Обзор фильма «Матрица: Воскрешение». Проснись, Нео — время вновь бить агенту Смиту морду!

Сегодня начался показ «Матрицы: Воскрешение» (The Matrix Resurrections). Неожиданный анонс продолжения одновременно взбудоражил и озадачил фанатов оригинала. Стоило ли возвращаться к истории столько лет спустя? Не стала ли четвёртая часть попыткой срубить лёгких деньжат? Может ли ещё Вачовски снимать хорошее кино? Я сходил в кинотеатр и готов дать ответы на эти вопросы — увы, они весьма неоднозначны.

Что такое «Матрицы: Воскрешение»?

«Матрица» — не просто фильм. Это явление, которое изменило мир и поразило стилем и постановкой. История кинематографа насчитывает не так много проектов, которые произвели такой же фурор.

«Матрица» — это философия. После просмотра миллионы людей задумались о чём-то экзистенциальном и научились отделять важное от неважного, как зёрна от плевел. А уж услышав фирменное «ложки не существует», дзен-буддисты растягивались в улыбке — братья Вачовски несли в массы те же истины, о которых вещал мудрейший Гаутама.

«Матрица» — это выдающиеся персонажи. Прошло много лет, а зрители до сих пор помнят образы Нео, Морфеуса, Тринити, агента Смита и других героев. В память врезались даже второстепенные персонажи: невозможно позабыть предателя Сайфера и героя Дозера.

«Матрица» — это злободневный бунт против системы. Белый воротничок Томас днём сидит в офисной клетке, но всем нутром чует неправильность мироустройства, а поэтому ночами ищет истину. Его финальная речь и вовсе стала чуть ли не слоганом борцов за справедливость.

«Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь… Боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. Что будет дальше, решать нам»
— Нео

В конце концов, «Матрица» — это стиль. Постановка боевых сцен, перестрелки с характерным слоу мо, элегантные увороты от пуль и стильные удары с зависанием. Крутые трюки то и дело взрывали сознание.

Всё это сделало «Матрицу» великим произведением — но нужно ли ему продолжение? Всё-таки с финала трилогии прошло 18 лет: кинематограф изменился, зритель стал другим, а Вачовски успели не раз провалиться. К тому же мир уже не раз видел, как студийные боссы берут культовые франшизы и ради наживы смешивают их с грязью.

Так получился ли из «Воскрешения» хороший фильм? Так сразу и не скажешь — в нём полно достоинств, но и проблем хватает.

Смотрели оригинальную «Матрицу»?

Результаты

Сюжет «Матрицы: Воскрешение»

Знакомьтесь, это Томас Андерсон, один из величайших геймдизайнеров всех времён. Когда-то давно он выпустил серию игр, которая изменила человечество. В ней нужно было взять под контроль рядового офисного клерка, выяснить, что окружающий мир — иллюзия, выбраться в реальность и навалять поработившим человечество машинам.

Увы, успех игры не сделал Томаса счастливым — всё из-за проблем с головой. Временами ему кажется, что мир и в самом деле нереален. То на поверхностях появляется еле заметный зеленоватый код. То в толпе почудится один из героев его же проектов.

Временами мысль, что Томас — это по правде Нео, становится слишком навязчивой. Она даже вынуждает мистера Андерсона прыгнуть с крыши, чтобы проверить не умеет ли он летать.

Единственный, кто помогает Нео поддерживать контакт с реальностью — крутой аналитик. Его наводящие вопросы и рассудительные речи всегда позволяют отличить правду от лжи.

А ведь у Томаса и без того проблем хватает. Однажды босс вызывает его в кабинет и заявляет, что Warner Bros. намерена выпустить продолжение трилогии — создатель проекта волен отказаться от работы над четвёртой частью, но тогда производство перейдёт в чужие руки.

Коммерческая машина сразу же начинает крутиться. Ежедневные встречи, отчёты о пожеланиях целевой аудитории, рассуждения о том, каким должно быть продолжение «Матрицы». Геймдизайнеры и маркетологи твердят, что современному зрителю нужно «порно для мозга» без заумного бреда. Пусть пули свистят, герои эффектно уклоняются, а взрывы не прекращаются. А ещё нужны трансгендеры — сегодня без них никуда.

Томас Андерсен смотрит на всё это, и его крыша начинает ехать всё сильнее и сильнее. Впрочем, как и крыша недоумевающего зрителя. Да что за хрень вообще происходит?

Авторы юлят, издеваются над современными тенденциями, наполняют происходящее сюрреализмом — сначала это сбивает с толку. Зритель залетел в кинотеатр посмотреть четвёртую «Матрицу», а на экране герои рассуждают, каким будет продолжение.

Завязка получилась одновременно безумной и гармоничной. Сценаристы талантливо издеваются над зрителем и даже заставляют всерьёз задуматься: а может Томас и правда безумен? Что если оригинальная трилогия — всего лишь игра? Градус абсурдности столь высокий, что поверить в это не так уж и трудно.

Увы, занятная завязка так и остаётся лучшим моментом фильма. Вскоре сценаристам приходится раскрыть карты и усадить героев в вагонетку, которая покатится по до боли знакомым рельсам.

Глобальный сюжет нельзя назвать плохим — ему больше подходит характеристика «средний». Всё, что происходит, начиная со второй половины фильма, получилось вторичным. Авторы то и дело подкидывают заезженные диалоги об избранности героя и судьбе человечества, заставляют героев совершать нелогичные поступки и отправляют их заниматься стандартными геройствами.

Разве что ближе к финалу картина раскачивается и дарит ряд годных сцен, которые заставят фанатов понервничать или пустить слезу. Впрочем, даже хорошие сцены базируются не на мастерстве создателей, а на базисе, который заложила трилогия.

Зрителям, которые не тащатся от оригинальных картин, сюжет продолжения вряд ли покажется крутым. Он напоминает рядовой блокбастер, которому не хватает изюминки. А вот фанаты вполне могут получить от просмотра удовольствие.

Дело в том, что в новой «Матрице» полно фансервиса — к счастью, подан он приятно. На экране то и дело мелькают кадры из прошлых частей, появляются знакомые персонажи, а место действия переносится в культовые места вроде квартиры Нео.

При этом некоторые культовые эпизоды из оригинала воссозданы чуть ли не покадрово. Помните, как в начале первой части Тринити сталкивалась с агентами и спасалась от них? Здесь происходит то же самое — даже объяснили повторение вполне толково.

Впрочем, главная услада для фанатов — возвращение к ролям ошеломительного Киану Ривза (Keanu Reeves) и Кэрри Энн-Мосс (Carrie-Anne Moss).

Персонажи и актёры в «Матрице: Воскрешение»

Ценители оригинала удивились, когда увидели в трейлерах нового Морфеуса — всё-таки они привыкли видеть в этой роли Лоренса Фишберна (Laurence Fishburne). А ведь это не единственный персонаж, которого играет другой актёр. Например, агентом Смитом стал Джонатан Грофф (Jonathan Groff).

Стоит отметить, что этим ребятам отлично удалось вжиться в новые образы. Они уступают старожилам в харизме, но, в целом, наблюдать за ними приятно.

Если к Морфеусу можно придраться за некоторую жеманность, то вот агент Смит хорош без всяких «но». У него специфические отношения с Нео, а занятно треплются они даже чаще, чем дерутся — следить за каждым столкновением пары увлекательно.

Ещё одна новая звезда «Матрицы» — Нил Патрик Харрис (Neil Patrick Harris), известный по роли Барни Стивенсона в сериале «Как я встретил вашу маму» (How I Met Your Mother). Он играет аналитика и всеми силами пытается вправить Нео мозг. Большую часть фильма персонаж остаётся на заднем плане, но, когда звёздный час наступает, он пользуется им на все сто.

А вот к остальным дебютантам можно придраться — все они получились скучными и не запоминающимися. К примеру, однажды пара союзников Нео задумывается, что избранный неизбежно приведёт их к смерти. Казалось бы, разговор должен вести к предательству, как в первой части, — вот только на деле о болтовне сразу же забывают. Чехов таким был бы недоволен.

О лидере новой команды и её подчинённых тоже сказать нечего. Быть может, все они раскроются в следующих частях, но пока образы кажутся унылыми.

А вот Киану и Кэрри всё ещё хороши — особенно, когда появляются в одном кадре. Стоит им взглянуть друг на друга, чувствуешь ту самую «химию». Как сами актёры, так и их персонажи вместе прошли длинный путь — в итоге каждое их соприкосновение и сказанное слово кажется небывало естественным.

Экшен в «Матрице: Воскрешение»

Боевая постановка оригинального фильма произвела фурор — однако слишком много воды утекло с тех пор. Только за последнее время зрители видели бескомпромиссные драки в «Сорвиголове» (Daredevil) и эффектную схватку в автобусе в недавнем «Шан-Чи» (Shang-Chi). Увы, в плане экшена «Воскрешение» уступает конкурентам.

В четвёртой части много динамичных сцен, однако впечатляют лишь две — первая стычка со Смитом и финальный побег. А вот все остальные эпизоды получились в лучше случае посредственными.

При этом есть эпизоды, где камера трясётся так, будто оператор только вышел из запоя. Монтаж порой тоже кажется чрезмерно рваным.

К тому же Лана Вачовски не так уж часто прибегает к фирменным приёмам вроде уклонений от пуль. Вместо этого герой освоил новую магию и раз за разом использует некую энергетическую волну, которая и снаряды останавливает, и врагов раскидывает. Нечто подобное встречалось и в оригинале, но в «Воскрешении» приёмом злоупотребляют. Разве что слоу мо всё ещё много, пусть и смотрится оно не так эффектно, как раньше.

Дело даже не в том, что фишки «Матрицы» устарели — просто новая команда не столь же талантлива. Авторы не раз демонстрируют культовые бои из прошлых частей, и они смотрятся на порядок любопытнее потасовок из «Воскрешения».

Если вы в первую очередь любили оригинал за крышесносный экшен, новинка может разочаровать. В четвёртой части нет ни одной динамичный сцены, после которой хочется сказать «вау».

***

«Матрица: Воскрешение» рассчитана на зрителей, влюблённых в оригинал. Если вы из таких, сможете вдоволь поностальгировать, ещё раз повстречаться с крутыми героями и проникнуться атмосферой картины. Однако, если одно лишь упоминание франшизы не заставляет ваше сердце биться чаще, рискуете заскучать. Конечно, новинка вряд ли покажется вам прямо-таки провальной — скорее «средней». Однако многие ждали от «Воскрешения» большего.

Будете смотреть «Матрицу: Воскрешение»?

Результаты
+2
Комментарии 24