Обзор игр по «Брату». Нещадный российский гейминг нулевых во всей красе

В российской культуре «Брат» — больше, чем фильм. Это культовое произведение о разрухе и беспределе, которые творились в девяностые годы. Неудивительно, что в своё время разработчики не упустили возможность выпустить игры по известной серии. Но каким получился результат? Я оценил такие творения российского гейминга, как «Брат 2: Обратно в Америку» и «Брат 2: Данила возвращается», и спешу поделиться впечатлениями!

Что такое «Брат 2: Обратно в Америку»?

Игра «Брат 2: Обратно в Америку» вышла в 2000 году — тогда схема работы российских издателей и разработчиков нередко была оригинальной. Смысл был в том, чтобы игра получилась хоть какой-то: не проблема, если в ней будут ужасная графика, неработающие механики и баги. Куда важнее вложиться в маркетинг, договориться с парой профильных изданий и шуметь так громко, насколько это возможно.

Игра по «Брату» разрабатывалась по тому же принципу. Пиарщики с горящими глазами рассказывали, что речь о первой игре по российскому фильму. Тем более сюжет продолжит историю Данилы Багрова и поведает, чем герой занимался после финала сиквела.

Продвижение было эпичным. Издатель даже устроил большой концерт, куда заглянули исполнители главных ролей Сергей Бодров и Виктор Сухоруков. Не заинтересоваться проектом было невозможно.

Увы, все мы знаем, каким получился результат. Конечно же, шедевральным! На 12 из 10, не меньше.

Что думаете о российских играх времён нулевых?

Результаты

Сюжет «Брат 2: Обратно в Америку»

Историю «Обратно в Америку» писал одарённый сценарист, который рос на лучших произведениях Толстого и вдохновлялся Достоевским. Как иначе объяснить сюжетную фабулу, которая одновременно кажется философской и вдохновляющей.

В финале «Брата 2» Данила показал коварному американскому бизнесмену Мэннису кузькину мать и вернулся в Россию. Брат тем временем угодил в американскую тюрьму. С этого места и стартует игра.

Оказывается, тот самый бизнесмен после знакомства с Данилой не успокоился и зачем-то похитил брата. Вероятно, в целях конспирации он сменил фамилию на Минос — вариант, что сценарист не ознакомился с оригиналом и напортачил с именами, сразу вычёркиваем. Однако от Багрова так просто не спрятаться: ветеран Первой чеченской войны уже пакует вещи и вновь отправляется в США.

Завязка — ещё не лучшая часть сюжета. В течении всей игры Даниле предстоит бродить по странным складам, особнякам, полицейским участкам, клубам и районам гетто. Он ищет брата повсюду, но найдёт его… в офисе Миноса. Оказывается, злодей не прятался и всё это время спокойно сидел на месте.

Такой художественный приём — не иначе как метафора, которая намекает, что желаемое стоит искать в самом очевидном месте, иногда даже прямо под носом. Это можно назвать «приёмом Бритвы Оккама», когда самое очевидное предположение в большинстве случаев оказывается верным. В быту геймеры обычно об этом забывают, но после сценарного хода принцип точно запомнится навсегда.

Как видите, история получилась гениальной — но что с геймплеем? Он тоже держит планку.

Геймплей «Брат 2: Обратно в Америку»

Геймдизайнеры «Обратно в Америку» тонко понимали суть дилогии и каждое их геймплейное решение это доказывает. К примеру, в самом начале прохождения в качестве оружия герой получает саблю. Все же помнят, как Данила лихо рубил бандюганам головы холодным оружием? В игре предстоит заниматься тем же.

Единственный минус — отсутствие крови. До релиза разработчики обещали внедрить эффект кровотечения, который будет мучить как Данилу, так и врагов, но позже механику выпилили. Дело не в том, что они решили не заморачиваться или не справились с задачей. По словам создателей, они просто «устали от насилия».

Чтобы ещё сильнее снизить накал страстей, головы врагов шутливо отлетают ещё до удара саблей. Анимации тоже получились комичными — на экране то и дело падают безжизненные тела врагов, а ощущение такие, будто услышал смешной анекдот.

Впрочем, в других механиках авторы отказались от компромиссов. Оригинальный «Брат» славился реалистичностью, когда один выстрел означал смерть, да и Даниле доводилось ловить маслину. «Обратно в Америку» верна тем принципам: в ней нет полоски здоровья и аптечек — если в просторном помещении враг зайдёт Даниле за спину и выстрелит, отправляйтесь на точку респауна.

Учитывая, что локации нередко впечатляют размером, врагов много, а стрельба кривая, кому-то система покажется нечестной. Однако не стоит забывать, что в жизни справедливости тоже нет — наматывайте на ус ещё один урок от разработчиков.

А ещё авторы регулярно подталкивают к креативному мышлению. К примеру, как поступить, если перед героем запертая дверь, а обходных путей нет. Всё верно: нужно отыскать в инвентаре телефон и бросить его к порогу — вскоре он зазвонит, и охранник выбежит на звук.

Какое дело, что до этого механика не использовалась? Гениальный Кодзима (Hideo Kojima) загадывал геймерам ещё не такие задачки.

К слову, о любви Данилы к музыке творцы тоже не забыли. В инвентаре лежит плеер — его в любой момент можно включить, послушать «Полковнику никто не пишет» и кайфануть. За такое проекту сразу стоит накинуть пару баллов.

Также чувствуется, что разработчики чувствовали уверенность и знали цену своему творению. Именно поэтому они отнеслись к багам, как к фичам, и отказались их править. Если герой зашёл в сюжетный лифт и не смог отправиться на нужный этаж, знайте: дело в бездушных западных капиталистах, которым плевать на свои обязанности. Попробуйте перезагрузить игру — быть может, тогда лифтёр соизволит прийти и всё починить.

Графика в «Брат 2: Обратно в Америку»

В 2000 вышло немало годных игр: Counter-Strike, American McGee's Alice, Thief 2 — однако в плане графики всем им далеко до «Обратно в Америку». Российская игра уверенно пробила потолок и прослыла технологическим шедевром.

Качество текстур и дизайн локаций впечатляли, однако главным достоинством проекта стало внимание к деталям. К примеру, на некоторые стены авторы повесили плакаты с голыми женщинами, рядом с которыми хотелось задержаться. Быть может, некоторые геймеры рубились в «Обратно в Америку» исключительно ради подобных картинок и закрывали игру, вдоволь ими налюбовавшись. Или когда мамка входила в комнату.

Всё это делает российский проект стопроцентным хитом, который опередил своё время. К сожалению, игру не наградили титулом «главного хита года» — причиной явно стал заговор противных капиталистов, которые только и думают, как ещё нагадить России.

Игра «Брат 2: Данила возвращается»

Если оставить шутки, по «Брату» есть и нормальная игра — правда, выпустили её исключительно для кнопочных Java-телефонов. Запустить проект на других платформах нельзя. В начале нулевых мало у кого были компьютеры, а уж продвинутые телефоны и вовсе считались предметом роскоши. Неудивительно, что игра российской студии FlySoft «Данила возвращается» не снискала популярности.

Фишка в том, что в плане картинки и геймплея мобилка во многом превосходила «Обратно в Америку». За счёт того, что игра следовала сюжету «Брата 2» история получилась более адекватной. Картинка была сочной и притягательной. Геймплей не казался скучным и регулярно вынуждал прибегать к тактике.

По жанру речь о двухмерном экшене с элементами платформинга, где герою предстояло пробежать уровень и перебить врагов. При этом противники были опасными и вынуждали действовать аккуратно, нападать со спины и прятаться за укрытиями во время перестрелки.

Благодаря тому, что проявлять смекалку приходилось регулярно, а враги эффектно истекали кровью, проходить «Данила возвращается» было весело. Жаль, что в современное время оценить проект не удастся — только если у вас не завалялся старенький Java-телефон, конечно же.

***

Единственной крупной игрой по «Брату» стала «Обратно в Америку». Увы, проект российского издателя и разработчика «Руссобит-М» оказался начисто коммерческим, а разработчики даже не пытались добавить в него художественную ценность. А жаль: потенциал серии велик — многие и сейчас с удовольствием взяли бы Данилу Багрова под управление.

Хотели бы новую игру по «Брату»?

Результаты
+2
Комментарии 7