«Человек-паук: Паутина вселенных» — мнение о лучшем супергеройском блокбастере, который должен увидеть каждый
«Человек-паук: Паутина вселенных» (Spider-Man: Across the Spider-Verse) — великолепный мультфильм. Бросайте все дела и бегите смотреть его в кино. Конец обзора. Именно так хочется написать про вторую часть приключений Майлза Моралеса, чтобы вы могли лично оценить величие от Sony. Но мы же знаем, что нужны подробности, и они у нас есть. Мы посмотрели новинку, остались под большим впечатлением и постараемся без спойлеров рассказать, почему этот проект ни в коем случае нельзя пропустить, особенно, если вы считаете себя фанатом Паучка.
Человек, но паук…
Итак, давайте в последний раз. Майлз Моралес жил себе не тужил, но в один не самый прекрасный день его укусил странный паук, и всё изменилось. Питер Паркер погиб, о способностях ничего не известно, а тут еще и половое созревание на носу, да и дядя ведет себя как-то странно. Не будем вдаваться в детали сюжета первой части. Важно помнить, что Майлз познакомился с Пауками из других вселенных. Особую роль сыграли Питер, разочаровавшийся в супергеройском ремесле, и Гвен Стейси, которая в своем мире заменила Паркера, превратившись в Женщину-паука. Первый научил мальчика использовать новые силы, а вторая… оказалась гораздо ближе, чем просто подруга.
Продолжение стартует спустя время и примечательно то, что история начинается именно с Гвен. Майлз больше не единственный главный герой, а лишь один из. Это важное отличие от оригинала, так как теперь мы следим за развитием сразу нескольких персонажей, у каждого из которых собственная полноценная сюжетная арка.
Девушка живет в своей вселенной и находится на грани затяжной депрессии. Если вы смотрели версию Паркера от Эндрю Гарфилда (Andrew Garfield), то в подробностях знаете главные сюжетные повороты, связанные с Гвен Стейси. А теперь представьте, что она поменялась с Питером местами. Справедливости ради, авторы внесли ряд интересных изменений, но главное осталось: отец Гвен — полицейский, который гоняется за Женщиной-пауком, Питер погиб, а девушка осталась совсем одна. Лишь мысли о Майлзе придают Гвен сил двигаться дальше, вот только в другую вселенную уже не попасть.
Так происходит ровно до момента, когда на город внезапно нападает Стервятник из Викторианской эпохи, непонятно как оказавшийся в другом мире. Череда событий приводит Гвен к Мигелю О'Хара — суровому Пауку-учёному из ультрасовременной вселенной, который самолично взял на себя обязанности по охране временных линий Пауков во всём их многообразии.
История буквально не даёт передохнуть. Событий так много, что от обилия подробностей кружится голова. Однако в сумбур сценарий не превращается. Разрозненные сюжетные линии постепенно сплетаются в толстый узел взаимосвязей, где каждая деталь важна и показана не просто так. К тому моменту, когда мультфильм выйдет к своей кульминации, у зрителя не будет лишних вопросов. Долгое вступление подробно разжёвывает кто, почему и зачем.
Sony делает ход конём и не только крепко связывает Майлза с вселенной Marvel, но и решает некоторые проблемы собственных фильмов, например, логично объясняет появление Стервятника в мире Морбиуса в сцене после титров. Если в процессе просмотра вы почувствуете нечто общее с сериалом «Локи» (Loki), то всё верно, так и должно быть. Подробнее, к сожалению, рассказать не можем — спойлеры.
Отдельный плюс сценария — темы, которые поднимаются в ходе истории. Это далеко не детский мультфильм, где есть лишь две стороны конфликта. Здесь нет однозначного злодея, а вопрос о том, что же такое на самом деле быть героем приобретает совершенно новый масштаб. На этом фоне все поделки «Марвел» с Томом Холландом (Thomas Holland) выглядят как картонные истории про смешариков.
В сравнении с первой частью история не только расширилась, но и усложнилась. Однако перед просмотром нужно знать, что фильм — лишь большая завязка перед третьей финальной картиной, то есть закончится на самом интересном месте.
Как вы относитесь к моде на мультивселенные?
…без него мы все как без рук
Персонажей как обычно множество, однако внимание уделяют лишь нескольким. На равных с Майлзом раскрывают только Гвен. Несмотря на большое количество событий, картина уделяет огромное значение внутреннему миру Моралеса и Стейси. И это не банальный юношеский максимализм, который стоило бы ожидать от подростков из благополучных семей.
Майлз взрослеет буквально на глазах зрителей. У него на руках не умирает дядя Бен, но уровень психологических травм ничуть не меньше. У Гвен все тоже непросто, а выбор между долгом и чувствами не выглядит притянутым за уши.
Все остальные герои намного проще. Здесь важно понимать, что это не минус. Мотивацию Мигеля подробно объясняют, Питер из первой части тоже играет важную роль. Даже у антагониста Пятна есть логичная предыстория. Просто сделать полноценными глубокими персонажами столько действующих лиц разом невозможно, приходится чем-то жертвовать. Однако на сегодняшний день сложно найти другую супергеройскую картину с таким количеством второстепенных героев, которые успевали бы участвовать не только в экшене, но и в диалогах.
Старую команду из первой части ждать не стоит, им банально не нашлось места. Впрочем, все фанаты Свина-паука могут выдохнуть, самое интересное создатели заготовили на третий фильм.
Огромное число Пауков, которое тизерили как главную фишку новинки, на проверку оказалось обычным фан-сервисом. Большинство из них просто мелькают в паре сцен и не более. Еще меньше говорят хотя бы одну реплику. Но и здесь мультфильм сложно ругать.
Формат анимации отрабатывается по полной, а увидеть Тирекса-паука или кота, плюющегося паутиной, в полноценном кино сегодня просто невозможно. Создатели использовали на максимум ту свободу, которую даёт мультфильм в сравнении с «живыми» картинами, а потому к обилию простоватых камео придираться не хочется. Интересно, что нашлось место и нескольким «реальным» персонажам, один из которых стал настоящей неожиданность.
Есть лишь один спорный момент, связанный с паучьей базой. Центральной идеей всех интерпретаций всегда оставался выбор Питера между обычной и героической жизнями. Даже Майлз очень страдает от своих новых обязанностей. В мультфильме же мы видим сотни дружелюбных и не очень соседей, которые просто ничем не заняты. Их миры в полном порядке? Никому не нужна защита? Впрочем, это скорее придирки, которые общее впечатление не портят.
Несмотря на всё многообразие «Человек-паук: Паутина вселенных» очень личная история, которая умело совмещает крышесносную волну пасхалок и известных персонажей с глубокими душевными переживаниями, меняющими героев на глазах. К тому же всё это гораздо интереснее и логичнее того, что смогла показать Marvel в «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness).
Визуал и музыка
Одним из главных плюсов оригинала стал визуал. Мультфильм был действительно выдающейся художественной работой. Каждому герою создали неповторимый стиль рисовки, подчеркивающий его инородность в чужой вселенной.
Во второй части художники пошли еще дальше и, кажется, достигли космической высоты. Во-первых, возросло количество пауков. Фишка с индивидуальной рисовкой сохранилась, но теперь есть сцены, где их буквально десятки. Во-вторых, нам показали несколько полноценных вселенных, которые отличаются не только художественным исполнением, но даже цветовой палитрой. Особенный восторг испытываешь, когда разные куски мультивселенной смешиваются, например, в совместных сценах Паука-анархиста, индийского паука, Майлза и Гвен.
Важно отметить, как именно используют визуал в конкретных драматических эпизодах. Выше мы уже говорили, что каждая сцена и кадр имеют свое значение, то же касается и цветокора. В сцене, где отец Гвен узнаёт правду о дочери, полицейский сначала стоит в тёмных тонах, потом всё меняется на яркие вспышки осознания, а потом смесь агрессии, разочарования и безнадежности. Это лишь один из примеров, а из таких решений буквально состоит вся картина. Возможно, это не все заметят, но внимательные зрители останутся в полном восторге.
Музыка не отстает от графики. Все композиции идеально дополняют происходящее, усиливая необходимый эмоциональный окрас. Видно, что создатели потратили немало времени, разрабатывая саундтрек и выбирая подходящие моменты для использования отдельных песен.
Вместе визуал и музыкальное оформление вступают в чудесную синергию, заставляя воспринимать сюжет острее, а активные сцены полнее. В очередной раз скажем, что это великолепная работа, конкурентов у которой среди супергеройских блокбастеров сегодня попросту нет.
***
«Человек-паук: Паутина вселенных» — это веха и важная глава в истории современного кинематографа. Невероятно талантливый, оригинальный и запоминающийся мультфильм без проблем доказывает, что для успеха совершенно неважно, какой у главного героя цвет кожи (привет, «Русалочка» (The Little Mermaid)), есть ли в сценарии повестка и хватает ли спецэффектов. Главное — хорошая история, интересная постановка и большое желание показать что-то по-настоящему новое. Disney и Marvel стоит стыдливо поучиться, так как их последние проекты даже и близко не конкуренты новому хиту от Sony.
Если вы любите кинематограф и ищете алмазы, которые способны подарить действительно новые эмоции, картину ни в коем случае нельзя пропускать. Вся трилогия, без сомнений, войдет в историю и станет живой классикой. Это один из лучших супергеройских блокбастеров и точно лучшее кино про Человека-паука на сегодняшний день. Браво!
Успели посмотреть «Человек-паук: Паутина вселенных»?