Doom Eternal: личное мнение об игре
В 2020 году вышла очередная игра культовой серии Doom под названием Doom Eternal от не менее легендарного разработчика id Software. Судя по прошлой игре и её названию, на тот момент состоялся эдакий перезапуск. И по такому случаю ей не присвоили номер или ещё какую приписку, а назвали просто Doom, как одноимённую первую игру в серии, вышедшую в 1993 году. Отчего происходит некоторая путаница, приходится каждый раз уточнять, о какой игре заходит речь, и в обиходе все стали называть прошлую игру Doom 2016. Это признали сами разработчики. Одна из весомых причин не называть сиквел Doom 2 и назвать его Doom Eternal (как и грядущую Doom: The Dark Ages).
Несколько слов о сюжете
В настоящем сиквеле прошлой Doom место действия переносится с Марса на Землю, куда теперь перенеслось массовое демоническое вторжение, остановить которое по силам, видимо, только Палачу Рока (в оригинале Doom Slayer). К Марсу мы ещё вернёмся по ходу игры. Не сочтите за спойлер, сюжет в этой игре не самая сильная сторона и не особо важен. Сюжет поставляется в текстовом виде на листах, подбираемых на локациях в процессе прохождения кампаний, временами проигрываются катсцены на движке игры. Но читать всё это необязательно как и смотреть катсцены. Их можно пропускать зажатием одной клавиши. Никакой полезной игровой информации именно в сюжетной части нету. Известный тезис Кармака про сюжет в игре как в порнофильме, высказанный им именно о разработке самой первой игры Doom 1993, повлиял не только на характер той самой игры, но и предопределил будущее всей серии Doom. Он до сих пор применим к этой серии игр со времён первой части.
Основная кампания
В отличие от прошлой игры, у Палача Рока теперь имеется собственная орбитальная космическая станция. Её орбита проходит вокруг Земли, её хорошо заметно крупным планом вместе с красными участками — зонами вторжения адских демонов. Почти после каждого задания игрок будет оказываться на станции, получать новое, открывать портал и загружаться в следующую карту. Прохождение всё так же линейно, но пройденные карты можно проходить заново и пособирать всё что было пропущено в прошлый раз. Секретные предметы и специальные испытания. С этим всё как в предыдущей игре. Найденные виниловые пластинки будут висеть на стенах и могут проигрывать треки из прошлых игр. На станции имеется личный кабинет думгая, в котором по мере прохождения будут собираться коллекционные предметы и новые модели оружия. Полки с вещами интерактивные: модели можно отдельно просматривать и вертеть во все стороны в трёхмерном пространстве. Подобное делалось из меню в прошлой игре. На столе в кабинете стоит компьютер. На нём можно поиграть в классические Doom 1-2, но без использования карты, которая открывалась нажатием клавиши TAB. Игры можно полностью пройти, от оригинальных они почти не отличаются. На свой интерес, достижений и прочих наград за их прохождение не предусмотрено. На нижних этажах космической станции имеется лифт, который опустит вас ещё ниже в помещение, называемое Порваторий. В нём можно безопасно посражаться с демонами. Этакий тренировочный полигон. Прокачка персонажа и руны остались, и во многом напоминают прошлую игру.
Режимы игры
Doom Eternal имеет несколько режимов игры. Проходить их рекомендуют в определённом порядке. (Не считая обучения. Его прямо не рекомендуют, но оно запускается отдельно через меню). Первой основную кампанию. Начав её, сразу будут доступны мастер-уровни. Поскольку они сложные, проходить их в обычном режиме рекомендуется после прохождения основной кампании. Потому что проходить их придётся с таким уровнем прокачки и оружия, который вы успели на данный момент получить при прохождении основной кампании. Мастер-уровней всего пять. (Один из них был бесплатно доступен по предзаказу, а потом только за отдельную плату, за что можно упрекнуть издателей). В двух только четыре выбора сложности. В остальных пятый режим — самый сложный. Всё как в четвёртом, но нельзя умирать — придётся начинать сначала. Режим дополнительной жизни — привет старым консольным аркадным играм без сохранений. Классический режим с четырьмя выборами сложности, но начинаем с дробовиком и прочие оружия с модификациями собираем по ходу прохождения уровня. Следом идут дополнения The Ancient Gods Part 1 и Part 2. В них как, и в основной кампании, пять уровней сложности и режим дополнительной жизни. Палач Рока начинает игру полностью прокачанным и укомплектованным, но играть становится сложнее чем в основной кампании. В последнюю очередь рекомендуют режим Horde Mode. Напоминает аркадный режим прошлой игры. Всё так же соревновательно рейтинговый с набором очков. Но не в виде прохождения кампании, а в виде отдельных испытаний. И, независимо от порядка всех предыдущих, режим Battlemode в настоящее время версии 2.0. Если в прошлой игре сетевой режим вообще не имел никакого отношения к одиночной игре (Его даже другой разработчик делал), то здесь две противоборствующие стороны. Один играет палачом рока, двое других крупными монстрами из одиночной игры с возможностью призыва мелких.
Игровой процесс одиночной игры
Теперь о главном, о геймплее. В отличие от прошлой Doom, в Итёрнале он ураганный и ошибок не прощает. В этом деле он более требователен к игроку. Скиллозависимый, как нынче модно говорить. В основном это всё те же арены, как в прошлой игре. Доходим до определённой точки, локация перекрывается и начинается «демоническое присутствие». Сражаемся пока всех не перебьём. Или, точнее, пока не перестанут спавнится. Закончили — сохраняется контрольная точка. Идём дальше и опять по-новой. Так всю игру. И за некоторые прочие, отличительные от прошлой игры особенностям, прямо принуждающим игрока к определённым действиям, некоторыми игроками остался непонят до того что бросают играть недалеко от начала до лучших времён, если не навсегда. Видимо, замкнувшиеся в своих ожиданиях от серии под названием Doom, с их привычными представлениями о шутерах вообще, и за что в них любят играть. Не нравится прокачка персонажа и оружия с испытаниями, частые принуждения к добиваниям и зажигалка с бензопилой за выпадение хитов, брони и боеприпасов. Принуждения использовать только определённые виды оружия против определённых врагов. Подсказки, которые представляются в игре в виде анимаций, а также текстовые. Элементы платформера с прыжками «как в Марио». Всё это якобы отвлекает от игры и заставляет выполнять «неинтересные однообразные упражнения». Не по кайфу, проще говоря. И это они ещё не дошли где ландшафтные особенности встроены в арену и усложняют геймплей и до неуязвимых демонов, которых нужно стрелять в определённый момент, находясь на некотором расстоянии от него. Без подсказки об этом никак не узнать. Как и многом другом при таком темпе игры. А собирать патроны, бегая по всей локации тоже не вариант — не во всякой буче в каждый угол пробраться. Поэтому бензопила. Принуждения к определённому оружию далеко не всегда такое уж принуждённое. Лучше чем как раньше через пол-игры самыми сильными пушками пользуешься, а остальные в инвентаре только мешают. Здесь хоть как-то эту проблему решили. Весьма неплохо, на мой взгляд. Нажимать зажигалку одной клавишей время от времени тоже никогда не напрягало. В общем, я не считаю что геймдизайнер за меня полностью решил как мне играть и весь процесс сводится к заучиванию определённых действий и мелкой моторики для тупого закликивания, не оставляя места тактике. Во всяком случае не более чем в других шутерах. Да посмотри, мол это и не шутер уже вовсе. Вон на официальной странице Bethesda даже слово shooter не упоминается, в отличие от прошлой игры. Это какой-то first-person combat. Видимо, разработчики сами поняли какую игру они сделали и шутером её назвать даже язык не повернулся. Ну и ладно. Игра годная, по-моему. Было сперва некоторое недоумение с непривычки. Но потом проникся. Может, я чего не понимаю и разработчики в самом деле бездарные. Или бездарный издатель вынудил сделать как ему захотелось. Оставьте своё мнение в комментариях.
Сетевая игра
Первый раз запустив сетевую игру, я надолго впоследствии забросил её. Творилось нечто ужасное. Понятно, в начале ещё не освоившись, играть здорово никто не сможет. Но меня выносили в считанные секунды. Притом, за обе стороны. Как за палача, так и за демонов. Гораздо дольше шёл поиск игроков с загрузкой. Или мне такие матёрые игроки попадались, а может читеры. Многим временем позже — через год или два опять зашёл и играть уже стало комфортно. Видимо, обновлениями поправили этот Battlemode 2.0.