19 июня 1999 года вышла Counter-Strike 1.0. Изначально она была модом для первой Half-Life, но позже её выпустили как отдельную игру. С тех пор проект сменил несколько движков и стал бесплатным, но его суть не изменилась — мы берём под контроль бойцов одной из двух противоборствующих сторон, освобождаем заложников, взрываем бомбы и, конечно, стреляем по игрокам из команды соперников. В этой статье мы расскажем о рождении Counter-Strike и её развитии в течении двух с половиной десятилетий.
В 1999 году Valve выпустила набор SDK-инструментов для первой Half-Life, который позволяет создавать модификации. В результате, мы увидели множество самых разных модов, от дополнительных локаций Чёрной Мезы до весьма оригинальных проектов, например, мрачного шутера на Диком Западе под названием Half-Rats: Parasomnia.
Разработчики Минь Ле (Minh Le) и Джесс Клифф (Jess Cliffe) решили переработать мультиплеер Half-Life под новый формат. Вместо охранников, которые стреляют друг в друга из футуристичного оружия, они предложили сражения спецназа против террористов в современных реалиях. Бета-версия мода была выпущена в июне 1999 года. Простая, но увлекательная концепция быстро привлекла к игре любителей шутеров от первого лица. Причём популярность модификации можно было сравнить с полноценными играми, заточенными под мультиплеер, такими как Unreal Tournament и Quake 3: Arena.
Успехом Counter-Strike заинтересовалась Valve. Весной 2000 года Минь и Джесс были приглашены на официальную работу, а 8 ноября их модификация вышла как отдельная игра, независимая от Half-Life. Отметим, что это далеко не единственный пример, когда Valve трудоустроила мододелов и выпускала их проекты. Можно ещё вспомнить Team Fortress Classic, Dota 2 и Black Mesa (ремейк первой Half-Life).
Но вернёмся к Counter-Strike. В первой версии игры было три режима мультиплеера — «Спасение заложников», «Заминировать/Обезвредить» и «Убийство VIP». Возможно, вы впервые слышите о третьем виде соревнований. В нём один из игроков выступает как особый персонаж, которого спецназ должен довести до точки эвакуации, а террористам нужно его убить. Звучит интересно, но на практике эта механика оказалась скучной, поэтому не пользовалась популярностью. Не удивительно, что её признали неудачной.
А вот «Спасение заложников» и «Заминировать/Обезвредить» оказались увлекательными режимами. Спецназу и террористам нужно либо выполнить конкретную задачу, либо просто перестрелять всех противников. Для этого используется обширный арсенал, от пистолетов до автоматических и снайперских винтовок, а также светошумовых, дымовых и осколочных гранат. Оружие предстоит покупать за деньги, причём сумма на вашем счету зависит от успеха в предыдущем раунде. В будущих обновлениях и новых частях серии появлялись другие виды оружия, однако глобально механика осталась неизменной с 1999 года.
Оригинальную версию игры развивали до 2003 года включительно. 15 сентября вышло обновление 1.6, которое оказалось финальной версией первой Counter-Strike. Именно в ней мы увидели непробиваемые щиты, которые часто вызывали раздражение у игроков. В Counter-Strike: Source от них отказались, но вернули в режиме «Запретная зона» в CS:GO.
Counter-Strike 1.6 как киберспортивная дисциплина оказалась намного популярнее, чем ближайший конкурент в лице Quake 3: Arena. Даже спустя годы игроки не хотели переходить на более современные версии игры. Но об этом мы расскажем позже.
Counter-Strike у большинства игроков ассоциируется исключительно с мультиплеером. Однако в 2004 году серия в первый и последний раз получила полноценный сюжетный режим. В Condition Zero мы играем за бойца спецподразделения, который устраняет различные террористические угрозы по всему миру. Геймплей по-прежнему мог увлечь любителей шутеров, но графика первой Half-Life за шесть лет успела устареть. В результате игра выглядела как гость из прошлого. К тому же она вышла в один день с первой Far Cry, которая смотрелась гораздо лучше. А уже в октябре состоялся релиз Counter-Strike: Source, поэтому о Condition Zero быстро забыли.
В 2004 году сразу несколько команд-разработчиков выпустили шутеры от первого лица с графикой, которая поражала воображение. Помимо уже упомянутой Far Cry, мы увидели Doom 3, Half-Life 2 и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Примерно за месяц до релиза второй «Халфы» на полках магазинов появилась новая Counter-Strike, которая была разработана на современном движке Source. Кроме передовой графики, авторы добавили реалистичную физику. Она не использовалась в геймплее, как в Half-Life 2, однако красиво бьющиеся стёкла и мелкие предметы, которые разлетались от взрывов, выглядели эффектно.
Но если внешне Counter-Strike: Source выглядела инновационно, то в ее основе лежала та же механика, что и в первой части. Более того, большинство карт представляло собой ремейки локаций из оригинала. Именно они и пользовались популярностью у игроков. Впрочем, многие из них ещё много лет продолжали запускать Counter-Strike 1.6. Движок Source оказался требовательным к компьютерному железу, и далеко не у всех пользователей была возможность играть с высокой частотой кадров. А просадки FPS в случае со скоростным шутером оказывают сильное влияние на геймплей.
Доходило до того, что игроки на крупных киберспортивных мероприятиях бойкотировали Counter-Strike: Source. Однако в ситуацию вмешалась Valve. Она действовала сразу по двум направлениям. С одной стороны, компания настаивала на внедрении новой версии игры, а с другой — регулярно выпускала патчи, которые к 2009 году довели шутер до безупречного состояния. К тому же, для Counter-Strike: Source вышло множество модификаций, от зомби-режима до футбола, которые заметно меняли базовый геймплей.
Ваша любимая часть серии Counter-Strike
Пройти опросВо время работы над следующей версией Counter-Strike компания Valve активно сотрудничала с киберспортсменами. Они помогли отточить баланс уже известных и новых для серии режимов в духе Deathmatch и Gungame («Гонка вооружений»). Отметим, что ранее они появлялись в модах для CS: Source. Среди нововведений можно отметить рейтинговую систему, грамотный подбор игроков для сражений друг с друга, а также новые виды огнестрела, гранаты-обманки и коктейли Молотова.
На этот раз игроки спокойнее восприняли переход на новую игру. Её движок не был инновационным для своего времени, поэтому отлично работал даже на средних компьютерах. А в 2018-м Counter-Strike: Global Offensive вовсе стала бесплатной. Всё это способствовало её популярности. Отметим, что CS:GO — единственная игра серии, которая вышла на консолях. Запустить её можно на PS3 и Xbox 360, а также на более поздних устройствах Microsoft по обратной совместимости.
27 сентября 2023 года CS:GO была заменена на более совершенную версию игры под названием Counter-Stirke 2. Похожий трюк в то же время провернула Blizzard, которая выпустила вторую Overwatch и закрыла серверы первой части. Правда, Valve подошла к собственному наследию более грамотно. Да, нововведения, за исключением улучшенной графики, больше напоминают патч, чем полноценную новую часть. Отображение звуков на мини-карте, переработка механики дыма от шашек, увеличенная длительность действия светошумовых гранат, улучшенная регистрация попаданий — всё это не тянет на революцию, но точечно улучшает базовую механику. Результат говорит сам за себя: на данный момент Counter-Strike 2 является самой популярной игрой Steam.
В Counter-Strike есть возможность покупать и продавать скины на оружие. Их можно получать разными способами, от регулярного участия в различных матчах до открытия кейсов на неофициальных сайтах. Самая дорогая покупка скина произошла относительно недавно — уникальный скин «Поверхностная закалка» для АК-47 был продан за $1,5 миллиона (132 миллиона рублей). История кликера Banana показала, что ради платных скинов игроки готовы уделять время даже максимально простым проектам.
За 25 лет, которые прошли с даты релиза первой Counter-Strike появилось множество мемов, которые связаны с этой серии. Некоторые из них мы включили в нашу статью.
***
Counter-Strike иногда упрекают за слишком простую механику на фоне Battlefield и Call of Duty. Однако её тактический геймплей со ставкой на быструю реакцию и грамотные командные действия популярен даже сегодня.
А вы играете в Counter-Strike? Делитесь мнениями в комментариях!
Играете в Counter-Strike?
Пройти опросДействительно были у них авторские права? Можно их было получить для продажи своей игры не лицензируя движок Half-Life? По закону вряд-ли. В Valve могли поступить как с Dota 2, взяв идею у War Craft или с Portal они тоже были далеко не первыми. Со слов Гейба идея была взята из игры Narbacular Drop. В Valve как раз могли взять чужие наработки запросто, поскольку авторского права у модификаторов прототипа будущей контры не было. И вообще это мод от их игры. Но Гейб Ньюэлл как мудрый порядочный человек принял правильное решение. Найти, позвать и предложить работу. Вместо возможных сканалов. И придумывать переделывать ничего не нужно. Продолжить дорабатывать что есть. Надо уточнить ещё: получают Мин Ли и Джесс Клифф свои авторские. Ну и далеко не всё они сами сделали. Прототип не был уже полноценной Counter-Strike. Многих известных карт не было, которым авторы тоже другие люди.
так поэтому и говорю что они только мод сделали, тем самым могли нанять или присоединиться к другим разрабам, которые сделали свой совместный проект. Гейб то много что может говорить, а как на самом деле было, кто его знает. И да удивительный факт, что валве по сути воры, которые нажились на чужих проектах таких как кс и дота присвоив лавры себе
Могли, но почему-то не сделали. Гейб опередил. 🙂У самих модеров средств не было, видимо. С другой стороны так о ворах можно про модеров говорить. За модификации игр, созданных не ими. Counter-Strike — модификация Half-Life, Dota первая основана на War Craft. А если движок лицензировали и продают законно, то не воры, но наживаются. Как gearbox на Opposing Force, например. Этот тоже мод Half-Life.
поспешное решение, денюжкой поманил вот глаза и засверкали.. а он на этом целое состояние сделал. Ну так видишь, все лавры моддерам должны быть, а не какой то там компании которая приобрела чужой труд. Движок их, модельки и т.д а сама идея моддеров. Саму идею реализовать намного труднее, чем эти все модельки, которые уже были созданы.
Насчёт присвоения чужого труда полностью согласен. Так капиталистическая экономика устроена. Если нету средств — нанимайтесь работать в компанию или вовсе ни с чем оставайтесь. Насчёт реализации идей, которые труднее реализовать уже на чём-то готовом — не согласен. Конкретно эти не труднее. Да и в идеях ничего особенно нового не было. Кроме новых режимов и покупки оружия. Командные бои по сети уже были в других играх. Та же Team Fortress вышла раньше ещё для Quake. B прототип Counter-Strike для Quake была тоже. Называлась Navy Seals.
средства всегда найдутся если к этому приложить усилия, сейчас есть кредиты, займы, могли бы вступить уже к существующим компаниям.. было бы желания. В идее как раз таки дохрена что было, глянь вон сколько дота 2 приносит дохода валве и это все благодаря моддерам начинающих с варкрафта 3
"Согласно пользовательскому соглашению EULA, игроки не имеют никаких прав на Dota, так как не могут распространять модификации в коммерческих целях."
https://dtf.ru/flood/6733-delo-ob-avtorskih-pravah-na-dota-2-peredali-v-sud-prisyazhnyh
было время, когда любил смотреть банан vs маньяк в cs:go от дяди квантума (ютуб канал Quantum Games) угар там знатный был, веселье, которое не передать словами. вот именно эти рофельные видосы у меня стали плотно ассоциироваться с кской. в 1.6 играл очень немного, так же как и в CS:GO
те люди которые продали мод к HL под кс по любому жалеют об этом, сейчас бы такими богатыми были