Текстовая RPG с изометрической камерой и point-and-click интерфейсом Disco Elysium получила мировое признание благодаря сюжету и необычному ролевому отыгрышу. Игроков ждет запутанный детектив с получасовыми диалогами, неожиданными поворотами сюжета и вариативным прохождением каждой сцены. Боевой системы, как в современных RPG, нет. Все геймплейные действия и сражения — через диалоги и проверки навыков, а фишкой Disco Elysium стали споры навыков героя в его голове.
Основой игры стала выдуманная Робретом Курвицом фантастическая реальность Элизиум, в которой жизнь существует лишь на Изолах (островах и архипелагах), разделенных Серостью (всепожирающим Ничто), через которую все же можно путешествовать с риском для жизни. Изолы плотно заселены людьми, чей образ и культура взяты от англичан, немцев, французов, китайцев, корейцев и других народностей.
Человечество в Элизиуме прошло похожие на земные этапы развития, но сам процесс шел иначе, поэтому огнестрельные пистолетты, примитивные мотокареты и аэростаты соседствуют с атомной энергией, радиосвязью, электроникой и компьютерами. Общество, после веков феодализма, бурлит новыми политическими течениями: анархизмом, демократией, коммунизмом, либертарианством и фашизмом.
Игрок попадает в Ревашоль: некогда могущественный город-государство, влиявший на весь Элизиум, но разрушенный в ходе гражданской войны и последовавшей за ней длительной иностранной оккупацией. За десятилетия массовых репрессий, подавления несогласных и жесткого полицейского контроля, процветающий мегаполис превратился в руины.
Портовый район Мартинез, где происходит действие Disco Elysium, не исключение. Криминальные банды, частные корпоративные армии, толпы наркоманов, стаи диких животных, гниющие остовы заводов и разваливающиеся гетто с миллионами жителей — привычная тут картина. Местная милиция, в чьих рядах состоит главный герой, едва отрабатывает 10% преступлений.
Открытого мира как такового нет. Мартинез представлен множеством небольших локаций, выступающих статичным фоном для повествования (даром что все выглядит как акварель). Задача игрока — оглядеть локацию, прокликать каждую точку интереса и не упустить детали. Внимательное изучение мира очень поможет, ведь по мере прохождения открываются новые локации, а в уже исследованных что-то может измениться.
Disco Elysium многое берет от RPG старой школы. Её ролевая механика построена на сопоставлении навыков героя и условий диалога или ситуации, активные и пассивные проверки идут постоянно. При низких статах в диалоге просто не появятся дополнительные варианты, либо герой не заметит важные детали.
Но даже с высокими параметрами есть шанс не пройти проверку — каждый раз бросается кубик и это добавляет неопределенность. Вдобавок, с ростом навыков легче подхватить негативный эффект, например, паранойю. Однако провал проверки, усилиями команды сценаристов, просто открывает другое развитие событий, а потому не воспринимается с отторжением.
У персонажа есть инвентарь, куда попадают записки, улики и разные предметы с положительными и отрицательными бонусами к навыкам, вроде вредных веществ и одежды. Последняя — своего рода экипировка, с её помощью можно подогнать статы под текущие нужды и просто стильно выглядеть.
От начала и до конца прохождения нужно постоянно принимать решения, что окажет влияние как на дальнейшее развитие событий, так и на концовку. Всего их 15, но только 1 финал красивый и правильный, все остальные преждевременные. Как именно выполнять задания, игрок решает сам — убалтывать в диалогах, лезть в драку или по-тихому собирать улики.
Детектив Гарри Дюбуа прибывает в Мартинес с задачей расследовать странное убийство. Почти раскрыв дело у него внезапно случается жизненный кризис, он уходит в глубокий запой, выйдя из которого не помнит ничего, кроме умения общаться. С этого момента и начинается игра.
Дюбуа предстоит не только заново раскрыть дело (основной квест), но и восстановить память, а еще разобраться, что на самом деле происходит в Мартинесе. Вторичных квестов достаточно, они разносторонние: несчастная жизнь самого Гарри, политическая борьба в Ревашоле, проделки паранормальщины, и по проработке не уступают основному.
Система развития Metric предлагает 24 навыка, закрывающие большинство привычных для детектива действий: от мозгового штурма собранных улик до банального допроса с пристрастием. Всё это держится на 4 основных характеристиках (сила, моторика, интеллект и душа), просто в каждой — линейка из 6 свойств. Потому каждый вкачанный балл прокачки многое меняет.
Голые числа далеко не всё, ведь каждый навык — это своего рода советчик в голове Дюбуа, с возможностью вклиниться в диалог или ситуацию. «Эмпатия» предложит не давить на собеседника, «Драма» подметит ложь, «Логика» попросит уточнить детали. Нередко тот или иной навык всплывает в самых неочевидных ситуациях, так как игра постоянно делает проверки.
Новшество Disco Elysium — целая механика, отвечающая за мыслительную деятельность. В голове Дюбуа постоянно крутятся мысли, они появляются после диалогов и визуального анализа, либо в ходе спора навыков меж собой. Мысль можно обдумать, поместив её в специальный слот в «кабинете мыслей».
Пока соображалка работает, герой получает один перк, когда развитие мысли заканчивается, он меняется на другой. Заранее неизвестно, что содержится в мысли, так что Гарри может начать с бонусом, а по итогу нарваться на штраф и тяжелую депрессию. Последнее, в свою очередь, откроет отдельный квест. Мысли можно как принимать, так и отторгать, тратя на это очки прокачки.
Базисом для повествования Disco Elysium стал мир, полный проблем (вызванных жизнью в нищите и разрухе) и противоречий (политических, экономических, этнических, языковых и прочих) общества, застрявшего на уровне 70-х годов XX века. Надстройкой сюжета стала ролевая система.
Вместе они создали увлекательную и проработанную «живую историю», все грани которой можно увидеть лишь на третьем прохождении. И при этом никакого опостылевшего «спасения мира», сугубо локальная история. Повествование настолько продумано, что персонажи и ситуации адекватно подстраиваются под билд главного героя и его решения.
Идеалист найдет все улики, накажет всех виновных и под аплодисменты коллег раскроет дело, попутно заручившись поддержкой множества здешних обитателей. Анархист же переругается с одной половиной персонажей, но заведет новых друзей среди расистов и алкоголиков, а еще будет вышвырнут из милиции за сотрудничество с криминалом и взятки.
При этом как бы персонаж не чудил, он всегда доберется до финала, самостоятельно или движимый игрой, ведь основной сюжет толком не меняется. Зато во всем остальном каждое прохождение будет уникальным. Но придется читать. Много читать. Компенсировать это может слог удивительной силы: обычные фразы способны довести до слез своей глубиной и эмоциональностью.
- Для лучшего понимания игры стоит ознакомиться с тысячами лет вымышленной предыстории Элизиума;
- Удивительное внимание к деталям — модная одежда, брошенное слово или мимолетное деяние может иметь последствия;
- У Disco Elysium уникальный визуальный стиль «масляной живописи», псевдотрехмерности и примитивизма в графике.