Мнение о фильме «Варяг». Assassin's Creed Valhalla на максималках с Александром Скарсгардом и Аней Тейлор-Джой в роли колдуньи из Руси
Роберт Эггерс (Robert Eggers) известен как режиссёр странных и метафоричных картин. Его «Маяк» (The Lighthouse) и «Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale) одинаково поразили как зрителей, так и критиков, мгновенно создав режиссёру имидж одного из самых оригинальных киноделов современности. Поэтому выход «Варяга» (The Northman) — новой картины Эггерса — ждали с особым чувством. Трейлеры обещали нам мрачный эпос, который не только поразит визуалом, но и заставит ещё многие дни ломать голову над вопросом о том, что же хотел сказать автор. Я уже посмотрел киноновинку и спешу поделиться своим мнением.
Что такое «Варяг»
Роберт Эггерс — режиссёр, что называется, не для всех. В обеих своих картинах он значительно больше уделяет внимания внутренним переживаниям героев, чем экшену и спецэффектам. Тем необычнее по трейлерам выглядел «Варяг» — прямолинейный, брутальный и бесхитростный фильм про месть, кровь и сражения. Ролики умело вводили в заблуждение, скрывая главное — новая картина не фэнтези-боевик, а психологическая драма.
Бои, конечно, есть, и они крутые. Однако очень быстро становится понятно — эта часть фильма не основная. Режиссёру интереснее исследовать характеры героев и нагнетать атмосферу. Иногда повествование становится рваным и резким, а в другие моменты персонажи будут некоторое время просто смотреть в камеру (привет, новый «Бэтмен»). Всё это сделано намеренно и позволяет почти физически ощутить происходящее.
Искушённый зритель с первых минут почувствует в сюжете нечто знакомое, и не зря. Главный герой — принц Амлет, ставший исландским прообразом того самого Гамлета из пьесы Уильяма Шекспира (William Shakespeare). Режиссёр, конечно, серьёзно переработал первоисточник, добавил колорит и сделал «Варяга» более динамичным, однако театральность осталась. Персонажи разговаривают устаревшими и витиеватыми фразами, а происходящее поделено на акты, каждый из которых имеет чёткую завязку, кульминацию и финал.
Смотреть подобное в 2022 году очень непривычно, но тем ценнее «Варяг» для кинематографа. Фильм объединяет несочетаемые вещи, оставаясь понятным и доступным как для массового зрителя, так и для ценителей.
Важный плюс и в том, что темы, поднимаемые в картине про разборки средневековых викингов, неожиданно актуальны и близки современному человеку — выбор жизненных приоритетов, негативное влияние родителей, неизбежная ответственность за поступки. Даже если вы до этого смотрели исключительно фильмы-аттракционы, по типу «Соник 2 в кино» или «Проект Адам», «Варяг» не оставит равнодушным.
Сюжет
Поначалу сюжет кажется слишком простым. Король возвращается в замок после очередной войны. Люди и солдаты пируют, королева радуется мужу, а маленький принц в восторге от приезда отца. После праздника владыка признаётся жене, что сильно ранен, поэтому сына пора готовить в преемники.
Король берет с Амлета клятву — если с ним что-то случится, принц должен отомстить за отца. Практически сразу правителя убивает собственный брат, а мальчик спасается бегством. Ему предстоит набраться сил и опыта, чтобы отомстить, спасти мать и убить предателя.
Завязка «Варяга» представлена схематично, показывая события лишь с точки зрения ребенка, попавшего в беду. Знатоки злоключений Гамлета увидят прямые параллели с классикой, однако дальше истории разнятся, поэтому полностью предсказать сюжет не выйдет.
Драма получилась личной и даже камерной — мы увидим всего четыре локации и небольшую группу персонажей. Однако не обошлось и без странных сюжетных поворотов. Например, вся арка с поиском «специального» меча выглядит нелогичной и уж слишком театральной. Чтобы простить режиссёру подобные решения, приходится регулярно вспоминать, что «Варяг» — не исторический реалистичный фильм, а легендарный эпос.
Геймеры обязательно вспомнят про Assassin's Creed Valhalla — хит Ubisoft ругали за чрезмерную романтизированность образов викингов. Всегда чистоплотные, благородные и добрые морские разбойники даже в набеги ходили аккуратно, избегая жертв среди мирного населения.
В «Варяге» ничего похожего нет. Перед нами приземлённая и брутальная история с бесславными смертями и грязью. Параллели усиливаются, когда выясняется, что Амлета называют «Волком». Эйвор из Assassin's Creed Valhalla также был(а) связан(а) с этим зверем. Жаль, но такого сурового персонажа как молодой варяг мы в играх Ubisoft, видимо, не увидим уже никогда.
В целом история развивается логично. Персонажи принимают правильные решения, а финал выступает закономерным итогом затянувшегося конфликта. Даже местная магия, добавляющая событиям загадочности, выглядит скорее визуализацией средневековых верований и надломленной психики, чем настоящим колдовством. Режиссёр не раз демонстрирует зрителям, как далеко может завести слепая вера в божественный замысел, злых духов и клятвы. Между тем это важная часть быта людей того времени, что лишний раз положительно работает на атмосферу.
«Варяг» — тот редкий случай, когда простота истории не равна провалу. Многие современные картины перенасыщены событиями и деталями. Между тем легендам и мифам древности не требовалось большого числа персонажей и сюжетных поворотов, чтобы вызвать у людей эмоции. Роберт Эггерс мастерски напоминает нам об этом.
Персонажи и актеры
Основных героев немного: Амлет, славянка Ольга, дядя принца Фьолнер и королева-мать. На фоне мелькают и другие действующие лица, однако их влияние на сюжет незначительно, и выглядят они лишь необходимыми декорациями. Отдельно стоит упомянуть ведьмака (не путать с Геральтом), которого играет неповторимый Уиллем Дефо (William Dafoe). К сожалению, у персонажа всего пара сцен, а жаль — уж очень хорошо Гоблин из «Человека-паука: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home) вписался в средневековый эпос.
Главную роль исполнил Александр Скарсгард (Alexander Skarsgård). Родному брату Пеннивайза (Bill Skarsgård) не впервой играть лохматого мужчину в набедренной повязке. В переосмыслении Тарзана, получившем название «Тарзан. Легенда» (The Legend of Tarzan), актёр показал интересный и взрослый образ героя классической сказки.
В «Варяге» Скарсгард тоже выглядит «как влитой». Двухметровый богатырь одинаково круто отыгрывает экшен-сцены и моменты, где эмоции нужно показать одним лишь выражением лица. К сожалению, актёр чаще появляется в сериалах, чем на большом экране. Надеюсь, после картины Эггерса талант Александра заметят.
Амлет получился образцовым героем легенд. Он суровый и целеустремлённый, успешно применяет военные хитрости и способен вплавь преодолеть половину океана. По мере развития истории принц постепенно меняет свои приоритеты, взрослеет и становится более чутким. Ближе к финалу он даже осознает ошибочность выбранного пути и безвыходность своей ситуации.
Подобные преображения для жанра не новы, однако Скарсгарду и Эггерсу удаётся показать всю эмоциональную боль от таких метаморфоз. Осознать, что твоя жизнь все эти годы зависела от одной детской клятвы, которая не имела смысла — непросто.
Компанию Амлету составит Ольга — славянская ведунья, случайно оказавшаяся на одном корабле с принцем. Роберт Эггерс явно большой фанат Ани Тейлор-Джой (Anya Taylor-Joy), ведь «Варяг» — его второй фильм с её участием. Аня — прекрасная молодая актриса, чьё мастерство от проекта к проекту только растёт. Сложно найти девушку, которая подошла бы на роль загадочной русской ведьмы лучше, чем звезда «Хода королевы» (The Queen's Gambit).
У Ольги, конечно, значительно меньше экранного времени, чем у Амлета, однако она всё равно очень важна. Именно после знакомства с ведуньей принц осознаёт, что в его жизни может быть что-то кроме всепоглощающей мести.
Несколько слов хочется сказать про Фьолнера и мать Амлета. Роли достались гуру актёрского мастерства — Класу Бангу (Claes Bang) и Николь Кидман (Nicole Kidman). Если в начале королева и предатель выглядят типовыми штампами фэнтези, то со временем образы сильно усложняются, позволяя взглянуть на персонажей совершенно с другой стороны. Описывать без спойлеров героев довольно трудно. Скажу лишь, что мне особенно понравился момент, когда Амлет осознаёт ошибочность своих детских воспоминаний. Кидман демонстрирует целую бурю разных эмоций — поверьте, это стоит увидеть.
Какой из братьев Скарсгардов вам нравится больше?
Бои и эффекты
Как я сказал выше, бои далеко не самая важная часть «Варяга». И всё же экшен стоит похвалить. Драки стремительные, жестокие и кровавые. Готовьтесь к крупным планам отрубленных голов и вываливающимся кишкам. При этом отлично чувствуется вес оружия и тяжесть ударов. Зритель удивительным образом становится непосредственным участником каждого столкновения.
Иногда бои проходят за кадром, а нам демонстрируют лишь ужасающие последствия. В эти моменты лучше чувствуется страх и паника персонажей, которые видят происходящее. Эггерс умело манипулирует эмоциями, заставляя сопереживать сразу всем.
В «Варяге» почти не будет явной компьютерной графики. Магия показана через операторскую работу и монтаж. Отличным примером служит общение Амлета с посланницей богов, напоминающей ему о клятве. Никаких вспышек света, молний и прочих чудес — всю сцену женщина показана крупным планом, цвета нарочито обесцвечены, камера рывками то приближается к её лицу, то дает возможность рассмотреть персонажа целиком. Это создаёт гипнотический эффект, как будто зритель общается с чем-то влияющим на психику.
Пару раз у Амлета будут видения. Иногда это серии кадров, быстро сменяющие друг друга безумным калейдоскопом, однако есть и более осмысленные картины, например, явления валькирии или Одина. Иногда смысл будет понятен, но часто придётся додумывать самостоятельно.
Главное, за что хочется похвалить «Варяга» — картинка. Северные пейзажи внушают трепет, вулкан и правда выглядит как врата в Хель, а ночные сцены захватывают. Если «Маяк» интриговал необычным визуальным стилем, то новая картина Эггерса не пытается быть новаторской, но впечатляет общим качеством съёмки.
Недостатки
Мне очень понравился «Варяг», однако без минусов не обошлось. Если к визуалу нареканий нет, то вот сюжет иногда вызывает вопросы. С самого начала удивляет смертельная рана короля, из которой безостановочно течёт кровь. Несмотря на глубокое средневековье, уже тогда существовали способы лечить подобные повреждения, а с распоротым животом никто не ходил. Думаю, завязку истории можно было сделать более логичной.
Ольга и Амлет сближаются на удивление быстро. Химия между героями возникает далеко не сразу, а неожиданное внимание славянской ведуньи к человеку, который совсем недавно вырезал её поселение, выглядит странно.
Крайне удобным оказывается и отсутствие у Фьолнера нормальной охраны. Амлет без проблем перемещается по ночной деревне, не встретив ни одного патруля. У, вроде бы, злого рабовладельца никто не ходит в кандалах, не ночует в охраняемых тюрьмах и вообще в любой момент может спокойно встать и уйти.
Справедливости ради, все эти досадные недочеты общее впечатление не портят. Если вы сразу сможете настроиться на просмотр мрачной сказки, многие условности покажутся допустимыми.
***
Я советую посмотреть «Варяга» по нескольким причинам. Во-первых, это качественное кино, поднимающее важные темы. Во-вторых, в фильме прекрасный каст и удачно подобранный грим, великолепная картинка, интересная операторская работа и тягучая атмосфера. Для всех геймеров проект станет Assassin's Creed Valhalla на максималках, а для обычных зрителей — поводом познакомиться с легендой об Амлете и знаменитой пьесой Шекспира.
Будете смотреть «Варяга»?
-
Художник показал Росомаху в образе викинга. Брутальность зашкаливает
-
Авторы Assassin's Creed Valhalla рассказали, как изначально хотели назвать героя и почему переименовали его в Эйвора
-
Геймер прошел 12 частей Assassin's Creed, ни разу не получив урона
-
В Steam и Microsoft Store вышел красивый викингский экшен, над которым работал всего один человек
-
В средневековой MMO Conqueror's Blade появились викинги — трейлер обновления «Волки Рагнарека»