Обзор Atomfall. Низкобюджетный аналог S.T.A.L.K.E.R. в британском сеттинге

Еще на стадии анонса Atomfall выглядела как малобюджетный клон Fallout без ярких особенностей, поэтому за ее развитием мало кто следил. Если бы игра не попала в Xbox Game Pass в день релиза, о ней знали бы лишь единицы. Благодаря подписке в Atomfall сыграло более 1,5 миллиона человек, что сделало ее самым успешным запуском студии Rebellion за последние 30 лет. Мы не смогли пройти мимо этой британской смеси S.T.A.L.K.E.R. и Fallout, решив лично оценить попытку создателей Sniper Elite сделать что-то нестандартное.

Британский «Пикник на обочине»

Несмотря на поверхностное сходство с поздними Fallout, Atomfall — совсем другая игра с точки зрения геймдизайна и жанра. Rebellion хоть и вдохновлялась Fallout: New Vegas и BioShock, но в итоге, как мы уже отметили, получился странный симбиоз S.T.A.L.K.E.R. и Atomic Heart. При этом повествование и исследование мира явно позаимствованы у проектов FromSoftware. Игрока выпускают в открытый мир без четкой цели и маркеров, предлагая разбираться в хитросплетениях сюжета самостоятельно. Вдобавок система подсказок здесь непонятная и запутанная — приходится выискивать намеки на задания в тоннах внутриигрового текста.

Без культовой красной телефонной будки не обходится ни одна игра с британским сеттингом

Действие игры происходит в 1962 году, через пять лет после ядерной аварии в Уиндскейле (Северная Англия). Правительство огородило зону гигантской стеной, внутри которой остались город, лес, сельхозугодья и огромная научно-исследовательская лаборатория «Развязка». В общем, полноценный аналог Чернобыльской зоны отчуждения из S.T.A.L.K.E.R., только с британским колоритом. И последнего в Atomfall не меньше, чем в Fallout: London. Чашка чая для восстановления выносливости? Корнуоллский пирожок в качестве панацеи от всех бед? Подпольная организация в пабе? Без всего этого не обошлось! Те, кто не знаком с британской культурой, могут счесть диалоги с отсылками к «Монти Пайтон» (Monty Python) бредовыми, но поклонники оценят здешнюю атмосферу.

Первая локация получилась невероятно красивой как с точки зрения дизайна, так и благодаря гармоничной цветовой палитре

Главный герой, безымянный пациент, выходит из «спячки» и пытается понять, что происходит вокруг. Случайно встреченный ученый дает ключ и отправляет на «Развязку» за ответами. Квестового журнала и маркеров нет — искать лабораторию и разбираться во фракционных конфликтах придется самостоятельно.

Дешёвые кат-сцены, выполненные в стиле моушен-комиксов, выглядят очень безвкусно и невзрачно

Сценаристы явно хотели сделать историю загадочной в духе «Секретных материалов» (X-Files) и «Остаться в живых» (Lost), но опыта им явно не хватило. Например, чтобы вызвать у игрока чувство паранойи и неуверенности в своих поступках, герою постоянно звонят из красных телефонных будок, требуя «убить Оберона» и «никому не доверять». При этом основной сюжет — лоскутное одеяло из идей других игр. Абсолютно все секреты и загадки местного лора угадываются моментально, убивая интерес ходить по большим локациям и собирать крупицы информации.

«Британская» версия гулей из Fallout

Отрезанные от внешнего мира выжившие разделились на несколько враждующих между собой фракций. Здесь вам и военные, которые изначально прибыли с целью эвакуировать местное население, но застряли вместе со всеми из-за полной изоляции, и бандиты-мародеры, и культисты, поклоняющиеся таинственным грибам, а также обычные жители с учеными, которым приходится выживать среди агрессивно настроенных группировок. Игроку предстоит решать внутренние проблемы каждой фракции и попутно выбрать, на чью сторону лучше встать. Военные, например, установили в городе жесткие порядки и убивают всех, кто косо на них посмотрит. В Atomfall нет однозначно правильной стороны конфликта. Игра не делит фракции на хорошие и плохие. В этом смысле всё и вправду напоминает Fallout: New Vegas, только без интересных диалогов и лихо закрученных квестов.

При этом в Atomfall есть немало любопытных ситуаций и потенциально неплохих заданий, но их можно запросто пропустить из-за неоднозначной «системы расследования». Дело в том, что задания в игре выдаются в виде зацепок, без конкретной цели и трактовки. То есть вы должны прочитать небольшой кусок текста и понять из него, куда идти и что, собственно говоря, делать. Например, вы узнаете от одного персонажа интересную информацию, которая потенциально может стать вашим заданием. Придя в указанное место, нужно обшарить каждый угол, чтобы найти еще одну крупицу информации. Из нее вы узнаете о предмете, который открывает секретную комнату. Но где искать и то, и другое, вам не подскажут, а лишь намекнут на лес и разрушенную дамбу. На словах данный подход к квестам выглядит заманчивым, но проблема в реализации этой системы непосредственно в игре.

В Atomfall слишком мало интересных персонажей. К концу прохождения мы забыли абсолютно всех героев, которые предлагали нам помощь в квестах. Из-за этого игра ощущается «мёртвой», а игровой мир — искусственной симуляцией

В меню есть отдельная вкладка со всеми доступными зацепками — без внятной сортировки и классификации. Просто тонна текста, сваленная в одно место. И вот вам нужно постоянно перебирать все эти крупицы информации, чтобы найти среди них нужный для квеста текст. При этом самого квеста в списке как такового нет. Его нужно всегда держать в уме. И если вы решите отдохнуть на недельку от Atomfall, то вряд ли вспомните, что вообще происходило, куда двигаться дальше.

В Atomfall нет сюжетных рамок и рельс, по которым должно идти повествование. Задания можно проходить различными способами, включая насилие и дипломатию. Например, в определенный момент вы узнаете о пекарне, хозяйка которой что-то прячет на втором этаже. Вы можете пройти целую цепочку заданий, чтобы раскрыть ее секрет. А можете просто убить ее и забрать ключ с тела, открыв тем самым загадочную дверь. Atomfall не пытается выстроить вокруг игрока моральные рамки и дает полную свободу в решении той или иной задачи.

Чтобы открывать новые секции в «Развязке», потребуются особые мини-реакторы. Один из таких у местного викария. Придя к нему, у вас будет несколько вариантов получения реактора: договориться, выполнить поручение, украсть, шантажировать или просто прикончить, забрав предмет. Поскольку квестов в классическом понимании нет, никогда не знаешь, какой персонаж еще сыграет роль. Например, убив викария, вы потеряете целую цепочку заданий. В общем, задумка с зацепками и неограниченной свободой сама по себе интересная, но реализация подкачала.

У хозяйки пекарни есть потенциально неплохой квест с большой вариативностью прохождения. Но, поскольку игра особо не вознаграждает за выполнение дополнительных заданий, его можно запросто пропустить, не заглядывая в каждое здание в городе

Несмотря на отсутствие маркеров на карте (их можно ставить самостоятельно) и каких-либо ориентиров в игровом интерфейсе, у нас не возникло проблем с навигацией. Все важные для сюжета локации постепенно начнут выводиться на карте, а другие дополнительные места можно самостоятельно отыскать по системе координат долготы и широты. Открытый мир поделен на пять обширных и взаимосвязанных между собой карт, которые до отвала наполнены интересными местами и контентом. В отличие от многих игр с открытым миром, в Atomfall есть дух первооткрывательства. Вы никогда не узнаете, что за особняк стоит в лесу, окруженный растяжками и ловушками, если сами не попробуете проникнуть внутрь. В отличие от той же S.T.A.L.K.E.R. 2, случайно встреченная локация — не просто декорация, а место с потенциальным квестом, секретом или загадкой.

В какие игры с «британским» сеттингом вы играли?

(можно выбирать несколько ответов)
Результаты

Крутые идеи — плохая реализация

Изучать открытый мир интересно ровно до тех пор, пока не осознаешь, что он абсолютно статичный и стерильный. Это не песочница, в которой можно провести десятки часов, экспериментируя с разными геймплейными механиками и взаимодействием с окружением. В Atomfall даже нет смены времени суток и погоды. На улице будет всегда яркий солнечный день, что абсолютно не соответствует «стереотипному» британскому сеттингу. Возможно, туман и дождь нельзя было воспроизвести на самописном движке Asura, но без смены дня и ночи теряется смысл в стелс-механиках и восприятии сюжетных моментов в целом.

С появлением лука и стрел все сражения в игре становятся очень простыми

Еще сильнее расстраивает система респауна противников. Вы можете потратить несколько часов на зачистку огромного поселка фанатиков-культистов, чтобы спокойно его исследовать и не отвлекаться на противников в дальнейшем. Но стоит только перейти на другую локацию (а любое здание или сюжетная локация — это отдельная карта с загрузкой), а затем вернуться обратно, как все убитые оживут и окажутся на своих местах. Сомнительное с точки зрения геймдизайна решение, ведь игра по своей сути является сюжетным приключением, без ролевой системы прогрессии и прокачки опыта. Мы в конечном итоге стали избегать столкновений и пробегали мимо всех противников, не тратя лишнего времени и патронов.

Ещё о важном. В самом начале предложат выбрать сложность игры и порекомендуют уровень «Выживший» (то есть сложный) с тем посылом, что именно этот вариант раскроет весь потенциал Atomfall. Мы согласились, ожидая серьезного сопротивления врагов и экономии всех доступных ресурсов. Но на деле игра оказалась настолько простой во всех смыслах, что уже через пару часов перестали избегать столкновений с врагами и следить за количеством патронов.

Меню выбора сложности

В ранних трейлерах разработчики рассказывали о том, что стычек с противниками лучше не допускать, ведь большую часть времени мы будем сражаться голыми руками или ближнебойным оружием, а патроны с огнестрелом будут выдаваться небольшими порциями. На деле же все оказалось намного проще. Патронов дают не просто много, а сверхмного. Уже на первом часу мы забыли о найденном в развалинах ноже и орудовали ржавой винтовкой и пистолетом. Система угрозы оружием, в которой противники должны бояться и идти на диалог, работала только в трейлерах, в реальности это стандартный скрипт, после которого любой враг все равно прёт в атаку.

Зомбированные ученые не представляют серьёзной угрозы сами по себе, однако из-за их огромного запаса здоровья вам придется тратить все накопленные боеприпасы на расправу с ними. Обойти мутантов практически невозможно из-за крайне узких коридоров и ограниченного пространства

Искусственный интеллект противников не блещет умом и даже не пытается дать отпор вооруженному до зубов игроку. Само собой из-за отсутствия ограничений в амуниции и простоты сражений пропадает необходимость в стелсе и навыках выживания. Одной зажигательной гранатой можно запросто выкосить целый патруль мародеров и собрать тонну ценных припасов. Сложности возникают только в бункерах и лабораториях ученых, где снуют мутанты, которые фактически обычные «губки для урона», и их проще долбить дубинкой или закидывать гранатами. Что уж говорить, даже огромные роботы не представляют особой угрозы из-за очевидных паттернов атак и не особо умного поведения.

Классический «стелс в траве» — все по канонам игр от Sony

Ближний бой в Atomfall не только бесполезен сам по себе, но и с большим количеством ограничений. Мало того, что враги не всегда реагируют на попадания, так еще и у героя есть стамина в виде сердечного пульса, из-за которой невозможно наносить удары постоянно. При этом сама по себе идея с ростом пульса от излишних телодвижений на бумаге выглядит довольно неплохой. Но реализация вновь подкачала. За все прохождение мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда учащенное сердцебиение мешало бы прицеливанию или как-то влияло на другие геймплейные механики. Обычная шкала выносливости, без изысков.

Сцена с внезапным нападением «голубей-мутантов»

Стрельба в Atomfall неплохая, но из-за малого количества пушек быстро приедается. В игре есть пара пистолетов, две крупнокалиберных винтовки, дробовик обычный и двухствольный, а также автомат. Система прокачки оружия ровно такая же, как в Dragon Age: The Veilguard. Сначала доступны только ржавые пушки, но если скрестить две одинаковые и добавить к ним пару найденных в открытом мире деталей, можно получить улучшенную версию. Правда, смысла в прокачке нет, так как улучшенные характеристики ровным счетом ничего не дают. Выстрел в голову срабатывает моментально на любом оружии (кроме мутантов).

Британская версия Resident Evil Village

Ролевой системы нет как таковой, и система прогрессии строится на поиске ресурса, который тратится на покупку бессмысленных перков. В Atomfall есть всего несколько интересных способностей, которые открывают дополнительные геймплейные возможности, вроде все той же прокачки оружия. В остальном же игру можно пройти и без них. Например, существует целая ветка со снижением цен в бартерной системе, вот только торговцев в игре всего парочка, да и полезных предметов у них нет. Из-за очень ограниченного размера инвентаря вы вряд ли будете таскать с собой бесполезный мусор, который сгодится на обмен, а полезные вещи на то и полезные. Да, в игре есть пневмотрубы, которые работают в духе сундуков из Resident Evil, вот только они всегда находятся на закрытых локациях и удалены от торговцев. Перетаскивать ненужный хлам на продажу просто нецелесообразно. Быстрое перемещение в игру не добавили, а система стамины сильно замедляет переход из одной локации в другую.

Меню торговли

С крафтом также не всё однозначно. Как и в играх Bethesda, вы можете «пылесосить» локации, собирая ненужный хлам, который затем можно превратить в полезный предмет. Это довольно полезная функция для первых часов прохождения, но есть нюанс — у героя с самого начала нет при себе рецептов. Да, все необходимые для выживания рецепты вы будете находить после стартовой локации, а к тому моменту у героя уже полные карманы расходников, аптечек и боеприпасов. Мы лишь изредка создавали гранаты и зажигательные смеси, чтобы хоть как-то задействовать бесхозный функционал игры.

Стоит также отметить одну интересную фичу, которая оказалась самой полезной из всех имеющихся — поиск зарытых предметов металлоискателем. На территории карантинной зоны есть спрятанные сундуки и ланчбоксы (привет, Fallout 4!) с лутом и патронами. Благо, ходить по всей карте с металлоискателем не нужно: в определенный момент во время изучения локации он сам издает звук, после которого вы должны по индикаторам определить место и нажать кнопку действия. Некоторые секретные места располагаются в весьма опасных участках карты, и вы должны придумать, как правильно к ним подобраться.

Ищем лут металлоискателем

В целом из-за неумелого геймдизайна Atomfall из атмосферного приключения с элементами выживания в суровых условиях превратилась в классический шутер с большим количеством бессмысленной ходьбы и отстрелом постоянно возрождающихся противников. И если в первые часы игре удается удивлять стилистикой, атмосферой и квестами, то на пятый и шестой час от однообразия начинаешь уставать. Схожие эмоции от прохождения мы испытывали в S.T.A.L.K.E.R. 2, только в Atomfall локации меньше и общая продолжительность в разы короче.

Роботов в игре немного, и зачастую они выступают в роли мини-боссов

Существенные отличия, которые делают Atomfall более интересной игрой, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — это сюжет и необычный подход к повествованию. Несмотря на отсутствие явной морали и классических квестовых заданий, проект дает большую свободу в прохождении и не накладывает ограничений. Из Atomfall могла получиться очень достойная игра, если бы у Rebellion было больше денег и опыта в создании комплексных игр с открытым миром и элементами выживания.

Дешево и сердито

Atomfall — бюджетная игра, поэтому не может похвастаться революционными технологиями и графическими новшествами. Однако все, что касается открытого мира и окружения, выглядит достойно. Локации детализированные и продуманные. Лесные территории насыщенные и богатые на растительность. Пейзажи радуют глаз и не надоедают однообразием.

Что касается моделей — персонажей, объектов и оружия, — всё выполнено на достойном уровне. Чего не скажешь об анимациях: они сильно портят восприятие игры и выбиваются из общей картинки. Лицам персонажей не хватает хоть какой-то мимики, а стандартные анимации NPC явно создавали вручную без использования захвата движений.

А ещё у Atomfall очень скудное музыкальное наполнение. В открытом мире нет эмбиента, и это сильно бьет по атмосфере. При этом в игре есть лицензированная музыка, но нет портативного радио, которое могло бы хоть немного разнообразить однообразные фоновые звуки во время перемещения с одной локации на другую. В сражениях же начинает играть классический дженерик, который никак не запоминается.

Зато с оптимизацией у Atomfall полный порядок. Игра выдает стабильную частоту кадров без каких-либо просадок даже на бюджетных сборках. Ярко выраженных багов и ошибок мы не встретили за все прохождение.

Будете проходить Atomfall?

Результаты

***

Atomfall — игра с потенциалом, который студия Rebellion не смогла реализовать в полной мере. Это далеко не Fallout, даже не Metro с BioShock, на которые ориентировались разработчики. По своей сути, это британская версия S.T.A.L.K.E.R. 2 с зоной, лабораториями, монстрами, группировками, жестокими военными, блужданием по большим локациям и отстрелом постоянно респавнящихся противников.

В Atomfall есть интересные идеи и неплохие геймплейные механики, которые могут увлечь на пару-тройку часов, но очень быстро игра превращается в рутину, от которой хочется поскорее избавиться. Сюжетная кампания и второстепенные квесты получились достойными, но из-за системы зацепок и расследований можно запросто пропустить много интересного контента. Авторам явно не стоило торопиться с релизом, нужно было отполировать все имеющиеся механики, чтобы они работали в единой системе. В любом случае, игра в подписке Game Pass, а как развлечение на пару вечеров — сгодится.

+2
Сюжет
6.0
Управление
8.0
Звук и музыка
5.0
Локализация
8.0
Геймплей
5.0
Графика
7.0
6.5 / 10
Atomfall — «бюджетная S.T.A.L.K.E.R. 2» с британским колоритом. Рекомендуется любителям изучать заброшенные бункеры и разбираться во фракционных конфликтах.
Плюсы
— Заманчивый набор геймплейных механик;
— Неплохой сюжет;
— Хорошие второстепенные задания;
— Британский колорит;
— Уютные локации и живописные места;
— Приятная стрельба;
— Удобное управление;
— Достойный перевод.
Минусы
— Явные проблемы с балансом;
— Кривая реализация игровых систем;
— Скучная прокачка;
— Бесполезный элемент торговли;
— «Мертвый» открытый мир;
— Запутанная квестовая система;
— Отсутствие ярких персонажей;
— Нет хорошей музыки и эмбиента.
Комментарии 1