Вселенная Metro рассказывает историю жителей Москвы, город которых оказался уничтожен ядерным ударом в 2013 году. Единственным спасением оказалось метро, которое вообще-то задумывалось как бомбоубежище.
Человечество влачит жалкое существование на станциях, контролируемых различными группировками (от нацистов до коммунистов). На некоторых станциях и вовсе беснуются монстры, перемещаться по станциям в одиночку опасно. Но самую большую опасность представляет поверхность, находиться там долгое время равносильно смерти.
Основные изменения Redux-версии Metro 2033 связаны с графикой. Игру перенесли на новую версию 4A Engine, использовав актуальные для 2015 года решения, отраженные также в Metro: Last Light:
- улучшена работа системы динамического освещения и частиц;
- появилась динамическая смена погоды;
- существенно возросло качество анимации персонажей и мутантов;
- очень многие модели (персонажей, оружия, объектов окружения) переделали под стилистику Metro: Last Light;
- улучшена детализация всех игровых NPC;
- более масштабные разрушения наполнения локаций после взрывов и стрельбы.
Предыстория игрового мира
Вселенная Metro развивается в альтернативной реальности и начинается в 2013 году после мирового ядерного конфликта, когда Россия, Китай и КНДР обменялись ракетными ударами со странами НАТО. Изменения климата превратили северное полушарие в ледяную пустошь, а подъем уровня воды уничтожил всю прибрежную инфраструктуру. Государства стерты с лица Земли, миром правит анархия,
В Москве, где развивается действие Metro 2033, люди укрылись под землей, превратив станции метро и бункеры в свой дом. Но вместо того, чтобы объединиться, немногочисленное население разделилось по идеологическим, религиозным или шкурным интересам, кто-то просто пытается выжить. Частенько придется пробиваться с боем.
Сеть метрополитена заброшена и разваливается, изолируя станции физически, из-за чего приходится выбираться на поверхность, где самые жесткие условия выживания. Приходится петлять между разрушенными зданиями, избегать патрулей местных военизированных банд, разнообразных мутантов, опасного уровня радиации и наведенного пси-излучения. Из-за нехватки фильтров, патронов и нормального оружия одиночки как можно быстрее убираются с поверхности обратно в метро.
Metro 2033 — практически коридорный шутер, игровые локации небольшие, но тщательно проработаны — на станциях идет какая-никакая жизнь, люди ругаются, общаются и торгуются, несмотря на ничтожный уровень жизни и свое бедственное положение. Иногда на локациях можно встретить ответвления к интересным событиям, припасам, дневникам или тайным проходам.
Все локации сделаны мрачными и зловещими, прекрасно передают атмосферу постапокалипсиса, всеобщего запустения и глобальной катастрофы. Перемещаясь между станциями, персонаж может услышать странные шумы, увидеть непонятные вспышки и словить другие визуальные глюки.
В Redux-версии Metro 2033 были добавлены новые места для исследований (особенно на поверхности) и предметы (сейфы, заметки), а большинство коротких уровней объединили в один.
Главный герой Metro 2033 — молодой мужчина Артем, выросший после ядерной войны на станции ВДНХ и воспитанный отчимом. Как все привязан к родной станции, помогает её жителям, работает на фабрике, учится стрелять и оборонять родной дом, который находится на границе «обитаемой зоны».
На этой ветке метрополитена уже несколько лет неспокойно — крайние станции вымирают под атаками жестоких мутантов Чёрных, приходящих с поверхности и мучающих людей телепатическими галлюцинациями. На момент начала событий игры очередь дошла и до ВДНХ — уже несколько её жителей умерли после дозора от пси-воздействия Чёрных.
Друг отчима просит Артема сообщить о появлении Чёрных в Полис — крупнейшую и могущественную станцию метрополитена, дружелюбную к ВДНХ и другим обычным станциям — и просить у них помощи в уничтожении Черных. Однако ВДНХ слишком далеко от центральных станций метрополитена, поэтому Артему предстоит пройти очень сложный путь, полный самых разных опасностей.
Повествование Metro 2033 линейно, как и сама игра, и сосредоточено на историю одного человека, стремящегося спасти свою станцию любой ценой. Основные детали сюжета рассказывает сам Артем, другие можно узнать во время кат-сцен и диалогов, подслушивая разговоры местных. Частенько герои просто разговаривают между собой, не отвлекая игрока от геймплея.
Особенность сюжета — многочисленные второстепенные персонажи в роли попутчиков — они присоединяются к Артему буквально на 2-3 миссии, после чего достигают своих целей, умирают или пропадают. Постоянное взаимодействие создает ощущение живого и открытого повествования.
Геймплей и одиночная игра
Будучи стандартным коридорным шутером, Metro 2033 предлагает двигаться вперед и большинство проблем решать силой своего оружия, но можно пытаться пройти игру в стелсе.
Сюжет тесно переплетен с геймплеем, поскольку, в зависимости от стиля прохождения, у игрока будет одна из двух концовок — основная или альтернативная. Совершая плохие поступки и зажимая ресурсы, игрок получит плохую концовку, в то время как за хорошие поступки, помощь, поддержку ресурсами и минимум убийств — альтернативную.
В оригинале у стелс-режима были проблемы, поэтому большинство игроков выбирало шутерную механику прохождения. Этому способствовало и то, что повсюду были расположены сигнальные ловушки, поднимающие станцию по тревоге и провоцирующие нападение людей (мутантов), когда единственный шанс выжить и пройти дальше – перебить всех из пулемета, спрятавшись за укрытием.
В Metro 2033 Redux стелс доработали функцией оглушения врага или убийства по-тихому, для лучшего впечатления от геймплея рекомендуется проходить именно Redux-версию. Из других геймплейных изменений — две новые сложности («Выживание» и «Спартанец»).
В распоряжении игрока небольшой арсенал, состоящий из часто встречающегося самодельного оружия и редкого промышленного, дошедшего со времен ядерной войны. Есть также гранаты и метательные ножи. Население метро не сильно экспериментирует с оружием из-за дефицита патронов.
Люди научились производить кустарным методом патроны, но те обладают низкими убойными свойствами. В то время как промышленные патроны 5,45 являются местной валютой – за них можно выменять что угодно… или использовать против особо опасных врагов.
В Metro 2033 разнообразный бестиарий, созданный на базе придуманных в романе существ. Поскольку во время конфликта стороны использовали не только ядерное, но также химическое и бактериологическое оружие, под этим воздействием животные изменились и слились в устрашающие организмы – помеси крыс, собак и кошек, свиней и кротов.
У всех мутантов есть своя зона обитания – некоторые встречаются только в метро, другие предпочитают жить на поверхности и редко появляются под землей, третьи, как «Библиотекари» и «Демоны», просто не могут спуститься под землю из-за своих размеров.
Мутантам прописали определенную логику поведения. Самые простые, «Кикиморы», всегда атакуют стаей и разбегаются, когда теряют численное преимущество, вертлявы и быстры. «Орложук» — прямоходящее насекомое со скелетом птицы и мордой орла, укрытый толстой хитиновой броней — охотится в одиночку и нападает в темноте, всегда идет напролом. Летающий «Демон» выслеживает свою добычу и пикирует на нее сверху, поднимает в воздух и сбрасывает. Из-за своих размеров и возможности летать являются самыми опасными противниками.
В Redux-версии Metro 2033 «Орложука» полностью убрали из игры, заменив несколькими видами «Жукопауков» — помесью тарантула, скорпиона с обычным пауком. Они плетут паутину и атакуют группами, никогда не выходят на поверхность и боятся света фонаря.
- Интерфейс приближен к реальности – никакой шкалы здоровья и выносливости, индикаторов состояния брони и числа патронов в обойме, удобной карты. Противогаз закрывает обзор. Маршрут можно определить лишь примерно, по компасу.
- Сюжет в игре несколько отличается от того, что был в книге, но можете не сомневаться за его увлекательность — редактированием и доработкой под игровые стандарты занимался автор вселенной «Метро» Дмитрий Глуховский.
- Разработчики сделали игровую механику максимально близкой к жестокой реальности пост-апокалипсиса: приходится учитывать отдачу оружия и экономить патроны, шум привлекает внимание врагов, а дефицит всего не дает возможности устроить «кровавую баню» аки Рэмбо.