А игры-то где? Почему 2020 может стать самым необычным годом в истории индустрии
Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции.
Декабрь — время подводить итоги. Все главные игры сезона лежат на прилавках, а впереди геймеров ждут несколько месяцев затишья. Обычно тотальный no games заканчивается в первые месяцы весны. Обычно, но не сейчас. Мы с вами живем в совершенно чумовое время. И ближайшие 12 месяцев 2020 года, судя по всему, станут уникальным периодом в истории индустрии интерактивных развлечений. С одной стороны, отрелизятся одни их главных тайтлов поколения, но с другой — кроме них, судя по всему, и проходить будет нечего.
Важное предупреждение: все, что сказано ниже, относится к так называемым «большим» системам. Однако помимо PlayStation 4, Xbox One и их гипотетических сиквелов на рынке есть замечательная Nintendo Switch. И вот у нее как раз с библиотекой все в порядке: эксклюзивов с высокими оценками выходит много, да и сторонние издатели про гибридную консоль не забывают.
Для начала давайте поговорим о том, что вообще обещано. В этом аспекте все вроде бы прекрасно. Весна стартует с релиза Nioh 2 (13 марта), потом выйдет Doom Eternal (20 марта), Cyberpunk 2077 (16 апреля), The Last of Us: Part II (29 мая) и Wasteland 3 (19 мая). Это те игры, которые совершенно точно появятся на прилавках в ближайшее время.
Однако есть еще целая пачка потенциальных суперхитов, маркированных расплывчатыми датами. Вроде бы, чудо случится в 2020 году, но вот случится ли — большой вопрос. К таким релизам можно отнести Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, английскую версию Yakuza: Like a Dragon, Half-Life: Alyx. А еще Dying Light 2, Werewolf: The Apocalypse — Earthblood, Watch Dogs Legion, Halo Infinite. В этот же список с горем пополам можно записать и Ghost of Tsushima от компании Sucker Punch Productions, которая даты релиза не имеет, но по всем законам логики должна выйти не позднее декабря 2020 года.
«Да нормально же! Вон сколько потенциальных хитов!», — воскликнет рядовой читатель. И это действительно так. Каждая из этих игр — что новая The Last of Us, что Cyberpunk — стоят десятка проходняков. Но, как в том анекдоте, в ситуации есть один нюанс. И самый въедливый читатель уже должен догадаться, какой. Пожалуй, дадим немного времени подумать.
Ну что, готовы? 2020 год должен стать последним в жизни PlayStation 4 и Xbox One. Грядет смена поколений, старые системы отправятся доживать свой век на технологической пенсии, а это значит, что разработчики и издатели просто обязаны бомбардировать все платформы десятком хитов, которые создавались из расчета на текущие спецификации железа.
Если посмотреть ровно на одно поколение назад, то выяснится, что 2013 год стал едва ли не самым насыщенным за всю историю PlayStation 3 и Xbox 360. Первая The Last of Us, Batman: Arkham Origins, Grand Theft Auto V, Dead Space 3, Crysis 3, Metal Gear Rising: Revengeance, Tomb Raider, God of War: Ascension, Bioshock Infinite, DmC: Devil May Cry, Metro: Last Light, Assassin's Creed IV: Black Flag — и этот список далеко не полный. Мы в него включили только высокобюджетные проекты. Те, которые двигают индустрию вперед.
Схожая ситуация была и в 2005, и в 2006 годах: игр выходило много, причем самых разных — от топовых 3A до более бюджетных историй. Именно потому ситуация, которую мы видим сегодня, уникальна. Какую-то надежду вселяет грядущая The Game Awards 2019 — в рамках этого шоу, по слухам, состоится несколько премьер. Плюс Capcom, по данным инсайдеров, выпустит ремейк Resident Evil 3. Но и все.
Конечно, кто-то может сказать, что новые новинки покажут на E3 2020, но, опять же, нюанс… Анонсы со сцены в Лос-Анджелесе наверняка прозвучат, но выйдут ли анонсируемые игры до конца календарного года? Почти наверняка нет. История знает слишком мало примеров, когда крупный проект отправился на магазинные полки спустя несколько месяцев после презентации на выставке электронных развлечений.
Обычно E3-шные анонсы выступают в роли наглядного вишлиста на будущий сезон. Например, о выходе DmC: Devil May Cry геймеры узнали из новостей с Tokyo Game Show 2010. Dead Space 3 показали в 2012 году, а The Last of Us ждали аж с 2011 года. И это — абсолютно нормальная ситуация. Когда некая крупная компания трудится на 3A-релизом несколько лет и на позднем этапе работы, когда уже точно ясно, что проект не закроют, его официально представляют публике.
Как вы думаете, какова вероятность того, что на E3 2020 или Gamescom 2020 анонсируют столько игр, что они с успехом покроют осень, которая пока что выглядит крайне бедной на крупные премьеры? Вот и мы считаем, что она почти нулевая. Разумеется, платформодержатели подготовят некое число эксклюзивов для PlayStation 5 и Xbox Scarlett — с условием, что новые консоли действительно поступят на рынок до конца года.
Но вот сторонние издательства — это история совсем иного рода. В особенности, если речь идет не о мелких компаниях, вроде Deep Silver, Codemasters или THQ Nordic. Пока что ни Electronic Arts, ни Bethesda, ни Ubisoft не представили публике ни одной игры, которая выйдет в осенне-рождественском сезоне. Весенняя Doom Eternal — да, приятное исключение из правил, но не стоит забывать, что этот боевик должен был выйти в этом году.
Если бы не перенос, то у Bethesda было бы банально нечем закрывать 2020 год. С условием, конечно, что у компании в закромах не лежит крупного хита, который скрывают от публики и отправят на золото вот прямо сейчас. Почти то же самое касается и Ubisoft, и EA. Вероятность того, что французы в очередной раз не перенесут амбициозную Watch Dogs Legends, положа руку на сердце, минимальна, а «Электроники» даже новую Battlefield не запланировали на этот год.
И вот здесь уже начинается поле диванной аналитики. Раз мы имеем уникальное в своем роде явление, то что послужило его причиной? Очевидного ответа на этот вопрос дать не получится при всем желании, но никто не запрещает рассуждать, не правда ли? И один из возможных ответов звучит следующим образом: крупные издательства изменили свои ожидания от бизнеса.
Если прежде и Electronic Arts, и Ubisoft, и все остальные рыночные игроки выпускали в год как минимум несколько сильных проектов, чтобы просто оставаться на плаву, то теперь им этого делать попросту не надо из-за изменившейся рыночной конъюнктуры — хвост продаж всех крупных релизов вырос из-за постоянной подпитки их контентом и деньгами, которые компании выручают с микротранзакций.
Прежде ситуация была совершенно иной. Большую часть прибыли издатели получали в первые месяцы после релиза игры, поэтому в их интересах было выпускать как можно больше новых тайтлов. Ситуация чуть изменилась с популяризацией DLC, однако кардинальные перемены произошли с приходом текущего поколения игровых систем. Появилось даже отдельное направление под названием игры-сервисы, о которых мы подробно уже писали здесь и здесь.
Сегодня third-party-компании могут позволить себе сделать перерыв и не выпускать крупных релизов — просто потому, что их кормят хиты прошлого сезона. Ubisoft, например, пожинает плоды The Division 2 и пытается починить Ghost Recon: Breakpoint, а Electronic Arts вполне довольна успехами Apex Legends. И это еще не надо забывать про мегадоходное спортивное подразделение и карточки для Ultimate Team.
Вот только по другую сторону баррикад оказываются пользователи. И вот им, судя по всему, в 2020 году будет грустно и скучно без привычного потока потенциальных хитов. Разумеется, как уж было сказано выше, ситуация еще может измениться — впереди куча выставок да и собственные стримы компаниям никто не запрещает проводить. Просто вероятность этого крайне низка.
***
А еще 2020 год почти наверняка покажет, в каком направлении будет двигаться индустрия в будущем. И найдется ли в ней место для людей, которые давно увлечены видеоиграми. В общем, нас ждут крайне необычные 12 месяцев. А что по этому поводу думаете вы? Расскажите об этов в комментариях к материалу.
-
Resident Evil 2 обошла в рейтинге Apex Legends — разбираемся, почему
-
10 самых ожидаемых игр на PS4 2020 года — самураи, монстры, киберпанк
-
10 самых задротных игр 2019 года
-
Слух: стало известно, когда могут показать первый трейлер новой игры Batman Arkham
-
Дивный новый мир: почему крупные издательства отказываются от традиционных видеоигр