Статьи Halo на PlayStation: конец консольных войн?

Halo на PlayStation: конец консольных войн?

Fazil Dzhyndzholiia
Читать в полной версии

На прошлой неделе Microsoft анонсировала Halo: Campaign Evolved — ремейк первой части культовой серии. Игра выйдет не только на Xbox Series X/S и PC, но и на PS5. Учитывая, что ранее в этом году консоль Sony получила Forza Horizon 5 и Gears of War: Reloaded, выходит, что все ключевые франшизы Xbox потеряли свою эксклюзивность. Значит ли это, что соперничество между PlayStation и Xbox, длившееся больше двух десятилетий, подошло к концу? Sony победила? Microsoft уйдёт с консольного рынка? Давайте разбираться.

Внимание: мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции VGTimes.

Как Microsoft к этому пришла

Текущий радикальный сдвиг бренда Xbox в сторону мультиплатформы случился не на ровном месте. Это закономерный результат многолетнего процесса. Причём отправной точкой во всей этой истории стала E3 2013 года.

Роковая сцена Xbox на E3 2013

Именно тогда игровое подразделение Microsoft представило Xbox One и анонсировало фичи новой консоли, вызвавшие гнев геймеров: постоянное подключение к интернету, ограничения на перепродажу и обмен дисков, фокус на ТВ и мультимедиа, цена $499 из-за обязательного Kinect, идущего в комплекте. Та катастрофическая презентация стала звёздным часом Sony Interactive Entertainment, которая большую часть предыдущего седьмого поколения консолей выступала в роли андердога со своей PS3.

Через несколько часов после показа Xbox, PlayStation провела собственное шоу, где представители бренда рассказали про PS4 и по сути высмеяли Xbox One, акцентируя внимание на том, что их консоль не требует подключения к сети, а диски можно спокойно перепродавать или одалживать друзьям. Финальным гвоздём в крышку гроба Xbox стал анонс цены PS4 — $399.

Xbox One S — ревизия оригинальной Xbox One

В последующие недели после E3 Microsoft быстро откатила назад самые спорные «особенности» будущего устройства, а Дона Маттрика (Don Mattrick), ответственного за Xbox One и его стратегию, уволили. Но урон уже был нанесён, и позитивные изменения не повлияли на общественное мнение: после релиза обеих систем PlayStation 4 существенно вырвалась вперёд. Итоговое соотношение проданных систем оценивается в 2:1 в пользу PS4. Многие владельцы Xbox 360 перешли в лагерь Sony и назад уже не оглядывались.

По словам Фила Спенсер (Phil Spencer), Microsoft проиграла, пожалуй, ключевое консольное поколение:

Я вижу комментарии, что если просто делать отличные игры, всё сразу изменится. Это неправда — даже если мы выпустим отличные игры, доля рынка консолей не сдвинется резко. Мы проиграли самое неудачное поколение, которое только можно было проиграть — поколение Xbox One, когда все формировали свои цифровые библиотеки игр. Мы хотим, чтобы сообщество Xbox чувствовало себя прекрасно, но мысль о том, что, сосредоточившись только на выпуске отличных игр для нашей консоли, мы вдруг «выиграем консольную гонку», не соответствует реальности. Не существует мира, в котором Starfield получает 11 баллов из 10 — и люди начинают продавать свои PS5. Этого не произойдёт.

Спенсер отметил важную вещь. Восьмое поколение приставок стало поворотным: именно тогда цифровые продажи игр начали превосходить физические. Пользователи завели библиотеки с десятками тайтлов — и это стало гарантией их лояльности бренду. Владелец PS4 с высокой вероятностью не захочет заново приобретать все свои игры на Xbox Series X. Зачем? Проще взять PS5 и наслаждаться обратной совместимостью.

Во многом по этой причине уже на старте текущего поколения PS5 сразу же обогнала XSX/S с отрывом, который оценивается где-то в 3:1. Благодаря ошеломительному коммерческому успеху PS4 удалось сформировать преданное и вовлечённое сообщество вокруг экосистемы PlayStation. А новые игроки, у которых ранее вообще не было консоли, с высокой вероятностью купят тот же девайс, что и их друзья.

Столкнувшись с разочаровывающими продажами железа два поколения подряд, команда Xbox начала искать альтернативные источники прибыли вроде подписки Game Pass, а также попыталась увеличить количество студий под крылом Microsoft, чтобы наладить стабильный поток эксклюзивов. Поэтому в 2020 году корпорация приобрела Bethesda Softworks за $7,5 млрд, а затем в 2023-м — Activision Blizzard за $68,7 млрд.

Казалось бы, с новыми студиями и такими IP, как Call of Duty, Xbox легко догонит PlayStation. Однако всё сложилось иначе. В результате регуляторного давления Microsoft Corporation и Sony Interactive Entertainment заключили соглашение, по которому серия Call of Duty останется на консолях PlayStation.

Хотя это официально не подтверждено, аналитики индустрии предполагают, что приобретение Activision Blizzard за $68,7 млрд навлекло на Xbox пристальное внимание руководства Microsoft, которое ждёт прибыли. Согласно информации Bloomberg, корпорация задала подразделению Xbox целевой показатель рентабельности около 30% — что в полтора-два раза выше типичного для индустрии (17–22%). Это требование привело к масштабным сокращениям штата и отменам проектов вроде Perfect Dark. Также поэтому цены на Game Pass недавно выросли на 50%. И, соответственно, перед нами одна из главных причин, почему франшизы Xbox так активно мигрируют на PlayStation.

Есть ли у вас консоль Xbox?

Пройти опрос

Новое видение Xbox

С учётом всего, что происходит, легко прийти к заключению, что Microsoft вот-вот с концами завяжет с рынком консолей, пойдёт по стопам SEGA и будет просто издавать игры для других платформ. Тем не менее, судя по всему, пока что компания не готова полностью отказаться от производства игрового железа. Однако текущие устройства семейства Xbox Series станут последними традиционными приставками от Microsoft.

ROG Xbox Ally — колаборация ASUS и Microsoft

Инсайдер Джез Корден (Jez Corden) описывает Xbox следующего поколения как PC на Windows 11. По аналогии с выходящей этой осенью портативной системой ROG Xbox Ally у будущего девайса будет кастомный интерфейс, оптимизированный для консольных геймеров, под названием Xbox Full Screen Experience. При желании пользователь сможет попасть в полноценную Windows, чтобы запустить конкурирующие магазины вроде Steam и Epic Games Store или даже программы по типу Adobe CC или Microsoft Office.

Не стоит ждать, что цена такого компьютера окажется сопоставима со стоимостью консоли. Сара Бонд (Sarah Bond), президент подразделения Xbox, заявила, что следующая система Xbox будет «очень премиальной, очень высококлассной, с курируемым опытом».

Пока сложно сказать, найдёт ли дорогой брендированный PC свою аудиторию среди консольных геймеров. Да и нельзя исключать, что Microsoft ещё несколько раз передумает и в итоге вообще откажется выпускать какую-либо систему через два года, когда, предположительно, стартует следующее поколение. Компания не особо последовательна в своих решениях.

А вот что Microsoft почти наверняка продолжит делать, так это продвигать идею, что «любое устройство — это Xbox». В рамках этой концепции девайсы вроде смартфонов и компьютеров могут выполнять роль Xbox благодаря облачным сервисам и Xbox Play Anywhere, когда ты покупаешь игру один раз и можешь запускать её на всех поддерживаемых системах.

PlayStation победила?

Смотря, что считать победой. Удалось ли Sony Interactive Entertainment вытеснить своего основного конкурента? Да, можно сказать, что у неё это вышло, правда, во многом благодаря тому, что сам соперник выбыл из гонки в результате непродуманной стратегии. Однако тут важно понимать, что в процессе японская компания тоже сильно изменилась, да и продолжает меняться. Современная команда PlayStation — не то же игровое подразделение, что двадцать лет назад или даже десять.

Так, текущая Sony уже не настолько рьяно верит в саму идею эксклюзивов, как раньше. Выпускать порты своих игр на PC для SIE стало нормой. Но интереснее другое: PS5 с таким отрывом обогнала Xbox, что, по всей видимости, японская компания больше не видит угрозы со стороны платформ Microsoft и открыта к идее портирования своих проектов. В августе для Xbox Series X и S вышел кооперативный экшен Helldivers 2, что тоже можно считать своего рода падением Берлинской стены в рамках игровой индустрии. И это только начало: в июле 2025 года Sony Interactive Entertainment опубликовала вакансию на роль директора мультиплатформенного направления, в описании которой упоминаются Xbox, Steam, Nintendo и мобильные устройства.

Команда PlayStation, как и игровое подразделение Microsoft, заинтересована в дополнительных источниках прибыли. Разработка ААА-игр — чрезвычайно дорогое развлечение: на создание Marvel's Spider-Man 2 ушло 315 миллионов долларов. Кроме того, Sony немало ресурсов по сути выкинула на ветер, дав зелёный свет сначала нескольким GAAS-проектам, а потом отменив их. Из этих тайтлов до релиза добралась Concord, которая провалилась с таким треском, что серверы игры закрыли уже через две недели после запуска. Бюджет разработки оценивается неофициально в диапазоне около $200 млн — $400 млн.

Студии под крылом Sony потратили годы на невыпущенные мультиплеерные проекты, и это одна из ключевых причин, почему у геймеров складывается впечатление, будто одиночных эксклюзивов в этом поколении PlayStation меньше, чем в прошлом. Парадокс в том, что, так как над PS5 не нависает платформа конкурента, то и нет давления срочно что-то исправлять. SIE может позволить себе допускать подобные ошибки или принимать какие-то будущие непопулярные бизнес-решения. Да и в целом: для компании одиночные эксклюзивы не так уж и важны, когда франшизы вроде Call of Duty де-факто ассоциируются у людей с PS5.

Собственно, без серьёзного соперника есть риск, что PlayStation рано или поздно зазнается. Конкуренция чрезвычайно важна, чтобы держать всех в тонусе. Поэтому, хотя формально Sony может и выиграла эту консольную войну, пока не сильно понятно, стоит ли с этим поздравлять аудиторию PlayStation. Возможность поиграть в Halo на PS5 — без сомнений, плюс, однако не ценой потенциальных сомнительных практик в будущем.

Последний бастион

На фоне того, что фокус Xbox полностью сдвинулся в сторону мультиплатформы, а Sony всё активнее заигрывает с идеей, Nintendo останется последним традиционным консольным производителем. От эксклюзивов компания вряд ли когда-либо откажется, потому что они — ядро её бизнес-модели. Серии вроде Mario, Zelda, Pokémon, Animal Crossing и Splatoon обеспечивают львиную долю продаж устройств Nintendo. Выпущенную в октябре Pokémon Legends: Z-A за первую неделю купило более 5,8 миллиона человек по всему миру — результат, которому позавидует любой проект Sony. А суммарные продажи Mario Kart 8 Deluxe превысили 65 миллионов копий и во многом обеспечили ошеломительный успех первой Nintendo Switch.

***

С анонсом Halo для PS5 действительно можно утверждать, что консольная война между Microsoft и Sony подошла к концу. Вот только хорошо это или плохо — зависит от того, с какой стороны на это посмотреть. Геймеров можно поздравить с тем, что расширяется список игр, которые можно пройти на своей выбранной платформе. Прекрасно, что не нужно покупать целую новую систему ради пары интересующих тайтлов. Однако окончание противостояния между двумя гигантами может затормозить развитие индустрии и повлечь возвращение зазнавшейся Sony Interactive Entertainment образца середины нулевых.

Тем не менее там, где закончилась одна консольная война, возможно, начнётся другая: по слухам, PlayStation выпустит в 2027 году не только следующую домашнюю систему, но и портативную гибридную приставку — конкурента Nintendo Switch 2. Прямо сейчас обе компании борются за несколько разные рынки и напрямую не соперничают, но если утечки правдивы, то вполне реально, что скоро всё изменится.

А что думаете вы про анонс Halo для PlayStation 5? Насколько, по вашему, это веховое событие? Расскажите в комментариях.

Вопрос для владельцев PS5 — вы заинтересованы в играх Microsoft?

Пройти опрос
    Об авторе
    Комментарии5
    Оставить комментарий
    1 неделя
    Halo на PlayStation: конец консольных войн?
    Так давно конец, хбокс же слились... так и признали это сами, ещё году этак в 23м🙄
    зы: в последний опрос добавь строку типа: Покажи результаты ибо мой выбор РС/тетрис/чип в мозгу и т.д
    Ответить
    1 неделя
    Майки сдались. Руководство и верхушка можно было б смело уволнять
    Ответить
    1 неделя
    Конец этих войн наступил уже достаточно давно. Ничья.
    Ответить
    1 неделя
    которая большую часть предыдущего седьмого поколения консолей выступала в роли андердога со своей PS3
    Неправда. Playstation 3 всё же больше продалась, чем Xbox 360, хоть и с меньшим разрывом чем следующие поколения.
    франшизы вроде Call of Duty де-факто ассоциируются у людей с PS5
    А я вот не знал. 🙂
    Ответить
    1 неделя
    Неправда. Playstation 3 всё же больше продалась, чем Xbox 360, хоть и с меньшим разрывом чем следующие поколения.
    Да, но только под конец поколения догнала и даже перегнала. Того и написано, что андердогом была "большую часть" поколения 🙂
    Ответить