Идеальная игра на основе русского фольклора: открытый мир, красавицы, волшебные существа и Кощей в роли злодея
Нашим геймерам всё сложнее покупать новые игры, поэтому в сети активно появляются новости об отечественных разработках, рассчитанных на российскую аудиторию — такие как «Смута» и «Чернь». Сеттинг предполагается соответствующий — различные исторические периоды, преимущественно раннее Средневековье в Руси. Мы тоже решили пофантазировать, как могла бы выглядеть идеальная «русская игра», её герои и злодеи. Погнали!
Жанр
Как и положено, начнём с главного — жанра. Простор для фантазии открывается внушительный, однако постараемся выбрать несколько, на наш взгляд, наиболее подходящих вариантов.
Любой исторический период лучше всего раскрывается в RPG-проектах. Значительная продолжительность, множество персонажей и тонны снаряжения — всё это легко можно показать и в сеттинге Древней Руси, и в петровских войнах, и даже во времена революции.
Конечно, придётся решить, что делать с главным героем — будет ли это безликий протагонист, либо же кто-то узнаваемый. Мы уже придумывали концепт игры про Деда Мороза — прочитайте вот тут. В свою очередь наша RPG может быть похожа на «Ведьмака» (The Witcher), однако есть и альтернатива — Diablo. Разноплановых персонажей даже не нужно придумывать — достаточно вспомнить сказки и былины. Добавим сюжет, закрученный на противостоянии с нежитью, — и вот вырисовывается образцовый дьяблоид с избами, богатырями и множеством скиллов.
Вообще фольклор — отличный вариант, чтобы сделать проект по-настоящему запоминающимся и самобытным, но об этом мы поговорим чуть позже.
Второй подходящий жанр — стратегия. Она может быть как в реальном времени, так и пошаговая. Отечественная история полна масштабных конфликтов, которые легко могли бы соперничать по уровню эпичности с «Властелином колец» (The Lord of the Rings). Стратегии позволяют почувствовать себя в роли известных военачальников и поиграть за разные стороны конфликта.
А как насчет roguelike? Такая игра точно привлекла бы внимание, достаточно вспомнить невероятный успех Hades, которая посвящена лишь небольшому аспекту греческой мифологии.
Вариант souls-like в антураже Руси выглядит не менее интригующе, однако тогда придётся отойти от историчности и добавить элементы фэнтези.
Описать подробно сразу все жанры в рамках одной статьи задача почти невыполнимая, поэтому сконцентрируемся на чём-то одном. Пускай нашей «идеальной русской игрой» будет AAA-RPG!
Сеттинг
Определившись с жанром, необходимо выбрать сеттинг. Это влияет на сюжет, предполагаемых персонажей и детали лора, которые, безусловно, придётся продумывать и связывать с реальной историей.
Самым лучшим вариантом будет Древняя Русь. В этом историческом периоде не так много реальных известных личностей, зато фольклорных персонажей можно подобрать на любой вкус.
Европейское фэнтези мало похоже на настоящее Средневековье. В вымышленных мирах мы видим лишь отдельные элементы исторического периода — например, рыцарей и сражения на мечах. Игра про Древнюю Русь может пойти по схожему пути. Брутальные доспехи, ведьмы, упыри — это лишь малая часть того, что можно найти в русских сказках и былинах.
При этом противники — не обязательно вымышленные вурдалаки или нежить. Герои игры могут бороться с реалистичной угрозой — кочевниками и бандитами.
Фракции
Раз Русь кажется нам наиболее интересным вариантом сеттинга, то персонажей, врагов и иные детали мы разберём именно на этом примере.
Очевидно, что в лоре новой игры должен быть более разнообразный выбор фракций, чем просто княжеские воины и кочевники. Ещё одной силой, безусловно, станет Кощей, выступающий в качестве импортозамещенного Саурона.
Не стоит забывать и про Мороза — таинственного воина-мага, проживающего в Ледяном чертоге вместе с братьями.
Волшебство вообще очень широко представлено на Руси. Сёстры Яга — орден ведьм, целиком состоящий из женщин. Чем-то Яга напоминают Бене Гессерит из «Дюны» (Dune). При этом участницы не обязательно злодейки, тут уж как получится. Ближайшими представителями могут быть Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Елена Премудрая. «Баба» — это, очевидно, звание старшей сестры, которое переходит от одной женщины к другой после определенного обряда.
Кроме основной столицы с князем на просторах Руси есть ещё один город, имеющий собственную инфраструктуру, армию и право голоса — Китеж. Фактически это государство внутри государства, таинственности Китежа позавидовала бы сама Ваканда. Незваные гости просто не могли найти туда дорогу.
Если князь полагался на дружины и богатырей, то в Китеже существовал совет, а основной силой была магия, причем не всегда светлая. Жители Китежа не стеснялись экспериментировать с материей и человеческой природой, что привело к появлению перевертышей и иных существ с чертами животных.
В игре обязательно должна быть возможность посетить оба конкурирующих города. Современная и просвещенная столица, где не одобряют стихийную и бесконтрольную магию, и Китеж, напоминающий мрачный Хогвартс, имеют все шансы стать самыми красивыми и запоминающимися локациями проекта.
Мир Древней Руси можно развивать и дальше, тогда как мы ещё ничего не сказали про магических существ, в большом количестве населяющих дикие земли. В игре протагонист регулярно должен общаться с лешими, домовыми и прочими фантастическими тварями, решать их проблемы или побеждать в сражениях.
Важная особенность мира — это руны. На них завязана не только письменность, но и различные магические свойства, которыми можно наделить предметы и снаряжение. Руническое волшебство — одна из ветвей прокачки, которую будет осваивать главный герой.
Персонажи-богатыри
Поговорим о персонажах. Начнём с очевидных — богатырей. Вопреки расхожему мнению, их было гораздо больше трёх, а образы имели мало общего с воплощениями в бесконечных мультфильмах с конём Юлием.
Богатыри в нашей игре — отдельная раса, отличающаяся силой, ростом, врождённым иммунитетом и замедленным старением. Даже женщины-богатыри значительно крупнее среднестатистического мужчины.
Сложность лишь в том, что исключительные гены далеко не всегда передавались по наследству. Так от союза богатыря и человека мог родиться полукровка, настоящий богатырь или обычный человек. Иногда представители сверхлюдей появлялись и в самых заурядных крестьянских семьях.
Моральные дилеммы вроде «чем больше сила, тем выше ответственность» богатырей особо не терзали. Более того, большинство из известных «героев» злоупотребляли алкоголем, часто дрались и пользовались собственной безнаказанностью. Тем не менее, князь высоко ценил прирожденных воинов, стремясь сделать их своими союзниками.
Наиболее известный среди здоровяков, конечно, Илья Муромец. Он единственный, кто смог стать богатырём лишь к 30 годам, а не являлся им с рождения. Судя по былинам, мужчину навестили таинственные путники, прочитали заклинание и дали выпить зелье, после чего Илья и приобрёл свои способности.
Несмотря на образ «русского Супермена», Муромец далёк от идеала. Первое время богатырь только и делал, что развлекался, пил и дрался. Это привело к ряду не самых приятных событий и конфликту со Святогором — первым и самым старым богатырём. В итоге Илья переосмыслил взгляды на жизнь и занялся защитой русской земли от нечисти и кочевников.
Как игровой персонаж Муромец выступает аналогом паладина, хотя его силы никак не связаны с божественной волей. Богатырь владеет всеми известными видами холодного оружия, хотя любимые для него — огромный двуручный меч и булава. В былинах также упоминается артефакт — «мёртвая вода». Илья мог практически мгновенно восстанавливаться после самых тяжёлых ранений, можно сказать выпивал эстус из Dark Souls.
Компанию Муромцу составляют Добрыня Никитич и Алёша Попович. Средний богатырь известный мастер единоборств, выходец из богатой семьи. Именно Добрыня стал первым суперсолдатом на службе князя. Как персонаж Никитич интереснее Муромца. Если сильнейший богатырь всегда действовал напролом, Добрыня был открыт для компромиссов. Более того, ему не раз удавалось решить конфликты миром, используя лишь хитрость и силу убеждения.
В умениях Никитич ничем не уступает Муромцу, однако предпочитает менее тяжёлое снаряжение. Также известно про «живую воду» — артефакт, способный поднимать мёртвых. Соединяя свойства «живой» и «мёртвой воды», Добрыня и Илья могли оживлять павших воинов, полностью их исцеляя. Да и самих себя тоже.
Алёша Попович — самый слабый из богатырей и самый противоречивый по натуре. У него проблемы в семье, нестабильная самооценка и хулиганский нрав. В одной из былин есть упоминание, что маленький Алёша во время уличных игр случайно оторвал детям руки и ноги. Такие события не могли остаться без последствий для неокрепшей детской психики.
Алёша единственный среди знаменитой троицы активно пользуется магией, компенсируя физическую слабость рунами, заклинаниями и прочими зельями. Предположительно богатырь проходил обучение в Китеже.
Попович не использует тяжёлые доспехи, предпочитая нечто лёгкое и не сковывающее движения. В былинах не сказано, что Алёша применяет артефакты, поэтому его магия, скорее всего, стихийная. Из оружия игровой герой мог бы пользоваться посохом и мечом, совмещая двойственность своих талантов. Другими вариантами могли бы стать кнут или сабля.
Игра про богатырей — потенциальный хит и начало франшизы. У сверхлюдей были не только удивительные способности, но и самые обычные человеческие проблемы. Кроме того, можно было бы добавить кооператив, который в разы увеличивает реиграбельность.
Персонажи-люди
Среди обычных людей в игре про Древнюю Русь может быть немало интересных персонажей. Многие из них стали жертвами обстоятельств и мало отличаются от нас с вами. Однако это вовсе не означает, что они беспомощны. Необычные артефакты и активные тренировки тела и духа позволяют почти на равных сражаться с богатырями.
Одним из самых популярных героев-людей считается Иван Царевич. Однако вряд ли его назовёшь примером для подражания. Изучив разнообразные легенды, в которых упоминается Иван, можно сделать вывод, что это был достаточно хитрый и пронырливый человек, да к тому же бабник.
Ваня — младший ребёнок в семье, которого активно третировали старшие братья и сёстры. По мере взросления обида на родных лишь возрастала, превратив Ивана в искусного лжеца. В итоге отец отдаёт мальчика другому царю в качестве слуги, что становится для Ивана последней каплей. Парень начинает увлекаться магией, в особенности умением общаться с животными. Со временем у Царевича появляются новые друзья — например, серый волк, опасный лесной дух.
Вернувшись спустя годы в родные края, Иван поступает к отцу на службу, обманом захватывает власть и убивает братьев и сестёр. Однако с этого момента амбиции Царевича только растут. Прикидываясь безродным бедняком, он собирает внушительную коллекцию артефактов и соблазняет нескольких могущественных женщин Руси. Получив от них знания и опыт, Ваня обычно исчезал, отправляясь на поиски новой жертвы.
В игре такой герой вполне мог бы стать антагонистом или нейтралом, способным как помочь, так и предать. Основные умения — приручение животных, смена внешности и призыв серого волка, чья мощь компенсировала слабость самого героя. Ещё Ваня был бы неплохим торговцем, предоставляя богатый выбор награбленного.
Двинемся дальше. Василиса Прекрасная — эта дива обладает разумной куклой и волшебным посохом в виде черепа с лучами смерти из глаз. Девушка получила артефакт от Бабы Яги и с тех пор стала практически непобедимой. Возможности живой куклы до конца неизвестны, однако Вася точно может отдавать ей приказы. Вероятно, игрушка — своеобразный проводник для стихийной магии.
Интересно, что Василиса Прекрасная активно прокачивала навыки и со временем смогла легко обходиться без любимого оружия. Учитывая невероятную красоту, Василиса стала бы классным главным героем, важным членом отряда или даже любовным интересом.
Ещё одни противоречивые девушки-магички — Василиса и Елена Премудрые. Обе — дочери Кощея. В целом девушки выглядят положительными персонажами. Василиса мастерица перевоплощений, тогда как Елена — могущественная ведьма, способная дать прикурить Ванде из вселенной «Марвел».
Василиса получила знания от матери — сестры Яга. И это делает её опасным противником, однако в рукопашную она не сражается. Елена более категоричная и суровая. Девушка не стесняется пользоваться холодным оружием — парными короткими мечами, либо ножами. Из интересных скиллов можно выделить умение Васи и Лены призывать разнообразных миньонов. Если у более добродушной сестры это разные духи, ветра и «мамки-няньки» (фантомы-помощники), то ко второй девушке приходят огненные змеи — вполне подойдет для ульты.
Сестёр не назовешь антагонистами, однако такая разница характеров явно влияет на их суждения. В игре геймер мог бы выбирать, по какому пути двигаться, решая проблемы от имени суровой Елены или спокойной и миролюбивой Василисы.
Конечно, в серьезном проекте про Русь не обойтись без князя Владимира. Чаще всего его показывают как стороннего персонажа, который напрямую в конфликтах не участвует, а лишь выдаёт квесты. Однако мы считаем, что из знаменитого князя получился бы отличный главный герой. Конечно, с реальным человеком он имел бы мало общего, зато игроки стали бы свидетелями захватывающей истории. Молодой парень поднимается с самых низов и зарабатывает уважение среди богатырей и волшебников, участвуя в совместных приключениях и сражениях. Такой сюжетный ход объяснил бы беспрекословную верность сверхлюдей в будущем.
А кого вы бы хотели видеть главным злодеем в славянском RPG?
Главный герой
Процесс создания главного героя можно подсмотреть в Divinity: Original Sin 2 или Baldur's Gate 3. Игрок волен выбрать готового персонажа с предысторией, например молодого Владимира, или создать протагониста с нуля. Также придется определиться с расой — богатырь, человек, упырь (почему бы и нет) или змий. Важным моментом станет происхождение. Естественно, в зависимости от личных особенностей персонажи будут начинать свои истории в разных местах. Богатыри и люди — в столице или Китеже, а упыри и змии во владениях Кощея или Горыныча.
Еще, независимо от расы и происхождения, у героя должен быть один из классов: дружинник, волхв, кудесник и ворожей.
Хорошим дополнением станет система морали. Однако делать упрощённый вариант «хороший-злой» уже не модно, поэтому выбор стороны будет определяться вариативностью. Например, богатырь может спасти деревню от водяного за награду, бесплатно или обворовав сельчан.
Очевидное доброе дело в зависимости от способа достижения цели далеко не всегда будет воспринято как хороший поступок. Товарищи по команде активно реагируют на решения, обсуждают их и делают замечания прямо в процессе диалогов. При этом действия персонажа запоминают и обычные NPC. Нечто подобное было в Middle-Earth: Shadow of Mordor и её системе — The Nemesis.
Злодеи
Злодеи — важная составляющая любой истории. И у игры про Древнюю Русь здесь всё в порядке. Главными антагонистами станут Кощей, Змей Горыныч, переметнувшаяся на тёмную сторону Баба Яга и особо опасные кочевники и разбойники — Соловей и Тугарин.
Кощей — могучий колдун, вероятно, высший упырь. Его царство находится в параллельном мире, попасть туда можно лишь через специальные порталы. Как и положено тёмному властелину, Кощей создает армию. Орков на просторах Руси никогда не было, зато есть разная нежить и несколько подвидов упырей. Эти страшные существа стали настоящей головной болью для князя, ведь могли пополнять свою армию из убитых людей.
Личность Кощея — одна из самых больших загадок лора. Когда-то он был человеком. Именно в тот период у него и появились дочери. Но потом мужчина заключает союз с таинственным древним злом. Им могла бы стать богиня Морана, с которой борется Мороз и его собратья.
Получив силу, Кощей постепенно теряет человеческие черты, становясь чудовищем. История о превращении героя в злодея — один из самых известных штампов фэнтези, который до сих пор отлично работает. Вспомним Дарта Вейдера или принца Артаса из Warcraft 3.
Вторым по значимости антагонистом будет Горыныч. В былинах и сказках нам довольно точно описывают зверя. В отличии от европейских драконов, Змей не был огромным. Его жилистое и подтянутое тело напоминает о родстве с восточными собратьями. Отличительная черта существа — три головы и у каждой собственное мнение о происходящем.
Горыныч разумен, умеет разговаривать. В былинах не упоминаются другие такие же существа. Возможно, именно богатыри истребили родичей Змея, что и стало основой конфликта.
Горыныч — очень опасный и подвижный противник. Дополнительным скиллом мог бы стать аналог змеиного гипноза, погружающего героя в транс, полный иллюзий.
А вот Баба Яга у нас не стала бы абсолютным злом. Да, она придаёт сестёр, но на то есть причины. В сказках у женщины был целый арсенал артефактов — живой дом на куриных ногах, летающая ступа и прочие магические предметы.
В игре мы бы точно хотели увидеть избу на ножках, а вот летательный аппарат явно лишний. Важные умения сестры Яга — маскировка и, возможно, телепортация. Также Баба Яга отлично разбирается в зельях и во всех видах магии. Её оружие — магический посох или тонкая сабля.
В тему врагов-людей углубляться не будем. Каждый обладает своими отличительными чертами, однако их удел — быть рядовыми боссами.
Главный сюжет и побочные задания
Как и положено хорошей RPG, концовок будет несколько. Основной квест — борьба Руси с Кощеем. Однако это было бы слишком просто для проекта «трипл-эй». Игрокам предстоит разрешить два дополнительных глобальных конфликта — разобраться с обострившимися отношениями между столицей и Китежем и нивелировать угрозу со стороны кочевников. Первая задача окунёт геймеров в атмосферу интриг уровня «Игры престолов» (Game of Thrones), а вторая будет подразумевать работу в тылу врага.
Ближе к финалу игрок сможет оставить мир в двух состояниях (как минимум): позволит Кощею поработить славян или поспособствует становлению иго кочевников.
Побочные задания — отдельная тема. Игрокам предстоит решать массу проблем как обычных жителей, так и сказочных существ. Более того, некоторые необязательные квесты будут менять окружающий мир. Например, вырубить лес, в котором живут берегини, чтобы укрепить оборону людей от упырей, или позволить волшебным существам сохранить дом? На месте чащи появится форпост с дружиной, а выжившие берегини станут воспринимать героя враждебно.
Также побочные задания повлияют на процесс прохождения. К примеру, конфликт с Бабой Ягой решается несколькими способами. По итогу вы сможете получить ту самую живую избу и сделать из неё мобильную базу. Это ускорит перемещение по миру, повысит настроение отряда и откроет дополнительные возможности для улучшения снаряжения. Но если проигнорировать падшую сестру Яга или выполнить задание радикально (порушив всё), дома на курьих ножках не видать, а герой с товарищами так и будет до конца игры ночевать в походных лагерях.
Геймплей
В игре с такими колоритными персонажами должно быть несколько героев, поэтому геймплейно проект будет напоминать серию Dragon Age или Baldur's Gate. Мир либо открытый, либо разделённый на большие и не очень локации. У каждого участника отряда собственный характер, история, способности и снаряжение.
По мере прохождения, количество союзников будет меняться — зависит от принятых решений. Некоторые члены отряда со временем станут вести себя иначе, например, Василиса или Елена Премудрая смогут стать новой Бабой Яга, что скажется на поведении.
Также придётся следить за уровнем симпатии. Если помочь Алёше Поповичу решить семейные проблемы, он станет верным другом и научит нескольким редким заклинаниям.
Перемещаясь по локациям, игроки будут сталкиваться с различными противниками, собирать ресурсы, охотиться и общаться с NPC. При этом мир отличается в зависимости от выбранного в данный момент героя. Если играете опытным травником, под каждым кустом будут полезные растения, а катая за воина отыщите лишь базовые соцветия. Это поможет геймерам адаптировать стиль игры под текущие цели. Хотите сосредоточиться только на задании — берите одного персонажа, нужно скрафтить побольше зелий — другого.
Конечно, всегда можно играть главным героем — всё необходимое на карте он увидит, но лишь благодаря прокаченной специализации откроется возможность создать особо редкие и полезные предметы.
Отдельного упоминания заслуживают битвы с боссами. Каждая из них представляет собой многоступенчатое сражение с постановкой, кат-сценами и меняющимися условиями. Многие RPG грешат тем, что схватки проходят по одному сценарию — на экране мы видим муторное избиение стоящих на одном месте врагов. В нашей игре такого не будет. Нет-нет-нет!
Прокачка и крафт
Как мы уже сказали, у каждого героя будет свой класс. Дружинники — мастера контактного боя. Они легче осваивают различные виды оружия, а их умения связаны с физическим уроном. Главный представитель — Илья Муромец.
Волхвы тоже неплохие бойцы, однако владеют еще и стихийной магией. Конечно, великими колдунами им не стать, зато некоторые заклинания доступны только волхвам, ведь они лучше всех чувствуют природную энергию. Пример — Алёша Попович.
Кудесник — больше всех понимает в лечении и защите. В открытый бой он вступает редко, предпочитая отдавать инициативу более стойким. Также кудесники лучше всех умеют создавать заговоренные предметы и использовать руническое волшебство.
Представителями могут быть Василиса Прекрасная (в начале игры) и Садко.
Наконец, ворожей — обученный маг. Все способности такой специализации напрямую связаны с колдовством, волшебными артефактами и книгами. Ворожеи чаще всего сражаются магическими посохами, которые практически бесполезны при физических ударах, зато способны многократно усилить хозяина. Впрочем, холодное оружие этот класс также использует. В отличии от волхвов и кудесников, волшебство ворожеев гораздо разнообразнее — создание предметов из воздуха, различные проклятья, управление сознанием и призыв миньонов.
Каждый новый уровень герои будут получать очки мудрости. Потратить их можно на аспекты восприятия мира — травничество, охота, зодчество, убийство или кладоискательство. Очков выдаётся достаточное количество, чтобы неплохо развить хотя бы два аспекта сразу.
Снаряжение более высокого уровня можно покупать у кузнецов и торговцев. Здесь важным показателем станет репутация. В столице Алёше Поповичу продадут гораздо более крутые доспехи, чем в Ледяном чертоге Мороза. Это поможет сделать внешний вид отряда разнообразным, не наряжая абсолютно всех героев в одинаковые шлемы с наивысшим показателем брони.
Члены отряда никогда не получат максимальную репутацию сразу на всех локациях, поэтому придётся постараться для каждого отдельно.
При этом возможности крафта будут ограничены. Создавать броню и оружие самостоятельно нельзя. Лишь в определенные сюжетные моменты у кого-то из героев появится возможность улучшить доспех. Новая Баба Яга получит легендарное одеяние предводителя ордена, если заработает максимальную репутацию в подходящей зоне и прикупит лучший доспех у торговца. Нечто подобное было в Assassin's Creed Valhalla, когда ограниченное число доспехов и оружия можно было качественно улучшить у кузнеца, что влияло и на их внешний вид.
Однако это не значит, что крафта не будет. По мере прохождения геймеры соберут множество ресурсов и материалов. Их можно потратить на расходуемые предметы, зелья или просто продать. Чтобы мотивировать игроков на исследование, по миру будут разбросаны рецепты особо интересных предметов и снаряжения. Собрав все части рецепта, можно попросить кузнеца или знахаря создать нечто новое. Это подсобит тем игрокам, которые пропустят или провалят миссии, позволяющие получить легендарное снаряжение.
***
Мир Древней Руси отлично подходит для разработки целой серии игр. Колоритные персонажи, уникальные способности и волшебное снаряжение прекрасно сочетаются с атмосферным сеттингом. Кто бы только выделил финансирование…
А пока его нет, пишите в комментариях, каких еще былинных героев можно добавить в зарождающуюся франшизу!
Как вам наш проект игры про славян?
-
В Steam вышла фэнтези-игра про Русь. Ее создали российские разработчики
-
Игры июля 2022: даты выхода самых ожидаемых игр на ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S и Switch
-
В Steam выйдет слэшер про Лешего с графикой на Unreal Engine 4, основанный на славянской мифологии
-
Анонсирована славянская Action/RPG с элементами Dark Souls про альтернативную Русь IX века