Ретропередачи про игры на телике. Часть первая: со времен СССР и до «Dendy — новая реальность» и «От винта!»

Мы живём в удивительное время, когда почти любая информация обо всём на свете доступна из любой точки Земли в любое время дня и ночи. Но ещё не так давно большую часть сведений о мире мы получали через замочную скважину телевизионного экрана. Естественно, именно телевидение поведало большинству родившихся в прошлом веке граждан об игровой индустрии. Знакомство это порой было столь волшебным, что у многих ностальгические слезы до сих пор бегут по щекам при одном упоминании культовых телепередач прошлого.

История российского игрового телевидения

  1. Ретропередачи про игры на телике. Часть первая: со времен СССР и до «Dendy — новая реальность» и «От винта!»
  2. Видеоигры на российском ТВ. Часть вторая: игровые каналы, Мэддисон на MTV и слон-качок

Именно об истории игровых программ на российском ТВ я и хочу поговорить.

Видео

В СССР игр нет

Все знают, что в СССР не было секса — и с играми почти та же история. В советское время иногда выходили документальные фильмы вроде «Роль ЭВМ в современном обществе», и там даже могли мельком показать счастливых японских детей, играющих в Super Mario Bros. Однако в целом наши люди даже и представить себе не могли, что такое игры, а главное — зачем они нужны. Нет, в Союзе выпускали консоли в духе классической Pong, а с 1984 года уже можно было ловить яйца в портативной «Ну, погоди!»… Вот только от остального мира мы отставали лет на десять, не меньше.

Представьте, что в 1987 году на свет родилась первая игра серии Metal Gear, с которой Хидео Кодзима (Hideo Kojima) фактически изобрёл жанр стелс-экшена. В том же году вышли Contra и Street Fighter, в 1988 — Wasteland, в 1990 — King's Bounty… А у нас широкие народные массы об этом не то что не знали — для них не существовало само понятие видеоигр. Но вечно так продолжаться не могло.

Почти весь советский гейминг в одной картинке

В конце восьмидесятых — начале девяностых большой популярностью пользовалась подростковая передача «Марафон-15» за авторством легендарного Сергея Супонева. В одном из выпусков ведущие отправились в Японию. Немалая часть эфирного времени была посвящена залу игровых автоматов, где Супонев с нескрываемым восторгом рассказывал о невиданных для СССР развлечениях. Быть может, именно в тот момент ведущий и заразился игрой.

В финале программы другой ведущий Георгий Галустьян стал гостем простой японской семьи, где, рассматривая картриджи, искренне не мог предположить, что же это такое. Картридж был вставлен в приставку, телевизор вывел изображение, и глаза ведущего округлились от изумления — как и у любого советского зрителя, наверное. Как же это было так далеко от нашей реальности — но вместе с тем как притягательно!

После краха Советского Союза вакуум на российском игровом рынке существовал недолго. В 1992 IT-компания Steepler создала клон популярной в мире приставки Famicom под названием Dendy — и сорвала банк. И не последнюю роль в этом успехе сыграла культовая «Dendy — новая реальность».

«Dendy — новая реальность»

Если сначала в Steepler ограничивались лишь прямой телевизионной рекламой, то позже оглушительный успех мотивировал их проспонсировать целую передачу, посвящённую играм. В 1994 году на канале 2x2 стартовал первый сезон «Dendy — новая реальность», где роли создателя, сценариста и ведущего взял на себя Сергей Супонев.

На тот момент Сергей уже был культовой личностью на российском ТВ. Передачи «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Марафон-15» и другие в сочетании с безграничными талантом и харизмой сделали ведущего главным другом подростков и просто всенародным «дядей Серёжей». Неплохо для человека, который изначально пришёл на Центральное телевидение работать грузчиком.

«Dendy — новая реальность», несмотря на свою абсолютно рекламную сущность, с ходу стала необычайно популярной. Конечно, игры в то время набирали популярность, а других проектов на эту тему не было вовсе — но это не единственная причина успеха. Однако именно Сергей Супонев стал катализатором успеха, превращающим рекламные материалы во что-то большее.

Хотя, конечно, пересматривая выпуски сегодня, можно уверенно сказать, что ведущий не очень разбирался в играх и западной поп-культуре. В одной из передач Супонев со словами «на обложке нарисован страшный Робокоп» показывал зрителям журнал, где красовался отнюдь не робот-полицейский, а самый настоящий Дарт Вейдер. Гонки в передаче называли «гонялками», а первую The Legend of Zelda — «умной логической бродилкой». Как-то раз на обзор в передачу и вовсе попала пиратская игра Super Mario 16. В оригинале игра называлась Joe & Mac, однако пираты заменили главных героев на более популярного Марио, а Сергей в итоге перепутал местами оригинал и подделку.

Если сегодня за подобные оплошности ведущего бы попросту уволили, то тогда это было в порядке вещей. Ведь те, кто его смотрел, точно так же не разбирались в играх, не знали отличий пираток от лицензий и могли запросто ошибиться в именах персонажей. Безграничный мир игровой индустрии только открывался российскому зрителю, и тот с энтузиазмом впитывал любую информацию. Так и Супонев лишь открывал для себя что-то новое и необычное и с большим азартом делился впечатлениями.

Съёмки происходили в геймерских декорациях, полных приставок и узнаваемых персонажей, а со второго сезона скучный стол ведущего и вовсе сменился огромным геймпадом

Несмотря на название «Dendy — новая реальность», в передаче рассказывали об играх и для других приставок: Sega Mega Drive, SNES, Game Boy и прочих. Для многих зрителей это было единственным шансом посмотреть на эксклюзивы, например, Super Nintendo, поскольку сама она стоила 300 долларов, а картриджи к ней — по 60. При среднероссийской зарплате в 67! Да, проблема дорогих игр тоже появилась не вчера.

Кстати, геймплей многих игр на видеокассетах присылали сами зрители, и он попадал в эфир с комментариями ведущего. Это был не единственный элемент интерактивности, так как в передаче регулярно разыгрывали картриджи и даже приставки, включая всё ту же недостижимую SNES.

Со второго сезона передача перебралась на ОРТ с уже сокращенным названием «Новая реальность». Всего на главном телеканале страны показали 29 эпизодов, не считая многочисленных повторов. К сожалению (или к счастью), на ОРТ стали менять подход к рекламе: промо-материалам больше нельзя было быть настолько прямыми и откровенными. Вероятно, спонсору это не понравилось, да и бюджет на производство рос с каждым выпуском. В итоге контракт на трансляции был разорван. Именно так закончилась целая эпоха, ведь «Новая реальность» больше никогда не появится на большом экране.

Смутное время

Но закрытие легендарного проекта не остановило Steepler. В итоге на телеканале МТК начала выходить передача «Мир Dendy». Ведущими стали Семён Фурман и Андрей Гвоздев: хорошие ребята, даже более профессиональные. Вот только харизмы и увлечённости Супонева в них не было совершенно.

Сергей Супонев всегда строил свою работу с детьми на единственно верном подходе: «общайтесь с ребёнком, как со взрослым». Сергей Фурман же был актёром, часто использовал не самые уместные приёмы с переодеваниями и в целом относился к аудитории как к малому дитю. В итоге зрители просто не стали смотреть передачу, и проект закрыли спустя двенадцать выпусков.

В том же 1994 году в эфире РТР выходила передача «Соник: супер-ёжик». Посвящена она была, конечно же, приставкам компании SEGA. В то время японская корпорация начинала серьёзно смотреть на наш рынок и справедливо рассчитывала на большие продажи.

Правда, шоу было скорее викториной, чем увлекательным рассказом о новых играх, где победители получали разные приставки японской компании. Несмотря на все старания ведущего и эффектную по тем временам компьютерную графику, шоу аудитории не зашло, а рейтинги были весьма низки.

Осложнялась ситуация тем, что продажи продукции Sega не соответствовали ожиданиям. В итоге компания на два года ушла с российского рынка, а передача закрылась. Зато в памяти телезрителей наверняка останется их забавная реклама.

Однако совсем скоро сердца всех любителей игровой индустрии займёт другой проект. И это будет «леген… подожди, подожди… дарно!»

«От винта!»

20 мая 1995 стало важным днем для российского игрового зрителя. Именно в этот день в эфире телеканала РТР вышел первый выпуск передачи «От винта!». Харизматичные ведущие Бонус и Гамовер (Борис Репетур и Антон Зайцев соответственно) под сценарным руководством Сергея Чихачева надолго увлекли аудиторию своими юморными и талантливыми рассказами об играх. Кстати, спонсором снова выступила Steepler.

«От винта!» начала выходить в утреннем эфире по выходным, и я прекрасно помню, как отбрасывал идею выспаться после тяжёлых детсадовских будней, чтобы к 8:30 занять место перед телевизором и услышать: «Наконец-то в целом мире прекратилась суета, начинается в эфире передача “От винта!”».

Чтобы вы оценили уровень развития индустрии в России, то вот вам факт: ведущий передачи Антон «Гамовер» Зайцев лично встречался в метро с продавцами пиратской продукции, и те записывали ему игры — на обычные 3,5-дюймовые дискеты. На одну игру уходило четыре-пять дискет, и бывало, что одна из них размагничивались, и эпопею со встречами приходилось повторять. Лишь к 1997 году ведущие начали получать лицензионные диски от магазина Gameland. Да-да, речь идёт о федеральном телевидении.

На РТР вышло 25 выпусков, во время которых зрители узнали про Wolfenstein, Mortal Kombat, Full Throttle, Wing Commander 3 и многие другие проекты. Вот только на волне успеха беда пришла откуда не ждали. Компания Steepler обанкротилась и спонсировать «От винта!» стало некому. В итоге передача на год и один месяц пропала с телеэкранов.

К счастью для всех, воскресить проект удалось на телеканале НТВ, где 29 марта 1997 года транслировался новый 26-й эпизод. Всего на новом канале выйдет 123 выпуска, каждый из которых будет маленьких шедевром.

Чтобы объяснить феноменальный успех «От винта!», стоит снова обратиться к теме «личности в истории». Если успех «Dendy — новая реальность» лишь чуть менее, чем полностью был заслугой Супонева, то «От винта!», словно на плечах Атланта, держалось на ведущих и сценаристе. Бонус и Гамовер не строили серьёзных гримас, высмеивали игровые условности, шутили о падении рубля и милиции, коверкали оригинальные названия игр — и всё это делали невероятно талантливо, заставляя зрителя улыбаться, казалось бы, на пустом месте.

На пик популярности передача вышла, начиная с 66 эпизода, где Бонус и Гамовер пересели на борт дирижабля. Именно те выпуски стали самыми яркими и запоминающимися. Ведь помимо бесед об играх, ведущим приходилось преодолевать массу неурядиц, связанных с управлением летающей махиной, вроде падения на Красную площадь.

К сожалению, «От винта!» полностью зависела от спонсоров, дела у которых шли то хорошо, то немыслимо плохо. Так, кризис 1998 года нанес сильный урон компании «Белый ветер», за счёт инвестиций которой и снималась передача. Увы, в сентябре 1998 года передача была закрыта.

Позже ведущие попытаются за свои деньги возобновить шоу, но оставят намерения, не получив финансовой поддержки. В 2007 году права на передачу приобретает «Игромания», и старые плёнки оцифруют. Сами же Бонус и Гамовер станут уважаемыми «дедушками» игровой индустрии и с 2014 года по сегодняшний день будут вести свою рубрику в рамках журнала «Навигатор игрового мира».

***

После закрытия передачи аудитории придётся долго ждать настолько же качественного телевизионного продукта. Двухтысячные годы подарят нам немало игровых передач, но будет ли среди них что-то, хотя бы близкое по уровню «Dendy — новая реальность» и «От винта»? Об этом — в следующей части, посвящённой российскому игровому телевидению XXI века.

Слышали ли вы об игровых передачах 90-х?

Результаты
+4
Комментарии 12