Обзор фильма «Время». Игры со временем интереснее, чем в Quantum Break, а философские дилеммы напоминают The Last of Us — но хороша ли новая картина Шьямалана?

На днях состоялась премьера фильма «Время» (Old). Известный режиссёр М. Найт Шьямалан (M. Night Shyamalan) обещал зрителям мистическую историю, динамичное повествование и шокирующий финальный твист. Получился ли у творца шедевр уровня «Шестого чувства» (The Sixth Sense) или новинка оказалась провалом вроде «Повелителя стихий» (The Last Airbender)? Я посмотрел фильм — и спешу поделиться впечатлениями!

Чего ждать от Шьямалана?

История Шьямалана подтверждает идею, что таланта, неистового желания и решимости достаточно, чтобы стать легендой. М. Найт родился в Индии и первую картину снял как раз на родине. Кто бы мог подумать, что вскоре он отправится на обучение в США и создаст один из величайших фильмов в истории.

В 1999-м вышло «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом (Bruce Willis) в главной роли. Мистический сценарий, шокирующий финальный твист и убедительная актёрская игра сделали картину хитом. При бюджете в 40 миллионов долларов «Шестое чувство» собрало кассу в 670. Также было продано 80 миллионов видеокассет.

На этом Шьямалан не остановился. «Неуязвимый» (Unbreakable), «Таинственный лес» (The Village), «Знаки» (Signs) — эти проекты лишь укрепили за индийцем статус выдающегося режиссёра.

А затем что-то пошло не так: за авторством М. Найта начали выходить сомнительные работы вроде «Повелителя Стихий» и «После нашей эры» (After Earth). Даже «Сплит» (Split) хвалили за выдающуюся актёрскую игру МакЭвоя (James McAvoy), а не за хорошую режиссуру.

Концепция фильма «Время» выглядела многообещающе, но трудно было даже предположить, какой окажется новая работа Шьямалана. Так получилось ли кино хорошим? Да. «Время» — одна из лучших картин режиссёра. До «Шестого чувства» она не дотягивает, но стоит на одном уровне с «Таинственным лесом» и «Знаками».

Стоит ли смотреть «Время»?

Важно: если вы цените творчество Шьямалана, любите мистику и планируете сходить в кинотеатр, о фильме «Время» лучше ничего не знать. Не стоит читать обзоры и даже смотреть трейлеры — в идеале сюжетная канва должна остаться покрытой туманом. Тогда всё происходящее станет отличным сюрпризом.

Если же вам нужно больше информации, продолжим. Спойлеров не будет, только завязка истории.

Однажды супружеская пара Гай и Приска с двумя детьми приезжают в необычный дом отдыха. Природа там райская, сервис восхитителен, а номера позволяют ощутить себя королём. Только личные проблемы мешают насладиться комфортом: муж и жена решили развестись и после отдыха расскажут об этом детям. Плюс ко всему у Приски опухоль — пусть она доброкачественная, но почву из ног болезнь всё равно выбивает.

Однажды управляющий по секрету рассказывает семье о чудесном месте неподалёку. Там красивейшие горы, восхитительный пляж и самая приятная вода. Герои соглашаются и в компании с другими семьями добираются до райского уголка.

Вскоре начинает происходить загадочная «шьямалановщина». Море выносит на берег труп, сотовые не ловят сигнал, а выйти с пляжа ни у кого не получается — все дороги словно не выпускают героев. Но всё это мелочи: люди в этом месте стремительно стареют, дети взрослеют, а болезни прогрессируют. Дело в том, что время на пляже идёт иначе. Полчаса здесь равны двум годам жизни. Remedy и их детищу Quantum Break такие игры со временем даже и не снились.

Героям не позавидуешь: выбраться невозможно, а на помощь никто не спешит. Что им делать? Искать спасения или смириться со скорой смертью?

Следить за угодившими в передрягу людьми интересно. Родители видят, как их мелкие дети превращаются в здоровенных детин, кто-то слетает с катушек и из тихони превращается в маньяка, а кто-то наоборот отбрасывает суету и постигает дзен. Не за всеми персонажами стоит детально проработанная история, но поведение героев отлично раскрывает их характеры, страхи и мечты.

Во многом это заслуга не только отличного сценария, но и актёров. Здесь нет звёзд первой величины, но все роли сыграны великолепно. Ты веришь детям, которые за пару часов стали взрослыми, чувствуешь проблемы других героев, сопереживаешь им. С кастом Шьямалан не ошибся.

Динамика картины постоянно держит в напряжении. Каждую минуту происходит какая-то чертовщина, отношения героев развиваются, а загадка интригует всё сильнее. Только покажется, что фильм взял паузу и дал зрителю передохнуть, как новые проблемы валятся на головы бедолаг. За два часа «Время» ни на секунду не даёт заскучать.

Плюс ко всему у картины отличный визуал. Здесь нет операторской работы, из-за которой хочется встать посреди сеанса и аплодировать, но каждый кадр красив и выверен. Камера может целую минуту держать один ракурс, и подобная статика не отталкивает, а наоборот сильнее погружает в кино. Просто знайте, что Шьямалан не просто так на чём-то фокусируется.

Ещё одна сильная сторона фильма — саунд. Дело даже не в музыкальном сопровождении, которое здесь не запоминается, а в том, как звучит природа. Режиссёр часто создаёт безмолвную тишину, которую нарушают лишь чарующие звуки моря и шелест листьев. Такие эпизоды отлично работают на атмосферу.

Философия, финальный твист и проблемы фильма «Время»

Шьямалан славится не только загадками и мистикой, но и фирменными твистами. «Время» не стало исключением. По картине скупо разбросаны подсказки о чертовщине, которая здесь творится, но вряд ли они помогут сделать верное умозаключение. Концовка удивит зрителя, но не стоит ждать от неё эффекта, как в «Шестом чувстве», «Таинственном лесу» или даже «Визите» (The Visit).

Дело в том, что лучшие твисты Шьямалана переворачивали фильмы наизнанку и заставляли иначе взглянуть на сюжет. Они меняли всё.

Здесь подобного нет. Концовка любопытная и превосходит финалы большинства современных фильмов. Вот только ощущается она, как приятный десерт, — на отношение к истории она влияет слабо.

Также стоит отметить, что «Время» — философский фильм. За бедами героев кроется многозначительный опус о людях, которые считают будто впереди у них ещё сотни жизней. Однако жизнь одна, и она может быть короткой. Витая то в прошлом, то в будущем, они зацикливаются на ерунде и навязчивых мыслях, которые со временем сводят с ума.

Шьямалан вложил в картину много размышлений об отцах и детях, о моменте здесь и сейчас, о любви и отношениях. Есть и разговоры в духе великой The Last of Us: правильно ли забрать жизнь одного человека, если она спасёт миллионы других. Иногда такие темы элегантно подаются между строк и позволяют зрителю самому принять решение, но порой режиссёр слишком навязчив.

В самом начале герои раз пять выдают фразу о времени. «Сейчас на это нет времени». «Не время беспокоиться об этом». «Время ещё не пришло». Намекать режиссёр продолжает и в середине фильма. Дочь отмахивается от родителя фразой «мне нужно время» и слышит в ответ «как раз времени у нас и нет». Такая прямолинейность скорее раздражает, чем заставляет задуматься.

В целом, фильм «Время» оставляет приятные впечатления. В нём нет буйства спецэффектов, как в «Годзилле против Конга» (Godzilla vs. Kong), хоррора, как в «Тихом месте 2» (A Quiet Place Part II), и эпичности «Чёрной вдовы» (Black Widow). Зато есть отличные атмосфера, актёрская игра и сценарий — ради них стоит сходить в кино.

***

Шьямалану не удалось построить свою супергеройскую вселенную, да и его блокбастеры зачастую проваливаются. К счастью, мастерство создания психологических триллеров он не растерял — фильм «Время» это доказал. Если вы цените М. Найта за его самые атмосферные работы, смело покупайте билет в кино.

А что о фильме «Время» думаете вы?

Будете смотреть «Время»?

Результаты
+3
Комментарии 19