История создания серии «Дальнобойщики». Как новосибирские ученые начали делать игры и чем еще они занимались кроме «Дальнобойщиков»
Euro Truck Simulator, American Truck Simulator... Об этих симуляторах грузовиков знают не только люди, увлекающиеся жанром. ETS2 и вовсе удалось влюбить в романтику дальних рейсов новых игроков, выбившись из узкой ниши и возглавив топы Steam. Но мало кто знает, что начало было положено раньше и другими. Игровые механики популярных ныне симуляторов появились в отечественных играх — серии Дальнобойщики от компании из Новосибирска.
Есть здесь те, кто колесил по виртуальным дорогам на «ЗИЛе» и «КАМАЗе»? Вызывают ностальгические чувства звучание названий городов: Приозерск, Залесск и Южный? В таком случае, вы читаете верную статью. А если название «Дальнобойщики» ничего вам не говорит, пришло время познакомиться с классикой!
* * *
Ранее мы делали масштабный разбор всех значимых игр про грузовые автомобили, начиная от истоков и заканчивая наиболее известными проектами в этом направлении, такими как серии 18 Wheels of Steel и Truck Simulator (в т.ч. Euro Truck Simulator 2) от SCS Software.
Тогда же мы заметили, что настоящее развитие жанра симулятора дальнобойщика произошло именно благодаря отечественной игре, которая так и называлась — «Дальнобойщики».
Выпущенная в 1998 году первая часть стала первым трехмерным симулятором дальнобойщика. Еще больший вклад в развитие жанра внесла вторая часть 2001 года. По сути, именно в нее заложены те механики игрового процесса, которые до сих пор используются более именитыми, современными и удачливыми собратьями.
В связи с этим представляется особенно интересным разобраться, как именно создавались «Дальнобойщики», какие люди стояли за разработкой игр и с чего все начиналось.
Игры каких годов выпуска вам больше нравятся?
Родом из Новосибирска
Компьютерные игры пришли к нам позднее, чем к западному миру. Вместе с первыми домашними компьютерами 80-х, они распространялись на дискетах в строго некоммерческом ключе — ими просто обменивались. Лишь в 90-е, после распада Союза, продажа игр стала коммерческим делом и появились первые точки и палатки, где можно было приобрести дискеты, а позже и компакт-диски. Это была пиратская продукция — о «лицензиях» тогда речи не было. Пираты надолго оккупировали рынок (читайте для подробностей наш материал) и лишь в середине двухтысячных ситуация стала коренным образом меняться.
Вместе с появлением первых игр появился и интерес к их разработке. Забегая вперед, следует сказать, что российские разработчики оставили значимый след в игровой индустрии. Вспомнить хотя бы знаменитый Тетрис.
Вам была бы интересна статья про компьютерные игры времен СССР?
Компании, провозглашающие своей специализацией создание игр стали появляться в 90-е. В основном они располагались в столице, Москве. К старейшим российским разработчикам можно отнести такие компании, как 1С (помимо издательства, у них есть игровое подразделение), Nikita, Nival, «Акелла». Компания, о которой пойдет речь в нашей статье, не сразу стала заниматься разработкой игр.
Началось все с того, что в 1988 году коллектив ученых Института автоматики и электрометрии СО РАН (г. Новосибирск) основал частную компанию — «СофтЛаб-НСК».
У вас есть какое-то общее дело, основанное совместно с коллегами или сокурсниками?
Дислокацией стал Новосибирский Академгородок — собственно, расположение самого института.
В свое время сотрудники «СофтЛаб-НСК» создавали комплексы программного обеспечения для визуализации космических полетов, такие как «Горизонт» и «Аксай». Они применялись в симуляторах стыковки и выхода в открытый космос космических аппаратов, а также в авиационных тренажерах для имитации взлета и посадки. В таких тренажерах занимаются курсанты, чтобы отрабатывать ряд навыков до перехода к «реальным» аппаратам.
Однако в конце 90-х по инициативе сотрудника компании Игоря Белаго открывается отдел виртуальной реальности, который вскоре начнет заниматься и компьютерными играми.
Все начинается с силы мысли
Как считается, первым игровым проектом «СофтЛаба» стала работа над MindDrive. Название подсказывает — это было устройство для управления играми при помощи «силы мысли».
Устройство MindDrive было создано американской компанией The Other 90% Technologies. Оно представляет собой увеличенный примерно в три раза наперсток с вмонтированными в него датчиками. Датчики определяют такие параметры как пульс и электрическое сопротивление кожи, считывают их изменения. Для того чтобы научиться управлять Mind Drive пользователю нужны навыки, которые формируются обычно за один-два часа. Сложно сказать, насколько это устройство точное, не используются ли хитрости чтобы заставить игрока считать, что он управляет силой мысли (есть мнение, что это своего рода пустышка). Во всяком случае, выглядит это довольно любопытно, однако известности девайс не получил.
Для этого устройства требовались экспериментальные компьютерные игры. Американцы искали компанию, подкованную в технологиях, которая смогла бы за небольшую сумму разработать проекты по составленным ими требованиям. Новосибирская «СофтЛаб» подошла.
Сотрудничество между американцами и сибиряками продолжалось на протяжении нескольких лет. В период с 1994 по 1997 год ими были разработаны следующие проекты для MindDrive: MindFlight, MindSkier, FIB и Thought Waves.
В MindFlight игроку нужно спасать планету, которой грозит опасность захвата внеземной цивилизацией. В этом проекте нужно перемещаться по различным ландшафтам при помощи силы мысли (по лабиринтам, морским побережьям и долинам, среди гор), сражаться с инопланетянами. В качестве игрового движка здесь уже начал применяться Virtual World Invertor, подробнее о нем мы поговорим позднее.
MindSkier стала симулятором горнолыжного спуска, и в ней, соответственно, предстоит спускаться с горных склонов.
Ну а FIB — это «детектор лжи» в виде развлекательной игры. Один игрок здесь выполняет роль экзаменатора, другой — испытуемого. Второму игроку нужно угадывать, какую футбольную команду или компонент для пиццы загадал первый игрок.
В Thought Waves нужно провести указатель мыши через преграды.
Ранние автомобильные игры «СофтЛаб-НСК»
Следующим большим заказом компании стал Симулятор профессионального вождения автомобиля. Это обучающий комплекс, разработанный в сотрудничестве с южнокорейской компанией Darim Co. Он состоял из кабины, системы моделирования динамики и системы визуализации — попросту говоря, компьютера с экраном.
Иными словами, это была обучающая вождению автомобиля программа (такие программы выходят и сейчас, например 3D Инструктор), идущая вместе с соответствующим аппаратным обеспечением, «кабиной автомобиля». В качестве локации, на которой игроку нужно было учиться водить авто, был представлен небольшой фрагмент корейской столицы, Сеула.
Планировалось также издавать симулятор на компакт-дисках для домашнего использования. Демоверсия проекта, выложенная самой SoftLab, носила название DrivDemo.
Этот проект дал создателям первый опыт работы с транспортными играми. Продолжилась доработка собственного движка, начатого во времена MindDrive — теперь он может работать с автомобильной физикой.
Когда (если) учились водить автомобиль, использовали обучающие симуляторы?
А в следующем заказе от Darim Co, Автомобильных гонках (известном игрокам как CarDemo), на основе предыдущего симулятора вождения уже были созданы автомобильные гонки для игрового автомата. Появились противники, управляемые ИИ, а также возможность игры с реальными игроками по «локалке».
1998: первые «Дальнобойщики»
В 1997 году к «СофтЛаб-НСК» обращается «Бука» — московский издатель компьютерных игр и один из первых легальных издателей, появившихся на рынке.
«Бука» предложила разработать два проекта на выбор — либо игру о гонках на катерах, либо симулятор грузовиков. Выбор SoftLab упал на игру про грузовики. «Нам он показался понятнее и интереснее» — вспоминает руководитель отдела виртуальной реальности, Игорь Белаго. Собственно, именно Белаго был на протяжении долгих лет руководителем команды разработки «Дальнобойщиков» и геймдизайнером серии. Издание компьютерных игр на тот момент было затратным делом и чтобы разделить риски «Бука» договорилась со вторым издателем — 1С.
В нашей статье о симуляторах грузовиков мы упоминали игры, ставшие самыми первыми представителями жанра. Суть в том, что до «СофтЛаб» никто не делал трехмерных симуляторов грузовиков и вообще эта ниша была совершенно свободной. Первые «грузовые игры», такие как Truckin' или American Truck 80-х годов, были типично приставочными и двумерными. На тот момент успешно была запущена серия гонок Need for Speed — в 1994 году вышла ее первая часть, а спустя несколько лет вторая; они стали бестселлерами. Автомобильная тематика была в целом весьма популярна у геймеров.
Таким образом, «СофтЛаб-НСК» обладала новой перспективной идеей — игра о грузовых автомобилях, свободной нишей, в которой пока нет конкурентов, а также уже готовой технологической базой, ранее опробованной на обучающем симуляторе и гонках, заказанных корейцами. При этом «Дальнобойщики» стали, вероятно, первой 3D-игрой о грузовых автомобилях.
Релиз Дальнобойщики: Путь к победе состоялся в 1998 году.
В отличие от второй части, к которой мы вскоре подойдем, с ее большим бесшовным миром, мир первых «Дальнобойщиков» представлял собой пять отдельных трасс. Это, в частности, две спортивные трассы для гонок («Кольцо» и «Полигон») и три трассы-города — Приморск, Перелесье и Горный.
Управлять предстояло одним из грузовиков (отечественными ЗИЛ и КамАЗ или зарубежными Iveco, Scania, Volvo и другими). Начав игру на ЗИЛе, игрок может в дальнейшем поднакопить деньги, посредством перевоза грузов на коммерческих локациях и участия в гонках, и приобрести другой автомобиль.
В игре довольно интересная «менюшка» — это не статическое традиционное меню, а помещение с несколькими выездами, и чтобы выбрать один из режимов нужно буквально въехать в один из этих выездов на грузовике.
Реализовано два режима сложности — упрощенный аркадный и более сложный симуляторный, в котором на поведение автомобиля влияет погода, а также изнашиваются покрышки и тормоза.
Игра, впоследствии получившая признание у российских игроков (и положившая основу для «Дальнобойщики 2»), получила в годы выпуска весьма средние оценки. Однако не российскими игроками едиными.
Так игра стала популярна и у западных геймеров, причем до официального англоязычного релиза, в котором она получила название Hard Truck: Road to Victory (издателем стала ValuSoft).
2001: Дальнобойщики 2
Коммерческий успех как на родине, так и за рубежом, стимулировал начало разработки продолжения. На сей раз авторы решили значительно превзойти прошлые достижения и создать гораздо более масштабную игру. Вместо нескольких отдельных карт было задумано реализовать один большой, полностью бесшовный мир. Было решено расширить все особенности оригинала, учтя пожелания фанатов первой части, а также ввести экономическую составляющую. Графика также значительно шагнула вперед — повысилась как детализация окружения, так и машин.
Выход второй части состоялся в 2001 году. В странах СНГ издателем стала 1С, а за рубежом проект издала ValuSoft под заглавием Hard Truck 2: King of the Road. В Европе издателем стала JoWooD. Также проект был издан в Литве (как Kelyje II), Португалии (Truck Racing 2001 — Os Gigantes da Estrada), Германии (King of the Road — Das Gesetz der Strass) и других странах. К слову, к 2006 году прибыли с продаж на западном рынке составляли более двух миллионов долларов.
Игровой процесс и транспорт
Суть игры, как и прежде, состоит в грузовых перевозках. Значительно усложнилась структура геймплея и появился открытый мир, поэтому карьера стала начинаться с вводного ролика:
В этом ролике игрок, который прибыл в новый регион в поисках заработков, подвозит попутчика, также дальнобойщика, и тот кратко обрисовывает ситуацию (заодно знакомя игрока с азами).
Начинается игра в городе Южный. Здесь находится автобаза, где можно взять грузы, а также рынок машин, где можно приобрести другое транспортное средство (изначально можно продать свой «КамАЗ» и купить что-то, соответствующее ему по цене, или пока пропустить этот этап и сперва подзаработать).
Автопарк здесь представлен такими марками как ЗиЛ 5423, КамАЗ-6460, DAF 95XF, Scania R124LA, Renault Magnum, Kenworth T2000 и другими.
В отличие от первой части здесь можно ездить не только на грузовиках, но также и на фургоне, например на «ГАЗеле» (ГАЗ-33021).
Для трафика тоже было смоделировано немало транспортных средств — тут встречаются легковушки (настоящие вроде «Волги» и «Фиата», и с вымышленными названиями — «Вэн», «Меган», «Марера» и пр.), автобусы и фургоны, а также грузовики других дальнобойщиков. С другими дальнобойщиками, кстати, можно переговариваться по рации, отправляя заготовленные фразы. Это способно развлечь во время рейса.
Подбирая грузы в одном городе, их необходимо перевозить в другой.
Игра содержит много элементов реалистичности: у грузовика заканчивается топливо и его необходимо заправлять на ближайшей АЗС, случаются поломки разной степени сложности (с которыми можно посетить СТО, а если поломка застала посреди рейса, то можно попросить помочь других водителей или вызвать аварийную службу).
В пути игрок может стать жертвой бандитов на черных внедорожниках «Кайман», от которых придется откупаться. Или милиции, которая не прочь штрафануть. От нее тоже можно откупиться взяткой. Забавно, но некоторые милиционеры взяток не берут, и в то же время есть целая компания ментов, прописанных в коде как взяточники.
Со временем можно нанять рабочих, которые тоже будут возить грузы и создать, таким образом, транспортное предприятие. В саму игру заложено, что полным прохождением является именно экономический захват рынка. Хотя никто не мешает не погружаться в экономическую составляющую и просто возить грузы, катаясь между городами в свое удовольствие.
Россия в «Дальнобойщиках 2»
Мир игры — провинциальная Россия, с ее маленькими и большими городами. География выдумана, но названия вполне похожи на реальные: Южный, Залесск, Ключи, Бухта, Приозерск...
Чтобы достоверно изобразить локацию, авторы проехались по Алтайскому краю, фотографируя местные виды. Создатели стремились воплотить особенности, общие для всей России, а не только Алтая, чтобы она воспринималась знакомой игроками всей страны.
В целом, карта получилась очень зеленой (многим наверняка запомнились густые леса, тянущиеся вдоль трасс).
На севере локации можно подъехать к порту в городе Бухта и увидеть море. На юге локации находится болотистая местность, по которой иногда можно сократить путь. На пути к Алмазному можно увидеть заснеженные горы. Всего в мире «Дальнобойщиков» 11 городов.
Проникались атмосферой «Дальнобойщиков 2»?
Дороги бывают нескольких типов — шоссе, магистрали, грунтовые и бездорожье (срезы, используя которые можно здорово сократить путь, когда таймер рейса уже начинает напрягать).
Иногда в заранее подготовленных авторами местах могут случаться дорожные работы или аварийные ситуации, такие как затопление или обвал камней; такие участки придется объезжать.
Не без недостатков
К сожалению, «Д2» не обошла болезнь отечественных игр — большое количество багов. Хотя разработчики и выпускали патчи на протяжении нескольких лет, поддерживая проект.
Критиковался ИИ автомобилей трафика: они могли частенько подрезать и провоцировать аварии.
Однако несмотря на это, игра запомнилась и полюбилась многими игрокам. Еще бы, ведь не в каждой игре предстоит путешествовать по России, наблюдая знакомые пейзажи, развозя грузы на отечественных «КАМАЗах», да и атмосфера передана прекрасно — чего стоят только рейсы в дождливое время, когда слышно как дождь моросит по кабине и ты включаешь фары для лучшей видимости и магнитолу, чтобы было веселее ехать.
Саундтрек
Отдельно несколько слов о саундтреке, звучащем в виртуальной магнитоле. Музыкальное сопровождение было написано рок-группой «Ария». Это инструментальная версия альбома «Химера» 2001 года.
Несмотря на то, что альбом вошел во второе расширенное издание (в виде дополнительного диска Audio CD), треки из него можно также найти в папке MUSIC в каталоге с игрой. Кстати, в эту же папку можно поместить свои треки в формате mp3 и внутриигровая магнитола их проиграет.
Дополненное издание 2003 года
В 2003 году, уже когда была анонсирована третья часть «Дальнобойщиков», авторы выпустили «Дальнобойщики 2. Издание второе, дополненное».
Оно содержит новейшую, на момент релиза, версию с последними исправлениями. Переработали систему заправки, обновили систему ремонта и покупки апрейдов для грузовика, добавили возможность покупки легковых автомобилей и исправили ряд багов.
Какое издание игры вы купили в свое время?
Также диск содержит множество бонусной информации вроде обоев для рабочего стола, видеороликов, анонс Дальнобойщиков 3 и упомянутый аудио-диск с саундтреком.
Сериал «Дальнобойщики»
Мы ничего не путаем: сериал «Дальнобойщики» сделан не по компьютерной игре. Но нужно сказать, что скорее всего между проектами была какая-то связь — создается впечатление, что именно успех игры повлиял на выпуск сериала, но возможно все проще и тематики в игре и сериале просто совпали.
Знакомый сериальчик?
Однако вы, скорее всего, как и я — если мы росли в одно время — ассоциировали сериал с игрой и наоборот. Конечно, сейчас мы смотрим уже другие сериалы, более строгими стали критерии оценки качества актерской игры и постановки. Но в детстве, как написал в отзыве какой-то человек, «любой сериал, где в заставке ездит фура, становится по умолчанию крутым».
Несмотря на не самое высокое качество постановки и явное затягивание, сериал поднимал немало интересных тем, связанных с теми временами — он вышел в начале 2000-х. Еще силен был шлейф эпохи 90-тых, с этими братками, коррумпированными ментами, взятками, грабителями на дорогах, аферистами и даже сектантами.
Все это нашло отображение в сериале про двух водителей-дальнобойщиков: одного постарше (Иваныч) и другого молодого (Сашок). Они колесили по России на КамАЗ-54115 и, перевозя грузы, попадали в разные истории.
Советы по запуску на новых ОС
Вы наверняка захотите запустить «Дальнобойщиков» на новых операционных системах!
Недавно вторую часть в самой последней версии переиздали в GOG — скорее всего, этот вариант запустится без проблем.
Купите «Дальнобойщиков 2» в GOG?
Что же касается обычного варианта, который вы найдете в сети или на своих собственных дисках: желательно ставить именно дополненное издание с последним патчем 8.1, поверх — неофициальный патч 8.2.
Для запуска потребуется утилита (враппер) dgVoodoo2. Для установки загрузите архив, распакуйте dgVoodoo.conf и dgVoodooCpl.exe в папку с «Дальнобойщиками 2», из папки MS архива — 3 DLL-файла тоже поместите в папку с игрой. Через исполняемый файл dgVoodooCpl.exe можно менять разрешение и прочие параметры. Смело ставьте Full HD, сглаживание, и можно в путь.
А вот с первой частью все не так гладко — в моем случае и dgVoodoo2 не помогла, поэтому наиболее действенным вариантом, наверное, станет запуск на старой системе. Например, при помощи виртуальной машины.
А что дальше?
А дальше была третья часть «Дальнобойщиков». Ее тоже ожидала многострадальная разработка, она не оправдала многих ожиданий (но многим-то и понравилась).
Авторы выпустили также аддон к ней («Большие гонки») и завершили еще один, который из-за каких-то разногласий так и не поступил на прилавки. Были у компании и другие отмененные проекты, о которых мало известно широкой общественности.
Словом, все это мог бы быть повод для другой, не менее длинной истории, ну а этой подошел конец.
-
Учёные доказали, что у геймеров реакция лучше, чем у обычных людей
-
С чего начинался наш геймдев или Российские игры — часть первая. Когда наши игры были популярней, чем «Ведьмак» и GTA сегодня
-
Учёные доказали, что видеоигры не снижают благополучие геймеров. Но есть одно условие
-
Учёные заявили, что видеоигры повышают когнитивные способности детей
-
Исследования показали, что синий свет от экрана смартфона ускоряет старение