Обзор Senua's Saga: Hellblade 2 — унылое продолжение инди-хита

Hellblade: Senua's Sacrifice стала алмазом среди инди-проектов. За минимальные вложения разработчикам удалось сделать отличную по тогдашним меркам (2017 год) графику, красивую боёвку и рассказать неглупую историю. А потом Ninja Theory купила Microsoft, и студия получила большие деньги, а с ними и большую ответственность. Результатом этого события стала вымученная разработка второй части приключений Сенуа, которая с момента анонса оставалась окутана какой-то нереальной завесой тайны и не получила ни одного геймплейного трейлера. Senua's Saga: Hellblade 2 — новый хит для Xbox — увидела свет, а вместе с этим многое встало на свои места. Мы прошли её и у нас есть, что рассказать.

Грустное многоголосье

Любую игру можно условно разделить на два больших элемента — сюжет с нарративом и геймплей. К сожалению, с обоими в Senua's Saga: Hellblade 2 одинаково плохо. Начнем с сюжета, потому что его оценивать сложнее.

В финале первой части Сенуа смогла справиться со своими внутренними проблемами и найти силы жить дальше после смерти любимого человека. Как следствие — и ее психические отклонения были побеждены. Те самые голоса в голове, которые стали главной фишкой проекта, вроде бы, затихли, а для героини начался новый этап.

Если вы проходили Hellblade: Senua's Sacrifice, то помните, что творящийся сюр во многом был завязан на том, что происходящее мы видели от лица Сенуа. Сценаристы оставляли простор для рассуждений, так как до конца было неизвестно, действительно ли девушка нашла путь в мир мертвых или это плод её больного воображения, включая врагов и все иные препятствия. Это создавало в игре удивительную и загадочную атмосферу, приправленную щедрой дозой безумия. В своей концепции история была полностью завершена и какого-то дальнейшего развития не подразумевала.

Сдаться тем, кто убил твоего мужа — надежный план, Сенуа

Минутка ностальгических воспоминаний была необходима, чтобы вы могли полнее оценить произошедшую катастрофу. Все достижения Сенуа и её пройденный путь в Senua's Saga: Hellblade 2 благополучно спущены в унитаз. Голоса, внезапно, на месте, равно как и внутренние переживания, и проблемы девушки. Нам буквально демонстрируют то же самое с уже знакомыми посылами, идеями и рассуждениями. При этом с порога заявляется, что Сенуа действительно побывала в местном аду, действительно побеждала богов, и всё произошедшее вовсе не её фантазия, а реальность. Подобное обескураживает, но дальше — только хуже.

Сенуа добровольно сдаётся в рабство северянам, чтобы победить их предводителя и прервать череду бессмысленных смертей, из-за которой погиб её возлюбленный в первой части. При этом в истории появляется и Тень — воображаемый образ отца Сенуа, постоянно заставляющий ее сомневаться в себе, и эльфы, именуемые Сокрытым народом, и, внимание, великаны. Больше никаких заигрыванием с психикой, ведь у героини образовываются товарищи, чьи проблемы не связаны с шизой, и через которых игрок должен чётко разграничивать где правда, а где вымысел. И вот те самые великаны — правда. Внезапно лор игры резко усложняется, предлагая аналог God of War: Ragnarоk, что закономерно приводит к первой проблеме.

Первый и последний действительно сложный противник

Чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем яснее приходит понимание, что Senua's Saga: Hellblade 2 не знает, о чём конкретно вам рассказать. Это история о продолжающейся болезни? О битве с мифическими существами? О проблемах маленьких людей в суровом средневековом мире? Ничего из описанного нормально не раскрывается, превращаясь в мешанину из образов, идей и умозаключений, каждое из которых гораздо сумбурнее и вместе с тем проще всего, о чем повествовала первая часть. Если приключения Кратоса были целиком нацелены на эпик в антураже северной мифологии, то история Сенуа мечется из стороны в сторону, пытаясь погрузить во все жанры сразу.

Голоса в голове ранее представляли очень разные типажи личности. Они помогали Сенуа и озвучивали много важной информации, создавая нужный нарратив в игре, где главная героиня постоянно находилась в полном одиночестве. При этом у вас всегда были моменты тишины, что позволяло лучше прочувствовать атмосферу. Теперь же голоса превратились в однотонных комментаторов, которые не затыкаются буквально ни на минуту, но при этом не говорят ничего важного. Сенуа и сама на них практически не реагирует, а уж игрок будет и того меньше, ведь порой споры в голове начинаются во время диалога с NPC, что не только порядком отвлекает, но и раздражает.

И такое будет постоянно

Кто-то, возможно, скажет, что это неотъемлемая часть истории и того самобытного флёра, который создавала первая игра, но нет. Это просто фишка, которую без видимого обоснования решили оставить, потому что без психических проблем Hellblade менее узнаваема. Если немного порассуждать, становится особенно грустно, ведь простор для фантазии был. Во-первых, кроме голосов есть и другие психические отклонения, которые можно исследовать, во-вторых, сценаристы могли хотя бы постараться обосновать их возвращение. Например, в начале истории Сенуа могла бы быть вполне адекватной, но потом что-то происходит, что вновь ломает её внутренний стержень. Увы, вместо этого у нас глупая и ничем не обоснованная болтовня, которая часто звучит не к месту.

А ещё есть другие герои, чьи истории вообще кажутся рудиментом. Отряд невелик и состоит из умного старика, перевоспитавшегося работорговца и девушки-предводителя племени. Игра позиционирует их как друзей Сенуа, о судьбах которых мы должны переживать, но на деле плевать. Проблема в том, что за скромных шесть часов (именно столько длится игра) никто из второстепенных персонажей не раскрывается. Они просто функции, которые заполняют диалогами экранное время, не более. При этом каждый из них почему-то понимает все проблемы Сенуа и даже осознает её психические отклонения. Почему? Непонятно.

Вот этот дед очень ждал Сенуа. Лучше не задумываться, откуда он её вообще знает

Хуже всего в сюжете финал, в котором уже однозначно приходит понимание, что вся претенциозность авторов — не более чем пшик. Вся метафоричность граничит с бредом, а на судьбу героев, включая саму Сенуа, всё равно. Титры оставляют в полном недоумении от увиденного, когда ты думаешь лишь об одном — это я такой глупый и ничего не понял или увиденное лишь череда плохо собранных высокопарных изречений и роликов, которые никак не вяжутся между собой. Напомним, что при всей неоднозначности, в первой части подобного не было, и все идеи оставались доступными для осознания.

В итоге создателям так и не удалось выстроить чёткую концепцию, и историю штормит от психоанализа уровня школьного психолога до средневекового эпоса, где того самого эпоса от силы минут на 15. Никакого развития, продвижения вперед или хотя бы нормального раскрытия мира в Senua's Saga: Hellblade 2 нет.

После первого прохождения рассказчика можно сменить на кого-то из других героев. Якобы это даёт альтернативный взгляд на историю

Новинка ощущается как серия долгоиграющего сериала где-то в середине сезона. Смысловая нагрузка в ней почти отсутствует, но хронометраж чем-то заполнять надо. Некоторые журналисты высказывали мнение, что при всех нюансах игра всё равно остается самобытным проектом, который ни на что не похож, но лично мы никаких откровений не увидели. Это просто плохая история, где скомканный сюжет без нормальной завязки и развития завернули в обёртку «важного и умного высказывания не для всех».

Как вы относитесь к главным героям с психическими проблемами?

Результаты

Нажмите «А», чтобы пройти игру

И здесь игру, по идее, должен спасать геймплей, ведь вторая часть, как водится, предлагает всё то же самое, но больше и лучше. На минуточку, Senua's Saga: Hellblade 2 разрабатывали пять лет, да и бюджет у проекта не сопоставим с оригиналом. Если история глупая, то хотя бы кнопки нажимать будет интересно… ведь да? Нет.

Вся игра в одном кадре

К сожалению, играть в новинку ещё утомительнее, чем следить за её сюжетом, потому что геймплея как такового и нет. Почти 90% из шести часов — это неинтересная, медленная ходьба по коридору, где даже заблудиться нельзя. Никакой интерактивности или других фишек некстгена тут не будет. Лишь коридоры, разбавленные однотипными головоломками и редкими сражениями.

Кто-то может поспорить, сказав, что первая часть была примерно такой же, но подождите, Ninja Theory есть, чем вас разочаровать. Во-первых, головоломок стало ощутимо меньше. Первую половину игры их будет буквально парочка. Зато во второй через каждые 20 шагов. Во-вторых, те самые пространственные задачки с рунами, которые Сенуа решала в оригинале, вообще никак не изменились, они всё такие же. Проходить их стало даже проще благодаря тому, что визуально нужные символы ярко выделены на общем фоне, но в остальном — мы всё это видели в прошлый раз.

Что это за желтые субстанции тоже лучше не интересоваться

Впрочем, разработчики, вероятно, решили, что для продолжения нужно хоть что-то новое и придумали ещё головоломок. Целую одну. Как только вы познакомитесь с парящими в пространстве сгустками непонятно чего, которые материализуют или наоборот скрывают определенные элементы территории и пространства, вас буквально, простите, задолбают этим новым видом пазлов. Подвидом такого развлечения станет поджигание и тушение огня в жаровнях со схожими последствиями.

При этом задачки простые, все решения считываются за пару минут, а остальное время вы тратите на медленные перемещения Сенуа из стороны в сторону. Под конец начинаешь ненавидеть все эти «геймплейные механики», которые, кажется, нужны лишь для одного — чтобы игра проходилась не за 2-3 часа.

И ведь решение этой проблемы на поверхности. Достаточно было сделать головоломки просто разными. В игре с продолжительностью шесть часов это вполне реально. Недавняя Indika справилась с этой задачей без особых проблем, а студия с финансированием от огромной корпорации почему-то не смогла.

Оставшаяся часть геймплея — сражения. Здесь ситуация чуть сложнее, потому что первые впечатления от боёвки — вау. Каждая битва качественно поставлена, удары ощущаются отлично, а уровень анимаций круче всего, что вы видели ранее. Более того, ваши атаки прерывают атаки врагов и заставляют их реагировать нестандартно. В нашем прохождении случился момент, когда противник на ходу менял движения в зависимости от действий Сенуа, и всё это было не по скрипту.

Однако чуть дальше происходит ряд неприятных открытий. Во-первых, сражения никак не эволюционировали со времен оригинала. У героини есть легкая и сильная атаки, блок-парирование, уворот-перекат и магическое замедление, когда враг перестает блокировать и становится на короткое время уязвим. При этом каким-то невиданным образом сражения умудрились даже слегка деградировать. В роликах вы это не заметите, но у Сенуа пропал удар ногой, который спасал в столкновениях с щитоносцами, а прервать можно лишь легкие атаки. Если очередной супостат замахивается особенным ударом с красным свечением — прервать не получится, спасет лишь уворот.

Таким образом, при тех же начальных возможностях действия Сенуа умудрились ограничить. В некоторых моментах ты чётко понимаешь, что добраться до противника можно только с помощью парирований, а в других будешь уворачиваться, потому что любое иное действие неизменно приведёт к получению урона. Это мгновенно рушит всю магию кино, которая овладевает игроком в первых столкновениях, превращая происходящее в методичное закликивание по одним и тем же сценариям.

Драугры присутствуют всю игру, но откуда они взялись, вы так и не узнаете

И вновь мы возвращаемся к хронометражу. Учитывая продолжительность, скромное количество боевых сцен и полное отсутствие боссов, каждую битву можно было сделать индивидуальной и ни на что не похожей. Простор для фантазии огромный — сменить управление с Сенуа на другого персонажа, выдать девушке иное оружие, добавить новые виды противников, которых, кстати, всего ничего. Или сделать схватку в непривычной ситуации, а не на традиционной дуэльной арене один на один. Ничего из этого в Senua's Saga: Hellblade 2 нет. Первый противник как две капли воды похож на последнего, а боссы… тут просто смех.

Столкновения с великанами обставлены, скажем так, концептуально. Вам не придётся даже меч из ножен доставать, достаточно будет пробежать по заданной траектории в определенном ритме. И это в игре, где в названии указано слово «сага».

Киноэффекты… киноэффекты повсюду

Кажется, что мы обсудили уже все важные моменты, но осталось ещё кое-что — визуал. Здесь будет ложка меда в бочке дёгтя, ведь выглядит Senua's Saga: Hellblade 2 потрясающе — подумали мы в первый час. Переход от игры к катсценам почти не ощущается, постановка и кинематографичность на уровне настоящих фильмов, но…

Увы, без нюансов не обошлось. Первое, что вы заметите — огромные полоски сверху и снизу, которые, видимо, призваны сделать картинку похожей на кино. Ладно бы этот эффект присутствовал лишь в катсценах, но он будет с вами от начала и до конца. Закрадываются крамольные мысли, что таким образом разработчики сильно сэкономили на полигонах и эффектах, ведь по факту картинка была урезана вдвое.

Второй нюанс — множество «киношных эффектов», вроде размытости, аберрации и прочего, которые НЕЛЬЗЯ отключить в настройках. Если начать приглядываться, становится понятно, что графика выкручена на максимум в районе пяти шагов от Сенуа, а дальше все погребено под таким слоем эффектов, что ни о какой детализации речи идти не может.

В итоге получается, что визуально Senua's Saga: Hellblade 2 походит на музей, где ты идёшь по коридору, мимо красивых декораций, которые включаются лишь рядом с тобой. Всё, что дальше — фон, к которому никогда не сможешь приблизиться и рассмотреть. Где-то в середине прохождения приходит понимание, что и спектр локаций в игре невелик. Каменистые равнины с разным цветокором, да тёмные пещеры, где в целом ничего интересного нет. Если рассматривать скриншоты, можно легко ошибиться, где перед нами начало игры, середина и конец — настолько всё однотипное и невыразительное.

Выводы будут неутешительные. Senua's Saga: Hellblade 2 — идеальный пример того, как изначально отличный концепт берутся развивать не талантливые люди, а эффективные менеджеры. Мы, конечно, не в курсе внутренней кухни Microsoft, но это могло бы объяснить весь тот кошмар, в который превратилась игра. Не верится, что за такой результат ответственны сотрудники Ninja Theory.

Иногда Сенуа ходит с факелом. Разнообразие...

Первая часть была оригинальным экспериментом, за это её и полюбили. А потом из игры решили сделать интерактивное кино с минимумом действий и трёхчасовыми заставками из общих шести часов хронометража. «Мы хотим как у Sony», — вот слова, которые наверняка звучали из уст эффективных менеджеров, корректирующих видение проекта. Однако они забыли, что интерактивное кино от просто фильма отличает наличие геймплея. Вспомните Heavy Rain и Detroit: Become Human, разве там нужно было 90% времени только идти и нажимать одну кнопку?

Даже звание «безопасный сиквел», где всё то же самое, но больше, Senua's Saga: Hellblade 2 не заслужила. В ней действительно всё то же самое, вот только не больше, а, скорее, хуже.

***

Мы не знаем, кому посоветовать Senua's Saga: Hellblade 2. Поклонники оригинала останутся расстроенными, ведь игра не предлагает новых мыслей и тем для обсуждения. Те, кому первая часть не зашла, разочаруются ещё больше. Разве что новички, не знакомые с историей Сенуа, могут получить новый опыт, но не слишком приятный. Senua's Saga: Hellblade 2 — результат отсутствия идей, когда людей заставили продолжать то, что этого не требовало. После прохождения у вас не останется никаких эмоций, кроме недоумения и горького привкуса разочарования от обилия нереализованных возможностей. Увы.

Как вам Senua's Saga: Hellblade 2?

Результаты
+3
Сюжет
5.0
Управление
7.0
Звук и музыка
8.0
Локализация
7.0
Геймплей
5.0
Графика
7.0
6.5 / 10
Hellblade 2 не выдерживает никакой критики. В ней нет глубокой истории, запоминающихся персонажей и интересных ситуаций. Но гораздо хуже то, что в нее просто скучно играть.
Плюсы
— Кинематографичная графика;
— Классные анимации;
— Всё еще впечатляющий звук.
Минусы
— Сюжет, напоминающий сон собаки;
— Унылый геймплей;
— Малая продолжительность;
— Отсутствие хоть чего-то нового.
Комментарии 16