Доступно по подписке: печальный тренд уходящего десятилетия

8 января 2020, в 10:07
Слушать статью: Ден, Макс

Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции.

Последние пару недель редакция VGTimes активно подводила итоги года. Мы рассказали о двадцати играх, которые не стоит пропускать увлеченным геймерам, о сюжетных проектах и даже главных фильмах сезона 2019. Теперь настало время поговорить о немного ином тренде. Его отличительная особенность состоит в том, что с играми он связан опосредованно. Заинтригованы? Тогда устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какое событие стало ключевым на рынке развлечений в прошлом году? Кто-то скажет, что выход финала «Мстителей», иные вспомнят абсолютно авторскую Death Stranding, которую Хидео Кодзима (Hideo Kojima) совместно с Sony умудрился продать под видом блокбастера для самой широкой аудитории. Будут и те, кто скажет, что ключевым стал выход сериала «Ведьмак» (наша рецензия, кстати, здесь). Увы, все они будут далеки от истины.

Доступно по подписке: печальный тренд уходящего десятилетия

Судите сами. Death Stranding, несмотря на весь хайп вокруг релиза, оказался очередной игрой японского геймдизайнера — Кодзима и раньше умудрялся эпатировать публику, достаточно вспомнить хитрую подмену Снейка на Райдена в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. «Мстители»? Просто еще один аттракцион от Marvel — фееричный, глуповатый и совершенно не про сюжет, актерскую игру и все те важные и нужные вещи, что отличают кинематограф от балагана. «Ведьмак» — очередная премьера Netflix. Сервис и раньше выпускал недурственные сериалы: взять хотя бы «Карателя» по лицензии Marvel.

В действительности одним из важнейших медийных событий года стал выход «Ирландца» Мартина Скорсезе (Martin Scorsese), причем речь идет не просто о релизе ленты как таковой — мы сейчас говорим о платформе, на которой это кино впервые появилось. Как ни странно, этой платформой стали не привычные всем кинотеатры, а стриминговый сервис — да-да, тот самый Netflix. А теперь следите за логикой: легендарный режиссер снимает свою новую высокобюджетную ленту A-уровня и она выходит не в широком прокате, как того требует уровень мастера, а сразу в интернете.

Доступно по подписке: печальный тренд уходящего десятилетия

Подчеркиваем, речь не идет о web-сериале или фильме с пометкой «сразу на видео» — в стройные шеренги творцов влилась фигура мирового уровня — человек, снявший «Таксиста», «Остров проклятых», «Банды Нью-Йорка», «Волка с Уолл-стрит». И вот новая его новая работа появляется в подписном сервисе — за нее даже не надо платить: достаточно оформить 30-дневный пробный период или оформить подписку на один из тарифных планов Netflix.

Из истории с «Ирландцем» можно сделать сделать два вывода. Первый — местечковый: стриминговые сервисы достигли такого высокого уровня влияния, что могут позволить себе заманить фигуру уровня Скорсезе. Второй вывод менее очевиден: за минувшие десять лет крупные рыночные игроки изменили философию потребления: люди больше не хотят обладать товаром — им достаточно самой возможности им попользоваться.

Доступно по подписке: печальный тренд уходящего десятилетия

Началось это, конечно, не вчера и даже не в 2010 году. Первые ростки современной модели распространения контента проросли еще в нулевые — не без помощи Apple и ее магазина. Людей постепенно подводили к отказу от всего материального. Зачем покупать музыкальный диск в специализированном магазине, если можно сделать тоже самое на площадке «яблочников»? Да, у вас на руках не будет болванки, однако станет ли хуже от этого сама музыка?

В начале возможность купить фильм или свежую пластинку пользователям представляли как удобную альтернативу. Постепенно эта альтернатива фактически вытеснила на второй план традиционный рынок. Однако в начале десятых годов потребители все еще жили по материальным законам. Пользователям предлагали купить ПРОДУКТ, но в цифровой форме. Журналисты писали тексты в Microsoft Word, а миром СМИ все еще правила бумажная пресса — во всяком случае в той части, за которую отвечали глянцевые и тематические издания. Революция произошла постепенно: бум социальных сетей, становление YouTube как платформы №1 для видеомейкеров, замена устаревших ICQ и Skype модными современными мессенджерами и, наконец, как вишенка на торте изменений, появление всех тех альтернатив, которые есть сегодня.

В начале прошлого десятилетия немало пользователей PC все еще пользовались морально устаревшей Windows XP. О цифровой революции, конечно, размышляли, но явно не в том виде, в каком она случиласьВ начале прошлого десятилетия немало пользователей PC все еще пользовались морально устаревшей Windows XP. О цифровой революции, конечно, размышляли, но явно не в том виде, в каком она случиласьВ начале прошлого десятилетия немало пользователей PC все еще пользовались морально устаревшей Windows XP. О цифровой революции, конечно, размышляли, но явно не в том виде, в каком она случилась

За каких-то десять лет сознание пользователей оказалось перестроено. Сейчас уже не стоит вопрос, покупать музыку на диске или в цифровом формате — люди выбирают оформить подписку или приобрести цифровой релиз, поддержав тем самым рублем исполнителя или лейбл. Они не звонят в диспетчерскую такси, а заказывают перевозчика с помощью мобильного приложения. Сегодня даже интернет-радио создать проще, чем в кино сходить — достаточно оформить один из тарифных планов в специализированном сервисе, и вот уже в вашем распоряжении все необходимое: от виртуального микшерного пульта до возможности организовать круглосуточное вещание в режиме 24/7. Тексты все чаще пишут в Документах Google, а быстрое редактирование изображения (кроп, ресайз) доступно в режиме онлайн. С точки зрения потребителя все прекрасно — современные сервисы действительно упрощают жизнь. И уже сейчас очевидно, что за ними будущее — в том числе и в игровой сфере: достаточно посмотреть на успехи Microsoft с ее Xbox Game Pass.

Однако доступность контента по подписке и отсутствие необходимости платить за каждый релиз в отдельности рано или поздно неизбежно приведет к перенасыщению рынка и обесцениванию фильмов, музыки и игр как таковых. И этот процесс уже запущен, в том числе и в России. Наш язык — яркий тому маркер. Когда речь заходит о сервисах, мы уже почти не говорим «кино», «музыка», «игры», подменяя эти слова абстрактным «контентом». И в этом смысле шумным успех «Ирландца» — лишь печальное следствие порядком затянувшейся эпопеи.

***

Пока что еще слишком рано судить, чем именно для человеческой культуры обернется эпоха сервисов. Однако уже сейчас ясно, что речь идет о глобальных изменениях. Понятно одно: в XXI веке окончательно настанет конец традиционной модели потребления. Процесс уже запущен — часики тикают.

Комментарии 3