» — прекрасная визуальная новелла с интригующим сюжетом, густой атмосферой и лёгкими нотками ностальгии по 90-м. Порекомендовать её можно как ценителям жанра, так и тем, кому нравятся мрачные хорроры. Но если вы равнодушны к этим направлениям, можете смело проходить мимо.
Уже ознакомились с «Зайчиком»?
Пройти опрос