20 лет «Форсажу»! Как франшиза вдохновила авторов Need for Speed: Underground, и Почему скатилась в аттракцион безумств с полётами в космос?

22 июня 2001 года вышел «Форсаж» (The Fast and the Furious), отличный фильм об уличных гонках и дружбе, который сильно повлиял на культуру и игровую индустрию. Пусть новые части продолжают выходить и по сей день, но от атмосферы первой картины не осталось и следа. Чья в этом вина, и действительно ли франшиза скатилась? В этом материале мы вспоминаем историю культовой серии. Ну что, мы болтаем или едем?

Форсаж. Начало

2001 год был невероятным: доллар меняли на 28 рублей, упаковку молока — на десятку, а литр бензина обходился в восемь рублёвых монеток. Усевшись за PC можно было с удовольствием пройти шикарные новинки: тогда вышли Max Payne, Gothic, GTA 3 и новая Silent Hill, которую ещё не связывали с гениальным Кодзимой (Hideo Kojima). А ещё в то беззаботное время в кинотеатрах стартовал показ драмы про уличные гонки под названием «Форсаж».

Идея франшизы родилась у режиссёра Роба Коэна (Rob Cohen), когда он прочитал статью об уличных гонках: в ней рассказывали, как парни на тюнингованных тачках рассекают по ночной Америке и не дают покоя стражам правопорядка. Материал был пропитан духом свободы и бунтарства, который зацепил Роба настолько сильно, что он решил снять об этом кино.

Вскоре режиссёр, который не так давно снял феноменальное «Сердце Дракона» (Dragonheart), собрал команду из продюсера Нила Морица (Neal Moritz), известного по хоррору «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (I Know What You Did Last Summer), и сценариста Гэри Скотта Томпсона (Gary Scott Thompson), написавшего культовые «Считанные секунды» (Split Second).

Режиссёр Роб Коэн

На главные роли отобрали малоизвестных актёров. Вин Дизель (Vin Diesel) тогда имел за плечами первую роль в образе Риддика и ещё хоть как-то играл, а Пол Уокер (Paul Walker) уже более десятка лет пытался обрести популярность. Как оказалось, попадание в образы получилось идеальным — вскоре актёры станут звёздами.

Сюжет картины был вдохновлён фильмом «На гребне волны» (Point Break) с ошеломительным Киану Ривзом (Keanu Reeves). Копы расследуют серию ограблений и считают, что всему виной уличные гонщики, а один из полицейских Брайан под прикрытием внедряется в банду потенциальных преступников. Конечно, спустя время герой проникается симпатией к гонщикам, находит любовь, семью и настоящую дружбу. Если в картине про сёрферов всё заканчивается душещипательной смертью грабителя, то в «Форсаже» коп Брайан отпускает Доминика.

У картины много сильных сторон: актёры играли убедительно, Торетто был неплох и не успел утомить образом, саунд был классным, а сценарий — вполне приятным. Но главное — в фильме была шикарная атмосфера тех самых уличных гонок, которая радовала не только крутыми тачками, но также накалом страстей и беззаботностью одновременно.

Успех первого фильма вызвал повальное увлечение уличными гонками. Если раньше ночные заезды были уделом самых фанатичных водил, то после премьеры тюнинговать тачки и участвовать в состязаниях начали даже обыватели из глухой провинции. Неудивительно, что тренд уловила и игровая индустрия. В 2003-м EA выпустила легендарную Need for Speed: Underground, которая покорила геймеров атмосферой запрещённых уличных соревнований и бесподобным саундтреком.

При этом игровая серия продолжала поглядывать в сторону «Форсажа» даже, когда тот окончательно стал голливудским блокбастером. В 2017-м вышла Need for Speed: Payback, в которой геймерам предлагали сбивать тачкой вертолёты, грабить конвои и заниматься всем, что так любят Торетто и команда.

При бюджете в 38 миллионов долларов первый «Форсаж» собрал кассу в 200 и обрёл народную любовь: за простым сюжетом зрители почувствовали посыл авторов, их мысль и творческий замысел. Роб Коэн хотел рассказать историю о гонках, свободе и дружбе — и сделал это. Добавить режиссёру было нечего, но студийные боссы уже почувствовали запах наживы.

Форсаж. Дорога к безумию

Новые «Форсажи» начали выходить раз в пару лет, меняя режиссёров, как перчатки. Если сначала франшиза ещё держала себя в руках, продолжая рассказывать о гонках и сохраняя рациональность, то со временем сумасшествий становилось только больше. Если в первой части главным безумством была гонка Брайна и Доменика с поездом, то во второй бывший коп начал на тачке прыгать с причала на яхту, в четвёртой — грабить на ходу взрывоопасную цистерну с эпичным «ба-бахом» в конце, в шестой — драться с танком, а в девятой герои и вовсе улетели в космос.

При этом пусть оценки зрителей и критиков становились всё более скептическими, а деньги с завидной регулярностью пополняли казну. К примеру, низкооценённый «Форсаж 8» собрал кассу в пять раз превышающую бюджет. Подобные результаты даже и не снились «Интерстеллару» (Interstellar) Нолана (Christopher Nolan) или «Однажды в Голливуде» (Once Upon a Time in Hollywood) Тарантино (Quentin Tarantino).

Земля пухом, Пол

С каждым разом продюсеры всё сильнее убеждались, что зрителю не важна авторская мысль и внятный сценарий — спецэффекты, взрывы и пацанские цитаты приносят куда больше денег. Подобное происходит и в игровой индустрии, где Fortnite или мобильная Clash of Clans зарабатывают в сотни раз больше, чем красивая и вариативная Dishonored 2 или шикарная The Evil Within 2. Зрителям и геймерам хватает тяжких дум и в повседневной жизни, и от контента они чаще требуют лёгкости и незамысловатости, что и предоставляют шутеры, мобилки и франшизы вроде «Форсажа».

При этом мне, скорее, понравилась последняя часть серии: картина неплохо развлекает и действительно помогает забыться, глядя на бессмысленный и беспощадный экшен. Но всё-таки смотреть «Форсаж» — всё равно, что ужинать гамбургерами. Один раз — можно, но регулярное потребление приведёт к проблемам.

Зрители всерьёз обсуждают, что в новых частях появятся путешествия во времени, и ведь это вряд ли кого-нибудь удивит — люди просто махнут рукой со вздохом «ну это же Форсаж». Но всё же в продолжениях хотелось бы видеть больше осмысленности.

***

Какой бы безумной не стала серия, нельзя её за это ругать. «Форсаж» — словно пластилин, который легко меняет форму, если того требует зритель. В 2001-м аудитория хотела гонок — и франшиза дала ей гонки. Сегодня запросы изменились — и франшиза просто им соответствует.

А что думаете о «Форсаже» вы? Пишите в комментариях!

Что думаете о «Форсаже»?

Результаты
0
Комментарии 47