Обзор фильма «Всё везде и сразу». Мультивселенная не от «Марвел», или Смесь «Матрицы» и «Рика и Морти»

В период отмены премьер российским зрителям остаётся довольствоваться лишь повторным прокатом старых «хитов». Но всё же не «Братом» единым. В кинотетрах вышел фильм, о котором до релиза мало кто слышал. Признаться, даже мы в редакции увидели трейлер случайно, а зря. «Всё везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once) — невероятный взрыв эмоций, который нельзя пропускать. Сейчас я расскажу почему.

Что такое «Всё везде и сразу»

Фильм представляет собой ядерную смесь умной научной фантастики, крышесносного экшена, восточных единоборств в лучших традициях Брюса Ли (Bruce Lee) и, внимание, чёрной комедии напополам с семейной драмой.

Представьте, что Нео действительно стал применять все знания интернета, а не только кунг-фу. У героя родилась дочь, а события «Матрицы: Воскрешение» (The Matrix Resurrections) на самом деле происходят во вселенной «Рика и Морти» (Rick and Morty). Внимательный зритель заметит ещё тонну отсылок, особенно досталось мультфильму «Рататуй» (Ratatouille). Удивительно, что с таким количеством фан-сервиса картина не имеет отношения к проектам «Марвел» и избежала прямых параллелей с недавним сериалом «Локи».

«Всё везде и сразу» бесконечно далека от простого попкорнового аттракциона на один раз. Количество взрослых тем, которых успевают коснуться герои, легко хватило бы ещё на три фильма. Создатели открыто говорят, что именно «Матрица» (The Matrix) стала для них главным источником вдохновения. Глядя на результат понимаешь, насколько новые приключения Томаса Андерсона на самом деле блёклые и унылые. Перед нами картина, где идеи оригинальной трилогии выкручены на запредельный максимум.

При этом «Всё везде и сразу» говорит со зрителем на понятном языке. Даже если вы упустите детали, общая идея и суть останутся предельно понятны. Недомолвок или открытых финалов не будет.

Из трейлеров мы узнали, что героиня умеет перенимать знания и навыки своих параллельных воплощений. То, как показан весь процесс, оставляет гораздо меньше вопросов, чем «Мстители: Финал» (Avengers: Endgame) или «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home).

Хватает и интересных идей, например, необходимость совершать нестандартные действия, чтобы создать «трамплин» для совмещения сознаний. В голове сразу всплывает пара безумных картин, но поверьте, фильм вас удивит.

Я не зря вспомнил про Рика и Морти, ведь градус безумия сопоставим. Как вам вселенная, где все люди превратились в камни? Около пяти минут (что довольно много для подобного фильма) мы будем созерцать два камня, которые просто лежат. Всё общение происходит субтитрами на фоне (и это один из главных диалогов!). Подобные смены как визуального, так и эмоционального тона происходят постоянно, превращая действие в яркий калейдоскоп.

Пожалуй, «Всё везде и сразу» один из немногих фильмов, где название полностью соответствует содержанию. Режиссеры и именитые продюсеры — братья Руссо (Russo) действительно пытаются показать нам всё и сразу. Получается превосходно.

Перед нами серьёзная заявка на лучший фильм года. Это тот редкий случай, когда безумие смешали с гениальностью в правильных пропорциях. Зрителей не пытаются задавить бесконечными научными терминами, но погружают в очень умную фантастику, пропитанную важнейшими вопросами бытия в лучших традициях сестёр Вачовски (Wachowski).

Как вам фишка с соединением сознаний?

Результаты

Сюжет и персонажи в «Всё везде и сразу»

Говорить о происходящем в «Всё везде и сразу» без спойлеров довольно трудно. Эвелин — глава семейства и, что называется, «настоящая женщина». Она ведёт дела в маленькой прачечной, разбирается с долгами и ухаживает за престарелым отцом. Муж Эвелин по хозяйству никак не помогает, витает в облаках и совершенно не приспособлен для жестокого мира. А тут ещё дочь-бунтарка сильно потолстела и решила заявить дедушке о своей гомосексуальной ориентации.

Свои проблемы Эвелин «запевает» в стареньком караоке, купленном на бюджетные деньги прачечной. Из-за лишних трат у семьи большие проблемы с налоговой. Все попытки изменить жизнь провалились, а ежедневная суматоха не даёт сосредоточиться на собственных желаниях.

Такое начало мало кого оставит равнодушным. Приятно, что «Всё везде и сразу» показывает максимально приземлённых персонажей, которые легко могли бы существовать в реальности. Эвелин мало похожа на героиню мечты. Она раздражительная, мелочная и уставшая. Тем легче себя с ней ассоциировать.

Проблема отцов и детей также демонстрируется очень естественно. Джой (дочь Эвелин) давно забыла, что такое материнская любовь. Их конфликт строится не на вселенских угрозах, а на банальном отсутствии внимания друг к другу. «Нетфликс» легко сделала бы из этого целый сериал или фильм.

Неожиданный поворот настигает главную героиню в самый неподходящий момент — в налоговой. Внезапно муж перестаёт вести себя привычным образом, говорит о вселенском зле, мультивселенной и прочих страшных и непонятных для Эвелин вещах. Иронично, что её первая реакция на происходящее — раздражение, ведь женщину отвлекают от важного разговора с инспектором. Эта небольшая деталь лишний раз показывает, насколько героиня погрязла в рутине и обыденности.

Изменившийся муж дарит странные наушники. Именно с этого момента градус безумия в «Всё везде и сразу» начинает резко повышаться.

К концу фильма Эвелин сильно меняется и многое переосмысливает, однако остаётся всё тем же человеком. Это хорошо видно из диалога с Джой. Мать открыто говорит, что находиться рядом ей сложно, а поведение дочери всё также раздражает, однако теперь она концентрируется на главном — любви. Ценность этой небольшой сцены в том, что Эвелин меняется, но не полностью. Именно так и происходит в реальной жизни.

Внимания заслуживают и другие персонажи «Всё везде и сразу». С первых минут Джой выглядит пустышкой, добавленной ради обязательной повестки. У неё проблемы с весом, азиатская внешность и нетрадиционная ориентация. По мере развития сюжета дочь Эвелин предстаёт в совершенно ином свете.

Все заигрывания с меньшинствами отходят на второй план и не бросаются в глаза. Создатели сделали элегантный ход конём, сосредоточив главный источник всех нетерпимостей в самой Эвелин. Она не любит белых женщин, агрессивно относится к гомосексуалам и не переносит татуировки, но всё равно остаётся главным действующим лицом. Из-за грамотно выстроенного сюжета к концу её вряд ли будут ненавидеть даже самые ярые борцы за права меньшинств.

На первый план в «Всё везде и сразу» выходят обычные человеческие отношения. Действия Джой объяснимы и мотивированы. Её мысли разумны, а позиция понятна. Подобно матери, дочь проходит собственный путь развития, преодолевая внутренние противоречия ради чего-то большего.

Наконец, третьим важным персонажем стал муж героини — Вэймонд. Первую часть фильма он раздражает как Эвелин, так и зрителя, однако в итоге оказывается вторым по важности человеком. Стоит отдать должное актёру — играть настолько разноплановых персонажей, будучи всё ещё одним героем — дело непростое. Иногда Ке Хюи Куан (Ke Huy Quan) справляется даже лучше, чем его именитая коллега — Мишель Йео (Michelle Yeoh). Если Эвелин в разных вселенных плюс-минус одинаковая, то Веймонд всегда совершенно разный. Меняется не только внешность, но даже движения и манера говорить.

Важно, что в «Всё везде и сразу» нет злодея в привычном понимании. Героям предстоит бороться с вселенским чёрным пончиком (бейглом), что грамотно сюжетно обосновано. Смотреть, как персонажи на серьезных щах обсуждают космическую булку, очень смешно. Иногда грань между осознанным стёбом и низкосортной шуткой почти неразличима.

Экшен в «Всё везде и сразу»

Драки — ещё одна часть фильма, заслуживающая аплодисменты. Сражения изобретательные, бескомпромиссно жёсткие и всегда разные. Хотите избиение сумкой-бананом? Пожалуйста. А может быть драка собакой? И это будет. Нашлось место и совсем безумным экшен-сценам — без штанов и с анальными пробками.

Каждая битва отличается по настроению и постановке. Вот Эвелин действует в замедленной съёмке, подобно Нео, а в следующей сцене дерётся ногами, потому что соединила сознание с версией, у которой вместо рук сосиски. Также персонажи активно используют основную фишку «Всё везде и сразу» — не только Эвелин умеет перенимать навыки.

Последнее сражение, в котором мысли и эмоции различных версий меняются в реальном времени — невероятно яркое зрелище. Приятно, что все действующие лица знают правила мира, активно их применяют и используют при любом удобном случае, а не только тогда, когда это нужно сценаристам.

Визуал и музыка в «Всё везде и сразу»

При общей скромности бюджета (в сравнении с последними блокбастерами) «Всё везде и сразу» показывает отличную картинку. Фильм удивляет скорее концептуально, чем визуально, однако графика и спецэффекты сделаны на хорошем уровне. Неестественность вы точно не почувствуете.

Пара моментов, где сознательно используется мультяшность, например, бицепс на мизинце, выглядят органично и соответствуют общему стилю.

Хотелось бы чуть больше иных вселенных. История концентрирует внимание лишь на нескольких. Только в одной сцене мы мельком видим всё многообразие воплощений Эвелин, включая зелёного человечка и кошку. Также создатели сэкономили на визуале в Альфа-вселенной. Там зло победило, а люди ведут долгую и тяжёлую войну. Героев мира мы видим лишь в машине, тогда как окружение остаётся за кадром. Жаль, что постапокалипсису сознания места так и не нашлось.

А вот музыку похвалить особо не за что. Она играет фоном, никаких пробирающих до мурашек композиций не будет. Создатели утверждали, что и в этом вопросе ориентировались на «Матрицу», но ничего похожего на божественную «Clubbed to Death» тут нет.

Недостатки «Всё везде и сразу»

К сожалению, фильмы на такую сложную тему редко обходятся без шероховатостей и проблем. В «Всё везде и сразу» они тоже есть. Первое, о чём задумается внимательный зритель — загадочное устройство для сканирования сознания. Если люди перемещаются не физически, то как наушники попали в мир нашей Эвелин? Ответа не будет. При этом волшебное приспособление есть у многих, что вызывает ещё больше вопросов.

Следовало уделить внимание и самому процессу перемещения. Когда это происходит с Веймондом, нам чётко дают понять, что хозяин тела ничего не помнит о времени, когда с ним соединяется чужое сознание. Значит ли это, что Эвелин фактически уничтожила альтернативные версии себя, когда расщепилась по мультивселенной?

Справедливости ради, это единственные моменты, которые я не понял в фильме. Общего впечатления они не портят. Более того, на второй вопрос ответ, вроде бы, дан в одном из диалогов, однако хотелось бы более явных пояснений.

***

«Всё везде и сразу» — настоящее кино, которое честно заслужило все хвалебные отзывы и высокие оценки. Фильм заставляет задуматься, удивляет талантливым экшеном и веселит неплохими шутками. На сегодняшний день это лучший проект 2022 года и точно одна из самых важных премьер для российских зрителей. Спешите видеть!

Будете смотреть «Всё везде и сразу»?

Результаты
+1
Комментарии 1