Обзор Chernobylite. Неужели о S.T.A.L.K.E.R. 2 теперь можно забыть?
Сегодня вышла Chernobylite. Игра обещала атмосферные приключения в Чернобыле, выживание во враждебном мире и интригующий сюжет. Но удалось ли разработчикам создать проект, с которым S.T.A.L.K.E.R. 2 будет просто не нужна? Или же Chernobylite обернулась провалом? Я провёл в игре 22 часа, выбил все ачивки — и спешу поделиться экспертным мнением.
В ожидании S.T.A.L.K.E.R. 2
Всё началось 16 октября 2019-го. Прошло уже полтора года с тех пор, как Григорович анонсировал S.T.A.L.K.E.R. 2, а геймеры до сих пор ничего не знали об игре. Даже легендарный батон появится лишь спустя несколько месяцев. Поклонники Зоны отчуждения изнывали от информационного вакуума и не знали, чем себя занять. В тот день им на помощь пришла польская студия The Farm 51 и выпустила в ранний доступ Chernobylite.
Дорога к релизу была долгой: проект доводили до ума 1.5 года. Геймеры жаловались на проблемы с озвучкой, слабую оптимизацию и прочие недостатки, но всё же высоко оценили игру — 77 процентов отзывов в Steam положительные.
Сегодня Chernobylite выбралась из раннего доступа. Какой же получилась финальная версия? Так сразу и не скажешь: у игры полно достоинств, но, кажется, ни одно не доведено до ума.
Сюжет Chernobylite
Главный герой Игорь Химинюк и его невеста Татьяна едут на поезде по Чернобылю. За окном дивная природа, густые леса и полянка, где мужчина сделал возлюбленной предложение. Пару многое связывает: они вместе работают на ЧАЭС, ведут эксперименты, которые обеспечат миру процветание, и наслаждаются друг другом.
Увы, вскоре идиллия рассеивается. Оказывается, поезд — не иначе как наваждение, которое не даёт Игорю покоя. 30 лет назад на ЧАЭС произошла та самая катастрофа, а Татьяна пропала. Недавно возлюбленная явилась герою во сне, позвала на поиски и даже оставила пару толковых инструкций — теперь он готов вернуться в Чернобыль.
В самом начале Игорь и пара наёмников пробираются на ЧАЭС и находят загадочный материал чернобылит, с помощью которого герой умеет открывать порталы. Увы, спокойно выбраться не удастся — по душу нежеланных гостей приходит Чёрный Сталкер. Он легко раскидывает наёмников и удивляется, узнав Игоря, — лишь его короткое замешательство позволяет герою открыть разрыв и сбежать.
Вскоре Игорь добирается до убежища и начинает строить план. Главная цель — вернуться на ЧАЭС и получить ответы на все вопросы. Вот только охраны там стало больше, да и Чёрный Сталкер не дремлет.
К рейду нужно подготовиться: собрать команду, найти подходящие инструменты и провести расследование, которое поможет понять, что происходит. Именно этим вы и будете заняты около 20 часов.
Сюжет Chernobylite простоват, но приемлем. В нём есть безумный учёный, который не ведает, что творит, могущественная корпорация, думающая лишь о деньгах, и высосанные из пальца твисты в духе «Санта-Барбары» (Santa Barbara). В целом, разбираться в истории, разгадывать загадки и выяснять тайну Чёрного Сталкера интересно.
Геймплей Chernobylite
Большую часть игры вы проведёте в вылазках. Всего есть пять территорий, которые нужно исследовать.
Авторы не раз бывали в Припяти и хвастаются достоверностью локаций. Геймеры смогут посетить Рыжий лес, поглазеть на знаменитое колесо обозрения и «Дугу», посетить заброшенную больницу и другие культовые места. Прохождение Chernobylite не заменит экскурсию в Припять (да и россиян туда теперь в принципе не пускают), но подход разработчиков добавляет атмосферы.
На каждой вылазке у вас есть задание: похитить ресурсы, помочь союзнику, добраться до врага и много чего ещё. Также на локации есть второстепенные точки интереса, которые следует посетить. Там можно найти торговца, важные документы или уникальный опыт, когда вас напугает какой-нибудь жуткий безумец.
Иногда на точках интереса можно отыскать попавшего в беду вражеского бойца. Его разрешается бросить, добить, либо вытащить из передряги. Решение может аукнуться в будущем: вдруг однажды вы попадёте в плен, а тот самый солдат решит вернуть должок.
А ещё можно встретить гопника с колонкой, который продаёт лутбоксы. Он где-то достал запечатанные ящики и меняет их на пайки. Что внутри: ценный хабар или ненужная фигня? Не узнаете, пока не откроете.
Не стоит забывать, что Chernobylite позиционируется как survival horror. Если хоррор здесь — редкий гость, то выживать действительно придётся. Чтобы дойти до финала, нужно позаботиться о питании героя и команды, найти броню покрепче и пушку получше, а также собрать уйму разных материалов вроде трав, грибов, металлолома и прочего барахла. Всё это пригодится для крафта.
Самые ценные вещи обычно лежат за запертой дверью или преградой из чернобылита. Чтобы пройти, вам понадобятся отмычки и взрыватели — по началу такого добра у вас не будет. Не спешите кусать локти: вы ещё не раз вернётесь на локацию и будете готовы лучше.
Искать ресурсы помогает сканер: он подсвечивает все предметы неподалёку. Сначала устройство долго перезагружается, но со временем может быть улучшено — тогда сканер сможет постоянно искать ресурсы и даже отмечать врагов. Именно с этим девайсом в руках вы проведёте большую часть игры.
Порой между вами и точкой интереса встаёт окружение. Радиация снижает уровень здоровья героя — восстановить его можно лишь специальными расходниками. Некоторые области загазованы — чтобы пробраться туда, нужен противогаз и фильтры.
Ещё одно препятствие — враги. Разделить их можно на два типа: солдаты и тени. Среди солдат вы встретите как слабеньких новобранцев, так и бронированных элитных бойцов. Тени — это загадочные создания, которые умеют телепортироваться, сильно бьют и тоже делятся на несколько типов крутости.
Увы, интеллектом враги не блещут. Они плохо видят и слышат, ничего не знают о тактике и быстро умирают — зато бьют почти без промаха и к концу игры берут количеством.
Несмотря на их тупость, на рожон лучше не лезть. Герой далеко до Рембо, поэтому лучше действовать скрытно: прятаться в кустах, душить неприятелей по одному и бежать в укрытие, если вас засекли.
В механике стелса есть проблемы. Заманить врага в кусты непросто: нужно, чтобы он заметил вас краем глаза и пошёл проверять — нередко этот манёвр приводит к обнаружению. Увы, свистеть и бросать привлекающую монетку герой не умеет.
К минусам можно отнести и анимации тихого устранения — они выглядят коряво. А ещё слепые враги превращаются в зорких орлов, когда вы вдалеке душите одного из них. Зачастую эта странность срывает все планы.
Стрельба в Chernobylite тоже далека от идеала. Чем-то она напоминает серию Metro: стрелять, в принципе, можно, но приятного мало. Отдача не чувствуется, враги плохо реагируют на попадания, а звуки выстрела посредственные. Радует разве что система расчленений: до великой Dead Space игре далеко, но конечности у врагов всё равно отлетают эффектно.
Герою доступно всего пять стволов: револьвер, АК-47, дробовик и две футуристичные пушки. Каждое оружие можно кастомизировать, меняя прицел, магазин и прочие элементы. Есть возможность создать интересные комбинации, когда энергетическая винтовка будет стрелять сквозь стену, оставляя врагов в недоумении. Увы, разнообразия всё равно не хватает.
Во второй половине игры к врагам добавится Чёрный Сталкер. По логике разработчиков он должен стать кошмаром, который будет словно Тиран преследовать героя и держать в напряжении. На деле к тому моменту герой будет слишком силён, чтобы чего-то бояться. Одна автоматная очередь — и зловещий неприятель убегает, поджав хвост.
Чёрный Сталкер напрягает лишь во время заскриптованного нападения на одном из заданий и при первом рандомном появлении. В остальных случаях о нём даже и не думаешь.
Также во время вылазок герой может возвести пару построек. Среди них ловушки, аппарат, который снижает количество теней, и устройство, ослабляющее Чёрного Сталкера. На деле эти вещи бесполезны: я не использовал их ни разу.
А вот саундтрек стоит отнести к достоинствам проекта. Мелодии, под которые вы исследуете местность, приятны и помогают проникнуться атмосферой. Часу на десятом они начинают утомлять, но к этому моменту ломаться начинает вся игра.
Проблема в том, что локаций всего пять, они небольшие, и вам раз за разом придётся на них возвращаться. Новые точки интереса появляются редко, карта заучивается наизусть, а меняющаяся погода не помогает разнообразить процесс. В итоге вы просто несётесь на задание, второпях его выполняете и возвращаетесь на базу.
У вылазок был большой потенциал, но его хватило только на первые десять часов. Затем процесс становится скучным и монотонным.
База и крафт в Chernobylite
После неудачной вылазки на ЧАЭС герой окажется на базе. Там царит разруха: повсюду валяется хлам, прокачивать снарягу не на чем, электричества нет. Вам предстоит превратить это место в уютный дом.
Чтобы союзникам хорошо жилось, нужно кормить их и заботиться о пяти важных критериях: чистоте воздуха, электроэнергии, радиационной безопасности, общем комфорте и количестве коек. Вдобавок к этому придётся строить верстаки, на которых можно мастерить броню, аптечки, пушки, отмычки и всё остальное. Все расходники и экипировку удастся как найти во время вылазки, так и смастерить дома.
Развитие базы явно подсмотрели в Fallout 4. Собираете нужные ресурсы, выбираете предмет и ставите его в подходящий уголок — ничего сложного. Некоторые аппараты увеличивают нагрузку на электросеть и повышают радиацию, но делают жизнь комфортнее. Другие уменьшают комфорт, но помогают с чистотой воздуха. А что-то плохо влияет на всё, но необходимо для вылазок. По началу ресурсов не хватает, и приходится думать, что построить, и как сохранить баланс.
Некоторые постройки особенно интересны. Например, один из аппаратов требует немало ресурсов, а в ответ обещает… убить вас. Если ради любопытства построите его, то узнаете, что на деле он отправляет героя в загадочное измерение. Там можно отыскать все ранее совершённые выборы и изменить их, потратив чернобылит.
Сначала развитие базы увлекает. Построек много, ресурсов мало, а создать хочется всё. Ещё и влияние аппаратов на базу нужно учитывать.
Проблема в том, что даже фанаты подобного менеджмента вскоре заскучают. На десятом часу все агрегаты уже построены, шкафы ломятся от ресурсов, а заняться больше нечем. В итоге базой пользуешься, чтобы скрафтить пластины для брони и аптечки — всего остального и так хватает. Так во второй половине игры ещё одна механика превращается в тыкву.
Напарники и решения в Chernobylite
В Chernobylite нет ничего ценнее, чем союзники. Всего их пять, и каждый со своими тараканами: есть опытный солдат, вор в законе, сильная независимая женщина, безумный дед-хакер и неадекватный деляга. Люди они яркие, а история у них интересная. С ними приятно поболтать о жизни, но самое главное, у них можно многому научиться.
За каждое действие героя награждают опытом. С каждым новым уровнем он получает очки, которые можно потратить на прокачку. Именно напарники выступают учителями, которые сделают Игоря сильнее. С их помощью он станет незаметнее, научится носить больше вещей или увеличит урон пушек. Навыков много, и бесполезных среди них нет.
Также напарников можно отправить на вылазку. Там они либо отыщут ценный лут и вернутся в хорошем настроении, либо поймают маслину. Вероятность успеха оценивается при распределении бойцов по заданиям. Чтобы снизить риск, коллегам стоит дать оружие получше и броню покрепче.
Чтобы заслужить доверие союзника и пригласить в команду, придётся постараться. Обычно с ними связан цикл заданий — лишь в финале бойцы примкнут к вашей банде. Однако, если база ужасна, еды нет, а вы не слушаете советы, они расстроятся и уйдут в закат.
На большинстве заданий вам придётся делать выборы. Вот вы нашли кипу ценных документов, но вражеские солдаты идут по пятам. Один напарник требует немедленно сжечь их, чтобы секретные данные не попали в чужие руки, а другой предлагает покопаться в них, узнать что-то ценное и вовремя сбежать. От решения зависит, кто начнёт относиться к вам лучше, а кто затаит обиду.
Система интересная, но неоднозначная. Каждый напарник играет важную роль в финальном рейде, поэтому лишиться их страшно. Однажды, чтобы не доводить до белого каления эпатажного компаньона, мне пришлось поступиться принципами и подорвать отряд врагов прямо с мирным жителем.
А ведь не на каждое требование нужно вестись. Если некоторые решения влияют только на отношения с товарищами, другие имеют серьёзные последствия. Даже череда неугодных коллегам выборов может пойти в плюс и облегчить жизнь в финале.
Система напарников и решений не лишена недостатков, но, в целом, реализована достойно. Ломать голову над моральными дилеммами и держаться за друзей прикольно.
Рейд в Chernobylite
Рейд — это финальное задание. Вы можете отправиться на него в любой момент: даже если в инвентаре ни одного патрона, а за спиной нет друзей. Ничем хорошим, правда, это не закончится.
Лучше идти на финальную миссию, когда вы собрали всех напарников, подготовили инструменты и провели четыре расследования. При тщательном подходе это займёт около 20 часов.
Когда всё готово, вы начинаете распределять роли. Кто-то из напарников пойдёт с вами, другие будут прикрывать со снайперской позиции, следить за активностью врагов и взламывать электронику. Каждый компаньон должен оказаться на своём месте — иначе до финала доживут не все.
Если вы идёте на рейд неподготовленными, то попадёте в жестокую мясорубку. Если же вы не просто так накручивали километры по Припяти, то задание станет лёгкой прогулкой. Нашли офицерскую форму? Сможете попасть на территорию, не вызвав подозрений. Отыскали карту местности? Значит знаете о секретном проходе, который поможет избежать неприятностей. Всё задание состоит из подобный опций.
В конце вас ждёт босс-файт. Если вы не забывали о прокачке, то трудностей не будет. Я пришёл на махач в лучшей броне, с огромным запасом расходников и АК-47 с увеличенным на 50% уроном — в итоге драка оказалась лёгкой.
В целом, рейд оправдывает ожидания. Если оценивать его как отдельное задание, то оно получилось неважным. Но если взглянуть на рейд, как на подведение итогов долгого приключения, то вы останетесь довольны. Игра припомнит все решения, укажет на ошибки и отблагодарит за проявленную мудрость.
В Chernobylite три концовки, и вот они уже не зависят от того, чем вы занимались всю игру. В финале вы принимаете главное решение, которое определит, как всё закончится. Варианты стандартны: всё хорошо, всё средне и всё катится в тартарары.
Системные требования и графика Chernobylite
Chernobylite работает на Unreal Engine 4. Разработчикам удалось грамотно распорядиться движком и выдать отличную картинку. Окажись вы в порту, лесу, заброшенной больнице или разваленном подвале, игра будет выглядеть красиво.
За дизайн авторам тоже хочется пожать руку. За разрухой чувствуется горе Припяти, но при этом в воздухе витает неуловимое ощущение надежды. Игра словно говорит, что ещё не всё потеряно, и нужно спешить.
В сочетании с приятным саундтреком картинка очаровывает. Жаль, что так мало мест, где ей можно полюбоваться, — всё-таки в пятый раз надоедает рассматривать даже самые дивные места.
Хорошие новости есть и для владельцев не самого мощного железа. Я проходил Chernobylite на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативной памяти и AMD Ryzen 5 3550H. Такая конфигурация позволила включить самые высокие настройки и с комфортом наслаждаться всеми красотами Припяти. Просадки FPS изредка случались, но это было не критично.
***
Детище The Farm 51 не станет «убийцей» S.T.A.L.K.E.R. 2. В Chernobylite много интересных механик, но почти ни одна не доведена до совершенства, а порой игра и вовсе заставляет откровенно скучать. Впрочем, в итоге она всё равно оставляет приятные впечатления. Сейчас игру можно купить за 629 рублей — и эти деньги она отработает на 100 процентов.
А что о Chernobylite думаете вы? Пишите в комментариях!
Будете играть в Chernobylite?
-
Появился новый трейлер Chernobylite. Он рассказывает историю главного героя игры
-
Пока не вышла S.T.A.L.K.E.R. 2. Разработчики назвали дату релиза Chernobylite на консолях
-
«Мы сохраним Чернобыль для потомков»: авторы ролевого хоррора Chernobylite показали Зону до изменений
-
S.T.A.L.K.E.R. в реальности. Онлайн-тур по современному Чернобылю и Припяти — много фото
-
Халява: дарим ключ на предзаказ Steam-версии S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl