Обзор Outlast 2 — один из самых страшных хорроров пятилетки

И снова журналист, пытающийся докопаться до истины, и снова тьма с зеленым фильтром, и снова психи всех сортов. Кажется, что все как раньше, но Red Barrels вышли за рамки больничных коридоров и рассказали историю куда большего масштаба.

Оригинал, выпущенный в 2012 году, тоже весьма неплохо нагонял страху. Его, безусловно, можно поругать за тривиальный сюжет, за устрашение посредством омерзения и жестокости, но нельзя отрицать, что Outlast стал одним из самых значимых тайтлов в своем жанре.

Этот проект породил огромное количество подражателей и клонов самого разного качества, а также, что еще важнее, задал планку качества, взять которую удалось далеко не всем. Outlast 2 — это попытка поднять ее вновь.

Сюжет Outlast 2

Несмотря на то, что первая часть имеет открытый финал, который очень располагает к созданию прямого продолжения, Outlast 2 таковым не является. Это отдельная история, скомпилированная из множества различных источников.

Как утверждают сами авторы, за основу была взята так называемая Бойня в Джонстауне — массовое самоубийство 914 жителей религиозной общины на почве конфликта с властями, пытающимися разобраться, насколько далеко зашла религиозная мысль.

Однако с самого начала Outlast 2 принципиально меняет реальную историю, оставляя только намеки на нее. Вместо якобы упавшего самолета с конгрессменом, из-за которого в Джонстауне и начался весь сыр-бор, падает вертолет с двумя супругами-журналистами — Блэйком и Линн. Себе на горе оба выживают в катастрофе, после чего девушка попадает в лапы местных фанатиков из скрытого в горах Аризоны поселения под названием Врата Храма.

Фанатики уверены, что чужаки прибыли не просто так, а в полном согласии с неким высшим планом: внутри Линн томится сам Сатана, и потому нужно устроить ей экстренные роды, а затем убить дьявольскую «гадину», когда та явит себя в новорожденном.

Параллельно с этим развивается еще одна сюжетная линия, действие которой происходит в довольно частых «флешбеках» главного героя. В них он бродит по школе, где когда-то учился со своей будущей женой и девушкой, расследование убийства которой и стало отправной точкой сюжета.

Главный герой, Блэйк Лангерманн, начинает поиски супруги и встречается с огромным гомункулом, сшитым из лоскутов религиозного бреда, который разработчики избрали в качестве сюжета.

Хотя поначалу сюжет кажется очень простым: религиозное поселение, оторванное от внешнего мира, постепенно скатывается к мазохистскому фанатизму и начинает пожирать само себя под чутким руководством одиозного священника Салливана Нота. Outlast 2 демонстрирует финальную стадию деградации комунны — массовые убийства на почве веры, охоту на ведьм, откровенный садизм под предлогом борьбы с Врагом и активную подготовку к библейскому Концу света.

Позднее становится ясно, что за «дьявольское дитя» борются также и противники паствы Нота — еретики. Их обряды и даже внешний вид пугают куда больше, чем кучка сумасшедших христиан.

Но как такового сюжетного действия в Outlast 2 практически нет: главный герой пытается выжить и по возможности разыскивает свою жену. Поиски продолжаются до самого финала, когда вся картина становится ясной. Тем не менее, не стоит ждать от игры остросюжетных поворотов: сюжет прямой как шпала.

«...Береги ребят!»

По мере прохождения первых этапов игры складывается ощущение бессмысленности игры ввиду полной абсурдности всего происходящего. Кому хочется «разжевывать» бред шизофреника? Зачем искать логику в том, что говорит спятивший фанатик?

Такой подход очень удобен при создании фильмов и других художественных материалов, повествующих о сектах и культах, так как объяснение смысла кажется вовсе необязательным.

Однако если проанализировать ряд наиболее известных и популярных произведений, то становится ясно, что больший спрос наблюдается именно на то, что имеет логику и объяснение, пусть труднодоступное или даже скрытое на первый взгляд.

К счастью, Outlast 2 относится именно к ним. В основе сюжета лежит не просто религиозный бред, как кажется поначалу, а действительно мощное переплетение всевозможных мотивов, начиная от психологии закрытых сообществ и заканчивая чуть ли не попыткой понять Библию, воплотив ее наиболее жуткие фрагменты в видеоигре.

Осознать многие цитаты и смысл некоторых сцен удастся не каждому. В этом смысле игра имеет необычно высокий порог вхождения, требуя не столько терпения к игре, сколько реального понимания тематики христианства, основных течений веры и даже знания конкретных действующих лиц целого ряда конфликтов, изложенных в Библии и других священных текстах. Без всего этого игра будет казаться тем самым «религиозным» бредом.

Игровой процесс

В то время как история Outlast 2 выглядит гораздо любопытнее, нежели сюжет оригинала, игровой процесс продвинулся вперед лишь на несколько шагов, сделав между ними еще и пару шагов назад.

Основная механика осталась практически той же: игра разбита на небольшие эпизоды, которые условно можно разделить на «статичные» и «динамичные». Это разделение не уникально для игры, его можно применить практически к любому хоррору и даже произведению, которое не ставит целью напугать.

То есть сначала игра дает возможность заглянуть в себя, дав изучить небольшой кусочек своего мира, показав несколько жутких сюжетных вставок и диалогов, а затем начисто отрезает путь к отступлению и выплевывает на одну из локаций, где пугает уже другими способами.

Например, насилием над главным героем, которое производят как рядовые фанатики, так и чудовищные создания, происхождение которых открывается только ближе к финалу.

Во время «активных» этапов игровая механика предлагает простенький «стелс» с прятками по кустам и шкафам, а также дает возможность вдоволь побегать от врагов, лихорадочно прокладывая себе путь через нагромождения декораций.

На этом игровой процесс в общем-то и заканчивается: Outlast 2 едва ли можно назвать игрой в привычном понимании этого слова. Это скорее интерактивный аттракцион, который позволяет передвигаться и действовать только в жестких рамках сценария.

Аналогично было и в первой части, но теперь локации стали значительно больше: вместо узких коридоров и тесных каморок психбольницы сиквел дает возможность побродить по относительно открытым локациям религиозного поселения и его окрестностям.

С одной стороны, это хорошо, так как благодаря этому игра стала внешне более разнообразной. С другой стороны, игра отчасти растеряла тот самый клаустрофобический страх, который возникает, когда человека запирают в комнате с психом-насильником.

Отличия от оригинала

Помимо разницы в масштабе есть и другие отличительные особенности. Прежде всего это расширенная механика выживания. Камера теперь используется не только для того, чтобы видеть в темноте, но и прослушки сквозь стены с помощью чувствительного микрофона.

Появился новый расходуемый предмет — бинт. Он позволяет восстановить здоровье персонажа, хотя на самом деле польза от него есть только на нормальном уровне сложности: на всех остальных Блэйк банально не доживает до возможности сделать перевязку.

Батареек в игре ровно столько, чтобы осветить темные участки локаций. Но из-за того, что они стали больше, поиск затруднен. В итоге приходится выбирать — бродить в потемках или рисковать, занимаясь обыском окружения.

Но, пожалуй, главным отличием Outlast 2 от оригинала стал тот факт, что игра теперь пугает не только в «динамике», демонстрируя нарочитую жестокость и заставляя переживать напряженные погони, но и в «статике», рассказывая действительно жуткий сюжет, изобилующий религиозными отсылками.

То, что происходит во время кат-сцен, пугает вовсе не жестокостью и «расчлененкой», а своим смыслом, который не просто выдуман сценаристом на зарплате, а прописан в Библии. Пугает не тем, что происходит, а тем, почему это происходит. Этого очень не хватало Outlast, где весь сюжет сводился к избитой теме экспериментов на людях.

Графика и звук

Вопреки ожиданиям фанатов, разработчики не стали использовать Unreal Engine 4, а воспользовались модифицированной версией 3.5. Поэтому супер-эффектов, равно как и беспрецедентной графики в Outlast 2 найти не получится.

Но даже так игра смотрится вполне достойно: все локации выполнены аккуратно и тщательно, а коктейль пост-обработки великолепно подчеркивает пугающую атмосферу игры. Зачастую картинка и вовсе граничит с гротеском, поражая своей художественной композицией, а иногда буквально заставляет «щелкать» скриншоты, демонстрируя весьма реалистичную графику.

К недостаткам графики можно отнести не самую качественную анимацию. Многие движения персонажа, например взятие батарейки, просто скопированы из первой части.

Анимация и вообще проработка персонажей тоже проделаны далеко не идеально, из-за чего «лобовые» столкновения вызывают не только первобытный страх, но и претензии к разработчикам. Уровень тот же, что и в оригинале, выпущенном 4 года назад.

А вот со звуком, напротив, полный порядок. Red Barrels не поскупились на дикторов и композиторов, так что игра радует плеядой маниакальных голосов и скрипуче-воющим музыкальным сопровождением.

Один из самых страшных хорроров пятилетки

Outlast 2 во многом повторяет свою предшественницу, но невооруженным глазом видно, как Red Barrels прогрессировали за 4 года, прошедших с выпуска первой части. Они пересмотрели многие аспекты игры, но не отбросили их, а переиначили, где-то улучшив, а где-то не очень.

Игра все еще является камерной, но размах происходящего и сюжетная глубина стали на голову выше.

Как уже было отмечено выше, Outlast 2 вызывает не только инстинктивный страх за свою собственную жизнь, но и «идейный» страх, когда человек боится не насилия, а причин, его вызывающих. Это куда более качественный ужас, вызвать который отнюдь не каждый хоррор.

При этом в техническом плане игру нельзя назвать выдающейся. Графику, конечно, подтянули, да и с атмосферой все отлично, но нет ощущения «некстгена», нет широко открытых глаз и отвиснувшей челюсти. Впрочем, даже имеющегося хватает, чтобы с лихвой «отбить» цену игры.

+3
Author's Userpic
Автор статей
Неравнодушен к моддингу и настольным играм.
Сюжет
7.0
Управление
9.0
Звук и музыка
9.0
Геймплей
7.0
Графика
8.0
8.0 / 10
Для Red Barrels новая игра - это определенно шаг вперед, а для целевой аудитории - еще одна причина запастись успокоительными, выключить свет в комнате и окунуться в настоящий ужас.
Плюсы
— Тема закрытых религиозных сообществ раскрыта на все 100%;
— Приятная графика;
— Страх на любой вкус;
— Качественная работа над звучанием;
— Отличная атмосфера.
Минусы
— Неряшливое анимирование;
— Основная сюжетная линия простовата;
— Высокий порог вхождения для полного понимания смысла происходящего.
Комментарии 3