Все о симуляторах грузовых автомобилей. От «Дальнобойщиков», Hard Truck и 18 Wheels of Steel до Euro Truck Simulator 2
Игры про грузовики: с чего они начинались? Каковы были самые первые представители этой группы? Какой вклад внесли в историю игр наши Дальнобойщики? И как проходила эволюция сегодняшнего монополиста жанра, SCS Software: от первых частей 18 Wheels of Steel до Euro Truck Simulator 2 и American Truck Simulator.
За настоящим и виртуальным рулем
Сложная и утомительная профессия дальнобойщика была востребована всегда, ввиду актуальности транспортировки больших грузов — важной составляющей торговли, от которой не уйти. Полжизни за баранкой грузовика, большие психологические и физические нагрузки ввиду пребывания в долгих поездках, опасности и риск — такая работа подойдет не всем людям.
Но, к счастью, в играх нет таких трудностей и мы можем с головой погрузиться в романтику длительных рейсов по бесконечным дорогам, наслаждаясь созерцанием пейзажей, проносящихся за лобовым стеклом.
В нашей статье мы разберем наиболее популярные игры о дальнобойщиках и большегрузных автомобилях в целом.
Вы дальнобойщик?
1983 — 1989: первые игры о грузовиках: Truckin', American Truck, Super Trux
Симуляторы дальнобойщиков — и вообще игры про грузовые автомобили — появились давно. Одной из первых игр про большие грузовые машины была Truckin' от Imagic, вышедшая в 1983 году. Эта игра содержит два режима — скоростное соревнование (доехать до одного из восьми городов как можно скорее) и «денежное» соревнование (заработать как можно больше денег, доставляя грузы за установленный временной лимит). А вышла она исключительно на Intellivision. Что это? Это игровая приставка от компании Mattel, относящаяся ко второму поколению консолей — до всем известных NES и Mega Drive было еще ох как далеко.
Еще одной из самых ранних в истории игр про грузовики является American Truck — 1985 год. Она вышла на FM-7, MSX, PC-6001 и других актуальных платформах тех времен.
Довольно схожей игрой стала также Super Trux 1989 года, только графика в ней шагнула в гору и перспектива изменилась: игроку предстояло проехать через пиксельные Лондон, Брюссель и Париж. Игра вышла на Amstrad CPC, Commodore 64 и ZX Spectrum.
Если я не ошибаюсь, больше долгие годы никаких игр про грузовики не создавалось. Похоже, это было мало кому интересно. До поры до времени... В 1998 году вышла игра, которая произвела фурор в индустрии компьютерных игр и не то чтобы возродила жанр симулятора грузовика, а, можно сказать, создала его заново. И как вы думаете, что это за игра? Конечно, российские Дальнобойщики!
1998 — 2010: серия игр «Дальнобойщики»
В 1998 году выходит игра Дальнобойщики: Путь к победе. В отличие от своих далеких родственников, она была с трехмерной и очень детализированной по меркам своего времени графикой. Пускай кабина была нарисована (а в игре представлен вид непосредственно из кабины) — дорога и все окружение были смоделированы в трехмерном пространстве. Игра могла похвастать пятью большими уровнями, несколькими транспортными средствами на выбор, а также двумя режимами — симуляторным (с более сложным управлением и учетом различных физических особенностей вроде износа покрышек) и аркадным.
Кстати, о локации — в качестве пейзажей реализована «отечественная» местность, узнаваемая каждым русским игроком, что создает отличную атмосферу — даже названия карт звучат как-то близко нам всем: Перелесье, Приморск и тому подобное. Фуры также представлены российские — игра начинается на ЗИЛе, однако в дальнейшем, заработав деньги принимая участие в соревнованиях, можно купить другой грузовик.
Разработчиком стала новосибирская Softlab-NSK при участии «Буки», а издателем — 1С. Осмелимся заявить, что первые «Дальнобойщики» стали для жанра чем-то вроде Wolfenstein 3D для шутеров, своего рода первопроходцем.
Не за горами было успешное издание на западе. В 1999 году игра вышла в Германии и Бразилии, а затем и в США, где ее издала ValuSoft под названием Hard Truck: Road to Victory. Hard Truck дословно значит «большегруз».
Совместимость с новыми ОС. К сожалению, учитывая возраст игры, шансы нормально запустить ее на Windows 7, 8, 10 невелики: у некоторых игра запускалась в режиме совместимости, некоторым помогло использование модуля dgVoodoo, но в большинстве случаев не помогает ничего. Однако есть действенный способ запуска старых игр — виртуальная машина с установленной Windows 98.
На достигнутом было решено не останавливаться и Softlab-NSK — компания, которая вообще-то ранее занималась выпуском программного обеспечения, в том числе технических симуляторов для летных тренажеров — взялась за разработку второй части. Амбиции были очень высоки. Если первая часть была игрой, строго поделенной на карты, то вторая должна была иметь целостный мир, или как сейчас принято говорить — бесшовную и открытую локацию. Воплотить задуманное удалось, кроме того, авторы учли пожелания поклонников оригинала.
Дальнобойщики 2 вышла в 2001 году. В России ее издала 1С, а на западе — ValuSoft под заголовком Hard Truck 2: King of the Road. Продажи там были столь велики, что к 2006 году перешагнули рубеж в $2.1 миллиона.
Мир игры — провинциальная Россия, с ее маленькими и большими городами. География выдумана, но названия вполне похожи на знакомые нам. Южный, Залесск, Ключи, Бухта, Приозерск…
Передвигаясь между ними необходимо перевозить грузы, которые взяли на базе. Даже в аркадном режиме игра трепетно относится к реалистичности и учитывает различные показатели. Например, бензин может запросто закончиться и тогда нужно будет заправляться на одной из АЗС.
Во всей красе представлена российская действительность: игрок может стать жертвой бандитов на черных внедорожниках «Кайман», от которых придется откупаться. Или милиции, которая не прочь штрафануть. От нее тоже можно откупиться взяткой.
Высокая сложность (кататься в свое удовольствие, конечно, можно, но обрести действительный финансовый успех будет нелегко) и наличие багов не помешало игре приобрести статус по-настоящему культовой: атмосфера, знакомые пейзажи, интересный геймплей сыграли ей на пользу. Фишкой стало и привлечение рок-группы «Ария» к написанию саундтрека.
Позже выпустили дополненное издание.
Совместимость с новыми ОС. Нужна настройка. Неофициальный патч для совместимости и использование dgVoodoo полностью спасают ситуацию. К тому же в dgVoodoo можно выбрать желаемое разрешение для игры и запустить ее, в частности, в Full HD, хотя картинка растянется.
Вы бы хотели почитать статью об истории разработки отечественной серии игр «Дальнобойщики»?
В Дальнобойщиках 3: Покорение Америки (зарубежное название: Rig 'n' Roll) действие было перенесено из России в США, главным образом, чтобы охватить как можно большую аудиторию игроков.
В процессе разработки авторы ездили в Штаты для сбора материалов, изучали транспортную систему и быт американских дальнобойщиков. Выход игры много раз переносился, но в конечном итоге релиз состоялся в 2009 году.
Появилась сюжетная линия: играть предстоит российским водителем, который приехал в штат Калифорния в поисках американской мечты. Соответственно, представлены разные города этого штата, в том числе Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Рейсы перемежаются роликами на движке, также есть экономическая составляющая.
Несмотря на старания авторов, игра была воспринята, по большей части, с разочарованием и не смогла оправдать долгого ожидания. Виною тому стала ее общая техническая «сырость», большое количество багов.
Спустя год вышло дополнение «Большие гонки».
Еще в серии «Дальнобойщики» есть экономическая стратегия 2006 года Дальнобойщики: Транспортная компания, разработанная Nikita и выпущенная той же 1С (в Steam — Freight Tycoon).
Вы играли в игры серии «Дальнобойщики»?
2002: Hard Truck: 18 Wheels of Steel
В то же время зарубежный издатель ValuSoft не хотел упускать столь выгодную тему, поэтому решил использовать имеющуюся у него марку Hard Truck, под которой были выпущены две отечественные игры, для создания нового проекта. В итоге было решено заказать производство игры про дальнобойщиков чешской компании SCS Software. Фирмы уже сотрудничали ранее, выпуская серию Hunting Unlimited и другие. В разработке также помогала Sunstorm Interactive.
Итогом работы стала Hard Truck: 18 Wheels of Steel, вышедшая уже в 2002 году.
В сущности, игра во многом является калькой с «Дальнобойщиков», однако не стоит относиться к ней как к плагиату — просто использование успешной идеи с вполне понятными интересами.
Здесь так же необходимо выполнять перевозки грузов. Реализован открытый мир и представлены настоящие города Соединенных Штатов. Крупные, как Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Лас-Вегас, и поменьше, вроде Цинциннати и других. Но черты городов практически никак не угадываются, очень уж все условно и угловато сделано.
Если позволите выразить мнение, то субъективно эта игра была неинтересной (путешествия в ней были скучны и лишены азарта), а также имела много технических недостатков. Однако, как ни крути, она открыла новую серию игр. Об этом дальше.
Совместимость с новыми ОС. Запуск этой и всех последующих частей серии на новых ОС не вызывает никаких затруднений.
Если вы играли: вам понравилась первая Hard Truck: 18 Wheels of Steel от SCS?
Итак, игра продолжила серию Hard Truck. В дальнейшем под этой маркой издавались различные игры и не всегда про дальнобойщиков, например, российский симулятор фантастических машин будущего Ex Machina тоже при издании за рубежом отнесли к серии Hard Truck, прозвав ее Hard Truck Apocalypse — видимо, по тем же экономическим причинам. Еще к этой серии относится стратегия Hard Truck Tycoon.
Но одновременно Hard Truck: 18 Wheels of Steel положила начало другой серии игр — 18 Wheels of Steel. Ею уже занималась исключительно чешская SCS Software.
2003 — 2011: серия игр 18 Wheels of Steel
В 2003 году SCS Software выпускает следующую игру — 18 Wheels of Steel: Across America. Издателем, как и у всех последующих игр серии, выступает все та же базировавшаяся в Миннеаполисе ValuSoft.
Авторы продолжают развитие заложенных идей, используют ту же концепцию, но техническое исполнение значительно выросло. Играть стало действительно интересно, серьезно вырос мир игры и буквально масштабность, то есть, расстояния между городами стали более отдаленными и воспринимаются серьезно.
Окраины на сей раз не представляют собой пустоши и выполнены с куда большим вниманием к деталям. Есть симуляция различных погодных условий, в частности, дождя. А в более северных городах возможны осадки в виде снега.
В дальнейшем авторы работали с той же идеей, но по-разному дополняли и воплощали ее.
В этой серии вышел целый ряд игр, в частности, Pedal to the Metal (2004), Convoy (2005), Haulin’ (2006) и American Long Haul (2007).
Смотря на даты выхода — новые части выходили ежегодно — конечно, становится понятно что это продиктовано коммерческой выгодой. От критиков игры тоже получали разные оценки: где-то хорошие, где-то не очень. С другой стороны клонами и поделками их тоже не назвать — несмотря на такой темп разработки, каждая игра является самостоятельной и не копирует предыдущую. Продолжая ежегодно серию 18 Wheels of Steel чешские разработчики из SCS постоянно развивались, в то время как затянувшийся процесс создания наших «Дальнобойщиков 3», к сожалению, принес лишь разочарование многим игрокам.
Особняком в этой серии стоят две игры, ставшие более линейными (вместо открытого мира и путешествий по нему предлагаются трассы на выбор) и объединенные общей темой — Extreme Trucker (2009) и Extreme Trucker 2 (2011). Они посвящены экстремальным перевозкам грузов, в сложных погодных условиях и опасных точках мира. С Extreme Trucker 2 история серии закончилась, а позже закрылось издательство ValuSoft.
Ваша любимая игра серии 18 Wheels of Steel?
2008 — наше время — серия Truck Simulator (включая Euro Truck Simulator и American Truck Simulator)
В 2008 году SCS Software выпускает Euro Truck Simulator. С этой игры начинается развитие новой серии, которую условно назвали Truck Simulator.
Концепция перевозки грузов в открытом мире остается неизменной, но взамен существенно вырастает качество исполнения, что видно даже в графике, сделанной с большим уклоном в реализм. В качестве локации представлены различные страны Евросоюза — Германия, Франция, Италия, Испания, Бельгия, Австрия, Чехия, Польша и другие.
Лицензированных марок грузовиков нет, но в «вымышленном» Runner без проблем угадывается Renault Magnum, в Majestic — Mercedes-Benz Actros, а в Swift — Scania.
В 2010, спустя два года, авторы выпускают, ни много ни мало сразу три игры в серии! German Truck Simulator, Austrian Truck Simulator и UK Truck Simulator. Главным отличием здесь является то, что локация теперь представляет собой виртуальную копию Германии, Австрии и Великобритании соответственно. Конечно, желание заработать здесь снова заметно еще как, но и игры получились нормальные. Контент Austrian Truck Simulator позже встроили в German Truck Simulator в виде патча, содержимое же UK Truck Simulator вошло в оригинальную ETS после обновления Gold Edition, так что вместо четырех игр в Steam теперь достаточно купить две.
С другой стороны, возможно, именно благодаря такому темпу разработки авторы делали Euro Truck Simulator 2 уже с совершенно другим бюджетом. Подход к качеству тоже стал намного более скрупулезным: то, что ранее было сделано довольно условно, теперь воплощено с огромной тщательностью и достоверностью, вплоть до мелочей, учтенных в салоне машины (свободная камера позволяет рассматривать все его детали, смоделированные достойно и снабженные четкими текстурами) или записи звука с конкретных марок грузовиков.
Кто бы мог подумать, но благодаря скрупулезности, с которой сделана эта игра, ее отлаженности и интересному геймплею, впитавшему в себя лучшее, что мог предложить жанр, ETS2 после своего релиза годами не сходила с топов продаж в Steam.
Разработчики также изменили тактику и вместо создания отдельных ежегодных частей решили совершенствовать одну и ту же, выпуская к ней бесплатные обновления, небольшие DLC и крупные аддоны.
При помощи бесплатных обновлений в игру в игру ввели множество новых машин (наконец-то появились лицензированные транспортные средства). В платных дополнениях вроде Going East!, Scandinavia или недавнего Beyond the Baltic Sea добавили новые страны и регионы.
В 2016 году авторы выпустили American Truck Simulator, который стал аналогом «европейского» симулятора грузовика, только в контексте американского мира — вместо европейских марок грузовиков представлены американские марки, а локация — это на новом уровне реализованные штаты и города Америки.
Так же как и ETS2, она обновляется посредством бесплатных обновлений, мелких и крупных аддонов. Крупных пока выпущено три: Arizona, New Mexico и Oregon. В разработке Washington, который добавит одноименный штат.
Ваша любимая игра в серии Truck Simulator от SCS?
* * *
Мы рассмотрели истоки и самые крупные серии игр. Но есть еще много других интересных проектов! Реалистичные гонки на грузовиках, безумные гонки, трешовая версия «Дальнобойщиков» (да, мы про Big Mutha Truckers), симулятор парковки...
Об этом — во второй части.
Играете в игры про грузовые машины?
-
Деньги в Euro Truck Simulator 2 — как заработать много при помощи читов, модов и честных способов
-
История игрового пиратства в России. Часть 1. Начало. Самые крупные «пираты» и их деятельность. Куда делись «Фаргус», «Седьмой волк», «Триада» и другие?
-
Все о симуляторах грузовых автомобилей, часть 2. Менее известные игры SCS, безумная версия «Дальнобойщиков», гонки и многое другое