В девяностые годы и в начале двухтысячных ещё не существовало YouTube, а главным маркетинговым инструментом выступало телевидение, где реклама была более смелой, упоротой и хулиганской, чем сейчас.
В этой статье вспоминаем те весёлые дни, когда главный герой серии Crash Bandicoot открыто катил бочку на Марио, Sony продвигала консоль с помощью крипового ролика со страшной куклой, а SEGA заявляла, что прочие компании ей вообще не конкуренты.
Самая первая Super Smash Bros. вышла в 1999 году на Nintendo 64. Файтинг впервые предложил пул бойцов из нашумевших игровых франшиз Nintendo. Одна из первых реклам игры показывает людей, одетых в костюмы Марио, Донки Конга, Йоши и Пикачу. Они вроде и выглядят миловидными, но при этом карикатурны.
Персонажи сначала идут взявшись за руки, но неожиданно начинают избивать друг друга. Эту упоротую рекламу сняла компания KCL Productions, она создавала трейлеры для Nintendo вплоть до конца эпохи консоли GameCube. Авторы могли пойти по более простому пути — снять что-то более пафосное и душераздирающее, как сделали креативщики ролика, представляющего консольный релиз первой части народного файтинга Mortal Kombat.
В девяностых маркетологи 16-битной Sega Genesis открыто воевали с Nintendo, пытаясь отбить у конкурента часть аудитории и прибыли. Для этого они открыто заявляли, что их консоль мощнее. Да и вообще не для детей, а для прогрессивных подростков.
Законы того времени позволяли заявлять подобное в тв-рекламе, чем рекламщики и пользовались. Для одной из реклам они даже придумали слоган, который открыто транслировал тезис, суть которого заключалась в том, что игры на консоли Sega Genesis более взрослые, интересные и технически совершенные. Слоган звучал так (присмотритесь к написанию): «Genesis does what Nintendon't!».
Креативщики из Sega в девяностых придумали живой символ консоли Saturn — мастера боевых искусств Сегату Сансиро, которого сыграл актёр Хироси Фудзиока (Hiroshi Fujioka). Его заслуженно можно назвать лучшим и самым эпатажным маскотом игровой консоли в истории.
В рекламе Sega Saturn он всегда предстаёт в кимоно и зачастую демонстрирует приёмы из каратэ и дзюдо без помощи дублёров, и открыто требует от всех, кто находится рядом с ним, играть в Sega Saturn. В роликах он без веских причин может начать бить людей и творить другую откровеннейшую дичь. Её сложно описать, проще увидеть самому.
Сегата Сансиро исчез из медиапространства после провала Sega Saturn, хотя персонаж ещё фигурировал в некоторых играх Sega. Например, он заглянул в Sonic & All-Stars Racing Transformed и Project X Zone 2.
В 2020 году дело персонажа продолжил сын: в честь своего 60-летнего юбилея Sega сняла рекламу с новым маскотом — Сегой Сиро. У талисмана более кроткий нрав, он пока скромен и юн. Сиро сыграл Майто Фудзиока (Maito Fujioka), старший сын Хироси Фудзиоки.
В девяностых Sony была второй после Sega компанией, которая пыталась принизить Nintendo. После выхода оригинальной PlayStation конкуренты презентовали своего маскота — рыжего Крэша Бандикута. Он стал главным героем Crash Bandicoot — яркого трёхмерного платформера-эксклюзива консоли, пытавшегося конкурировать с хитом Nintendo 64 — Super Mario 64.
Чтобы познакомить аудиторию с Крэшем, Sony в 1996 году подготовила серию рекламных роликов, которые, по задумке авторов, должны были дискредитировать игры Nintendo.
В одной из тех реклам человек в костюме Крэша подъезжает к штаб-квартире Nintendo, и, обращаясь к Марио в громкоговоритель, заявляет, что его дни сочтены. В наше время снять подобную рекламу не может себе позволить ни одна большая компания.
Как мы знаем, игровая серия Crash Bandicoot, как и сам Крэш, всё ещё живы, но правами сейчас владеет Activision. Издателя в этом году приобретёт Microsoft — главный конкурент Sony в наши дни. Ещё мы знаем, что игры про Марио процветают — они выходят на консолях Nintendo и продаются десятками миллионов копий. А у «Крэша» дела идут не настолько успешно.
Очень рекомендуем поиграть в Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, если вы любите олдскульный геймплей и яркую атмосферу.
Нравится ли вам реклама олдскульных игр?
Пройти опросМы уже рассказывали про сюрреалистичную рекламу PlayStation 2, которую снял в начале двухтысячных Дэвид Линч (David Lynch). Поэтому нельзя не обойти стороной ещё один заказанный Sony ролик, продвигающий в середине десятилетия PlayStation 3.
В середине нулевых Sony выделила на маркетинг PlayStation 3 около 150 миллионов долларов. Одна из первых реклам PS3, которую компания запустила для продвижения, не вдохновляет, а вызывает дискомфорт и даже пугает. В ней ожившая кукла находится в одной комнате с консолью. Сначала она просто тянется к приставке, но потом в неё словно вселяется демон. В общем, это сложно объяснить, надо смотреть.
После откровенно кринжовой рекламы Sony всё же решила, что для продвижения PS3 нужно найти располагающего к себе персонажа, который бы вызывал чувство доверия. Для этого компания придумала вымышленного руководителя корпорации Кевина Батлера, которого в рекламе PS3 всегда играл актёр Джерри Ламберт (Jerry Lambert).
В рекламе Батлер играет в баскетбол словно профессионал, заряженный адреналином, а также рассказывает, как классно рубиться в Killzone 3 с помощью специального автомата для PS Move. В роликах он не без открытой иронии и с серьёзным лицом объясняет всем, почему PlayStation 3 и игры для неё стоят внимания домохозяек, работяг среднего возраста, подходят детям и подросткам.
Сегодня серии The Legend of Zelda реклама не очень-то и нужна. Даже не сильно знакомые с играми люди хоть что-то да слышали о Линке и проектах, где ему нужно бороться со злом и спасать принцессу Зельду (или не спасать).
А вот в начале девяностых новые истории Линка, несмотря на популярность серии The Legend of Zelda, нужно было рекламировать как можно ярче. Во время раскрутки во многом мистической Link's Awakening для Game Boy компания решила сделать рекламу игры с самым настоящим рэпом. А мы внесли ремейк Link's Awakening для Nintendo Switch в ТОП-10 игр с самым весёлым геймплеем. Игра этого заслуживает.
Японцы в продвижении The Legend of Zelda: A Link to the Past для консоли Super Nintendo пошли ещё дальше. В рекламе хита для SNES Линк с другими героями танцует под фанковый хип-хоп. Хореография во многом вдохновлена работами Майкла Джексона (Michael Jackson) и его команды постановщиков.
Завершить хочется душевной рекламой ремейка The Legend of Zelda: Ocarina of Time для портативки Nintendo 3DS. Её сняли уже в 2011 году, но не рассказать про неё, говоря об играх про Линка и принцессу Зельду, нельзя.
Многие знают, что великий, и, к сожалению, уже покойный актёр Робин Уильямс (Robin William) настолько любил серию The Legend of Zelda, что назвал в честь принцессы Зельды свою дочь. 11 лет назад в рекламе ремейка Ocarina of Time он в кадре вспоминает игру, но его прерывает дочурка, которая вопрошает, о ней ли рассуждает отец.
Кстати, известный игровой агрегатор Metacritic внёс The Legend of Zelda: Breath of the Wild в ТОП-50 лучших игр, вышедших после 2010 года.
***
Раньше было много странной, яркой и местами упоротой рекламы игр и консолей. И это хорошо. А вы можете вспомнить, какая реклама из ушедшей эпохи запомнилась вам? Расскажите в комментариях.
Какая реклама из статьи вам понравилась больше всего?
Пройти опрос