Мнение: Фрэнсис Форд Коппола прав? Фильмы Marvel — мусор?
Неделю назад культовый режиссер Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola) подкинул пахучего вещества на вентилятор своим заявлением, что все фильмы Marvel — по сути гадкие и не имеют отношения к настоящему кинематографу. Высказывание было столь громким, что даже у нас на сайте нашлись люди, воспринявшие слова мэтра в штыки. Между тем в главном Коппола прав: творчество тандема Marvel/Disney действительно мусор. Причем с точки зрения развлекательного, легкого жанра. Разумеется, по скромному мнению автора этих строк.
Дело тут вовсе не в том, что эти картины не пытаются передать какие-то дюже важные истины своей аудитории. В конце концов, между фестивальными лентами и массовым Голливудом уже давным давно лежит пропасть. Просто своей мультивселенной Marvel фактически похоронила главное достижение комиксной индустрии XX века — отмену так называемого комикс-кода.
В рамках этой колонки я не буду пересказывать все исторические вехи, которые приключились с индустрией графических новелл. Важно то, что в какой-то момент американцы фактически начали цензурировать целую отрасль развлечений. Все это привело к тому, что сюжеты комиксов (по большей своей части) превратились в трэш-шапито для самых маленьких. Просто посмотрите мультсериалы о супергероях из 70-х, и вы очень удивитесь тому, насколько сильно они отличаются от современного взгляда на жанр. Самые въедливые также могут добраться до Batman: the Movie образца 1966 года с Адамом Уэстом (Adam West) в роли Бэтмена/Брюса Уэйна.
По современным меркам этим балаганом просто невозможно наслаждаться. Комиксы тех лет были примерно такими же — ну, может чуть менее гипертрофированными по части образов и историй. Фактически все это — следствие появления цензуры. Самое трагичное, что она не была государственной — индустрия САМА наложила на себя путы, лишь бы остаться в живых на фоне критики со стороны поборников «традиционных ценностей», домохозяек и прочих фриков с научной степенью и графоманским зудом на кончиках пальцев.
Авторам графических новелл запрещали рассуждать на темы политики, создавать реалистичных злодеев, говорить на злобу дня — препоны можно перечислять бесконечно. Разумеется, художники и сценаристы пытались обжулить систему, но полноценно плотина прорвалась только в 80-е годы. Именно тогда на прилавках появилась целая плеяда великолепных, остросоциальных работ: «Бэтмен: год первый», «V — значит вендетта», «Хранители», «Ворон», «Бэтмен: убийственная шутка», Hellblazer, «Каратель».
Эти комиксы не стеснялись показывать абсолютную жестокость и, что самое главное, не держали свою аудиторию за идиотов с задержкой в развитии. Примерно в тоже время на больших экранах стали появляться первые попытки снять серьезную сепергероику. Во многом за это стоит сказать спасибо Тиму Бертону (Tim Burton) и его дилогии о Темном рыцаре. Работая над «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», Бертон вдохновлялся именно «новой волной». Он не стал превращать свои ленты в шапито и тем самым запустил тренд на серьезные экранизации комиксов. Позже все это вылилось в «Ворона» — мрачное, полное жестокости воплощение популярной графической новеллы с Брэндоном Ли (Brandon Lee) в главной роли.
Безусловно, детсад никуда не делся, однако вектор был задан. И уже в двухтысячные начали массово появляться по-настоящему сильные работы — без компромиссов, что называется. Одной из них стал фильм «Люди икс», который фактически рассказывал о геноциде и превращении не самых плохих людей в откровенных радикалов. Вторая часть и вовсе начиналась со сцены террористического акта, политически мотивированного убийства. Потом, правда, вышел триквел, но давайте не будем о грустном.
А дальше случился Кристофер Нолан (Christopher Nolan) с его трилогией о Бэтмене, «Хранители» Зака Снайдера (Zack Snyder), «Город грехов», «V — значит вендетта» сестер Вачовски (Lana and Lilly Wachowski), «Константин: повелитель тьмы» Фрэнсиса Лоуренса (Francis Lawrence), «Хеллбой: герой из пекла» Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) — примеров множество. Даже такие откровенно провальные фильмы как «Сорвиголова» Марка Стивена Джонсона (Mark Steven Johnson) и «Халк» Энга Ли (Ang Lee) не пытались низвести историю до уровня аттракциона. История Брюса Бэннера и вовсе больше походила на драму, нежели боевик.
И вот на фоне всех попыток сделать серьезное, взрослое жанровое кино вселенная Marvel выглядит откровенным мусором, эксплуатирующим раз за разом одни и те же идеи. Поймите меня правильно: я не пытаюсь сказать, что абсолютно все фильмы по комиксам должны создаваться на серьезных щах. Просто Marvel на пару с Disney низводит до анекдота даже те истории, в которых есть богатый драматический потенциал.
Вот есть «Стражи галактики» — довольно неплохая приключенческая фантастика. И ей идеально подходит выбранный стиль. А есть «Доктор Стрэндж», сольную ленту про которого буквально слили в канализацию. И ведь это не проблема актеров — тот же Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) способен выдавать большее, нежели пустые кривляния на камеру. Посмотрите на его театральные работы — хотя бы на запись того же «Гамлета».
Да и сам персонаж — Стрэндж — дает возможность рассказать серьезную историю. Смешно, но в целом средний мультфильм «Доктор Стрэндж и Тайна Ордена магов» уделывает киноподелку Marvel ровно одной сценой: лишившийся возможности оперировать, впавший в глубокую депрессию герой стоит на краю моста. С одной стороны, это клише, но с другой именно это клише, а не чертов плащ из фильма, создает цельный образ персонажа. Да, он далеко не самый лучший человек на Земле, однако медицина для него все.
И вот этому мультяшному персонажу веришь по-настоящему. Что мы видим в кино? Какой-то мажор на дорогой тачке разбивается, «теряет» руки, а потом в легкой, непринужденной атмосфере учится быть магом, бегает от одной точки силы к другой и «договаривается» со злодеем. На выходе — стерильное, обходящее острые углы кино для семейного просмотра, но без внятного сюжета, раскрытия трагедии Стрэнджа и какого бы то ни было напряжения.
Плюс-минус это же можно сказать обо всех работах тандема. Да, это очень дорогие, нашпигованные спецэффектами ленты, но маркетинга в них куда как больше, нежели творчества. И вот с этой точки зрения — да, фильмы Marvel полнейший мусор, который похерил все, чего смогла добиться индустрия комиксов, начиная с 80-х годов.
Еще раз: я не пытаюсь сказать, что все фильмы по графическим новеллам должны сниматься из расчета на умного, тонкого зрителя. Жанровое кино на то и жанровое, чтобы нравиться максимальному числу людей. Просто можно, оставаясь в жестко коммерческих рамках, не держать зрителя за ржущего, постоянно позитивного дегенерата. В конце концов, получилось же у авторов «Дэдпула» снять хорошую черную экшен-комедию. А ведь есть еще «Логан» и «Джокер» — ленты, которые могут существовать в отрыве от какого бы то ни было контекста.
И вот в этих двух фильмах смысла больше, чем во всей киновселенной Marvel вместе взятой. При этом, давайте откровенно, речь не идет о каком-то арт-хаусе: напротив, и «Джокер», и «Логан» — это на 100% коммерческое кино. Просто у его авторов, продюсеров и прочих важных и нужных в производстве людей есть яйца, чтобы снять высказывание, а не тупую жвачку, которая хорошо под поп-корн идет.
***
Что до фильмов Marvel/Disney, то они фактически вернули индустрию в эпоху славных 60-х. Да-да, к тому времени, когда Адам Уэст в смешном костюме изображал Темного рыцаря. Разница лишь в том, что современным актерам запрещают откровенно переигрывать, а сами сюжеты не настолько бредовы. В остальном — это та же история, но в профиль. Собственно, проблема даже не в самих фильмах (мало ли пустышек снимают) — просто, глядя на кассовый успех поделок «под кино», другие студии пытаются сделать так же. И вот это уже — тревожный звоночек.
Фильмы Marvel — мусор?
-
Режиссер «Крестного отца» назвал фильмы Marvel «гадкими»
-
Известный режиссёр раскритиковал фильмы про супергероев Marvel
-
«Джокер» обошёл по сборам обе части «Дэдпула». Райан Рейнольдс поздравил авторов фильма
-
Фильм «Мстители: Финал» обошел «Аватара» и стал самым кассовым в истории
-
Новая теория фанатов «Мстителей» связана с крысой из последнего фильма