ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

3 января 2020, в 18:55
Слушать статью: Ден, Макс

Ну вот и 2019 год закончился, и это — отличный повод рассказать о лучших кинофильмах минувшего сезона. Некоторые из них добрались до нашего проката вовремя. Другие — серьезно задержались. А третьи — не вышли вовсе. В любом случае, будет интересно, ведь кино — одно из самых доступных и демократичных увлечений, которое вообще можно придумать. Устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем.

Но, прежде чем перейти к основному блюду, по сложившейся традиции, сделаем небольшую ремарку. В эту подборку не вошли так называемые «аттракционы» — то есть откровенно попкорновые ленты, вроде «Мстители: финал» или «Человек-паук: вдали от дома». Точно так же не ждите здесь девятого эпизода позорной новой трилогии «Звездных войн». Ей-богу, лучше бы она не выходила вовсе. Ну а теперь, когда все карты раскрыты, перейдем к основному блюду.


Видео




«Достать ножи»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Детективы бывают разные. Одни рассказывают классическую, «герметичную» историю в духе Агаты Кристи. Другие — ориентируются на американскую традицию середины XX века в целом и неонуар в частности. Но есть такие полицейские истории, чьи авторы плевать хотели на какие-либо устои и правила. Именно к таким творцам относится американский режиссер Райан Джонсон (Rian Johnson).

«Достать ножи» — это детектив в эпоху постмодернизма. В центре истории — смерть 85-летнего автора культовых криминальных романов. Писателя нашли мертвым сразу после празднования его дня рождения. Среди подозреваемых — многочисленная родня старика. А за расследование берется частный сыщик, блестяще сыгранный Дэниэлом Крейгом (Daniel Craig). Собственно, на этом описание истории можно и нужно закончить. Все дело в том, что в своей работе Джонсон рушит практически все стереотипы классической истории-загадки, но делает это так блестяще, что просто не подкопаешься. На выходе — отличный фильм, который хочется пересматривать.

imdb: 8.1
Кинопоиск: 8


«Рокетмен»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

В нашем отечестве ленту о жизни Элтона Джона (Elton John) нередко сравнивают с прошлогодним кассовым хитом — «Богемской рапсодией» Брайана Сингера (Bryan Singer). Дескать, оба фильма рассказывают историю о выдающихся музыкантах XX века, а это значит, что они похожи друг на друга. На самом деле, конечно же, действительность несколько иная. «Рокетмен» — это птица совсем иного полета.

Если «Богемская рапсодия», в первую очередь, рассказывала о музыкальной карьере Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), то фильм Декстера Флетчера (Dexter Fletcher) — это классический байопик. История экранного Элтона Джона — это сюжет о поиске счастья и лишь потом о музыке, которой, однако, лента пронизана целиком и полностью. И это получилось, пусть и ценой меньшей зрелищности. Ну и, конечно же, вездесущая цензура. Смотреть «Рокетмен» нужно исключительно в полной версии. Именно тогда вам станет ясно, почему от «Богемской рапсодии» критики плюются, а ленту Флетчера — носят на руках.

imdb: 7,4
Кинопоиск: 7


«Боль и слава»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Российский зритель привык видеть Антонио Бандераса (Antonio Banderas) в роли мачо — этакого героя боевиков, что без страха и упрека уничтожает пачками неприятелей. Именно в таком амплуа актер запомнился нашим киноманам. «Отчаянный», «Маска Зорро», «Дети шпионов» и даже Кот в сапогах из второго «Шрека» — лучшее тому подтверждение. Именно потому нет ничего удивительного в том, что новую режиссерскую работу культового испанца Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) у нас поняли и приняли далеко не все.

И это на самом деле очень плохо, поскольку в «Боли и славе» Антонио Бандерас, наверное, впервые за свою карьеру предстал в по-настоящему драматической роли. Его герой — стареющий кинорежиссер — рефлексирует, желая превратить собственный кризис в основу для отличного кинофильма. И наблюдать за этим чертовски интересно. Бандерас, которому в этом году исполнилось 59 лет, буквально вжился в образ своего героя. Ему безоговорочно веришь. В итоге вышла отличная авторская драма для тех, кому герои, диалоги и сюжет важнее спецэффектов и экшена.

imdb: 7,7
Кинопоиск: 7,5


«Маяк»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Всевозможными переосмыслениями хороров едва ли кого-то получится удивить. Как минимум потому, что в этом мире существуют такие ленты, как «Лестница Иакова», «Пила: игра на выживание», «Хостел» или «Антихрист» с «Мученицами» на пару. Однако «Маяку» Роберта Эггерса (Robert Eggers) все же удается внести некоторое разнообразие в коммерчески насквозь жанр. Во многом потому, конечно, что речь идет о камерной работе, которая своей эстетикой отсылает зрителя к художественным экспериментам первой половины XX века.

Итак, в центре истории двое: старый смотритель маяка в исполнении Уиллема Дефо (Willem Dafoe) и его помощник, которого сыграл Роберт Паттинсон (Robert Pattinson). Вместе этой парочке необходимо провести месяц на богом забытом острове. Старый морской волк понукает новичком и буквально превращает его в раба. Постепенно психологическое здоровье молодого человека начинает давать трещину, и он начинает видеть сущую чертовщину. На этом, собственно, описание истории можно закончить, ведь дальше начинается поле психологического хоррора. И в этом главная фишка фильма. «Маяк» рассказывает очень много, но делает это при помощи аллегорий, иносказаний и прочих художественных приемов. Это не кино для пришедших с работы людей — над фильмом надо думать. При этом, несмотря на некоторый налет арт-хауса, работу Роберта Эггерса стоит посмотреть всем любителям жанра. Хотя бы один раз.

imdb: 8
Кинопоиск: 7,5


«Работа без авторства»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Вот мы и подобрались к ленте, которая в мировой прокат вышла осенью прошлого года, но до России добралась спустя двенадцать долгих месяцев. «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Florian Henckel von Donnersmarck) — драма, рассказывающая о жизни немецкого художника, его душевных терзаниях и поисках себя в мире, в котором творчество ограничено тисками идеологии и коммерческой выгоды.

Жизнь Курта Барнерта началась в Германии эпохи правления нацистов. Тогда же мальчишка пережил первую личную драму — близкого ему человека забрали в психиатрическую клинику, что в реалиях того режима фактически означало смертный приговор. Потом Курт оказывается в тисках социалистического режима ГДР и в конце концов бежит на Запад. И там… Впрочем, посмотрите ленту сами — она того стоит. Режиссер в привычной для себя манере широкими, но точными мазками описывает жизнь молодого художника. Несмотря на внушительный хронометраж (3 часа) смотрится все это на одном дыхании. Великолепная работа.

imdb: 7,7
Кинопоиск: 8


«Наркокурьер»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Много ли вы знаете легенд кинематографа, которые в преклонном возрасте продолжают свою карьеру? Вот, например, Клинту Иствуду (Clint Eastwood) уже 89 лет лет, и он не только не завязывает со съемками, но умудряется еще выступать в качестве режиссера. Самое главное, что это у него получается, и лента «Наркокурьер» — лучшее тому подтверждение.

Сюжет картину крутися вокруг старика, чья жизнь дала трещину. Однажды ему предлагают поработать курьером на мафию. Задача простая: перевозить на машине наркотики, а мотивация привлечь к работе героя фильма — и того проще. Мало какому полицейскому придет в голову, что вот этот мужчина способен на такое преступление. Собственно, вокруг работы главного героя и крутится незамысловатый сюжет фильма. Разумеется, назвать «Наркокурьера» новым словом в жанре не выйдет при всем желании, но Иствуду однозначно удалось снять одну из самых сильных криминальных драм этого года.

imdb: 7
Кинопоиск: 7


«Ford против Ferrari»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Ну и, конечно же, наша редакция не может обойти стороной одну из самых громких премьер этого года. История противостояния двух автоконцернов, рассказанная на примере конкретных людей: изобретателя, блестяще сыгранного Мэттом Деймоном (Matt Damon), и гонщика со скверным характером в исполнении Кристиана Бейла (Christian Bale).

Самое главное, что фильм получился не только о машинах. Тут ситуация примерно как с фильмом «Гонка» 2013 года, который попытался не только показать противостояние двух значимых спортсменов, но раскрыть целую эпоху. В «Ford против Ferrari» ситуация аналогична. Тут тебе и противопоставление корпоративной машины с обычным человеком, и спортивная атмосфера, и дух соперничества. В общем, идеальное кино для тех, кто устал от вечных «Форсажей».

imdb: 8,3
Кинопоиск: 8


«Отель Мумбаи: Противостояние»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

И еще один пример кинофильма, который формально вышел в 2018 году, но до российского кино добрался лишь в мае этого года. «Отель Мумбаи: Противостояние» рассказывает о реальной трагедии, которая произошла одиннадцать лет назад. В 2008 году террористы захватили фешенебельный индийский отель. В заложниках оказался не только персонал гостиницы, но и простые люди.

Режиссер ленты Энтони Марас (Anthony Maras) не пошел по пути блокбастеров. Его картина — это, разумеется, не документальное полотно, но и не мифологизированное сражение простых людей с силами тьмы. В «Противостоянии» главное действующее лицо — это саспенс. Фильм держит в напряжении от первого до последнего кадра. Приятный бонус — проработанный психотип героев. Террористы здесь, конечно, абсолютное зло, но у этого зла нет рогов и дым из-за ушей не валит. В свою очередь, работники отеля представлены обычными людьми, которые в меру своих сил пытаются помочь другим людям. «Отель Мумбаи: Противостояние» — это не триллер в типично голливудском понимании жанра. Однако посмотреть эту ленту стоит всем любителям остросюжетного кино.

imdb: 7,6
Кинопоиск: 7,6


«Капернаум»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Пришла пора погрузиться на социальное дно. Нет, речь не идет о российском арт-хаусе, снятым на черно-белую пленку и повествующую о быте наркоманов и бомжей. «Капернаум» — это основанная на реальных событиях история и рассказывает она о жизни маленьких детей на улицах Бейрута. Спойлер: это действительно страшно.

Вот только страшно не потому, что головы отрубают или еще какие непотребства творят. Просто у этих детей фактически нет ничего — они даже дату своего рождения не знают. «Капернаум» рассказывает о том, как общество превращает самых беззащитных своих членов в будущих маргиналов и преступников. История становится еще отвратительнее, когда понимаешь, что роли здесь исполнили непрофессиональные актеры. Это сближает ленту с широко известным в узких кругах фильмом «Город бога». «Капернаум» — это однозначно один из самых сильных авторских работ этого года. Мощнейшее высказывание, которые равнодушным оставит только законченных циников.

imdb: 8,4
Кинопоиск: 8


«Однажды в... Голливуде»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Главная проблема «Однажды в… Голливуде» состоит в том, что эта работа Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) менее всего напоминает его прежние фильмы. «Где жесткость и отсылки на эксплуатационное кино», — вопрошали одни, пока более въедливые зрители наслаждались получившейся картиной. И ведь наслаждаться действительно есть чем.

Главный герой ленты — это вовсе не вышедший в тираж актер в исполнении Леонардо ДиКаприо (Leonardo Dicaprio), а сама эпоха. В практически трехчасовом полотне Тарантино демонстрирует гротескный образ Америки на сломе времен. Даже вроде как титульный конфликт ленты на поверку сводится к противостоянию «старого» и «нового». Получилось ли у автора «Криминального чтива» и «Бесславных ублюдков» повторить себя прежнего? Едва ли. «Однажды в… Голливуде» совсем другое кино — к счастью, не менее ценное, чем предыдущие работы Тарантино.

imdb: 7,8
Кинопоиск: 7,6


«Арахисовый сокол»


ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Честно говоря, немного даже странно, что такой фильм как «Арахисовый сокол» сняли именно в США. Причина проста — у работы Тайлера Нильсона (Tyler Nilson) и Майка Шварца (Michael Schwartz) уж слишком нетипичная для массовых комедий завязка — с таким материалом куда чаще работают в Европе, но не в штатах.

В центре сюжета история молодого парня, который хочет стать знаменитым бойцом. Он даже псевдоним себе придумал. Проблема лишь в том, что герой, равно как сыгравший его Зак Готтзаген (Zak Gottsagen), болен синдромом дауна. Однако парень все равно идет к своей мечте, а по пути находит интересных спутников. «Арахисовый сокол» — это добрая трагикомедия, отдающая дань жанру Роуд-Муви. И заодно одна из лучших авторских лент этого года.

imdb: 7,7
Кинопоиск: 7,4


«Ирландец»

Несколько месяцев назад знаменитый режиссер Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) немало удивил своим заявлением о том, что фильмы производства Marvel — это не кино вовсе, а так, ширпотреб. Во времена, когда конфликт Скорсезе с фанатами «Мстителей» был актуален, многие сторонники супергероики пиняли мэтра — дескать, вот наши фильмы собирают кассу, а ты, пердун старый, уже от старости из ума выжил. А потом случился «Ирландец».

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Новая криминальная драма режиссера идет более трех часов и рассказывает историю Фрэнка Ширана в исполнении неподражаемого Роберта Де Ниро (Robert De Niro). Когда-то давно этот человек начал работать на мафию киллером. Именно его жизненному пути, в том числе в качестве «маляра» бандитов, и посвящена лента. Впрочем, одним лишь бытописанием фильм не ограничивается.

В своей работе Скорсезе вышел на по-настоящему эпический уровень. «Ирландец» — это кино о эпохе, социуме, людях и их месте в истории. И все это в фирменном стиле культового режиссера, с прекрасным актерским ансамблем в лице уже упомянутого Роберта Де Ниро, Аль Пачино (Al Pacino) и Джо Пеши (Joe Pesci). Разумеется, не обошлось и без недостатков, но в первую очередь, они касаются технической реализации. Все же, наверное, не стоило заигрывать с технологией «омоложения» актеров — слишком она не совершена.

И вот ведь какая штука получается. В начале этого текста мы уже сказали, что в рейтинг лучших фильмов не попадут всякие «Мстители» да «Форсажи». И вот сам факт существования «Ирландца» лишний раз подтверждает правильность нашего решения. Ставить в один отличную работу Скорсезе с жвачкой от Marvel — это все равно, что плюнуть в лицо людям, которые любят настоящее кино, а не жалкое его подобие.

imdb: 8
Кинопоиск: 7,7


«Кролик Джоджо»

Комедия про десятилетнего мальчика, который живет в последние годы существования нацистского режима и «дружит» с Гитлером в своей голове. Какие ассоциации у вас возникают при вот таком пересказе завязки «Кролика Джоджо»? Скорее всего исключительно негативные. Дескать, как можно шутить на ТАКУЮ тему, когда столько фильмов посвящены ужасам Второй мировой войны — от «Списка Шиндлера» до «Пианиста» и «Иди и смотри». А что будет, если мы скажем, что лента Тайка Вайтити (Taika Waititi) — это один из самых гениальных антивоенных памфлетов за все время существования этого жанра? Картинка меняется, не находите?

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

На самом деле все эти смешные в кавычках сцены из трейлера картины — не более чем попытка обмануть зрителя и затянуть его в кинозал на комедию. В действительности шутит режиссер крайне мало и буквально все гэги нацелены на то, чтобы показать, насколько нелепа и порочна нацистская идеология. В оставшиеся время «Кролик Джоджо» рассказывает о мальчишке, которому не повезло родиться во времена, когда человеческая жизнь не стоила и марки. Главный герой, мальчишка Джоджо, по его собственному признанию, «убежденный нацист». Он мечтает сражаться с врагами за великую Германию и посещает занятие в Гитлерюгенде. Однако все меняется, когда Джоджо узнает, что его собственная мать прячет на чердаке дома еврейскую девочку. Постепенно пропитанное ядом идеологии мировоззрение мальчишки дает трещину. Вот только по-настоящему счастливого финала не случается — несмотря на наличие элементов комедии, режиссер жесток в описании действительности. Виселица посредине немецкого городка соврать не даст.

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

А что же Гитлер, спросите вы? А ничего! Лидер Третьего рейха выполняет в повествовании ровно две функции: заменяет Джоджо его родного отца и в финале олицетворяет освобождение сознания мальчика от людоедской идеологии. Даже сцен с этим героем, блестящи, кстати, сыгранных режиссером ленты (евреем, к слову), откровенно немного. Комедийные нотки же позволяют «Кролику Джоджо» оставаться легким для восприятия фильмом. И ничего более. Никакой пропаганды понятно каких идей — напротив, полное их уничтожение.

А теперь давайте серьезно. В нашей стране выходит чертова куча всевозможных кинолент — многие из них иначе как отвратительными назвать нельзя. Но при этом по-настоящему сильная антивоенная работа осталась за бортом: ее просто не выпустили, причем не по причине государственной цензуры, а потому, что прокатчики хотели прикрыть известное место и не вызвать скандала. Да, «Кролик Джоджо» — это пример без пяти минут гениальной работы, которая попросту прошла мимо наших кинотеатров и официальных видеосервисов. И это в стране, чьи кинодеятели сняли, а после из всех утюгов продвигали такой шлак, как «Гитлер капут», который одним только фактом своего существования глумится над историей XX века и людьми, обладающими хотя бы зачатками художественного вкуса.

imdb: 8
Кинопоиск: 7,8


«Завод»/«Сторож»

В современной российской действительности Юрий Быков — это редкого качества режиссер. Он может снимать с равным успехом как коммерческое кино (сериал «Метод», «Елки 1914»), так и жесткую авторскую драму. Ленты «Майор» и «Дурак» по праву занимают место в золотом пантеоне лучших работ, снятых в России после распада Советского союза. Однако при всех своих очевидных достоинствах, работам Юрия Быкова не благоволит финансовый успех, да и профессиональные критики нет-нет да песочат режиссера за гипербализацию поднимаемых им проблем, при этом отмечая высшими наградами творчество Звягинцева («Нелюбовь», «Левиафан»), который, мягко говоря, творец «сильно не для всех».

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Порой доходит до смешного. Например, двойная номинация в нашем сегодняшнем ТОПе обусловлена тем, что одна из работ Быкова — драма «Завод» — попала в российский прокат спустя почти ГОД после премьеры на Международном кинофестивале в Торонто. Камерному «Сторожу», в котором режиссер сыграл главную роль, повезло чуть больше — его российская премьера совпадала с датой создания.

Строго говоря, социальные драмы Юрия Быкова можно объединить в одну квадрологию — просто потому, что все они плюс-минус рассуждают на тему взаимодействия маленького человека и системы. В «Майоре» героем оказывается небольшой винтик этой системы. Герой «Дурака» пытается противостоять ей, а персонаж «Завода», спецназовец по прозвищу Седой, открывает войну системе, которую в фильме олицетворяет нувориш из девяностых и его подручные. Каким боком, казалось бы, в этот список затесался «Сторож»? Да все просто — главный герой этой картины ничем принципиально не отличается от классических быковских типажей. Просто лента эта больше созерцательная — она про самокопание и борьбу с собственными демонами, с прошлым.

И вот потому мы и не можем выбрать одну из двух картин. И «Завод», и «Сторож» — это ленты, которые обязательно надо посмотреть всем, кто любит по-настоящему искусно сделанное авторское кино — по качеству эти фильмы ничем не уступают западным аналогам. Вот только выбрать все равно придется что-то одно, ведь ленты Быкова — это как горькое лекарство. В эмоциональном смысле очень легко схватить передоз и отучиться сопереживать кому-либо на очень долгий срок. Но смотреть надо — хотя бы для того, чтобы уметь держать глаза широко открытыми. В век всеобщего вранья это как никогда необходимо.

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Признаться честно, мы долго размышляли, что же именно поместить в этом материале: «Текст» от Клима Шипенко или вот эти два фильма Юрия Быкова. Как вы можете видеть, победа осталась за автором «Дурака». Причина проста: несмотря на всю свою актуальность, «Текст» — это злободневная, но все же слишком «глянцевая», столичная история. Творчество Юрия Быкова более универсально. Режиссера нередко упрекают в том, что он описывает действительность, которой уже не существует. Однако это не так. Достаточно уехать из города-миллионника на сколь-нибудь небольшое расстояние, чтобы увидеть, насколько взгляд Быкова точен.

Завод

imdb: 6,9
Кинопоиск: 7

Сторож

imdb: 6,3
Кинопоиск: 6,5


«Джокер»

Ну и закрывает наш ТОП самых самых «Джокер» Тодда Филлипса (Todd Phillips) — цепляющая до глубины души история психопата в исполнении Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix). Собственно, многого тут и не скажешь. Впервые со времен «Хранителей» и трилогии о Темном рыцаре Кристофера Нолана (Christopher Nolan) на большой экран вышел фильм, который ценен не только тем фактом, что его действие происходит в суперпопулярной комиксной вселенной, но и потому, что режиссер на экране сумел воплотить серьезное кино — без всяких «но» и «если».

ТОП-15 лучших фильмов 2019 года

Собственно, Тодду Филлипсу удалось добиться самого главного. Как и в случае с «Темным рыцарем», если убрать из уравнения знакомые имена и фамилии, то «Джокер» не потеряет ровным счетом ничего — во всяком случае, в художественных качествах. При этом не стоит думать, что речь идет о каком-то смелом арт-хаусе — вовсе нет: с точки зрения повествования, это очень просто кино. Вот только в его простоте и заключается сила. Для самых въедливых, привыкших рыть в глубину, режиссер разбросал по повествованию кучу отсылок ко всему на свете. Ну и, конечно же, известный еще по «Таксисту» Скорсезе трюк с подменой реальности вымыслом. Недаром же автор «Джокера» говорил, что вдохновлялся именно этой работой мэтра.

Впрочем, сказать, что фанатам комиксов ловить в «Джокере» будет совсем нечего — это значит соврать. По своему духу работа Филлипса удивительным образом перекликается с эпохой величайших графических романов. Поклонники жанра как минимум обнаружат переклички с «Возвращением Темного рыцаря», да и потенциальный Бэтмен, рожденный в огне социальной революции, — это смелый ход со стороны авторов фильма.

В конечном счете главная заслуга «Джокера» состоит в том, что эта лента сумела вновь подружить массовый кинематограф с авторским кино. Работа Тодда Филлипса с одной стороны, предельно проста, но с другой — открыта для множества интерпретаций. Это удивительный, сильный фильм, который одним фактом своего существования вселяет надежду в то, что Голливуд еще не разучился снимать массовое кино, которое не напоминает аттракцион.

imdb: 8,7
Кинопоиск: 8

***

А какие фильмы считаете лучшими вы? Напишите об этом в комментариях к этому материалу.

Лучший фильм 2019

Результаты

Комментарии

Комментарии 10
13samurai37 1 lvl.
1 месяц назад
кролик джоджо это референс на аниме?
Ответить
0
HGWp 17 lvl.
1 месяц назад
Всё в этом мире референс на ДжоДжо
Ответить
0
Bizgunator 1 lvl.
1 месяц назад
В шоке просто, ни один фильм не видел:).
Ответить
0
gotDvamp VGT Crew 44 lvl.
1 месяц назад
Хороший повод наверстать упущенное :).
Ответить
+2
1 месяц назад
Золотая перчатка . Текст.
Ответить
0
Uteam 21 lvl.
1 месяц назад
В принципе многие фильмы из топа действительно хороши
Ответить
0
3 недели назад
Точно не Завод, потраченное время, отстойный фильм
Ответить
0
3 недели назад
джокер . ерунда редкостная
Ответить
0
3 недели назад
Зеленая книга, зацепил фильм!
Ответить
0
Olegnagaev87 7 lvl.
2 недели назад
ни один фильм не понравился
Ответить
0