Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

7 февраля 2020, в 18:29
Слушать статью: Ден, Макс

На этой неделе японцы из команды Platinum Games вновь оказались в центре внимания. В ближайшее время одна из самых известных студий Страны восходящего солнца представят сразу несколько анонсов. Один из них известен — это портированная версия Wonderful 101 с Nintendo Wii U. Все остальные (пока что) покрыты завесой тайны. Между тем маркетинговая активность «Платинумов» — это отличный повод рассказать о разработчиках, чей труд совсем не типичен для японской игровой индустрии. Почему? Сейчас объясним.

Так уж исторически сложилось, что Япония — это страна очень специфической корпоративной культуры. Живя в Европе, мы привыкли к тому, что среднестатистический работник трудится по восемь часов в сутки и меняет компании раз в полгода — год. Жители Страны восходящего солнца, в особенности те, что начали свой трудовой путь еще в XX веке, воспитывались в кардинально иной среде. Для этих людей долгое время сам факт смены фирмы считался позором — японцам с детства прививали преданность одному «пути».

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Разумеется, все это было бы просто невозможно без нормально работающих социальных лифтов, и они — сюрприз-сюрприз — действительно вполне себе функциональны, пусть и весьма необычны для гайдзинов. В японских компаниях вполне себе нормальна ситуация, когда человек полжизни занимает мелкую должность, а потом, набравшись опыта и проектов, резко стартует в высшую лигу. Прямо-таки иллюстрация нашей поговорки про грязь и внезапно появившихся князей.

Какое отношение это затянувшиеся вступление имеет к игровой индустрии, спросите вы? А самое что ни на есть прямое: становление отрасли пришлось на тот период времени, когда в Японии все еще были сильны традиции. В результате, сформировались негласные правила, по которым жили разработчики знакомых с детства хитов. Например, они не могли лезть «поперек батьки в пекло» и афишировать свои имена. Таким образом, Castlevania была не детищем какого-то одного японца или группы японцев, а продукцией компании Konami. То же самое касается и цикла Mega Man. Его авторы — это компания Capcom, а не команда конкретных людей. И это несмотря даже на тот факт, что сама Capcom не очень-то была заинтересована в приключениях пацана-киборга, и первые игры об этом герое фактически создавались в свободное от основной работы время.

Порой доходило до смешного: разработчики были вынуждены зашивать свои имена в пасхалках — настолько издатели не хотели светить «звезд». В результате, к началу XXI века в Японии сложилась очень своеобразная атмосфера. В то время как западные разработчики создавали личные бренды, их азиатские коллеги не выпячивали свое творческое «я», а просто мирно трудились на благо ведущих японских издателей — Sega, Nintendo, Square Soft, Enix, Capcom, Konami.

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Разумеется, в отличие от 80-х, про существование этих людей знали и журналисты, и читатели тематической прессы. Просто, как и много лет назад, условный Синдзи Миками (Shinji Mikami) не становился важнее Capcom. В начале пищевой цепочки находился издатель. Ситуация начала меняться лишь с приходом консолей шестого поколения (PlayStation 2, Xbox Original, GameCube) — меняться постепенно, шаг за шагом, но уверенно.

По идее, на этом месте должна следовать краткая история Clover Studios — формально независимой компании, которую создала Capcom для таких разработчиков, как Синдзи Миками (Shinji Mikami) и Ацуси Инаба (Atsushi Inaba), но давайте сразу перейдем к сути. Дело в том, что именно из лоскутов «Клевера» (авторов таких крутых игр как God Hand, Okami и Viewtiful Joe 2) в свое время образовалась Platinum Games. И это, надо заметить, уже было заявкой на успех.

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Но так чем же уникальна PlatinumGames? Давайте разберем буквально по пунктам.


Это независимые разработчики

Да-да, пусть вас не смешит этот тезис. Дело в том, что в Японии крайне сложно создать свою компанию — даже Кодзиме под его новый проект банки отказывали и он был вынужден прибегнуть к хитрости и положиться на удачу. В Стране восходящего солнца до сих пор сильны традиции и потому открыть свое дело может далеко не каждый. Во многом потому Platinum Games — это не просто пример независимой компании, но компании, которая выпускает большие видеоигры, не будучи собственностью одного из издательств.

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Независимый статус дает руководству простор для маневра. Сегодня команда трудится над одним проектом, завтра — над вторым. И, если взглянуть на рынок трезвым взглядом, то выяснится, что в современной Японии не так много студий, которые могут это себе позволить. Из ближайших аналогов можно вспомнить разве что FromSoftware.


Мы — подрядчики

Второй пункт плавно вытекает из первого. Экономическая свобода позволяет PlatinumGames работать на множество издателей. Сегодня компания создает Mad World для SEGA. Завтра — пилит по заказу Nintendo сиквел Bayonetta. Потом трудится в кооперации с Activision над проектами во вселенных Transformers и Teenage Mutant Ninja Turtles. А послезавтра — по заказу Konami разрабатывает Metal Gear Rising: Revengeance.

Казалось бы, нормальный расклад, вот только совсем не японский. Лишь единицы восточных студий могут похвастаться подобным подходом к работе. Самый очевидный пример — это, конечно, Grasshopper Manufactures, игры которой кто только не издавал. Вот только авторам Killer is Dead, No More Heroes и Lollipop Chainsaw для достижения этого результата понадобилось более 20 лет, а PlatinumGames управилась за 12.


Чужие вселенные

Еще одна важная деталь, которая отличает PlatinumGames от соратников по индустрии — это степень доверия со стороны крупных издателей. Судите сами. В то время как подопечные Суды 54 (Suda 54) трудятся над собственными вселенными, западные компании заказывают у PlatinumGames разработку игр в чужих для компании вселенных. Вдумайтесь. Если раньше японские паблишеры шли за аутсорсом в Северную Америку, то теперь Северная Америка активно нанимают японцев для создания хитов.

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Разумеется, речь не идет о 3A-вселенных и далеко не всегда результат оправдывает затраченных усилий, но к чести компании стоит сказать, что на счету PlatinumGames нет ни одной по-настоящему отвратительной работы. Даже такие, откровенно говоря, спорные вещи как TMNT: Mutants in Manhattan и The Legend of Korra вполне играбельны, пусть и не отличаются большими оценками.

Почему анонсы PlatinumGames достойны внимания геймеров

Зато на каждый «провал» (мы сейчас говорим про оценки критиков/игроков, а не продажи — прим.) у разработчиков находится достойный ответ. Bayonetta 2, Transformers: Devastation, Star Fox Zero, Nier Automata — все это отличные видеоигры, за которые их авторам не должно быть стыдно от слова совсем. И ведь чужие вселенные — это еще не все, чем может похвастаться PlatinumGames.


Свои игры

В загашнике у японцев есть свои игры, причем дюже отличные игры. Выше мы уже упоминали созданную по заказу Nintendo Bayonetta 2. Но ведь сама по себе Bayonetta — это собственная вселенная PlatinumGames. Игру создал легендарный Хидэки Камия (Hideki Kamiya), который еще во время работы в Capcom успел выпустить в свет немало отличных видеоигр в диапазоне от Resident Evil 2 до Devil May Cry и Okami.

И это не единственный пример. На счету «Платинумов» еще числится отличная ролевка Infinite Space, любопытная экшен-адвенчура Wonderful 101 и вышедшая в прошлом году для Nintendo Switch Astral Chain. И это мы еще до последнего тянули с упоминанием шедевральной Vanquish — одного из лучших экшенов минувшего десятилетия.

***

В общем, ждать анонсов от PlatinumGames надо. Это одна из немногих компаний, которая создает шедевры буквально из воздуха. Да, команду уже десять лет как покинул Синдзи Миками, но это, положа руку на сердце, не сильно ударило по творческим способностям коллектива. Ждем, надеемся, верим в новые игры от легендарных японцев.

Комментарии

Комментарии 9