Статьи 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица

25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица

shaixe
Читать в полной версии

19 июня 1999 года вышла Counter-Strike 1.0. Изначально она была модом для первой Half-Life, но позже её выпустили как отдельную игру. С тех пор проект сменил несколько движков и стал бесплатным, но его суть не изменилась — мы берём под контроль бойцов одной из двух противоборствующих сторон, освобождаем заложников, взрываем бомбы и, конечно, стреляем по игрокам из команды соперников. В этой статье мы расскажем о рождении Counter-Strike и её развитии в течении двух с половиной десятилетий.

Оригинальная Counter-Strike. Как модификация для Half-Life стала полноценной игрой

В 1999 году Valve выпустила набор SDK-инструментов для первой Half-Life, который позволяет создавать модификации. В результате, мы увидели множество самых разных модов, от дополнительных локаций Чёрной Мезы до весьма оригинальных проектов, например, мрачного шутера на Диком Западе под названием Half-Rats: Parasomnia.

Разработчики Минь Ле (Minh Le) и Джесс Клифф (Jess Cliffe) решили переработать мультиплеер Half-Life под новый формат. Вместо охранников, которые стреляют друг в друга из футуристичного оружия, они предложили сражения спецназа против террористов в современных реалиях. Бета-версия мода была выпущена в июне 1999 года. Простая, но увлекательная концепция быстро привлекла к игре любителей шутеров от первого лица. Причём популярность модификации можно было сравнить с полноценными играми, заточенными под мультиплеер, такими как Unreal Tournament и Quake 3: Arena.

Успехом Counter-Strike заинтересовалась Valve. Весной 2000 года Минь и Джесс были приглашены на официальную работу, а 8 ноября их модификация вышла как отдельная игра, независимая от Half-Life. Отметим, что это далеко не единственный пример, когда Valve трудоустроила мододелов и выпускала их проекты. Можно ещё вспомнить Team Fortress Classic, Dota 2 и Black Mesa (ремейк первой Half-Life).

Но вернёмся к Counter-Strike. В первой версии игры было три режима мультиплеера — «Спасение заложников», «Заминировать/Обезвредить» и «Убийство VIP». Возможно, вы впервые слышите о третьем виде соревнований. В нём один из игроков выступает как особый персонаж, которого спецназ должен довести до точки эвакуации, а террористам нужно его убить. Звучит интересно, но на практике эта механика оказалась скучной, поэтому не пользовалась популярностью. Не удивительно, что её признали неудачной.

А вот «Спасение заложников» и «Заминировать/Обезвредить» оказались увлекательными режимами. Спецназу и террористам нужно либо выполнить конкретную задачу, либо просто перестрелять всех противников. Для этого используется обширный арсенал, от пистолетов до автоматических и снайперских винтовок, а также светошумовых, дымовых и осколочных гранат. Оружие предстоит покупать за деньги, причём сумма на вашем счету зависит от успеха в предыдущем раунде. В будущих обновлениях и новых частях серии появлялись другие виды оружия, однако глобально механика осталась неизменной с 1999 года.

Оригинальную версию игры развивали до 2003 года включительно. 15 сентября вышло обновление 1.6, которое оказалось финальной версией первой Counter-Strike. Именно в ней мы увидели непробиваемые щиты, которые часто вызывали раздражение у игроков. В Counter-Strike: Source от них отказались, но вернули в режиме «Запретная зона» в CS:GO.

Появление спецназовцев со щитами вынуждало резко менять тактику. Это было особенно сложно, если их прикрывали бойцы с винтовками

Counter-Strike 1.6 как киберспортивная дисциплина оказалась намного популярнее, чем ближайший конкурент в лице Quake 3: Arena. Даже спустя годы игроки не хотели переходить на более современные версии игры. Но об этом мы расскажем позже.

Condition Zero — сюжетный режим Counter-Strike

Counter-Strike у большинства игроков ассоциируется исключительно с мультиплеером. Однако в 2004 году серия в первый и последний раз получила полноценный сюжетный режим. В Condition Zero мы играем за бойца спецподразделения, который устраняет различные террористические угрозы по всему миру. Геймплей по-прежнему мог увлечь любителей шутеров, но графика первой Half-Life за шесть лет успела устареть. В результате игра выглядела как гость из прошлого. К тому же она вышла в один день с первой Far Cry, которая смотрелась гораздо лучше. А уже в октябре состоялся релиз Counter-Strike: Source, поэтому о Condition Zero быстро забыли.

Истории игровых серий

  1. История серии Diablo: 27 лет мрачного фэнтези
  2. Hitman: история серии и Агента 47. Рассказываем, откуда взялся лысый киллер, почему у него пять отцов и что значит штрих-код
  3. История серии Medal of Honor
  4. 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
  5. История серии Mortal Kombat. Часть 1. Эд Бун и аркадные автоматы, создание вселенной, рождение легенды, неслыханная популярность и обвинения в жестокости
  6. VGStory: история серии Far Cry — 15 лет успеха

Counter-Strike: Source — знакомая механика и передовые технологии

В 2004 году сразу несколько команд-разработчиков выпустили шутеры от первого лица с графикой, которая поражала воображение. Помимо уже упомянутой Far Cry, мы увидели Doom 3, Half-Life 2 и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Примерно за месяц до релиза второй «Халфы» на полках магазинов появилась новая Counter-Strike, которая была разработана на современном движке Source. Кроме передовой графики, авторы добавили реалистичную физику. Она не использовалась в геймплее, как в Half-Life 2, однако красиво бьющиеся стёкла и мелкие предметы, которые разлетались от взрывов, выглядели эффектно.

Но если внешне Counter-Strike: Source выглядела инновационно, то в ее основе лежала та же механика, что и в первой части. Более того, большинство карт представляло собой ремейки локаций из оригинала. Именно они и пользовались популярностью у игроков. Впрочем, многие из них ещё много лет продолжали запускать Counter-Strike 1.6. Движок Source оказался требовательным к компьютерному железу, и далеко не у всех пользователей была возможность играть с высокой частотой кадров. А просадки FPS в случае со скоростным шутером оказывают сильное влияние на геймплей.

Доходило до того, что игроки на крупных киберспортивных мероприятиях бойкотировали Counter-Strike: Source. Однако в ситуацию вмешалась Valve. Она действовала сразу по двум направлениям. С одной стороны, компания настаивала на внедрении новой версии игры, а с другой — регулярно выпускала патчи, которые к 2009 году довели шутер до безупречного состояния. К тому же, для Counter-Strike: Source вышло множество модификаций, от зомби-режима до футбола, которые заметно меняли базовый геймплей.

Ваша любимая часть серии Counter-Strike

Пройти опрос

CS:GO. Бесплатная Counter-Strike

Во время работы над следующей версией Counter-Strike компания Valve активно сотрудничала с киберспортсменами. Они помогли отточить баланс уже известных и новых для серии режимов в духе Deathmatch и Gungame («Гонка вооружений»). Отметим, что ранее они появлялись в модах для CS: Source. Среди нововведений можно отметить рейтинговую систему, грамотный подбор игроков для сражений друг с друга, а также новые виды огнестрела, гранаты-обманки и коктейли Молотова.

На этот раз игроки спокойнее восприняли переход на новую игру. Её движок не был инновационным для своего времени, поэтому отлично работал даже на средних компьютерах. А в 2018-м Counter-Strike: Global Offensive вовсе стала бесплатной. Всё это способствовало её популярности. Отметим, что CS:GO — единственная игра серии, которая вышла на консолях. Запустить её можно на PS3 и Xbox 360, а также на более поздних устройствах Microsoft по обратной совместимости.

Counter-Strike 2. Большое обновление для CS:GO

27 сентября 2023 года CS:GO была заменена на более совершенную версию игры под названием Counter-Stirke 2. Похожий трюк в то же время провернула Blizzard, которая выпустила вторую Overwatch и закрыла серверы первой части. Правда, Valve подошла к собственному наследию более грамотно. Да, нововведения, за исключением улучшенной графики, больше напоминают патч, чем полноценную новую часть. Отображение звуков на мини-карте, переработка механики дыма от шашек, увеличенная длительность действия светошумовых гранат, улучшенная регистрация попаданий — всё это не тянет на революцию, но точечно улучшает базовую механику. Результат говорит сам за себя: на данный момент Counter-Strike 2 является самой популярной игрой Steam.

Магазин скинов в Counter-Strike

В Counter-Strike есть возможность покупать и продавать скины на оружие. Их можно получать разными способами, от регулярного участия в различных матчах до открытия кейсов на неофициальных сайтах. Самая дорогая покупка скина произошла относительно недавно — уникальный скин «Поверхностная закалка» для АК-47 был продан за $1,5 миллиона (132 миллиона рублей). История кликера Banana показала, что ради платных скинов игроки готовы уделять время даже максимально простым проектам.

Мемы, связанные с Counter-Strike

За 25 лет, которые прошли с даты релиза первой Counter-Strike появилось множество мемов, которые связаны с этой серии. Некоторые из них мы включили в нашу статью.

***

Counter-Strike иногда упрекают за слишком простую механику на фоне Battlefield и Call of Duty. Однако её тактический геймплей со ставкой на быструю реакцию и грамотные командные действия популярен даже сегодня.

А вы играете в Counter-Strike? Делитесь мнениями в комментариях!

Играете в Counter-Strike?

Пройти опрос
Комментарии 16
Оставить комментарий
11 месяцев

те люди которые продали мод к HL под кс по любому жалеют об этом, сейчас бы такими богатыми были

Ответить
11 месяцев

А их бета-версия уже хорошо стартанула без чужой помощи? Вряд-ли. Тогда не нужно было устраиваться в компанию Гейба по приглашению.

Ответить
11 месяцев

Они могли просто создать свою площадку, свой лаунчер и дальше раскручиваться зарабатывая, в то время и шутеров особо не было

Ответить
11 месяцев

В то время как раз нет. Чуть позже. Многим ещё не понравилось, когда версия 1.6 без регистрации в Steam не работала. У многих тогда ещё интернета не было.

Ответить
11 месяцев

авторские права у них были все на руках, не считая самого движка игры, могли бы что то придумать и создать своё получая доп доход. Но они выбрали путь чтобы просто продать, избавиться. всегда есть другие варианты

Ответить
11 месяцев

Действительно были у них авторские права? Можно их было получить для продажи своей игры не лицензируя движок Half-Life? По закону вряд-ли. В Valve могли поступить как с Dota 2, взяв идею у War Craft или с Portal они тоже были далеко не первыми. Со слов Гейба идея была взята из игры Narbacular Drop. В Valve как раз могли взять чужие наработки запросто, поскольку авторского права у модификаторов прототипа будущей контры не было. И вообще это мод от их игры. Но Гейб Ньюэлл как мудрый порядочный человек принял правильное решение. Найти, позвать и предложить работу. Вместо возможных сканалов. И придумывать переделывать ничего не нужно. Продолжить дорабатывать что есть. Надо уточнить ещё: получают Мин Ли и Джесс Клифф свои авторские. Ну и далеко не всё они сами сделали. Прототип не был уже полноценной Counter-Strike. Многих известных карт не было, которым авторы тоже другие люди.

Ответить
11 месяцев

так поэтому и говорю что они только мод сделали, тем самым могли нанять или присоединиться к другим разрабам, которые сделали свой совместный проект. Гейб то много что может говорить, а как на самом деле было, кто его знает. И да удивительный факт, что валве по сути воры, которые нажились на чужих проектах таких как кс и дота присвоив лавры себе

Ответить
11 месяцев

Могли, но почему-то не сделали. Гейб опередил. 🙂У самих модеров средств не было, видимо. С другой стороны так о ворах можно про модеров говорить. За модификации игр, созданных не ими. Counter-Strike — модификация Half-Life, Dota первая основана на War Craft. А если движок лицензировали и продают законно, то не воры, но наживаются. Как gearbox на Opposing Force, например. Этот тоже мод Half-Life.

Ответить
11 месяцев

поспешное решение, денюжкой поманил вот глаза и засверкали.. а он на этом целое состояние сделал. Ну так видишь, все лавры моддерам должны быть, а не какой то там компании которая приобрела чужой труд. Движок их, модельки и т.д а сама идея моддеров. Саму идею реализовать намного труднее, чем эти все модельки, которые уже были созданы.

Ответить
11 месяцев

Насчёт присвоения чужого труда полностью согласен. Так капиталистическая экономика устроена. Если нету средств — нанимайтесь работать в компанию или вовсе ни с чем оставайтесь. Насчёт реализации идей, которые труднее реализовать уже на чём-то готовом — не согласен. Конкретно эти не труднее. Да и в идеях ничего особенно нового не было. Кроме новых режимов и покупки оружия. Командные бои по сети уже были в других играх. Та же Team Fortress вышла раньше ещё для Quake. B прототип Counter-Strike для Quake была тоже. Называлась Navy Seals.

Показать спойлерСкрыть спойлер
Ответить
11 месяцев

средства всегда найдутся если к этому приложить усилия, сейчас есть кредиты, займы, могли бы вступить уже к существующим компаниям.. было бы желания. В идее как раз таки дохрена что было, глянь вон сколько дота 2 приносит дохода валве и это все благодаря моддерам начинающих с варкрафта 3

Ответить
11 месяцев

Ну, не знаю. Чего теперь задним умом гадать, как бы бизнес пошёл если бы и какова в итоге была реализация. Только вот Portal все знают, а я про Narbacular Drop узнал только когда Гейб упомянул о заимствовании идеи.

Ответить
11 месяцев

"Согласно пользовательскому соглашению EULA, игроки не имеют никаких прав на Dota, так как не могут распространять модификации в коммерческих целях."

https://dtf.ru/flood/6733-delo-ob-avtorskih-pravah-na-dota-2-peredali-v-sud-prisyazhnyh

Ответить
11 месяцев

было время, когда любил смотреть банан vs маньяк в cs:go от дяди квантума (ютуб канал Quantum Games) угар там знатный был, веселье, которое не передать словами. вот именно эти рофельные видосы у меня стали плотно ассоциироваться с кской. в 1.6 играл очень немного, так же как и в CS:GO

Ответить
11 месяцев

Всё, Ди Каприо больше не будет в это играть

Ответить
11 месяцев

1 и 6 легендарная конечно!

Ответить