Обзор фильма «Брат». Главная кинопремьера текущего сезона

Недавно в кинопрокате стартовал фильм «Брат». Криминальная драма Алексея Балабанова рассказывает о молодом человеке, который вернулся с войны, столкнулся с неприветливой реальностью и стал частью преступного мира. Кино не может похвастаться спецэффектами, динамикой и современными режиссёрскими приёмами, но по многим пунктам до сих пор превосходит отменённые блокбастеры от Marvel и DC. Так чем же «Брат» до сих пор цепляет, и стоит ли идти на него в кино? Особенно, если вы видели фильм с десяток раз.

Почему «Брат» в кино?

Первый раз я посмотрел «Брата», когда учился в начальной школе. Кто-то принёс домой потрёпанную VHS-кассету, которую явно не раз засматривали до дыр. И вот она залетела в наш старенький видак, а семья собралась перед телевизором.

Будучи юнцом, я не мог понять ни смысла фильма, ни мотивации персонажей, но некоторые сцены запомнил навсегда. Например, побег Данилы с рынка и его переодевания оставили впечатления на всю жизнь.

С тех пор прошло 25 лет. Сергей Бодров давно трагически погиб, Данила Багров занял место в пантеоне величайших персонажей российской культуры, а треш-режиссёры то и дело замышляли съёмки третьей части. Казалось бы, столько воды утекло, и вдруг кино вернулось в прокат.

Продюсеры говорят, что стартовали показ «Брата», чтобы помочь кинотеатрам. На фоне отмены «Бэтмена» (Batman), «Морбиуса» (Morbius) и прочих голливудских премьер в залах было нечего крутить. Как оказалось, не было решения лучше, чем ещё раз показать историю вернувшегося с Первой чеченской войны Багрова. Зрители с удовольствием пошли в кино, а «Брат» залетел в топ самых кассовых картин последнего времени.

На большом экране фильм смотрится отлично: качество уже не раз подтягивали до современного. Разве что картинка всё такая же блеклая, как и в 1997, а переходы непривычно резки и затянуты. Впрочем, речь об авторском видении, которое помогает погрузиться в атмосферу произведения. А уж атмосферы в «Брате» хоть отбавляй — мало какая отменённая премьера могла бы потягаться в этом плане с фильмом Балабанова.

Как вам «Брат»?

Результаты

Сюжет фильма «Брат»

1997 год. Данила Багров возвращается домой с Первой чеченской войны. Трудно сказать, сколько зверств и кошмаров он видел на юге. Казалось бы, он воевал за страну и должен вернуться героем, однако никто не постелил на вокзале красную дорожку и не встретил солдата овациями. Всем плевать на Данилу — ему вообще не место в этом мире.

Неправильно выбранная дорога оборачивается дракой. Из магазина его стараются поскорее выгнать. Толковой работы не найти. Да и нет у Данилы подходящих для мирной жизни умений: ему 22, и последние годы он провёл, осваивая навыки стрельбы, подрывного дела и прочих способов убивать. Ну и куда ему податься?

Ещё и Россия тех времён не внушает оптимизма. Дома разваливаются, денег у честных работяг нет, а за килограмм картошки просят 1.5 тысячи рублей. Найти своё место в таком мире непросто — неудивительно, что Данила становится хладнокровным киллером. Убивать-то он умеет.

В целом, сюжет фильма незамысловат. Героя затягивает криминальный мир, где нет места чести и принципам — ради наживы злодеи готовы на всё, а предать может даже родной брат. Впрочем, куда важнее не что происходит, а как.

Кадр за кадром надежды на хэппи-энд становится всё меньше. Стоит герою найти нечто светлое, как он тут же этого лишается.

Оказывается, брат не испытывает родственных чувств, а манипулирует. Очаровательная дама отворачивается, когда Данила в очередной раз пытается решить дело грубой силой. Единственной «подруге» нужны лишь деньги. Лишь у бездомного бродяги Немца нет меркантильных интересов, но даже он всё сильнее разочаровывается в герое.

В итоге «Брат» отлично передаёт дух той эпохи. Страна ещё не оправилась от экономических ударов и толком не перестроилась на капиталистическую модель. Улицы переполнены вернувшимися с войны бедолагами, которым никто не рад. Чуть ли не единственным способом преуспеть стал криминал. В общем, и там хорошего мало.

Неудивительно, что на релизе фильм так зашёл аудитории. Зрители узнавали в нём себя, свою реальность — и ужасались. При этом атмосфера разрухи цепляет до сих пор: всё-таки не всё из показанного в фильме — пережиток прошлого. Некоторые проблемы общества актуальны до сих пор.

Постановка и экшен в фильме «Брат»

«Брат» — фильм не про экшен, однако пострелять Даниле приходится нередко. При этом поставлены динамичные эпизоды на редкость реалистично. В кадре нет супергероев — только обычные люди, которые боятся умереть и истекают кровью, получив ранение.

Багров тоже уязвим, от остальных он отличается лишь небывалым хладнокровием. Пусть он раз за разом повторяет мантру, что просидел всю войну в штабе, не нужно быть гением, чтобы разгадать обман. Он явно закалённый боец, который не раз оказывался в стрессовой ситуации и убивал.

При этом Данила знает человеческую психологию и умело берёт на слабо. Эпизод в финале, когда он с незаряженным оружием уложил бандитов на пол, намекает на стальные яйца героя.

Впрочем, куда любопытнее экшена — подготовка к нему. В те времена были необычайно популярны боевики с Брюсом Уиллисом (Bruce Willis), Арнольдом Шварценеггером (Arnold Schwarzenegger) и прочими звёздами девяностых. Пока они бездумно палили по противникам, Данила словно великий Агент 47 изучал местность, разрабатывал план и модифицировал оружие. Это было необычно и впечатляло реалистичностью.

Подобный подход привлёк немало внимания. Для зрителей, которым наскучили голливудские экшены той эпохи, «Брат» стал глотком свежего воздуха. Конечно, местами фильм мог напомнить культового «Таксиста» (Taxi Driver) Мартина Скорсезе (Martin Scorsese), но питерский антураж и узнаваемая атмосфера для россиянина смотрелись выигрышнее Нью-Йорка и поствьетнамской эпохи.

В итоге экшен добавляет фильму очков. Для кого-то он и вовсе стал главной причиной смотреть творение Балабанова.

Музыка в фильме «Брат»

Нельзя сказать, что в «Брате» нет места оптимизму. Повсюду разруха, за компакт-диск приходится вывалить сотни тысяч, люди относятся друг к другу потребительски, а банды то и дело бьются за влияние — однако есть в мире нечто, что даёт надежду. Для Данилы это музыка: героя невозможно представить без плеера, а в музыкальном магазине его знают в лицо.

Любопытно, что многие треки тех времён не менее депрессивны, чем сама эпоха — как-никак творчество Nautilus Pompilius не всегда жизнерадостно. Однако даже самые грустные песни приглашают в совершенно другой мир, полный творчества и хороших людей.

Особенно этот контраст чувствуется во время дня рождения, на которое заглядывает сам Бутусов. Пока Данила с подельниками поджидает жертву, этажом выше популярный исполнитель поёт, веселится и чувствует себя живым.

Герою нравится быть частью этой реальности, он хочет соприкасаться с ней ежесекундно: на концертах, через CD-плеер и видеокассеты — однако реальность то и дело вырывает его из фантазий. При этом однажды надежда на нечто светлое окончательно исчезает, что символизирует неудачный выстрел Крота. В итоге Данила остаётся без музыки — наедине с неприветливым миром.

Саунд в «Брате» нужен не только для атмосферы и развлечения зрителей. Музыка стала метафорой, надеждой, смыслом жизни. В конце концов, когда вокруг разруха в творчестве можно обрести покой. Совсем плохо становится, когда отбирают даже его — именно поэтому современному обществу так нужны заблокированные Spotify, Netflix и свободный доступ к PlayStation Store.

***

«Брат» — грустный, депрессивный, но всё же выдающийся фильм, в который режиссёр и актёры вложили своё видение середины девяностых. Смотреть его до сих пор страшно.

А вот о продолжении этого не скажешь: вторая часть потеряла в смысле, атмосфере и харизме и сделала шаг в сторону типичных боевиков. Сиквел получился неплохим, однако именно оригинал делает дилогию «Брат» великой.

Какая часть лучше?

Результаты
0
Комментарии 25