Лихие 90-е и «Бука» — как братки «крышевали» геймдев и подрезали партию консолей, но компания выжила
«Бука» — одна из важнейших компаний в игровой истории России. Именно благодаря ей мы смогли поиграть не только в прекрасные «Аллоды», «Вангеров», «Петьку и Василий Ивановича» и «Дальнобойщиков», но и во многие западные хиты вроде Heroes of Might and Magic 3, Half-Life 2 или Portal 2 на русском языке. За всеми успехами компании неизменно стоял её сооснователь и генеральный директор Александр Михайлов. Увы, сегодня в возрасте 49 лет он умер. О заслугах великого человека — в этом материале.
Безумство храбрых
Компания «Бука» появилась на свет в 1994 году, когда Михайлову было 22 года. О чём обычно думают молодые люди в таком возрасте? О весёлых гулянках, красивых девушках и компьютерных играх. Основатели компании сконцентрировались на последнем, вот только вместо того, чтобы тратить время на прохождение хитов, они решили основать компанию по продаже игр. В феврале компания была зарегистрирована, а следом взяла астрономический (особенно по тем временам) кредит в один миллион долларов под 40% (!) годовых.
В девяти случаях из десяти эта история наверняка закончилась бы фееричным провалом, бандитскими разборками и выбиванием денег (как-никак девяностые не зря называют лихими), но «Бука» — это тот редкий случай, когда звёзды сложились как надо. Во многом это произошло благодаря Александру Михайлову.
Потихоньку компания налаживала контакты с производителями приставок. Sega, Sony, Nintendo — работать с «Букой» рады были все. Но с одним условием — деньги вперёд. А вот с издателями договориться было уже не так просто… Бизнес-модель российского рынка казалась им невероятно мутной — да, в общем-то, такой и была. К счастью, Acclaim, один из крупнейших издателей того времени, решилась на «прыжок веры», и сотрудничество оказалось успешным. Остальные издательства вскоре оценили позитивный опыт и следом за конкурентами заключили с россиянами партнёрство.
При этом на своём пути «Бука» встречала немало чисто российских проблем. За неделю до крупной выставки Electronic Consumer Show по дороге в Москву пропал купленный в Германии стометровый стенд (в последний момент он чудом нашёлся), а ещё компанию неоднократно грабили.
Несмотря на все трудности (особо тяжёлым для компании, как и для всей России, выдался кризисный 1998 год), «Бука» развивалась и постепенно полностью переключилась на видеоигры.
Когда-то наши игры ценили во всём мире
Первой собственной игрой «Буки» стала вышедшая в 1996 году «Русская рулетка». Экшен от первого лица впечатлял графикой, геймплеем и русским сеттингом — неудивительно, что игра разошлась рекордным по тем временам тиражом в пятнадцать тысяч копий.
Вдохновлённая успехом Бука вскоре издаст ещё две игры, которые обретут культовый для российского игрока статус и отлично продадутся не только у нас, но и на Западе. Речь, конечно же, про «Аллоды» и «Вангеров».
Разработку «Аллодов» издатель доверил тогда ещё неизвестной студии Nival. Её дебютный проект оказался удачной смесью стратегии и RPG, где было место интересному миру, хорошему сюжету, и увлекательным механикам. После в этой игровой вселенной выйдет ещё немало проектов, включая «Аллоды Онлайн». Не менее легендарными стали и вышедшие в том же в 1997 году «Вангеры»: по-хорошему безумная и технологически прорывная игра.
Вместо того, чтобы почивать на лаврах, «Бука» продолжила творить хиты. В 1998-м начало культовой серии положила «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» — пожалуй, главный русский квест. В 1999-м вершины хит-парадов покорили «Дальнобойщики». В 2001-м «Шторм» на равных тягалась с серией Ace Combat (авторитетный ресурс GameSpot поставил игру в тройку лучших симуляторов года). В 2005-м родилась мрачная «Мор. Утопия».
Конечно, не все игры издательства обрели успех, но в десятку «Бука» попадала часто. К слову, компания до сих пор финансирует и издаёт игры, пусть гремят они уже и не так сильно. Например, за последние годы вышли неплохой VR-проект High Noon VR, добротные beat 'em up 9 Monkeys of Shaolin и Redeemer.
Многим «Бука» запомнилась именно изданными играми, однако не только этим она заслужила место в истории.
Я есть локализатор
Мастерство отечественных локализаторов давно стало поводом для мемов: если кино гнусаво озвучивали, но хотя бы внятно переводили, то над играми, вероятно, работали в лучшем случае целеустремлённые студенты, которые об искусстве перевода представления не имели совершенно. Не лучше ситуация была и с озвучкой: шутка про «озвучено профессиональными программистами» появилась не на пустом месте.
Наряду с пиратским «Фаргусом» именно «Бука» стала той компанией, что в корне изменила ситуацию. Направление по локализации игр было организовано в 1999 году, и первым его плодом стала невероятная Heroes of Might and Magic 3. Неудивительно, что «Герои меча и магии» и сегодня остаются одной из любимейших стратегий российских геймеров.
Позже «Бука» закрепила успех не менее прекрасными локализациями Half-Life 2, Far Cry, Beyond Good & Evil, Portal 2 и других популярных игр. К слову, нередки были случаи, когда именно творчество локализаторов значительно повышало популярность игры.
В итоге профессионализм и смелость локализаторов «Буки», по сути, сформировали рынок качественных локализаций в России.
Как «Бука» запускала Steam
Какое-то время понятие «лицензии» для отечественного игрока практически отсутствовало: стоили они немыслимых денег, а значимых выгод не предлагали. По сути, именно «Бука» стала первой компанией, которая мотивировала геймеров покупать лицензионные диски — причём методом не кнута, а пряника.
Во-первых, издатель упростил внешний вид продукции и начал выпускать игровые диски в экономичной упаковке, что позволило оригиналам практически сравниться с «пиратками» в цене. Во-вторых, лицензия предлагала качественную локализацию вместо треш-перевода. Какой оставался смысл покупать пиратский диск, если оригинальный при всех достоинствах стоил почти столько же? В итоге даже продавцы контрафакта решились взяться за правильную продукцию.
А ещё именно благодаря «Буке» отечественный геймер может наслаждаться покупками в Steam и региональными ценами. До 2005 года великий Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) сотрудничал с издательством Vivendi, однако после истечения контракта решил выйти на российский рынок через местное издательство.
Среди множества конкурентов выбор Valve пал именно на «Буку». Стоит отметить, что компания не только издавала игры Valve, но ещё тестировала и локализовала Steam.
***
Как видите, заслуги «Буки» перед российским геймдевом переоценить невозможно. Компания привезла в Россию многие популярные приставки, издала множество прекрасных проектов, сформировала рынок качественных локализаций и лицензионных игр. Многое из этого запросто могло бы не случиться, если бы за рулём компании не стоял Александр Михайлов.
Тоскливо, когда смерть забирает лучших: всего несколько дней назад мы провожали в последний путь xatab, а сегодня — ещё одного великого деятеля. Вспомните их добрым словом. Земля пухом.
Кукую изданную «Букой» игру вы считаете лучшей?
-
Мнение об «Игрожур. Великий русский роман про игры». Эта книга отобьёт у вас охоту читать про игры
-
История point-and-click квестов: Джордж Лукас, юмористическое порно, искусственная кома
-
С чего начинался наш геймдев или Российские игры — часть первая. Когда наши игры были популярней, чем «Ведьмак» и GTA сегодня
-
ТОП-6 идиотских игровых локализаций: охлаждаем «то самое» и показываем некоторое дерьмо
-
Умер один из основателей и генеральный директор «Буки» Александр Михайлов