Лихие 90-е и «Бука» — как братки «крышевали» геймдев и подрезали партию консолей, но компания выжила

«Бука» — одна из важнейших компаний в игровой истории России. Именно благодаря ей мы смогли поиграть не только в прекрасные «Аллоды», «Вангеров», «Петьку и Василий Ивановича» и «Дальнобойщиков», но и во многие западные хиты вроде Heroes of Might and Magic 3, Half-Life 2 или Portal 2 на русском языке. За всеми успехами компании неизменно стоял её сооснователь и генеральный директор Александр Михайлов. Увы, сегодня в возрасте 49 лет он умер. О заслугах великого человека — в этом материале.

Безумство храбрых

Компания «Бука» появилась на свет в 1994 году, когда Михайлову было 22 года. О чём обычно думают молодые люди в таком возрасте? О весёлых гулянках, красивых девушках и компьютерных играх. Основатели компании сконцентрировались на последнем, вот только вместо того, чтобы тратить время на прохождение хитов, они решили основать компанию по продаже игр. В феврале компания была зарегистрирована, а следом взяла астрономический (особенно по тем временам) кредит в один миллион долларов под 40% (!) годовых.

Александр Михайлов на фотографии с бородой

В девяти случаях из десяти эта история наверняка закончилась бы фееричным провалом, бандитскими разборками и выбиванием денег (как-никак девяностые не зря называют лихими), но «Бука» — это тот редкий случай, когда звёзды сложились как надо. Во многом это произошло благодаря Александру Михайлову.

Потихоньку компания налаживала контакты с производителями приставок. Sega, Sony, Nintendo — работать с «Букой» рады были все. Но с одним условием — деньги вперёд. А вот с издателями договориться было уже не так просто… Бизнес-модель российского рынка казалась им невероятно мутной — да, в общем-то, такой и была. К счастью, Acclaim, один из крупнейших издателей того времени, решилась на «прыжок веры», и сотрудничество оказалось успешным. Остальные издательства вскоре оценили позитивный опыт и следом за конкурентами заключили с россиянами партнёрство.

При этом на своём пути «Бука» встречала немало чисто российских проблем. За неделю до крупной выставки Electronic Consumer Show по дороге в Москву пропал купленный в Германии стометровый стенд (в последний момент он чудом нашёлся), а ещё компанию неоднократно грабили.

Нас грабили, причем дважды. Дело было в 1996 году. В первый раз всё произошло ночью — грузовик пробил ворота на территорию, где находится офис, и жулики через подвальные помещения прошли на наш склад, вынесли одну из крупнейших партий консолей. Охраны не было — экономили на всём, на чём можно, и в результате получилась достаточно неприятная ситуация
— генеральный директор «Бука» Александр Михайлов

Несмотря на все трудности (особо тяжёлым для компании, как и для всей России, выдался кризисный 1998 год), «Бука» развивалась и постепенно полностью переключилась на видеоигры.

Когда-то наши игры ценили во всём мире

Первой собственной игрой «Буки» стала вышедшая в 1996 году «Русская рулетка». Экшен от первого лица впечатлял графикой, геймплеем и русским сеттингом — неудивительно, что игра разошлась рекордным по тем временам тиражом в пятнадцать тысяч копий.

Вдохновлённая успехом Бука вскоре издаст ещё две игры, которые обретут культовый для российского игрока статус и отлично продадутся не только у нас, но и на Западе. Речь, конечно же, про «Аллоды» и «Вангеров».

Разработку «Аллодов» издатель доверил тогда ещё неизвестной студии Nival. Её дебютный проект оказался удачной смесью стратегии и RPG, где было место интересному миру, хорошему сюжету, и увлекательным механикам. После в этой игровой вселенной выйдет ещё немало проектов, включая «Аллоды Онлайн». Не менее легендарными стали и вышедшие в том же в 1997 году «Вангеры»: по-хорошему безумная и технологически прорывная игра.

Вместо того, чтобы почивать на лаврах, «Бука» продолжила творить хиты. В 1998-м начало культовой серии положила «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» — пожалуй, главный русский квест. В 1999-м вершины хит-парадов покорили «Дальнобойщики». В 2001-м «Шторм» на равных тягалась с серией Ace Combat (авторитетный ресурс GameSpot поставил игру в тройку лучших симуляторов года). В 2005-м родилась мрачная «Мор. Утопия».

Разработчики первого «Петьки» пришли к нам почти уже с готовой игрой. Меня поставили на продюсирование, нужно было довести проект до ума. Программист у проекта был один, движок игры уже был готов, поэтому он просто прописывал скрипты. Программист, мягко говоря, любил заложить за воротник, и если он уходил из офиса, то мог запросто пропасть на несколько дней. Сроки поджимали, поэтому мы со Славой Письменным, руководителем разработчиков, по очереди сутками сидели в офисе, он же съемная квартира, с одной-единственной целью — не дать программисту куда-нибудь уйти. То есть мы там ночевали буквально. Сидя там, я тестировал проект и перепрошел игру немыслимое количество раз. Уже после релиза обрушился шквал звонков, а понятия «техподдержка» не было в принципе. В итоге мне пришлось сидеть на телефоне и постоянно отвечать пользователям, помогать им в прохождении
— генеральный директор «Бука» Александр Михайлов

Конечно, не все игры издательства обрели успех, но в десятку «Бука» попадала часто. К слову, компания до сих пор финансирует и издаёт игры, пусть гремят они уже и не так сильно. Например, за последние годы вышли неплохой VR-проект High Noon VR, добротные beat 'em up 9 Monkeys of Shaolin и Redeemer.

Многим «Бука» запомнилась именно изданными играми, однако не только этим она заслужила место в истории.

Я есть локализатор

Мастерство отечественных локализаторов давно стало поводом для мемов: если кино гнусаво озвучивали, но хотя бы внятно переводили, то над играми, вероятно, работали в лучшем случае целеустремлённые студенты, которые об искусстве перевода представления не имели совершенно. Не лучше ситуация была и с озвучкой: шутка про «озвучено профессиональными программистами» появилась не на пустом месте.

Типичный пиратский перевод в те годы

Наряду с пиратским «Фаргусом» именно «Бука» стала той компанией, что в корне изменила ситуацию. Направление по локализации игр было организовано в 1999 году, и первым его плодом стала невероятная Heroes of Might and Magic 3. Неудивительно, что «Герои меча и магии» и сегодня остаются одной из любимейших стратегий российских геймеров.

Позже «Бука» закрепила успех не менее прекрасными локализациями Half-Life 2, Far Cry, Beyond Good & Evil, Portal 2 и других популярных игр. К слову, нередки были случаи, когда именно творчество локализаторов значительно повышало популярность игры.

Мы выпускали Grand Theft Auto 2 и решили похулиганить с локализацией, а заодно поставили на коробку знаменитую тогда фразу Путина «Мочить в сортирах». Это было рисково, мы не знали, что с нами за это сделают. Но все обошлось, и коробки с игрой расхватывали вмиг
— генеральный директор «Бука» Александр Михайлов

В итоге профессионализм и смелость локализаторов «Буки», по сути, сформировали рынок качественных локализаций в России.

Как «Бука» запускала Steam

Какое-то время понятие «лицензии» для отечественного игрока практически отсутствовало: стоили они немыслимых денег, а значимых выгод не предлагали. По сути, именно «Бука» стала первой компанией, которая мотивировала геймеров покупать лицензионные диски — причём методом не кнута, а пряника.

Во-первых, издатель упростил внешний вид продукции и начал выпускать игровые диски в экономичной упаковке, что позволило оригиналам практически сравниться с «пиратками» в цене. Во-вторых, лицензия предлагала качественную локализацию вместо треш-перевода. Какой оставался смысл покупать пиратский диск, если оригинальный при всех достоинствах стоил почти столько же? В итоге даже продавцы контрафакта решились взяться за правильную продукцию.

Первому «Петьке» немного не повезло — он вышел как раз в разгар кризиса, и нам пришлось искать способы продавать его как можно дешевле. «Петька» занимал аж три диска, и мы думали, как продавать его по максимально низкой цене. Поэтому это стало первой нашей игрой, выпущенной в джевеле, — что позволило продавать по цене, максимально близкой к цене пиратской продукции. Из-за низкой стоимости «лицензионок» контрафакт печатать было бессмысленно, поэтому официальные диски с «Петькой» в итоге попали к продавцам пиратской продукции и стали распространяться по их каналам. Это увеличило продажи почти на порядок: продать даже несколько тысяч копий в то время было немалым достижением, а тут раз — и несколько десятков тысяч
— генеральный директор «Бука» Александр Михайлов

А ещё именно благодаря «Буке» отечественный геймер может наслаждаться покупками в Steam и региональными ценами. До 2005 года великий Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) сотрудничал с издательством Vivendi, однако после истечения контракта решил выйти на российский рынок через местное издательство.

Среди множества конкурентов выбор Valve пал именно на «Буку». Стоит отметить, что компания не только издавала игры Valve, но ещё тестировала и локализовала Steam.

Гигантскую работу мы провели по тестированию и локализации Steam. Техподдержка почти легла — мы за работой чуть ли не ночевали, проблем было страшно много. В Steam была жесткая региональная защита, чтобы российские коробки с играми не возили в Европу. Защита была ужасно несовершенной — очень многих игроков из России банили, хотя на самом деле они ни в чем не были виноваты. Просто система считала, что пользователь находится в США или Европе, а на деле либо он пользовался прокси, либо интернет-оператор криво раздавал IP-адреса. Весь две тысячи шестой год человек пять-шесть сутками занимались проблемами со Steam, чтобы он наконец-то стал удобным, безопасным и локализованным
— генеральный директор «Бука» Александр Михайлов

***

Как видите, заслуги «Буки» перед российским геймдевом переоценить невозможно. Компания привезла в Россию многие популярные приставки, издала множество прекрасных проектов, сформировала рынок качественных локализаций и лицензионных игр. Многое из этого запросто могло бы не случиться, если бы за рулём компании не стоял Александр Михайлов.

Тоскливо, когда смерть забирает лучших: всего несколько дней назад мы провожали в последний путь xatab, а сегодня — ещё одного великого деятеля. Вспомните их добрым словом. Земля пухом.

Кукую изданную «Букой» игру вы считаете лучшей?

Результаты
+1
Комментарии 12