Обзор Atomfall. Низкобюджетный аналог S.T.A.L.K.E.R. в британском сеттинге

Еще на стадии анонса Atomfall выглядела как малобюджетный клон Fallout без ярких особенностей, поэтому за ее развитием мало кто следил. Если бы игра не попала в Xbox Game Pass в день релиза, о ней знали бы лишь единицы. Благодаря подписке в Atomfall сыграло более 1,5 миллиона человек, что сделало ее самым успешным запуском студии Rebellion за последние 30 лет. Мы не смогли пройти мимо этой британской смеси S.T.A.L.K.E.R. и Fallout, решив лично оценить попытку создателей Sniper Elite сделать что-то нестандартное.
Британский «Пикник на обочине»
Несмотря на поверхностное сходство с поздними Fallout, Atomfall — совсем другая игра с точки зрения геймдизайна и жанра. Rebellion хоть и вдохновлялась Fallout: New Vegas и BioShock, но в итоге, как мы уже отметили, получился странный симбиоз S.T.A.L.K.E.R. и Atomic Heart. При этом повествование и исследование мира явно позаимствованы у проектов FromSoftware. Игрока выпускают в открытый мир без четкой цели и маркеров, предлагая разбираться в хитросплетениях сюжета самостоятельно. Вдобавок система подсказок здесь непонятная и запутанная — приходится выискивать намеки на задания в тоннах внутриигрового текста.
Действие игры происходит в 1962 году, через пять лет после ядерной аварии в Уиндскейле (Северная Англия). Правительство огородило зону гигантской стеной, внутри которой остались город, лес, сельхозугодья и огромная научно-исследовательская лаборатория «Развязка». В общем, полноценный аналог Чернобыльской зоны отчуждения из S.T.A.L.K.E.R., только с британским колоритом. И последнего в Atomfall не меньше, чем в Fallout: London. Чашка чая для восстановления выносливости? Корнуоллский пирожок в качестве панацеи от всех бед? Подпольная организация в пабе? Без всего этого не обошлось! Те, кто не знаком с британской культурой, могут счесть диалоги с отсылками к «Монти Пайтон» (Monty Python) бредовыми, но поклонники оценят здешнюю атмосферу.

Главный герой, безымянный пациент, выходит из «спячки» и пытается понять, что происходит вокруг. Случайно встреченный ученый дает ключ и отправляет на «Развязку» за ответами. Квестового журнала и маркеров нет — искать лабораторию и разбираться во фракционных конфликтах придется самостоятельно.
Сценаристы явно хотели сделать историю загадочной в духе «Секретных материалов» (X-Files) и «Остаться в живых» (Lost), но опыта им явно не хватило. Например, чтобы вызвать у игрока чувство паранойи и неуверенности в своих поступках, герою постоянно звонят из красных телефонных будок, требуя «убить Оберона» и «никому не доверять». При этом основной сюжет — лоскутное одеяло из идей других игр. Абсолютно все секреты и загадки местного лора угадываются моментально, убивая интерес ходить по большим локациям и собирать крупицы информации.
Отрезанные от внешнего мира выжившие разделились на несколько враждующих между собой фракций. Здесь вам и военные, которые изначально прибыли с целью эвакуировать местное население, но застряли вместе со всеми из-за полной изоляции, и бандиты-мародеры, и культисты, поклоняющиеся таинственным грибам, а также обычные жители с учеными, которым приходится выживать среди агрессивно настроенных группировок. Игроку предстоит решать внутренние проблемы каждой фракции и попутно выбрать, на чью сторону лучше встать. Военные, например, установили в городе жесткие порядки и убивают всех, кто косо на них посмотрит. В Atomfall нет однозначно правильной стороны конфликта. Игра не делит фракции на хорошие и плохие. В этом смысле всё и вправду напоминает Fallout: New Vegas, только без интересных диалогов и лихо закрученных квестов.
При этом в Atomfall есть немало любопытных ситуаций и потенциально неплохих заданий, но их можно запросто пропустить из-за неоднозначной «системы расследования». Дело в том, что задания в игре выдаются в виде зацепок, без конкретной цели и трактовки. То есть вы должны прочитать небольшой кусок текста и понять из него, куда идти и что, собственно говоря, делать. Например, вы узнаете от одного персонажа интересную информацию, которая потенциально может стать вашим заданием. Придя в указанное место, нужно обшарить каждый угол, чтобы найти еще одну крупицу информации. Из нее вы узнаете о предмете, который открывает секретную комнату. Но где искать и то, и другое, вам не подскажут, а лишь намекнут на лес и разрушенную дамбу. На словах данный подход к квестам выглядит заманчивым, но проблема в реализации этой системы непосредственно в игре.

В меню есть отдельная вкладка со всеми доступными зацепками — без внятной сортировки и классификации. Просто тонна текста, сваленная в одно место. И вот вам нужно постоянно перебирать все эти крупицы информации, чтобы найти среди них нужный для квеста текст. При этом самого квеста в списке как такового нет. Его нужно всегда держать в уме. И если вы решите отдохнуть на недельку от Atomfall, то вряд ли вспомните, что вообще происходило, куда двигаться дальше.
В Atomfall нет сюжетных рамок и рельс, по которым должно идти повествование. Задания можно проходить различными способами, включая насилие и дипломатию. Например, в определенный момент вы узнаете о пекарне, хозяйка которой что-то прячет на втором этаже. Вы можете пройти целую цепочку заданий, чтобы раскрыть ее секрет. А можете просто убить ее и забрать ключ с тела, открыв тем самым загадочную дверь. Atomfall не пытается выстроить вокруг игрока моральные рамки и дает полную свободу в решении той или иной задачи.
Чтобы открывать новые секции в «Развязке», потребуются особые мини-реакторы. Один из таких у местного викария. Придя к нему, у вас будет несколько вариантов получения реактора: договориться, выполнить поручение, украсть, шантажировать или просто прикончить, забрав предмет. Поскольку квестов в классическом понимании нет, никогда не знаешь, какой персонаж еще сыграет роль. Например, убив викария, вы потеряете целую цепочку заданий. В общем, задумка с зацепками и неограниченной свободой сама по себе интересная, но реализация подкачала.

Несмотря на отсутствие маркеров на карте (их можно ставить самостоятельно) и каких-либо ориентиров в игровом интерфейсе, у нас не возникло проблем с навигацией. Все важные для сюжета локации постепенно начнут выводиться на карте, а другие дополнительные места можно самостоятельно отыскать по системе координат долготы и широты. Открытый мир поделен на пять обширных и взаимосвязанных между собой карт, которые до отвала наполнены интересными местами и контентом. В отличие от многих игр с открытым миром, в Atomfall есть дух первооткрывательства. Вы никогда не узнаете, что за особняк стоит в лесу, окруженный растяжками и ловушками, если сами не попробуете проникнуть внутрь. В отличие от той же S.T.A.L.K.E.R. 2, случайно встреченная локация — не просто декорация, а место с потенциальным квестом, секретом или загадкой.
В какие игры с «британским» сеттингом вы играли?
Крутые идеи — плохая реализация
Изучать открытый мир интересно ровно до тех пор, пока не осознаешь, что он абсолютно статичный и стерильный. Это не песочница, в которой можно провести десятки часов, экспериментируя с разными геймплейными механиками и взаимодействием с окружением. В Atomfall даже нет смены времени суток и погоды. На улице будет всегда яркий солнечный день, что абсолютно не соответствует «стереотипному» британскому сеттингу. Возможно, туман и дождь нельзя было воспроизвести на самописном движке Asura, но без смены дня и ночи теряется смысл в стелс-механиках и восприятии сюжетных моментов в целом.
Еще сильнее расстраивает система респауна противников. Вы можете потратить несколько часов на зачистку огромного поселка фанатиков-культистов, чтобы спокойно его исследовать и не отвлекаться на противников в дальнейшем. Но стоит только перейти на другую локацию (а любое здание или сюжетная локация — это отдельная карта с загрузкой), а затем вернуться обратно, как все убитые оживут и окажутся на своих местах. Сомнительное с точки зрения геймдизайна решение, ведь игра по своей сути является сюжетным приключением, без ролевой системы прогрессии и прокачки опыта. Мы в конечном итоге стали избегать столкновений и пробегали мимо всех противников, не тратя лишнего времени и патронов.
Ещё о важном. В самом начале предложат выбрать сложность игры и порекомендуют уровень «Выживший» (то есть сложный) с тем посылом, что именно этот вариант раскроет весь потенциал Atomfall. Мы согласились, ожидая серьезного сопротивления врагов и экономии всех доступных ресурсов. Но на деле игра оказалась настолько простой во всех смыслах, что уже через пару часов перестали избегать столкновений с врагами и следить за количеством патронов.
В ранних трейлерах разработчики рассказывали о том, что стычек с противниками лучше не допускать, ведь большую часть времени мы будем сражаться голыми руками или ближнебойным оружием, а патроны с огнестрелом будут выдаваться небольшими порциями. На деле же все оказалось намного проще. Патронов дают не просто много, а сверхмного. Уже на первом часу мы забыли о найденном в развалинах ноже и орудовали ржавой винтовкой и пистолетом. Система угрозы оружием, в которой противники должны бояться и идти на диалог, работала только в трейлерах, в реальности это стандартный скрипт, после которого любой враг все равно прёт в атаку.

Искусственный интеллект противников не блещет умом и даже не пытается дать отпор вооруженному до зубов игроку. Само собой из-за отсутствия ограничений в амуниции и простоты сражений пропадает необходимость в стелсе и навыках выживания. Одной зажигательной гранатой можно запросто выкосить целый патруль мародеров и собрать тонну ценных припасов. Сложности возникают только в бункерах и лабораториях ученых, где снуют мутанты, которые фактически обычные «губки для урона», и их проще долбить дубинкой или закидывать гранатами. Что уж говорить, даже огромные роботы не представляют особой угрозы из-за очевидных паттернов атак и не особо умного поведения.
Ближний бой в Atomfall не только бесполезен сам по себе, но и с большим количеством ограничений. Мало того, что враги не всегда реагируют на попадания, так еще и у героя есть стамина в виде сердечного пульса, из-за которой невозможно наносить удары постоянно. При этом сама по себе идея с ростом пульса от излишних телодвижений на бумаге выглядит довольно неплохой. Но реализация вновь подкачала. За все прохождение мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда учащенное сердцебиение мешало бы прицеливанию или как-то влияло на другие геймплейные механики. Обычная шкала выносливости, без изысков.
Стрельба в Atomfall неплохая, но из-за малого количества пушек быстро приедается. В игре есть пара пистолетов, две крупнокалиберных винтовки, дробовик обычный и двухствольный, а также автомат. Система прокачки оружия ровно такая же, как в Dragon Age: The Veilguard. Сначала доступны только ржавые пушки, но если скрестить две одинаковые и добавить к ним пару найденных в открытом мире деталей, можно получить улучшенную версию. Правда, смысла в прокачке нет, так как улучшенные характеристики ровным счетом ничего не дают. Выстрел в голову срабатывает моментально на любом оружии (кроме мутантов).
Ролевой системы нет как таковой, и система прогрессии строится на поиске ресурса, который тратится на покупку бессмысленных перков. В Atomfall есть всего несколько интересных способностей, которые открывают дополнительные геймплейные возможности, вроде все той же прокачки оружия. В остальном же игру можно пройти и без них. Например, существует целая ветка со снижением цен в бартерной системе, вот только торговцев в игре всего парочка, да и полезных предметов у них нет. Из-за очень ограниченного размера инвентаря вы вряд ли будете таскать с собой бесполезный мусор, который сгодится на обмен, а полезные вещи на то и полезные. Да, в игре есть пневмотрубы, которые работают в духе сундуков из Resident Evil, вот только они всегда находятся на закрытых локациях и удалены от торговцев. Перетаскивать ненужный хлам на продажу просто нецелесообразно. Быстрое перемещение в игру не добавили, а система стамины сильно замедляет переход из одной локации в другую.
С крафтом также не всё однозначно. Как и в играх Bethesda, вы можете «пылесосить» локации, собирая ненужный хлам, который затем можно превратить в полезный предмет. Это довольно полезная функция для первых часов прохождения, но есть нюанс — у героя с самого начала нет при себе рецептов. Да, все необходимые для выживания рецепты вы будете находить после стартовой локации, а к тому моменту у героя уже полные карманы расходников, аптечек и боеприпасов. Мы лишь изредка создавали гранаты и зажигательные смеси, чтобы хоть как-то задействовать бесхозный функционал игры.
Стоит также отметить одну интересную фичу, которая оказалась самой полезной из всех имеющихся — поиск зарытых предметов металлоискателем. На территории карантинной зоны есть спрятанные сундуки и ланчбоксы (привет, Fallout 4!) с лутом и патронами. Благо, ходить по всей карте с металлоискателем не нужно: в определенный момент во время изучения локации он сам издает звук, после которого вы должны по индикаторам определить место и нажать кнопку действия. Некоторые секретные места располагаются в весьма опасных участках карты, и вы должны придумать, как правильно к ним подобраться.
В целом из-за неумелого геймдизайна Atomfall из атмосферного приключения с элементами выживания в суровых условиях превратилась в классический шутер с большим количеством бессмысленной ходьбы и отстрелом постоянно возрождающихся противников. И если в первые часы игре удается удивлять стилистикой, атмосферой и квестами, то на пятый и шестой час от однообразия начинаешь уставать. Схожие эмоции от прохождения мы испытывали в S.T.A.L.K.E.R. 2, только в Atomfall локации меньше и общая продолжительность в разы короче.
Существенные отличия, которые делают Atomfall более интересной игрой, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — это сюжет и необычный подход к повествованию. Несмотря на отсутствие явной морали и классических квестовых заданий, проект дает большую свободу в прохождении и не накладывает ограничений. Из Atomfall могла получиться очень достойная игра, если бы у Rebellion было больше денег и опыта в создании комплексных игр с открытым миром и элементами выживания.
Дешево и сердито
Atomfall — бюджетная игра, поэтому не может похвастаться революционными технологиями и графическими новшествами. Однако все, что касается открытого мира и окружения, выглядит достойно. Локации детализированные и продуманные. Лесные территории насыщенные и богатые на растительность. Пейзажи радуют глаз и не надоедают однообразием.
Что касается моделей — персонажей, объектов и оружия, — всё выполнено на достойном уровне. Чего не скажешь об анимациях: они сильно портят восприятие игры и выбиваются из общей картинки. Лицам персонажей не хватает хоть какой-то мимики, а стандартные анимации NPC явно создавали вручную без использования захвата движений.
А ещё у Atomfall очень скудное музыкальное наполнение. В открытом мире нет эмбиента, и это сильно бьет по атмосфере. При этом в игре есть лицензированная музыка, но нет портативного радио, которое могло бы хоть немного разнообразить однообразные фоновые звуки во время перемещения с одной локации на другую. В сражениях же начинает играть классический дженерик, который никак не запоминается.
Зато с оптимизацией у Atomfall полный порядок. Игра выдает стабильную частоту кадров без каких-либо просадок даже на бюджетных сборках. Ярко выраженных багов и ошибок мы не встретили за все прохождение.
Будете проходить Atomfall?
***
Atomfall — игра с потенциалом, который студия Rebellion не смогла реализовать в полной мере. Это далеко не Fallout, даже не Metro с BioShock, на которые ориентировались разработчики. По своей сути, это британская версия S.T.A.L.K.E.R. 2 с зоной, лабораториями, монстрами, группировками, жестокими военными, блужданием по большим локациям и отстрелом постоянно респавнящихся противников.
В Atomfall есть интересные идеи и неплохие геймплейные механики, которые могут увлечь на пару-тройку часов, но очень быстро игра превращается в рутину, от которой хочется поскорее избавиться. Сюжетная кампания и второстепенные квесты получились достойными, но из-за системы зацепок и расследований можно запросто пропустить много интересного контента. Авторам явно не стоило торопиться с релизом, нужно было отполировать все имеющиеся механики, чтобы они работали в единой системе. В любом случае, игра в подписке Game Pass, а как развлечение на пару вечеров — сгодится.
-
75 баллов из 100: критики оценили шутер Atomfall от создателей Sniper Elite
-
Состоялся ранний релиз постапокалиптического шутера с открытым миром Atomfall
-
«Правильный “Сталкер” с британским акцентом»: игроки оценили постапокалиптический шутер Atomfall
-
Раскрыто время прохождения постапокалиптического выживача Atomfall
-
Новый трейлер шутера Atomfall показал локации и опасности постапокалиптической Англии
-
ТОП-125: лучшие кооперативные игры в 2025 году