VGTimes Logo VGTimes Logo

Обзор Stray. Мяу?

Слушать статью: Ден, Макс

Мало какая игра может похвастаться позитивной реакцией публики с момента анонса и до самого выхода. Stray — именно такой проект. Приключения маленького рыжего кота в мрачном сеттинге киберпанка интриговали с первых кадров. И не зря. Онлайн в Steam бьет все рекорды, а на Metacritic у новинки солидные 84 балла. Так что же в этой Stray такого, и почему она способна дать фору многим ААА-играм? У меня лапки, но я готов поделиться подробностями.



Что мы ждали


До релиза мало кто на сто процентов понимал, что из себя представляет Stray. Главный герой — обычное животное без суперспособностей, таинственной предыстории и прочих фишек, добавляющих протагонисту оригинальности.

Бредовых симуляторов пчел и козлов в Steam можно найти на любой вкус, но вряд ли они способны заинтересовать бывалых игроков. Так почему с котом должно выйти как-то иначе? Кстати, игр про шерстяных братьев наших меньших тоже хватает. Если Stray вам покажется мало, прочитайте нашу статью о других проектах с котиками.

Опасения внушал и сеттинг. Киберпанк сегодня настолько популярен, что показать в нем нечто новое — задача со звездочкой. По первым трейлерам стало понятно, что людей в мире нет, лишь человекоподобные роботы, зато будет большой запутанный город в лучших традициях «Бегущего по лезвию» (Blade Runner).

Однако главным вопросом оставался все-таки геймплей. Какие задачи предстоит решать хвостатому путешественнику, насколько большая роль игрока? Результат порадует не всех.


Что мы получили


Игра поделена на главы-уровни. Некоторые из них довольно большие, другие похожи на коридоры. Те, кто ждал полноценный открытый мир с множеством случайных событий, активностей и квестов, останутся разочарованы. Ничего подобного и близко в Stray нет.

Тот самый город, который так часто показывали в трейлерах, действительно красив, однако на деле оказывается небольшим поселком. Сложная архитектура сначала пугает, но через 10 минут вы сориентируетесь, и проблем с перемещением не возникнет.

Поселений в игре несколько. Каждое отличается от предыдущего, но полностью открытого пространства не ждите. Вы всегда путешествуете по рельсам и лишь иногда можете отклониться куда-то в сторону, буквально на несколько метров.

Тема киберпанка отрабатывается на полную. Межклассовое угнетение, несбыточные мечты о лучшем будущем, разрушенная экология и даже всеобщий контроль «большого брата» — всему нашлось место. Темы для жанра не новые, однако разработчики наполнили мир каким-то немыслимым количеством деталей. Происходящее ощущается максимально естественным и живым (стыдитесь, CD Projekt RED). Роботы, имитирующие повседневную жизнь людей, неоновые улочки и горы барахла создают уютную атмосферу.

За час сна можно получить достижение
За час сна можно получить достижениеЗа час сна можно получить достижение

Такой компактный и отчасти даже приветливый киберпанк встречается в играх редко. На ум приходит разве что Dreamfall Chapters. Про игру незаслуженно забыли, однако она до сих пор остается одним из самых оригинальных произведений современности. Тамошний город, в котором жила героиня, также совмещал холодную мрачность мегаполиса и уют улочек, где все друг друга знают.

Stray оказалась линейной сюжетной игрой про кота в мире победивших технологий, а вместо природы и солнца здесь лишь ржавые трубы, хлам и вечный сумрак.

Делает ли это проект плохим? Нет. В эпоху бесконечных сиквелов и отсутствия новых идей Stray ощущается, извиняюсь за журналистский штамп, глотком свежего воздуха. Но интересно ли в это именно играть? Или перед нами очередное «кинцо»? Об этом поговорим далее.

Нравится ли вам сеттинг киберпанка?

Результаты


Геймплей


Вы управляете маленьким четвероногим существом, поэтому многие привычные геймплейные особенности недоступны. Кот не умеет преодолевать высокие препятствия, не открывает двери и не способен постоять за себя. Да и мир вы воспринимаете почти всегда снизу вверх. Однако разработчики решили схитрить и добавили усатому герою компаньона-робота, который и выполняет всю «грязную» работу.

Изучая уровни, вы будете собирать немногочисленные предметы, которые сразу же телепортируются в инвентарь. Робот просто растворяет вещь, не заморачиваясь объяснениями, где конкретно она хранится. Будущее, что тут скажешь.

Железный помощник также будет переводить, видимо, на кошачий язык все, что говорят персонажи. А поболтать тут есть с кем. Абсолютно каждый робот, который встретится на пути, готов пообщаться и обсудить найденные предметы. К сожалению, разнообразия реплик не завезли. Если вы нашли сюжетную вещь, то почти все NPC будут в один голос твердить, где ее применить. Оно и понятно, ведь дневника заданий и мини-карты в игре нет.

В целом механика действительно работает. Вы всегда знаете, что конкретно у вас лежит в инвентаре и как именно это можно использовать. Если на горизонте нет ничего подходящего — значит появится дальше по сюжету.

Вот это внимание к мелочам. Наступив на краску, кот еще какое-то время оставляет следы
Вот это внимание к мелочам. Наступив на краску, кот еще какое-то время оставляет следыВот это внимание к мелочам. Наступив на краску, кот еще какое-то время оставляет следы

Кот от природы очень ловкое животное, а потому вертикальный геймплей стал основным. Лазать по крышам, кондиционерам, трубам и шкафам будете постоянно. К счастью, делать это очень просто — прыжки привязаны к одной кнопке и всегда прицельные — упасть не получится. Активных клавиш управления совсем немного, но это и понятно — вы же кот.

Попадая на уровень, герой должен решить одну или несколько пространственных головоломок. Иногда они будут явными — нажать в нужной последовательности рычаги, чтобы опустить все железные конструкции и добраться до цели, однако чаще задания менее очевидны.

Например, чтобы согреть робота (не удивляйтесь), нужно найти одежду. Её шьёт другой персонаж, которого еще предстоит разыскать. Также придется получить материалы. Их необходимо взять где-то на уровне.

Каждая глава — это череда таких вот задачек, рассчитанных на вашу логику и внимательность. Впрочем, выполнить их труда не составляет. Я не зря вспоминал Dreamfall Chapters, там геймплей был практически таким же, но игрокам часто приходилось решать гораздо менее очевидные задачи.

Есть в Stray и враги. Несмотря на полную беспомощность рыжика, он не раз столкнется с опасностью. Зурки сильно напоминают хедкрабов из Half-Life 2 и едят все органические и неорганические материалы. Нападают существа целыми стаями, поэтому придется убегать, умело маневрируя на поворотах. Здесь, кстати, вторая условность игры — всеядные организмы продолжают жить в железных или каменных конструкциях, хотя по лору давно должны были уничтожить всё вокруг.

Немного позже зурков сменят летающие дроны, но и эти враги проблем не доставят. Стелс в Stray для галочки, поэтому противники нужны лишь для разнообразия, реальной угрозой не станут.

Кроме основного сюжета, активностей практически нет. По ходу приключения робот будет собирать воспоминания, которые расскажут немного больше о мире и событиях прошлого. Искать такие фрагменты вовсе необязательно, они исполняют роль коллекционных предметов. Также один раз за игру вас попросят найти восемь песен для местного гитариста и три цветка — вот и все побочные квесты.

Геймплей в Stray служит лишь дополнением к сюжету. Играя, вы ни на минуту не отвлекаетесь от истории, и это усиливает погружение. Привязка всех активных действий к паре кнопок не раздражает и обоснована особенностями главного героя. Головоломки просты и логичны, а наполненные деталями уровни мотивируют к исследованию, хотя активных предметов и мест не так уж и много.

Stray — неторопливое приключение. Всё в этой игре сделано так, чтобы вы расслабились. И даже немногочисленные экшен-моменты не бросают вызов, а лишь разбавляют темп.


Сюжет


История звезд с неба не хватает, но неплохо работает в рамках созданного мира. Кот со своими собратьями живет среди руин нашей цивилизации и случайно оказывается на самом дне подземного города. Задача проста — найти выход в Аутсайд, так местные называют мир на поверхности.

Очарования простоватой завязке добавляет множество подсюжетов, свидетелями которых оказываются кот и робот. Повсюду кипит жизнь, все заняты своими делами. Однако появление усатого всё меняет. Четвероногий герой — не избранный и не спасает роботов от неминуемой гибели, однако по воле случая принимает активное участие в их жизни.

Иногда кадры из игры напоминают новую Resident Evil
Иногда кадры из игры напоминают новую Resident EvilИногда кадры из игры напоминают новую Resident Evil

К сожалению, даже в воспоминаниях на многие вопросы ответ мы так и не получим. Странные глаза в канализациях или перенос сознания человека в робота останутся лишь намеками, которые придется додумывать самим. Впрочем, этот мир точно есть куда развивать, а вторая часть вполне может оказаться гораздо масштабнее и информативнее.


Графика, звук, анимации


Разработчики выбрали специфический визуальный стиль. Вы не сможете разглядеть на пушистом герое каждую шерстинку, но это и не требуется — он все равно выглядит классно. То же касается и других персонажей. Конечно, модельки роботов сильно похожи, да и эмоции показывать необходимости нет, однако у каждого NPC собственные отличительные черты и аксессуары.

Как я уже говорил, мир Stray наполнен сотнями мелких деталей и необязательных фишек, добавляющих происходящему живости, поэтому упрекнуть создателей в экономии денег на разработку, язык не поворачивается. Каждый уровень по-своему уникален и надолго останется в памяти.

Музыка также удалась, она еще больше усиливает погружение в мир неона и киберпанка. Кроме того, саунд всегда соответствует происходящему. В логове зурков мелодия напряженная и волнительная, а в Робовейнике или Мидтауне — умиротворяющая. При этом вы всегда будете ощущать себя в мире технологичного будущего, хотя главной запоминающейся песни все-таки не хватает.

Отдельно стоит отметить анимации, их тут сотни. Кот делает все, что и положено животному его вида: точит когти о мебель, роняет бутылки и банки с краской, спит в разных местах и мяукает. Отличить героя от настоящей кошки непросто, настолько естественно двигается хвостатый друг. Роботы тоже отличные: их действия всегда плавные, различаются в зависимости от персонажа и его личных особенностей. Например, один может прихрамывать, а другой идти вразвалку; кто-то подметает улицы, танцует, моет полы или ухаживает за цветами.


Баги и системные требования


Stray не потребует навороченного железа. Для комфортной игры нужны 64-разрядный процессор Intel Core i5-2300 или AMD FX-6350, 8 Гб оперативной памяти и видеокарта GeForce GTX 650 Ti с 2 Гб либо Radeon R7 360.

Я проходил новинку на PS5 и, к сожалению, без багов не обошлось. Все они не особо критичны и не мешают, но игре все-таки нужна дополнительная полировка. Иногда горшки или бутылки просто зависали в воздухе или улетали. В паре мест игра откровенно лагала. Длилось это считанные секунды, но хвостатый путешественник в этот момент погиб.

***

Stray — милая игра, которая никого не оставит равнодушным. Незамысловатый геймплей, приятная графика и интересный сеттинг подарят вам массу положительных эмоций. Однозначно перед нами лучший проект лета и бессменный участник всех будущих топов, подтверждающих, что компьютерные игры — нечто большее, чем бездумное нажимание кнопок ради убийства полигональных врагов. Настоящее произведение искусства, которое подарит разные эмоции. Вы улыбнетесь, пустите скупую слезу и, возможно, задумаетесь на вечные философские темы.

Как вам Stray?

Результаты

+9
Оценки игры
Геймплей: 8
Графика: 8
Сюжет: 7
Управление: 8
Звук и музыка: 9
Мультиплеер: x
Локализация: 10
Общий балл
8.3
прекрасно
Плюсы игры
Главный герой — котик;
Классная атмосфера;
Необычная подача истории.
Минусы игры
Нет побочных квестов;
Баги;
Недосказанности в сюжете.
Краткий итог
Stray — отличная игра, которую можно порекомендовать абсолютно каждому. Если вы любите необычные и эмоциональные проекты, ни в коем случае не пропускайте.
Комментарии 13