История серии Mortal Kombat. Часть 5. Как «Смертельная битва» покорила Голливуд и провалила сиквел. Новая надежда от продюсера «Аквамена»

Друзья, пришло время новой статьи об истории Mortal Kombat! На этот раз мы отойдем от темы видеоигр и расскажем об очень ярком, но кратковременном появлении «Смертельной битвы» на больших и малых экранах.

История серии Mortal Kombat

  1. Эд Бун и аркадные автоматы, рождение легендарной Mortal Kombat, неслыханная популярность и обвинения в жестокости
  2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена
  3. Разработка и выход MK3: суды с актерами, смена стилистики и разочарование фанатов
  4. Как Ultimate Mortal Kombat 3 и Trilogy придали серии законченный вид. Всемирная популярность
  5. Как «Смертельная битва» покорила Голливуд и провалила сиквел. Новая надежда от продюсера «Аквамена»
  6. Трудный переход в 3D: сомнительная MK4, платформер про Саб-Зиро и экшен про Джакса. Уход Джона Тобиаса и туманные перспективы Midway

«Терминатор», Кэмерон Касанофф и неожиданная инициатива

Cамое главное, что нужно знать о мультфильмах, кино и сериалах про Mortal Kombat — всё это не было инициативой разработчиков — Эда Буна (Ed Boon), Джона Тобиаса (John Tobias) и команды. Совсем.

Чтобы понять суть вопроса, надо вернуться в 1990 год, когда студия Midway (в которой было много разных команд, не один только Эд Бун) начала работу над Terminator 2: Judgment Day для аркадных автоматов:

От лица правообладателя разработку курировала продюсерская компания Lightstorm Entertainment и Лоуренс Касанофф (Lawrence Kasanoff), он же работал вместе с режиссером Джеймсоном Кэмероном (James Cameron) над фильмом «Терминатор 2: Судный день»:

Lightstorm — не киностудия, она занимается раскруткой, маркетингом и созданием всевозможного мерчанта для всех фильмов знаменитого режиссера, а Касанофф и Кэмерон являются её основателями.

Т2 была коммерчески успешной игрой по мотивам фильма, но её сильно раскритиковала пресса (средняя оценка около 6). Тем не менее, Касанофф сохранил интерес к новой области развлечений, присматривался к продуктам, которые выпускает студия Midway в поисках того, что можно перенести на экран.

Переместимся в 1993 год, когда Лоуренс в очередной раз заглянул к своим друзьям из Midway. Ему показывают Mortal Kombat, говорят, что это коммерческий хит и представляют Буна и Тобиаса, работавших уже над сиквелом.

Поиграв в демо-версию Mortal Kombat 2, Касанофф понимает, что эту игру ждет феноменальный успех и сразу же объявляет о намерении продвигать франшизу везде — в комиксах, мерчандайзе и кино. Сказать, что разработчики были немного ошарашены и просто не поверили в то, что ему удастся такое мероприятие, это ничего не сказать.

Кино про Mortal Kombat? Дерьмовая идея!

Скепсис разработчиков понятен — в те времена кто только не пытался выпустить успешный фильм по игре и все проваливались. На слуху у всех в индустрии был грандиозный провал фильма 1993 года «Супербратья Марио», когда самая популярная (на тот момент) франшиза вызвала ненависть фанатов и прессы. Вот что вспоминал Касанофф:

Mortal Kombat стала для меня миксом «Звездных войн» и «Выхода дракона». Я попросил у тогдашнего директора Midway права и пообещал, что сделаю не только фильм, но и (забью «Смертельной битвой») все другие медиа-форматы.

Но мне не поверили и сказали «Дерьмовая идея! Это просто аркадная игра!». Пришлось три месяца убеждать всех в Midway, что это больше, чем аркада.
<!--CitataEnd-->

Измотав всех в компании, Лоуренс наконец-то получил права на экранизацию, но на очень короткий срок. Эд Бун в одном из интервью вспомнил, что вообще не верил в какой-то успех:

Я, по началу, не воспринимал все это всерьез и не ожидал, что мы продвинемся дальше обсуждения. И тут нам начали звонить и спрашивать, что мы думаем по поводу того или иного актера на роли персонажей.

Окружение Касаноффа пыталось убедить его в одном — фильм не выстрелит и его карьера продюсера закончится. Сомневались даже в New Line Cinema, которая взялась за производство:

Глава New Line пришел к нам с готовым сценарием, швырнул его на стол и сказал: «Я ненавижу сценарий и этот фильм». И потом он кричал еще час, после чего сказал: «Давай, сделай это».

Путешествие начинается

Однако дорогу в кинобизнесе начал пробивать анимационный мультфильм «Смертельная битва: Путешествие начинается», вышедший за полгода до «Смертельной битвы». Далеко не все знают о существовании этой анимации, поскольку выпустили её только для кабельных сетей и DVD.

В короткометражке длиной 50 минут Лю Кенг, Джонни Кейдж и Соня Блейд отправлялись на остров, где пройдет загадочный и смертельный турнир. Под руководством Рейдена они должны одолеть Шанг Цунга в серии ожесточенных поединков… Так, по крайней мере, завалялось.

На деле же это был мультфильм для детей — никакой крови и расчлененки из игр, он просто готовил аудиторию к выходу фильма и довольно подробно рассказывал о Шанг Цунге, Горо, Внешнем мире и правилах турнира «Смертельная битва».

Подкачала и реализация — Касанофф владел анимационной студией Threshold («преддверие»), которая и взялась за работу над этим пробным шаром:

Сейчас я бы на такое не пошел, слишком рискованное мероприятие. Тогда я был вынужден — это была первая сделка моей компании.

В итоге получился настоящий «трэш»: горе-киноделы решили совместить традиционный для того времени рисованный стиль мультиков с 3D-вставками боев.

Забудем о том, что CGI и технологии захвата движений едва родились — постановка боев была никакая, лицевая анимация отсутствовала, а резкий переход разрушал атмосферу. Вдобавок, мультик заканчивался, когда герои прибывали на место проведения турнира, как-бы подталкивая аудиторию прийти в кино и посмотреть, чем же все закончится.

«Смертельная битва» — продюсирование и выход фильма

Как только права на адаптацию оказались в руках у Ларри, он начал искать режиссера и прорабатывать общие моменты. У команды был хороший (по тем временам) бюджет в 20 000 000 $, консультанты из Midway, а оборудование и павильоны предоставила New Line.

И хотя шансы на успех были выше с именитыми актерами в главных ролях и крутым режиссером в кресле (такие предложения поступали), продюсеры изменили концепцию работы. Большую часть денег вложили в производство — съемки велись в США и Тайланде.

На кресло режиссера стали искать талантливого новичка, голодного до работы и понимающего в видеоиграх.

Мы посмотрели фильм $hopping, снятый за 100 000 долларов. Шон Бин (Sean Bea), Джуд Лоу (Jude Law), свежие решения, отличная постановка сцен с перестрелками на улицах Лондона. Режиссера мы выбрали сразу.

Им оказался молодой Пол Андерсон (Paul Anderson), который в будущем снимет множество успешных фильмов во вселенной Resident Evil.

Я жил в Ньюкасле, индустриальном центре без киноиндустрии и приезжал в Лондон на встречи с продюсерами для продолжения своей карьеры. У меня никого не было в Лондоне, а встречи были между 10 утра и 15 дня.

Промежуток я занимал видеоиграми, и одной из моих любимых была Mortal Kombat. Когда я услышал, что по ней снимут фильм, я загорелся идеей поучаствовать.

Работы над первым фильмом начались в июле 1994 года, к чести Андерсона и команды Midway, им удалось сделать неплохое по тем временам кино. Описывать его мы не будем — желающие могут оценить его самостоятельно, хотя молодому поколению не понять, насколько круто тогда смотрелись все игровые эффекты.

Автором сценария были Кевин Дрони (Kevin Droney), выполнивший основную работу, а также Эд Бун и Джон Тобиас. Использовались все наработки, которые были на момент MK1 и MK2, но с серьезными правками от Midway:

Я и Джон были недовольны первой версией сценария Дрони, там было слишком много комедийных элементов. Например, по нашей задумке Рейден был серьезным героем, а в сценарии он шутил направо и налево.

В итоге фильм трудно сравнивать с играми. Общие моменты в сценарии и персонажах совпадают, а вот детали уже сильно отличаются.

Эд Бун, разумеется, озвучил Скорпиона, но его знаменитая фраза Get over here («Пошел отсюда») была загублена локализаторами. Вот что он вспоминал в одном из интервью:

Когда фильм по Mortal Kombat вышел на экранах и собрал отличную кассу в первые выходные — я думаю, это был второй лучший бокс-офис за всю историю августа или что-то в этом роде — я увидел новость с этим на CNN. Мое ощущение было: «Ого, это уже за пределами аркадной видеоигры».

Прошли годы, вышел еще один фильм и несколько телешоу, появились люди в брендированных футболках и тому подобные вещи и я постепенно понял, что у Mortal Kombat началась собственная жизнь.

Не подумайте, что мы контролировали каждое воплощение Mortal Kombat, поскольку было так много других медиа, развлечений и форм, в которых франшиза появлялась. Просто осознание того, что Mortal Kombat стала частью поп-культуры, было для меня интересным опытом.

Что касается актеров и актрис, которые были прототипами персонажей MK1 и MK2, то они пробовались на роли в фильме, но были отвергнуты по разным причинам. У кого-то не было актерского мастерства (Ребекка Гейбл), чья-то внешность не подходила под виденье режиссера (Лиа Монтелонго), а кто-то, как Джон Пэрриш, просто был низкорослым.

Пол Андерсон в молодости

К участию в фильме пытались привлечь именитых актеров. Кэмерон Диас (Cameron Diaz) дала согласие на роль Сони Блэйд и усиленно готовилась, но перед началом съемок сломала запястье. Жан-Клод Ван Дамм (Jean-Claude Van Damme) отказался играть в фильме, поскольку уже заключил контракт на съемки в фильме Street Fighter, по одноименной игре.

Неожиданно, но отсутствие именитых актеров никак не испортило, а даже улучшило фильм — новые лица понравились зрителям. Причем боевыми искусствами владела только половина актерского состава — так распланировали сцены. Посмотреть на то, как проходили съемки, вы можете в этом ролике на русском языке:

Среди профессионалов можем отметить Франсуа Петита (Francois Petit), исполнившего роль Саб-Зиро, обладателя черного пояса по джиу-джитсу, карате и дзюдо.

Изначально он должен был найти актеров, разбирающихся в боевых искусствах — чем он и занимался, пока не выяснилось, что подходящих кандидатур на роль Саб-Зиро нет. Времени осталось мало, этот бой был первым среди записанных, так что Франсуа вызывался сыграть его самостоятельно.

Другой мастер боевых искусств — Робин Шу (Robin Shou), сыгравший Лю Кенга (главного персонажа франшизы), причем за эту роль с него сошло семь потов, в прямом смысле этого слова:

Я ходил на прослушивание семь раз: показывал свое мастерство и читал реплики всем, кто руководил процессом, даже боссам New Line. Они искали правильного актера с азиатской внешностью и не могли ошибиться. Мне было ужасно сложно.

Шанг Цунг в исполнении Кэри Тагава (Cary Tagawa) отлично передал образ этого персонажа — злобный колдун, с лицом, источающим угрозу, который хорошо разбирается в боевых искусствах (Тагава с детства изучал кэндо и карате).

Во время съемок актеры ломали друг другу ребра, выворачивали суставы, растягивали мышцы и нет-нет попадали во всю силу по оппоненту. Упор в целом был сделан на реалистичность — отсюда поездки в Тайланд, чтобы поставить бои на фоне натурных ландшафтов — и потому фильм понравился аудитории, несмотря на недостатки эффектов.

«Смертельной битве» удалось доказать — сделать качественный фильм по игре можно, и он даже может окупиться. Важность трудно переоценить — без этого успеха не было бы ни фильмов по «Обители зла», ни других попыток, вроде «Принца Персии», «Варкрафта» и «Кредо Убийцы».

Горо отказывается выходить из трейлера

Отдельная хохма связана с четырехруким шоканом Горо — куклой, созданной командой аниматоров.

Из-за размеров модели он был крайне неустойчив, а большое число управляющих контуров (две пары рук, положение головы, глаза, рот, брови и так далее) часто ломало всю модель.

Вот что вспоминал Пол Андерсон:

Частенько нам приходилось ждать, пока Горо починят, он был своего рода «капризной дивой» на площадке. Мы даже над ним подшучивали: «Горо отказывается выходить из трейлера» и мне пришлось применить весь свой талант, чтобы снять эту механическую громадину.

Во время боевых сцен куклой управляло от 13 до 16 человек — один командовал положением ног, другой рук, третий отвечал за стойку, четвертый направлял глаза и так далее. Из-за большого количества проводов было строго запрещено использовать при съемках любые водные декорации. Компании она обошлась в 1 000 000 $, 1/20 бюджета.

Впрочем, все расходы окупились сполна — фильм заработал 122 000 000 $, что для 1995 года вполне неплохо, и был достаточно лояльно принят целевой аудиторией, хоть и не оставил критиков в восторге.

Истребление Mortal Kombat

Работы над сиквелом начались в конце 1995 года, сразу после выхода оригинала, однако съемочная команда изменилась радикально.

Например, Пол Андерсон решил заняться другими проектами и сразу отказался от съемок сиквела. Странное решение, учитывая то, что в 1996-1997 годах франшиза была как никогда популярна — тут успех Mortal Kombat 2 и 3, а также отгремевший по США Mortal Kombat Live Tour, о котором мы писали в одной из прошлых статей. Позже Андерсон сожалел об этом, но что сделано, то сделано.

Раскруткой и маркетингом занималась компания Лоуренса Касаноффа и продюсеры решили, что в режиссерское кресло сядет Джон Леонетти (John Leonetti), оператор оригинального фильма и постановщик боевых сцен упомянутого выше «живого тура».

Стоит сказать, что популярность сыграла с фильмом злую шутку. New Line хоть и выделила на производство «Истребления» 30 000 000 $, но она также существенно сократила время съемок — студийные боссы хотели готовый фильм в октябре-ноябре 1997 года.

Производство стартовало в середине 1996 года и заняло всего четыре месяца, что явно недостаточно учитывая количество персонажей (больше двух десятков) и локаций съемок — Уэльс, Иордания, Израиль и Тайланд (где команда провела десять дней).

Неудивительно, что в таком темпе съемочная команда просто не могла снять всё на одном уровне либо переснять плохо получившиеся моменты — отсюда и скачки качества постановки сцен, отмеченные многими критиками.

Режиссер Джон Леонетти ошибся, когда решил использовать спецэффекты и пресловутый «зеленый экран» во множестве сцен и для исправления косяков, вместо анимированных моделей и проработанных сцен с живыми актерами.

Когда «Истребление» вышло на видеокассетах, фанаты устали пересчитывать повторно использованные кадры, снятые с другого ракурса, элементы страховки и торчащие руки съемочной команды.

Не забывайте, что CGI в то время стоил очень дорого и обеспечивал посредственное качество — та же четырехрукая Шива выглядела неестественно и местами «криво».

Изначально планировалось, что с ней будет 3 крутых сцены (в одной Шива должна была драться одновременно с Рейденом и Лю Кенгом), однако все это вырезали — бюджета едва хватило на простейшую анимацию.

Другая ошибка — это переусложненный сценарий. Если оригинальный фильм был задуман как микс сюжета первых двух игр, то новая картина была посвящена вторжению Шао Кана на Землю из Mortal Kombat 3 с элементами Ultimate Edition — то есть большим числом участников.

Официально в фильме 30 актеров, из них 25 — дерущиеся друг с другом или мелькающие на вторых планах бойцы. Сценаристы хотели как можно больше боев между ними, а то и команды из нескольких героев в одном бою. Все это на фоне раскрывающегося сюжета о вторжении на Землю.

Не напоминает ли это пресловутых «Мстителей»? Вполне, только у New Line, Threshold или Midway не было таких возможностей — они появились только через 20 лет и только при тщательном планировании всей франшизы.

Мы вырезали очень многое из фильма, а то, что осталось… было снято не так, как следовало. Итоговый результат я не могу назвать финальным вариантом картины.

Оригинальный актерский состав почти полностью обновился — и далеко не в лучшую сторону. Так, фанаты очень огорчились, что Рейдена играет другой актер, вместо идеально вошедшего в эту роль Кристофера Ламберта (Christopher Lambert). Из старых персонажей были только Робин Шу (Robin Shou), Лю Кенг, а также Талиса Сото (Talisa Soto) в роли принцессы Китаны.

Некоторых фанатов взбесило то, что сюжет «Истребления» сильно расходился с каноничными играми — так, Шиннок оказывался отцом Шао Кана и Рэйдена и требовал от последнего предать землян.

Среди двух десятков новых актеров только половина владела боевыми искусствами и достаточным актерским мастерством. Единственным персонажем, кто идеально вжился в свою роль, фанаты признали Шао Кана в исполнении Брайана Томпсона (Brian Thompson).

Мало этого — только основных персонажей, вроде Джакса, Саб-Зиро, Ночного Волка, Милины и Скорпиона более-менее проработали, раскрыли их суть в сюжете, а все второстепенные незнакомому с Mortal Kombat зрителю казались «ноунеймами», добавленными только ради пафоса.

Не стоит думать, что всё испортили коварные продюсеры — Бун и Тобиас курировали работу от Midway, и еще три сценариста пытались придать фильму рабочую концепцию. Но, не получилось.

Неудивительно, что проект с подобным размахом провалился — картина заработала чуть больше 51 000 000 долларов. Даже Эд Бун впоследствии признавал, что лучше выбросить телевизор, чем смотреть «Истребление».

По некоторым данным, в New Line были осведомлены о проблемах фильма, но решили не устраивать пересъемки, поскольку были уверены — зрители неизбежно посмотрят фильм благодаря популярности игр.

К провальным можем отнести малоизвестный фильм «Федерация боевых искусств» (Mortal Kombat: Federation of Martial Arts), в котором участвовали некоторые актеры оригинального фильма, «Истребления» и сериала «Завоевание». Он вышел только на видео, состоял из одни только драк и был своего рода дополнением к третьей части.

Стихия положила конец киновселенной Mortal Kombat

Несмотря на провал «Истребления» в прокате, New Line Cinema удалось отбить вложения за счет выхода фильма на DVD. Студия сохранила права на киновселенную и планировала продолжение с новыми героями на более высоком уровне либо перезапуск.

Дело в том, что подход продюсеров несколько раз менялся — сначала было заявлено именно о третьем фильме (Mortal Kombat 3), потом сценарий был переписан и рабочее название ленты сменилось на «Разрушение» (Mortal Kombat: Destruction). Сценарием лично занимался Лоуренс Касанофф.

Поскольку сценарий переписывался несколько раз, невозможно точно сказать, что зритель увидел бы в «Разрушении». Однако фильм точно находился в производстве и вот почему.

Все закончилось в августе 2005 года, когда ураган Катрина (самый разрушительный ураган в истории США), уничтожил большую часть съемочных площадок и локаций, планировавшихся для основных съемок ленты. А её выход на большие экраны был намечен на 2006 год. Это стало официальным концом киновселенной.

Сериалы по Mortal Kombat

Немаловажно вспомнить сериалы по Mortal Kombat. Первый назывался Mortal Kombat: Defenders of the Realm, являлся анимацией среднего уровня и получил 13 эпизодов, вышедших с сентября по декабрь 1996 года.

Зрители увидели персонажей из двух фильмов, большая часть из них была в знакомых образах, однако сюжет напоминал Mortal Kombat 3 с существенными изменениями.

«Защитники Земли» создавались с целью противостоять сериалу по Street Fighter, и были негативно приняты фанатами и критиками — персонажи в основном шутили и разговаривали, а насилия на экране практически не было.

Второй сериал назывался Mortal Kombat: Сonquest и выходил с 1998 по 1999 год, в рамках одного сезона из 22 эпизодов. «Завоевание» также транслировался в России. Это был полноценный сериал, с людьми в главных ролях и упором на реалистичные боевые сцены.

Главными героями были Рэйден, Кунг Лао, Шао Кан, Шанг Цунг и пара новых персонажей — воровка Таже и телохранитель Сиро. Сюжет был посвящен Великому Кунг Лао, который обучал новых воинов (в их числе были как новые, так и старые персонажи) боевым искусствам, а злодеи пытались ему помешать.

Продюсеры учли всю критику и выдали хороший сериал, понравившийся большинству фанатов. Но, по словам одного из сотрудников съемочной команды, сериал перерасходовал бюджет почти на каждую серию, поэтому он был отменен, хотя и не сразу.

Масла в огонь подбавило то, что «Завоевание» изначально планировали на два сезона, и в конце второго мы бы увидели кульминацию сериального сюжета и эпическую драку. Тем самым ожидания фанатов не оправдались.

Дефибрилляция Mortal Kombat

Следующая попытка вернуть «Смертельную битву» на большие экраны случилась только через 10 лет — в 2010 году. Речь о короткометражке «Перерождение» (всего 8 минут!) и сериале «Наследние» из 19 эпизодов примерно по 8-10 минут каждый.

В то время права на Mortal Kombat принадлежали Warner Bros. (как это случилось, мы расскажем в скором времени), поэтому режиссер Кевин Танчароен (Kevin Tancharoen) по собственной инициативе и за свои деньги снял достаточно неплохую короткометражку (доступна на русском языке):

Режиссер отказался от всех сверхъестественных элементов и любых упоминаний миров за пределами Земли. В его интерпретации смертельная битва — простой турнир, в котором наемный убийца Хандзо Хасаси должен убить Рептилию и Бараку, чтобы добраться до Саб-Зиро. Все это во время турнира по боевым искусствам, организованным Шанг Цунгом. В ленте есть Скорпион, Джонни Кейдж и Соня Блэйд.

Вот как ленту прокомментировал Эд Бун:

<!--CitataBegin-->Я думаю, это потрясающе. Супер-высокое качество производства! Я был удивлен, как и все остальные — не знал, что кто-то снимает короткий метр, и узнал, когда мне его показали. Фильм полностью отличается от канона и, видимо, авторы перешли черту. Однако у них может быть свое виденье.— прокомментировал провал Касанофф

Но вернемся к Танчароену. Короткий метр он снял специально для Warner Bros., имея готовый сценарий большого фильма и желая получить 40-50 миллионов долларов бюджета. Однако кинокомпания решительно отказалась финансировать новую картину, по некоторым данным — из-за подготовки к перезапуску киновселенной своими силами.

Танчароену разрешили сделать официальный мини-сериал «Наследие» с многочисленными персонажами Mortal Kombat. Всего было выпущено два сезона, в 11-12 годах — их можно найти на YouTube.

Что касается Эда Буна, то он, как создатель франшизы, переговорил с Кевином и был приятно удивлен его энтузиазмом и принял некоторое участие в продюсировании веб-сериала, заставив придерживаться канона, но позволив режиссеру добавить свои идеи.

Во время производства авторы сериала оказались перед сложной дилеммой. Небольшой бюджет не позволил тратить деньги на создание фантастических миров и крутых визуальных эффектов, но их нужно было добавить. В то же время фанаты требовали сохранить упор на реализм «Наследия» и не добавлять ничего другого.

Танчароен преследовал свои цели — уговорить Warner Bros. на полноценный фильм и покинул команду в октябре 2013 года из-за отсутствия прогресса в переговорах. Разговоры о третьем сезоне «Наследия» велись, но не более того.

Ждать ли возвращения Mortal Kombat?

И в завершение нашего экскурса в историю несколько строк о будущем киновселенной «Смертельной битвы». Новостей о перезапуске или продолжении франшизы не было слышно до 2016 года. Тогда стало ясно, что Warner Bros. не бросила идею снять новый фильм.

И вот, когда этот материал уже готовился к публикации, пришли интересные новости! Было объявлено, что новый фильм по знаменитой франшизе действительно в разработке и снимут его в конце этого года. Учитывая, что на пост-продакшн может уйти от полугода до года, уже в конце 2020 мы можем увидеть эту ленту на больших экранах!

Продюсерирует ленту Джеймс Ван (James Wan), известный «Астралом» и «Акваменом», а режиссером назначен Саймон МакКуэйд (Simon McQuoid), для которого «Смертельная битва» станет дебютом в большом кино. Съемки пройдут в Аделаиде, Австралия, но часть сцен наверняка сделают в помещениях.

Вот что заявил Ван по случаю:

Австралия идеально подойдет для этого фантастического боевика, с её живописной природой. Я счастлив, что привез сюда еще одно шоу, особенно после успеха «Аквамена».

На этом все. Благодарим за терпение и хотим узнать в комментариях — а какие фильмы или сериалы по Mortal Kombat смотрели вы? Что вам понравилось, а что — нет?

Комментарии 1