ТОП-40 лучших стратегий за последние 10 лет (2015-2023)

Стратегии 2015 — 2016 годаСтратегии 2017 — 2018 годаСтратегии 2019 — 2020 годаCтратегии 2021 — 2022 годаСтратегии 2023 года

Каждый год мы слышим одно и то же: стратегии перестают пользоваться популярностью, да и сам жанр вот-вот помрет. Мы прошерстили наши базы за последние десять лет и выяснили, что жанр не просто жив и здоров, а развивается лучше и успешнее, чем шутеры и RPG. Популяризация цифровой дистрибуции позволила разработчикам наладить долговременную поддержку своих проектов и мгновенно отполировывать баланс по запросу аудитории. Мы выбрали 40 самых главных стратегических игр и спешим поделиться ими с вами.

Пять лет назад мы уже публиковали топ лучших стратегий, и даже не представляли, насколько они скучные и вторичные в сравнении с тем, что мы получили спустя еще одну пятилетку. Множество крутых и знаменитых серий получили продолжения. Небольшие студии не боялись экспериментировать с жанром и выдавали уникальный игровой опыт. Ценителям стратегических проектов всегда было, чем заняться. Если вы один из них, то мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с нашим топом, чтобы среди представленных игры найти тот самый алмаз, который по какой-то причине ускользнул от вашего взора.

Подборка лучших игр всех времен

  1. ТОП-40 лучших стратегий за последние 10 лет (2015-2023)
  2. ТОП-15: лучшие кооперативные хорроры (2009-2018)
  3. 30 лучших игр с кооперативом и без, в которые можно играть с друзьями (2007-2017)
  4. Лучшие шутеры за 6 лет (2009—2015)
  5. Лучшие гонки за последние пять лет (2009-2014)
  6. Лучшие ролевые игры за последние 5 лет (2009—2014)
  7. ТОП-14 лучших российских игр за последние 10 лет: игропром встал с колен?
  8. Лучшие стратегии за последние 5 лет (2009—2014)
  9. Лучшие спортивные игры за 5 лет (2009—2014)
  10. Лучшие MMORPG и MOBA за 6 лет (2009—2015)
  11. Лучшие файтинги за 6 лет (2009—2015)
  12. Лучшие инди-игры за 6 лет (2009—2015)
  13. Лучшие игры в жанре экшен за 6 лет (2009—2015)
  14. Лучшие приключенческие игры 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годов

Лучшие стратегии 2015 года

2015 год выдался очень плодовитым на игры в жанре стратегии. Было выпущено много действительно хороших проектов во всех известных поджанрах: 4х-стратегии, пошаговые, в реальном времени, военные, экономические, исторические, фэнтезийные и даже киберпанк.

Каждый преданный фанат мог найти игру, соответствующую его предпочтениям, как в одиночной кампании, так и в многопользовательском режиме. Мы выбрали два самых громких релиза 2015 года, которые не стыдно пройти даже сейчас.

Cities: Skylines

В марте 2015 года Paradox выпустила градостроительный симулятор Cities: Skylines. Вряд ли тогда кто-то рассчитывал, что игра станет лучшей в градостроительной нише. Однако по итогу десяти лет хорошо видно, что это так, и мы не преувеличиваем. Во многом благодаря дополнительному контенту от разработчиков и мододелов.

Базовая версия игры удачно сочетала идеи своих менее успешных конкурентов: игрок начинает на небольшом пятачке, постепенно покупает все больше земли и планирует разные зоны. Строения разделены на: жилые, коммерческие и промышленные. Для развития нужно удовлетворять многочисленные требования жителей: еда, вода, электричество, безопасность, транспорт, стоки, экология, парки, развлечения и так далее.

В дальнейшем каждый аспект получил существенные улучшения: появились городские политики, продвинутые наука, промышленность, транспортные сети и возможность строить экологически чистые города. Не был забыт и технический аспект — в игру добавили динамическую погоду, смену времен года, создающую зимой трудности для муниципальных служб, разрушительные природные стихии, проверяющие город игрока на прочность.

Мало того игрок может украсить город косметическими предметами из наборов, полностью изменить ландшафт и задать природные особенности, например, точки появления воды на карте. Все это позволит построить город мечты с самой смелой планировкой — от Вавилона с висячими садами до радиального города покемонов.

StarCraft 2: Legacy of the Void

Популярность космоса усилилась в последние десять лет. В результате в нашем топе вы увидите много стратегий на эту тему. И StarCraft 2 — первая из них. Это не только единственный крупный и успешный варгейм прошедшей пятилетки, но и одна из ключевых игр всего десятилетия.

Студия Blizzard осталась верна собственной схеме построения игрового процесса: добыча нескольких ресурсов, управление многочисленными дешевыми рабочими, строительство и развитие базы. Три очень разные расы с уникальными юнитами, улучшениями, ветками развития, тактиками защиты и нападения.

Сюжет Legacy of the Void построен на Wings of Liberty и Heart of the Swarm и завершил эпический рассказ о войне за выживание между «терранами», «зергами» и «протоссами» (одни ролики чего только стоят!). Однако знать предыдущие события необязательно. Первая же заставка кратко введет в курс дел. События крутятся вокруг конфликта зергов и протоссов, желания одной стороны стереть галактику в пыль, а другой — спасти ее, вступив в союз с заклятым врагом.

В отличие от прошлых игр дилогии, в триквеле была существенно доработана стратегическая составляющая. По ходу кампании придется выполнять не только сюжетные, но и дополнительные миссии с отличными бонусами к прохождению и состоянию отряда. Под условия каждой миссии нужно подстраиваться, меняя состав юнитов или их способности.

Legacy of the Void стала заключительной частью истории сиквела StarCraft. Но на данный момент все выпущенные игры объединены под общим названием StarCraft 2 и продаются единым комплектом, предлагая три кампании, режим одиночной игры против компьютера, несколько кооперативных режимов и бесплатный соревновательный мультиплеер.

Игра понравится как ветеранам жанра, так и новичкам, ничего не слышавшим о варгеймах и стратегиях в реальном времени. Blizzard удачно сочетала низкий порог вхождения с возможностью масштабировать сложность до планки, которую могут осилить лишь самые лучшие игроки планеты.

Лучшие стратегии 2016 года

В 2016 году вышло очень много особенных стратегий. Практически в каждом основном поджанре было что-то хорошее. Здесь вам и альтернатива Starcraft 2 — Ashes of the Singularity: Escalation. И великолепная XCOM 2, которой удалось превзойти первую часть по всем фронтам. И, конечно же, потрясающая Stellaris. Последняя до сих пор получает крупные дополнения и пользуется большим спросом у игроков со всего мира.

К сожалению, в 2016 году случился закат популярности RTS-киберспорта. Игроки перестали следить за чемпионатами. Да и сама Blizzard уже не так активно поддерживала интерес к дисциплине. Большинство профессионалов перешло в набирающую популярность DOTA 2.

Ashes of the Singularity: Escalation

Если вы не любите запоминать комбинации ради бешеного микро-менеджмента юнитов и отрядов, как это требуется в StarCraft, но обожаете стилистику высокотехнологичного будущего, в котором футуристичные юниты разрывают друг друга на части плазмаганами, лазерами и молниями, то обратите внимание на варгейм Ashes of the Singularity: Escalation.

Игра по всем параметрам напоминает классическую RTS с низким порогом вхождения, где игрок добывает ресурсы, строит базу и производит юнитов. Чем дальше — тем лучше. Однако детище Stardock выделяется своей масштабностью: огромные карты, сотни участвующих в бою юнитов, до 16 игроков на матч. Геймплей заточен на постоянное производство и перемалывание юнитов, потому развитию базы или глобальной прогрессии тут уделено не так много внимания.

Победа в Ashes of the Singularity зависит не столько от знания тактик или мощной экономики, сколько от умения прогрызть территорию противника, захватывать его ресурсы и подавлять его силы. Свою роль играет ландшафт карты — в узких местах проще организовать активную оборону, чем прорываться.

И хотя бои частенько напоминают месиво «стенка на стенку», глубина геймплея проявляется при наполнении армии разнообразными юнитами (их набор велик, хоть и сосредоточен на танках и авиации) в правильной пропорции, задании определенной тактики действий, которую отряды будут выполнять и правильного размещения сил во время боя.

Есть в Ashes of the Singularity и сюжетная кампания, в которой игроку надо защитить человечество от нашествия агрессивного искусственного интеллекта, а новая информация подается в ходе диалогов, CGI-роликов и сценок на движке, хотя игра больше заточена на одиночку против ИИ и мультиплеер. Ожидать уровня Blizzard в постановке не стоит, но тоже неплохо.

XCOM 2

XCOM 2 — это пошаговая тактика про войну секретного подразделения спецназа с инопланетными захватчиками и прямое продолжение успешного перезапуска XCOM: Enemy Unknown. При разработке второй части студия Firaxis пошла по проторенной дорожке. Сиквел получился краше, больше, пафоснее, а вот геймплей практически не изменился и почти полностью заимствовал механики Enemy Within.

На уровень прибывает отряд из 4-8 бойцов, которые должны выполнить задачу и ликвидировать всех мешающих этому врагов. Задания бывают разные, причем игрока нередко подгоняет какой-нибудь таймер. Поскольку игра пошаговая, у игрока достаточно времени на то, чтобы тщательно обдумать каждую боевую ситуацию и решить её в минимальное число ходов. Поможет в этом многочисленные разные классы бойцов, способности и умения, оружие и экипировка.

Стратегическая составляющая представлена базой, где проводятся исследования, открываются всё более мощные и крутые технологии, конструируются роботы-помощники, рекрутируются и прокачиваются солдаты. Как и в прошлой части, солдат можно модернизировать в киборгов или псиоников. Новшеством XCOM 2 стал улучшенный генератор уровней, сделавший миссии уникальными и не повторяющимися, а также существенно возросшая сложность. Игрока постоянно держат в напряжении.

Благодаря высококачественной графике, красочным эффектам и переработанным анимациям бойцов игра напоминает камерный боевик. Многие действия сопровождаются пролетом камеры, которая стремится выхватить самые сочные моменты. Зато в геймплейном плане XCOM 2 стала лучше только после выхода дополнительного контента от разработчиков вроде War of the Chosen и многочисленных модов. Поэтому советуем покупать самое полное издание — именно под него сделано большинство модов.

Stellaris

Первый опыт компании Paradox в создании космической глобальной 4X-стратегии в реальном времени оказался невероятно успешным. В отличие от конкурентов вроде Galactic Civilizations или Endless Space, студия не стала заморачиваться с реалистичностью, а предложила весь тот фансервис, что накопился за более чем столетний период литературной и телевизионной, научной и научно-популярной фантастики.

Хотите играть за разумных грибов, моллюсков, ксеноморфов или машин? Проще простого. Летать между системами на сверхсветовой скорости при помощи червоточин или врат? Никаких проблем. Строить циклопические сооружения вроде «Сферы Дайсона» или экстрактора материи из Черной дыры? Пожалуйста! Исследовать странные артефакты в космосе и на планетах? Вперед. Заключать союзы с самыми разными существами во Вселенной? Элементарно. Отправиться в другое измерение? Придется попотеть, но тоже возможно.

Каждая партия в Stellaris уникальна и не повторяется за счет продвинутого конструктора уровней. В главном меню игрок может выбрать из имеющихся или создать свою уникальную расу, задать форму правления, выбрать лидера, cгенерировать галактику по реалистичным лекалам и определить условия победы.

Игра начинается на стартовой планете, на которой геймеру нужно наладить добычу ресурсов (поделены на обычные и стратегические) и освоить развитие планеты. В дальнейшем ему предстоит вкладываться в науку, культуру, политику, экономику и армию за счет развития соответствующих добывающих предприятий и балансировать между развитием территорий, захватом соседних систем и колонизации обитаемых планет.

Важную роль играет население. Чем его на планетах больше, тем выше выработка очков исследований и других ресурсов. Однако нужно следить за довольством. Присутствует шесть вариантов победы на любой вкус: от влияния до завоевания. Развитая система дипломатии с федерациями и союзами, формы правления со своими бонусами, неожиданные кризисы, Галактический рынок.

За прошедшие с момента релиза 9 лет Stellaris получила множество дополнений и обновлений, кардинально изменивших её. Были переработаны или заменены на новые целые системы во имя более качественного строительства галактической империи. Потому рекомендуем покупать игру со всеми DLC.

Offworld Trading Company

«Миром правят деньги» — это словосочетание отлично описывает суть Offworld Trading Company. В этой экономической стратегии игрок управляет добывающей компанией, которая выкачивает доступные ресурсы из очередной инопланетной колонии и продает их на мировой рынок с целью извлечения прибыли.

Игрок начинает на случайно генерируемой карте и сразу же должен «застолбить» участки с базовыми ресурсами для добычи и последующей переработки их в полезные товары. Застроить всю карту подряд не получится. Администрация колонии регулирует как расширение базы, так и количество строительных участков и технологий добычи. Военных действий также не предусмотрено (хотя можно устраивать диверсии). Это сделано в расчете на короткие, но интенсивные партии, где побеждает тот, кто лучше других умеет торговать.

Дело в том, что все добытые товары в Offworld Trading Company продаются на открытом и очень конкурентном рынке. Компаний-добытчиков на планете несколько, так что цена постоянно скачет, исходя из баланса спроса и предложения. Чем больше продают (покупают), тем ниже (выше) цена. С другой стороны, чем больше добычи на планете, тем меньше цена. А если кому-то удалось заполучить монопольный доступ к тому или иному ресурсу, то он начнет диктовать цену всем остальным.

Ничто не мешает проигнорировать нехватку какого-либо ресурса и компенсировать её покупкой. На рынке всегда найдется, кому поставить электричество, воду, еду и другое. Но нужно следить за балансом. Забив, скажем, на собственные генерирующие мощности и понадеявшись на честность партнеров, можно тут же попасть в зависимость от них. Причем излишки электричества партнеры будут сбрасывать втридорога, убивая ваше конкурентное производственное преимущество. И наоборот: игра жестко наказывает за перепроизводство. Даже самый дорогой товар может стоить дешевле мусора.

При этом Offworld Trading Company не требует все время быть в плюсе. Можно сидеть в минусе, поскольку игра постоянно оценивает совокупную стоимость компании (производственные мощности, товары на складе и проценты по долгам, доли в компаниях-конкурентов), что выражается в стоимости акций компании игрока. Победит тот, кто лучше других «оседлает» плавающие цены, заработает больше денег и выкупит акции всех своих конкурентов.

В какие из перечисленных стратегий вы играли?

(можно выбирать несколько ответов)
Результаты
Стратегии 2015 — 2016 годаСтратегии 2017 — 2018 годаСтратегии 2019 — 2020 годаCтратегии 2021 — 2022 годаСтратегии 2023 года
+10
Комментарии 21