Ролевой слэшер/экшен с изометрической камерой от третьего лица, игра-сервис и онлайн-лутер. Она возвращает классические элементы дилогии Diablo — мрачный визуальный стиль, саунддизайн, захватывающий гринд экипировки в сотнях подземелий и крепостей, неизменные билды персонажей — и привносит такие новшества как полностью открытый мир, мировые события и боссы, сражения игроков друг с другом.
Минуло 50 лет с финала Diablo 3: Reaper of Souls, но Санктуарий так и не оправился после истребления половины человечества ангелом Малтаэлем. По случаю возвратилась Лилит — демоница суккубов и дочь Мефисто, что повергло мир в еще больший упадок и отчаяние. Её влияние ощущают повсеместно — она порождает безнадегу в умах людей и пробуждает самые тёмные чувства в сердцах. Лишь отважный герой-нефалем может отвоевать Санктуарий от наводнивших его полчищ чудовищ Лилит, дочери демона Ненависти Мефисто, олицетворяющего все злые и жестокие аспекты человечества, готового вот-вот переродиться.
Предыстория игрового мира
Diablo 4 открыла множество деталей о сотворении Санктуария. Давным-давно между Раем и Адом шла бесконечная война. Некоторые участники понимали её бессмысленность. Архангел Инарий и демонесса Лилит собрали последователей-отступников, выкрали камень Мироздания и создали новый мир — Санктуарий. Он стал тихой гаванью, спокойной от бесконечного раздора и войны, был скрыт от взора могущественных сил.
От союза добра и зла появились нефалемы — невиданные ранее существа, своим могуществом способные соперничать с кем угодно. Опасаясь потери власти или раскрытия Санктуария, его владыка Инарий со своими союзниками решил уничтожить нефалемов. Лилит этому воспротивилась и между ангелами и демонами вновь вспыхнула война. Инарий в ней победил и заключил Лилит в тюрьму за пределами мира, а камень Мироздания изменил так, что Нефалемы стали медленно слабеть, пока не превратились в обычных смертных, заселивших Санктуарий.
Мир продлился недолго — когда об этом укромном пристанище узнали на Небесах и в Преисподней, разразилась длительная Война Греха, в которой обе стороны пытались уничтожить человечество. Санктуарий выстоял, но его покровителя Инария отдали в плен одному из старших Зол — Мефисто, а Рай и Ад продолжили тайно влиять на обитателей, запустив цепочку событий Diablo.
За прошедшие полвека случилось несколько значимых событий. Инарий освободился из плена Мефисто и вернулся в мир смертных, где возглавил Собор Света — религиозное движение, призванное защитить умы смертных от влияния зла и демонов, а также собрал личную армию Кающихся Рыцарей. Обученные боевым и магическим навыкам, они способны изгнать силы зла огнем и мечом.
Троица старших Зол ещё не восстановилась в Преисподней полностью, но частично вернула свою сущность. Часть сюжетной кампании пройдет в сопровождении черного волка — такой облик принял Мефисто. Противостоящий Злу орден Хорадримов развалился, Тираэль покинул Санктуарий, а без его верховодства новичков не набирали. Хорадримы, которых игрок помнит или с кем познакомится, стали немощными стариками.
Мир смертных кишмя-кишит монстрами, нежитью и демонами, но и без них человечеству туго. К моменту начала Diablo 4, мир людей пришел в полный упадок и жизнь людей лишь отдаленно напоминает старые времена. Столкновение вернувшихся Инария и Лилит неизбежно. Санктуарий стоит на пороге окончательного разрушения и только пробуждение нефалемов способно защитить его.
История стартует с небольшого пролога, где игрок воочию убеждается, что его основная задача — уничтожение Лилит, чье демоническое влияние поглотило, кажется, весь мир. Желая заручиться поддержкой, герой находит Инария, но владыка-архангел отвергает помощь какого-то безымянного героя. Далее он сталкивается с Лилит, но противостоять матери Санктуария не так-то просто. В финале Инарий и Лилит находят друг друга, но, не без помощи Мефисто, герой устраняет исходящую от них угрозу.
Сценаристы Diablo 4 выдали не столь простую, как сперва кажется, историю. Повествование все еще линейно от начала до конца, но хорошо прописано, способно увлечь и наполнено яркими персонажами. Их много, почти все с предысторией, мотивацией и ролью в сюжете, причем некоторые растут как личности по мере прохождения. Безысходность стала главной темой нарратива. Время от времени происходят неожиданные повороты и самые значительные из них меняют восприятие происходящего.
Раскрывают мир персонажей постановочные сцены на движке со множеством диалогов (полноценной диалоговой системы нет) и высококачественные CGI-ролики, а музыка добавляет эмоций. Темп повествования сюжета проседает, пока герой гоняет туда-сюда по основным квестам, но его подхватывают многослойные побочные задания, проработанные и связанные с основным сюжетом или лором, упоминающие других персонажей или выполненные ранее задания. Что, однако, не относится к немалому числу прочих активностей на карте.
У Diablo 4 огромный, практически бесшовный открытый мир из 5 уникальных биомов, отличающихся ландшафтом, стилистикой и ростером противников:
- Кеджистан — погребённая под песчаными дюнами территория с оазисами, не оправившаяся от многочисленных вторжений демонов. Алькарн и Кальдиум из Diablo 3 были её частью, но сейчас она сократилась до Пограничных земель. Здесь процветала цивилизация, что теперь лежит в руинах, а по округе шастают разбойники, культисты Троицы и скорпионы;
- Скосглен — живописный, но дождливый уголок Санктуария, порадует любителей волнистых холмов и постоянно укрытых туманом лесов. Места дикие и необустроенные человеком. Дом для Кающихся Рыцарей и друидов, а также множества утопцев, оборотней и гигантских пауков;
- Бесплодные Степи — опустошенная войной территория, состоящая из каньонов и лугов. Живут тут лишь самые безжалостные и отчаянные, не так давно к ним присоединились племена варваров. Многие добровольно отдаются демонам, становясь каннибалами, магами крови и просто разбойниками с большой дороги;
- Расколотые Вершины — заснеженный горный регион, где народ ночью плотно закрывает двери, опасаясь смертоносных тварей — как животных, так и демонических существ. Путешественники обходят эти места, а помощь можно найти только у местных монахов из Собора Света в обмен на свою свободу. Здесь же стоит Кёвашад — крупнейший город на карте со всеми активностями;
- Хавезар — регион, наполненный ядовитыми болотами, отравленной флорой и фауной, что несут беду всем исследователям. Болотные ведьмы, големы из грязи, разлагающиеся ходоки, антропоморфные змеи, растения-людоеды и другие отвратительные враги не помешали обжиться группе крестоносцев Ордена Закарума.
Игровой мир отлично проработан, наполнен множеством объектов и разрушающихся элементов, а города и сюжетные локации получили наилучшую детализацию, включая объекты и интерьеры. Он настолько большой, что для перемещения нужен питомец. Быстрое перемещение убрали, оставив путевые точки в городах и ключевых местах, то есть на значительных расстояниях. Идти к подземельям и другим активностям — на своих двоих или маунте.
В наличии сотни подземелий и катакомб, каждый раз собираемых по-разному (кроме сюжетных), несколько городов и небольшие поселения. Повсюду есть отсылки к событиям предыдущих игр, руины и реликвии, что перекликаются с прошлыми сражениями.
Открытый мир Diablo 4 поделен на регионы сообразно актам сюжета, и сразу после пролога открыт для свободной игры, позволяя отправиться в Скосглен или Бесплодные Степи. Полностью избежать кампании, которая состоит из 5 актов и пролога, нельзя, игра так или иначе заставит пройти через основные точки сюжета. Как и раньше, сюжетная кампания — лишь своеобразный пролог к основной игре, а именно сезонным событиям, мировым боссам и крутым наградам эндгейма.
Знаменитая «формула Diablo» все еще работает: бегаем по миру, шинкуем супостатов, следя за здоровьем, яростью или манной, собираем упавшую с них экипировку, делаем героя еще сильнее. Набираемые попутно очки опыта, тратим на активные способности и пассивные перки. В игре десятки параметров героя, взаимоувязанные со способностями и предметами экипировки, качеством и степенью их прокачки: базовые характеристики, основной и критический урон, основная и дополнительная защита, многочисленные усиления и ослабления, шансы к тому или иному урону, бонусы к урону от разных источников — кровотечение, огонь и яд, прочие факторы.
Без новшеств не обошлось. Появилось «уклонение», позволяющее отпрыгнуть в сторону, без необходимости судорожно двигать мышкой. «Удачный удар» даст бонус к урону базовой атаки или способности, либо продлит её действие. «Подавляющий урон» задавит супостата бонусным уроном сверх базовой атаки. «Укрепление» накапливается поверх здоровья и снижает весь входящий урон, а «Барьер» впитывает его, не дает здоровью стаять раньше времени.
Все это рождает огромный простор для билдостроения, причем персонажа можно настроить под разные стили игры и тактику действий. Впервые в серии Diablo 4 позволяет одновременно использовать несколько билдов, автоматически переключаясь между ними по факту использования навыка. Так, порубив врагов кинжалом или мечом, можно сразу перейти на лук или арбалет, начав использовать привязанный к ним навык. Это позволяет адаптироваться к любым боевым ситуациям и менять стиль боя в зависимости от врагов и оружия в сете.
Относительно прошлых игр серии, в Diablo 4 много мелких изменений: система погоды, превращающая мир в непролазную грязь; ёмкий инвентарь, суммирующий все единицы оружия и брони только в один слот; сниженный к уровню Diablo 2 темп боя; новые типы предметов и обновленные старые; более смертоносные боссы, способные замедлять и оглушать героев.
- Варвар — буря вращающегося оружия всевозможных видов — от топориков в две руки до огромных двуручных молотов. Своими способностями наносит урон окружающим врагам и усиливает физические атаки. «Танк», выдерживающий большой урон благодаря своему запасу здоровья;
- Волшебник — использует тактический подход к бою, атакует издалека при помощи магического посоха, а способности формируются тремя школами — огня, холода и молнии. «Дамагер», готовый снести толпу врагов шевелением губ. Либо контролировать её, делая полезной в тонких ситуациях;
- Разбойник — универсал, способен быть как «дамагером», так и бойцом второй линии (лучником). Получив сперва преимущество в бою за счет различных ловушек и уловок, он позже расправляется с врагами, взяв оружие ближнего и дальнего боя;
- Друид — долгожданное возвращение со времен Diablo 2, новый дизайн и набор магических навыков. Использует магию трансформации, превращаясь в оборотня или медведя, также призывает животных-компаньонов, формирует торнадо и грозы. Это делает его как хорошим «танком», так и неплохим «дамагером»;
- Некромант — мастер тёмной магии, замешанной на костях и крови, что воскрешает мертвых и использует силу смерти для нанесения урона. Даже большие толпы врагов легко разбирает на части.
Каждый класс в Diablo 4 имеет уникальную механику, разблокируемую после набора определенного уровня, например, «Книга Мертвых» у Некроманта или «Арсенал» у Варвара. При создании персонажа в начале новой игры можно отредактировать его внешность в редакторе (форма тела, детали лица, прически, татуировки и другое).
Основные характеристики включают Силу, Ловкость, Интеллект и Волю, и автоматически растут с повышением уровня персонажа (до 50-го), влияя на все аспекты. После достижения 50-го уровня игроки начинают получать Парагон-очки и заполнять Парагон-доску.
Дерево навыков разделено на 7 кластеров. Сначала доступны базовые навыки и их улучшения. По мере вложения в древо все большего количества очков, открывается кластер с основными навыками и их улучшениями, а также к защитным перкам. После них можно открыть уникальные классовые способности и навыки мастерства, что улучшат конкретные характеристики героя. Вложив 23 и 33 очка, игрок получит доступ к конечным навыкам и ключевым пассивным способностям. Сообразно тому, как он тратит очки прокачки, получаются различные билды персонажей, однако героя можно в любой момент перекачать.
Diablo 4 приобрела все черты жанра игр-сервисов, объединившись с зарекомендовавшими себя элементами из Diablo 3 и ММОRPG, и всё также не работает без постоянного подключения к сети. Все активности и контент в ней взаимосвязаны как друг с другом, так и с однопользовательским и сетевым способами прохождения.
- Сезоны. Тематическое событие на несколько месяцев, предлагающее новую сюжетную линию и квесты, новые предметы и сеты оружия/брони, большие обновления геймплея и баланса, уникальную, но временную геймплейную функцию. В первом сезоне это была «чума», а во втором — «кровь». Игроки начинают с нуля и в равных условиях, создав сезонного героя в сезонном мире. Дальше им нужно выполнять события сезона и зарабатывать уровни, а в финале весь собранный лут перенесут в основную игру;
- Сезонный (боевой) пропуск. Разделен на бесплатные и премиальные уровни, каждый уровень дает допуск к новому контенту, а в награду за его выполнение игрок получает косметические предметы для персонажа, особые ресурсы для крафта вещей и внутриигровую валюту;
- Из Diablo 3 переехала система Парагонов для эндгейм-контента. За каждый уровень персонажа после 60 уровня дают очко силы, что можно потратить на усиление характеристик в одной из четырех категорий;
- Живые события. Крайне ограниченные по времени активности формата «сражение с новым боссом» или «прибытие торговца с уникальными предметами». Есть и более растянутые по времени события с полноценными сетевыми активностями;
- Как в любой другой MMO, Diablo 4 предлагает собираться в кланы, где уже готовы социальные функции;
- Магазин предметов. Персонажа можно дополнительно кастомизировать платными скинами.
Проходить кампанию, исследовать мир, захватывать крепости и зачищать подземелья от монстров можно в одиночку. Тем же самым в мире игры занимаются от 6 до 8 других игроков и с ними можно пересечься на карте. В городах число может доходить до 20: они стали хаб-локациями для социальных активностей — поиска компаньонов и обмена предметами. Активно взаимодействовать, если не хотите, не нужно, геймплей хоть и заточен на совместные действия, но не давит этим.
Сюжетные события, крепости и подземелья приватны, то есть предназначены только для игрока (если он играет в одиночку) или его группы (в кооперативе). Так Blizzard сохраняет индивидуальный опыт прохождения сюжета и обеспечивает его сохранность от залетных игроков. Сетевые события, такие как битвы с мировыми боссами, рассчитаны на отряд до 12 игроков и развиваются в отдельных PvE- и PvP-зонах на карте мира. Они известны как «Поля Ненависти», опознать их можно по смене живописного визуала на светло-красный оттенок. Желающие сразиться друг с другом должны пометить себя кровью. В ином случае можно заняться PvE.
За несколько лет своего развития Diablo 4 получила десятки обновлений, добавивших новые регионы, акты основного сюжета и сезонные истории, персонажей, геймплейные функции, многочисленные и разнообразные активности, элементы и отдельные механики игры. Перечислять все сетевые активности и эндгейм-контент не имеет смысла — игра предлагает всего этого на сотни и даже тысячи часов увлекательного прохождения.