Мнение об «Игрожур. Великий русский роман про игры». Эта книга отобьёт у вас охоту читать про игры

В конце марта в продаже появится книга известного журналиста, писателя и IT-деятеля Андрея Подшибякина «Игрожур. Великий русский роман про игры», которая рассказывает о заре российской игровой журналистики. Когда-то именно журналы были единственным окошком в мир видеоигр, и узнать, как они создавались на самом деле, полезно каждому. Но стоит ли ради этого покупать книгу? Очень спорный вопрос.

Ад и стыд?

Первые главы «Игрожура» печатали ещё в начале двухтысячных в журнале PC Gamer, где работал автор. Резкий стиль, неприкрытая правда об изнанке игровой журналистики и сюрреалистичность происходящего сделали произведение неожиданно популярным, разозлили кое-кого из реальных прототипов его персонажей и собрали небольшую армию жаждущих продолжения фанатов. Увы, тогда читателям было суждено оценить лишь семь глав, ведь вскоре после начала публикации журнал закрылся, а Андрей Подшибякин вплоть до 2020 года все вопросы о продолжении пресекал категоричным «никогда».

К счастью или нет, полная скуки карантинная реальность настолько осточертела автору, что книгу он всё-таки дописал. И вот уже в конце этого месяца прочесть её сможет каждый желающий.

Андрей Подшибякин много лет работал в игрожуре, был креативным продюсером «Амедиа», основал собственное digital-агентство Insight ONE, а сегодня работает в игровом сервисе Xsolla

Когда я взялся за роман, первые отзывы об «Игрожуре» уже появились в сети и были, мягко говоря, отрицательными: «ад и стыд», «несмешной и мерзкий фанфик»… Эксперты сообщали, что читать книгу решительно невозможно: слог — словно у забросившего начальную школу ребёнка, сюжет придуман не иначе как в наркотическом бреду, а отвратительных моментов так много, будто «Очень страшное кино» (Scary Movie) скрестили с «Американским пирогом» (American Pie).

Я, конечно, довольно всеядный читатель, три моих последних книги: «Анна Каренина», «Голодные игры» (The Hunger Games) и «Видеоигры. Невероятные хроники игровой революции» (обзор на которую можно почитать на сайте). Но к «Игрожуру» я приступил очень настороженно, готовясь к худшему. Каково же было моё удивление, когда половину весьма объёмного романа я осилил за один присест, с трудом оторвался и, что самое страшное, получил удовольствие.

Искусство писать обзоры по скриншотам

Главный герой книги — десятиклассник из далёкого (и вымышленного) Западносибирска. Несмотря на звучное имя, Юрия Черепанова aka Dark Skull величают вовсе не Черепом, а Гноем. Юра — аутсайдер, которого регулярно колотят парни и презирают девчонки. От неприятной реальности юношу спасают фантазии о приключениях кибернетического богатыря, и, конечно же, лучший журнал про игры — «Мания страны навигаторов» (о передачах про игры он, вероятно, не слышал).

Юра сосредоточился на мыслях о хорошем: сегодня вечером в киоске «Союзпечать» должен появиться новый номер смысла Юркиной жизни — лучшего в мире (хотя других он, вообще-то, не читал) журнала о компьютерных играх «Мания страны навигаторов»! От предвкушения Гной даже зажмурился: он обожал сдирать с издания целлофан, бережно откладывать в сторону наклейки и постеры, вдыхать волнующий запах типографской краски…

Юрий нередко писал в журнал письма, полные благодарностей, критики, угроз и предложений, и однажды его труды не только опубликовали, а ещё и предложили, раз он такой умный, написать собственную статью. Отныне он стал не каким-то жалким неудачником, а «без пяти минут» (книга высмеивает этот и многие другие штампы игрожура) сотрудником лучшего в мире издания.

«Игрожур» — не первая книга автора. «Время игр» вышла в 2020 году и была не менее спорной

Здесь, естественно, всё идёт кувырком — и Черепанов решается на «прыжок веры»: в тайне от матери собирает чемодан, достаёт из заначки две тысячи рублей и отправляется в Москву, покорять Олимп игровой журналистики.

Немыслимый водоворот событий приведёт Юрия прямо в офис (если это можно назвать офисом) «Мании страны навигаторов», мгновенно разобьёт все иллюзии, научит писать «объективные» обзоры, даже не запуская игру, столкнёт лицом к лицу с крышующими индустрию бандитами (и теми, что в пиджаках, и теми, что в погонах) и даже отправит в заграничную командировку к «ребятам из Blizzard».

Юрик поворошил завалы на столе, откопал коробочку от «Славянофилья» вынул оттуда диск и вставил в дисковод, после чего снова кликнул на иконку. Ничего не произошло.

- Тут… Не работает… Я не знаю, — заблеял журналист.

- Так у них всё через сраку, они её такую и продают щас, это. Ладно, не ссы, глянь там скрины в инете, там, короче, понятно всё.

Понятно, впрочем, ничего не было. Кажется, Игорёк предлагал ему написать «статью», не играя в игру. Предстояло сделать серьёзный нравственный выбор.

Устыдившись, Гной открыл Word и набросал объективный обзор в установленном формате: графика оставляет желать лучшего, интересность ниже среднего, звук… Он задумался и хотел было снова спросить Игорька, но потом решительно написал: «Максимально негативные эмоции вызывает звук — ведь наши далёкие предки издавали совершенно другие звуки, которые…»
Автор ещё и DJ

Хотя почти каждое из событий книги вполне можно представить в реальности, игровая журналистика тех лет по версии Андрея Подшибякина полна сюрреализма, угара и безумия. Читать об этом увлекательно, весело и страшно одновременно. Когда «объективный» обзор приводит горе-авторов в логово недовольных братков, а зуб на героя начинают точить беспринципные милиционеры, чтиво становится по-настоящему напряжённым.

Он продолжал говорить страшные вещи. Каждое слово, протолкнувшееся из-под усов, словно бы вбивало новый гвоздь в крышку Юрикова гроба. Каждое предложение сулило новый круг ада, по сравнению с которым даже гроб казался не такой уж плохой перспективой. Майор был чёрным колдуном, заклинания которого гвоздили Гноя, лишали сил, выпивали душу — причём явно походя, между делом. Впервые в жизни Юрик по-настоящему понял, что умрёт не когда-нибудь в далёком будущем, которого и вообразить-то себе трудно, а вот совсем уже скоро — может быть, счёт пошёл уже на дни. Осознание конечности собственного существования и присутствия в мире такого кромешного зла, как майор, сплелись в Юриковых мыслях тесным горячим клубком…

Стоит отметить, что я, вероятно, попадаю в целевую аудиторию «Игрожура». Во-первых, мой путь в игровой журналистике начался «без пяти минут» вчера, поэтому читать о прошлом профессии было особо интересно. А во-вторых, мне довелось застать описанные времена. В юности я, как и Юрий, нередко спешил к киоску за очередным номером любимого игрового журнала. А уж когда сюжет привёл героев на «Горбушку», то к моему горлу и вовсе подкатил комок ностальгии. Тогда главный игровой рынок страны располагался не в большом торговом центре, а в роще под открытым небом. Давным-давно мы ездили туда с папой и закупались дисками, торговались, обменивали пройденные игры на новинки и чувствовали себя невероятно счастливыми.

Так в 90-е выглядел главный игровой рынок страны

Хотя читать роман будет вполне интересно и без ностальгического бэкграунда. Если набраться смелости, то «Игрожур» можно сравнить с книгами Дэна Брауна (Dan Brown). Ни «Ангелы и Демоны» (Angels & Demons), ни «Код Да Винчи» (The Da Vinci Code) не претендуют на статус произведений искусства, а серьёзные критики и вовсе считают их чтение чем-то постыдным, однако это не мешает рядовому обывателю получать удовольствие.

Конечно, Подшибякину далеко до американского писателя (да он и не пытается с ним тягаться): здесь нет интригующих загадок, коварных злодеев и персонажей уровня профессора Лэнгдона. Но читать «Игрожур» всё равно интересно. Роман вполне можно было бы отнести в разряд guilty pleasure и порекомендовать всем ценителям игровой журналистики, если бы не одно «но»…

Юрик обоссался

«Игрожур» почти наверняка остался бы незамеченным для читателя без темы, сдобренной слегка неуклюжими упоминаниями игр («Игорёк медленно, словно бы в режиме bullet time из игры Max Payne, начал говорить необратимые слова»), и обилия отвратительных моментов. Примерно каждые десять страниц кто-то непременно справляет нужду в штаны, вдыхает ароматы мочи, разглядывает червивую колбасу, опорожняется, «оглушительно пускает газы» и тошнит.

Здесь путешественника ожидал ещё один неприятный сюрприз: пакет с сахаром порвался, а баночка майонеза разбилась. Гной подумал, сунул в месиво палец и облизал. Тошно, конечно, но есть можно. Так, черпая из чемодана сладкий майонез, он и поужинал.
Когда-то подобная коллекция высоко ценилась

Зачем это в романе — решительно непонятно, но в своей любви к отвратительному автор крайне настойчив. Впрочем, задуманной цели Подшибякин, очевидно, добился, ведь роман, сдерживая рвотные позывы, горячо обсуждают.

Юрик быстро стянул зелёные шерстяные штаны (легонько пахнуло прелостью и мочой)

Признаюсь, после нескольких прочитанных рецензий, я ожидал от «Игрожура» чего-то уж совсем чудовищного, но, к счастью, испуг был преждевременным. Я рос в те времена, когда на пике популярности были «Джей и Молчаливый Боб» (Jay and Silent Bob), «Догма» (Dogma), «Очень страшное кино», «Американский пирог» и прочие вызывающие произведения. Тогда закалённых зрителей не смущал даже Дерьмодемон, и уж не «обоссавшемуся Юрику» выбивать у них почву из-под ног. Да, художественную ценность романа подобные провокации не повышают, но либо автор так видит, либо сознательно идёт на конфликт с обзорщиками и, очевидно, преуспевает. Конечно, это не отменяет того, что самым впечатлительным читателям лучше обойти «Игрожур» стороной.

—…ить оно вот как, писюн, бывает. В космос летали, Семёныч был ого-го, профессор, нет, подымай выше, Семёныч был генерал, вот такие писюны ему честь отдавали, а теперь чо — просрали всё, нету космоса, нету генералов, вишь, писюн…

Гной с неудовольствием понял, что под «писюном» имелся в виду он сам.

При этом некоторые рецензенты придираются и к слогу, однако многие выражения кажутся странными только в отрыве от контекста. Если же проникнуться ситуацией, то «почти не открытая банка майонеза» выглядит вполне подходящим определением.

Большинство игровых журналов не дожило до сегодняшнего дня

Досталось от критиков и главному герою: по сути, его слабая, совершенно не харизматичная личность имеет какое-либо значение лишь в завязке произведения. Вскоре он станет просто инструментом, задача которого — засвидетельствовать творящееся повсеместно безумие, натворить множество глупостей и, если и трансформироваться как личность, то лишь самую малость.

Впрочем, для того, кто хочет либо вспомнить былые деньки, либо больше узнать о них, это не станет большой проблемой. Всё-таки сама эпоха куда интереснее и Юрика, и всех остальных героев, ведь только в те времена на страницах популярного журнала мог выйти обзор на игру, которую журналист даже в глаза не видел.

«Но промахи есть. Вам дают кусок доброкачественного и хорошо прожаренного мяса, но соусом оно полито наполовину, зато низ тарелки закапан тем самым соусом, — как, впрочем, и вилка — а гарнир положен поверх мяса, и с него стекает соус», — безумная сага про соус занимала полстраницы; ни одного конкретного слова о недостатках игры в ней не было

Я не знаю, происходили какие-либо события из книги на самом деле (автор утверждает, что да), но, самое главное, в них веришь. Сегодня подобная журналистика невозможна, но тогда — вполне. Читать о безумных временах российской игровой индустрии мне понравилось, а стоит ли вам… Тут уж решайте сами.

***

У книги «Игрожур. Великий русский роман про игры» есть положительные и отрицательные стороны. Кому-то она напомнит колосса на глиняных ногах, который без пяти минут, как упадёт, но, может, и нет. Однако, если говорить объективно, то плюсы и минусы романа политы соусом лишь наполовину. Смешные шутки в книге пусть и льются, но не из ведра. Для многих персонажи книги станут полюбившимися. Впрочем, единое мнение о книге отсутствует как класс.

А планируете ли почитать книгу вы? Пишите в комментариях!

Будете читать «Игрожур»?

Результаты
0
Комментарии 8