Resident Evil 2 обошла в рейтинге Apex Legends — разбираемся, почему

На этой неделе в сети появились сразу две примечательные новости. Первая касается успешного старта продаж Star Wars Jedi: Fallen Order (нашу рецензию ищите здесь), а вторая рассказывает о 15 наиболее высоко оцененных играх этого года. Сюрприз: первое место в списке заняла классическая синглплеерная игра — ремейк легендарной Resident Evil 2. А расхваливаемая на каждом углу Apex Legends не вошла даже в первую пятерку и — сверх того — схлопотала пять баллов от рядовых пользователей Metacritic. Разбираемся, почему так вышло.

Но начать все же стоит со Star Wars. Итак, по информации Electronic Arts, «Павший орден» стал самой быстро продаваемой игрой по «Звездным войнам» в цифровом формате. Второй рекорд касается компьютерной версии Fallen Order: приключенческий экшен от Respawn Entertainment показал самые высокие стартовые продажи среди всех проектов EA во вселенной SW на PC. Между тем сейчас средняя оценка Fallen Order на агрегаторе оценок Metacritic составляет 82 балла из 100 возможных. Но то мнение профессиональных критиков. А что игроки? И вот здесь начинается самое захватывающее: впервые за долгое время мнение простых пользователей не разошлось с журналистами профильных изданий — геймеры ставят новинке сплошь восьмерки и девятки.

А теперь давайте вернемся ко второй новости. Первое, что вызывает удивление — это сами игры в подборке. В списке практически отсутствуют сервисы — нет даже привычной всем FIFA. Зато в ней нашлось место для откровенно хардкорных, нишевых вещей, вроде Disco Elysium. Полная версия ТОПа из 15 позиций выглядит следующим образом.

  1. Resident Evil 2 (92)
  2. Sekiro: Shadows Die Twice (91)
  3. Final Fantasy XIV: Shadowbringers (91)
  4. Monster Hunter: World — Iceborne (90)
  5. Disco Elysium (90)
  6. F1 2019 (89)
  7. Devil May Cry 5 (89)
  8. Fire Emblem: Three Houses (89)
  9. Slay the Spire (89)
  10. Apex Legends (89)
  11. Asgard’s Wrath (88)
  12. Super Mario Maker 2 (88)
  13. Baba is You (87)
  14. The Legend of Zelda: Link’s Awakening (87)
  15. Astral Chain (87)

Слэшер, классические гонки, тактическая ролевая игра, паззл, соулс-лайк от авторов самой Dark Souls, ремейк культового ужастика из девяностых, хардкорный экшен от Platinum Games, обновленная The Legend of Zelda для Game Boy — все это старые, классические и проверенные временем форматы. Единственная игра из списка, которую без зазрения совести можно назвать «современной, стильной, модной, молодежной» — это Apex Legends.

Но вот беда: восходящая звезда сервисов от Electronic Arts получила от игроков 5,9 балла из 10 возможных. А не попавшие в этот список FIFA 20 и Anthem 1,1 балла и 3,4 балла соответственно. И разгромные отзывы — десятки, сотни, тысячи. На разных площадках. Порой эти отклики сверхэмоциональны, но чаще покупатели просто недоумевают, почему издатели держат их за идиотов, раз за разом подсовывая жвачку, которая к тому же порой категорически не хочет работать в первые месяцы после релиза.

Порой доходит до смешного. Один из лучших сервисов этого года — The Division 2 от Ubisoft — едва наскреб семь баллов от пользователей, в то время как ремейк игры 1998 года в версии для PS4 сумел подобраться вплотную к планке в девять баллов из десяти возможных. Парадокс? Отнюдь! Если внимательно проанализировать данные, то выяснится, что пользователи Metacritic ставят стабильно-хорошие оценки практически всем классическим однопользовательским проектам, в то время как «стильно-модно-молодежные» попытки перевернуть индустрию вверх дном не встречают отклика со стороны хардкорной аудитории.

В этом смысле опубликованный список — лакмусовая бумажка, которая лишний раз доказывает, насколько консервативна современная аудитория видеоигр. Даже зажатые тисками форматов журналисты и те ставят на ступеньку выше игры, которые созданы по традиционным лекалам. Привычные — теплые и ламповые, если угодно. Кто-то, конечно, может возразить — как так, в этом ТОПе ведь дополнения для Monster Hunter и Final Fantasy XIV присутствуют, а ведь они и мультиплеер, и почти что даже сервис.

Однако правда состоит в том, что и FF XIV, и MH — это в первую очередь новые части популярных в прошлом сериалов. Та же Monster Hunter уходит корнями в эпоху PlayStation 2, а первые попытки сделать онлайновую Final Fantasy Square Enix предприняла в те же времена. То есть, они онлайновые, да, но во многом консервативны — следовательно, интересный действительно заинтересованной в видеоиграх аудитории.

Можно также заявить, что оценки пользователей нельзя считать показателем качества — дескать, нули и единицы ставят хейтеры, дабы снизить общий рейтинг проекта на Metacritic. И это действительно правда. Но задумайтесь: раз некоторая категория пользователей целенаправленно топит предложение компании «А», то для этого есть причина, причем далеко не всегда фанбойская. Крайняя цифра — 0 или 10 — это всегда проявление сильной эмоции, неважно, положительной или негативной. И в этом аспекте нули да единицы великолепно демонстрируют настроение внутри комьюнити. И настроения эти очевидно консервативны.

А теперь вернемся к Fallen Order. Если внимательно посмотреть на отзывы критиков и игроков, то можно без труда вывести вот какую константу: Respawn сделала просто… хорошую, классическую игру без микротранзакций и прочих веяний нового времени. И журналисты, и геймеры отмечают: новой Star Wars далеко до статуса шедевра на все времена, однако на фоне всего того, что происходит с приключенческим жанром и индустрией в целом, «Павший орден» держится молодцом.

Понимаете? Игру, которая ровно одно поколения назад вероятнее всего назвали бы проходняком, сегодня поднимают на щит просто из-за того, что она не пытается обвести вокруг пальца геймеров. Не манит липовым сетевым режимом, раздутой в угоду донату системой бонусов и попытками сделать MMO в оффлайне. Respawn молодцы, но не из-за того, что смастерили жанровое откровение, а просто потому, что не дают этому жанру помереть. Просто фантастика!

А еще — очевидное противоречие между издателями, журналистами и конечными потребителями. Издатели хотят удлинить хвост продаж и потому заказывают все больше сервисов у подшефных студий, журналисты вынуждены ориентироваться на серую массу, которая в эти сервисы играет, а наиболее преданная аудитория фанатов видеоигр — раз за разом обрушивает Metacritic. Просто потому, что не готова и не хочет жить в мире, в котором видеоигры выродились в бесформенное сетевое развлекалово с механиками, заточенными под не самых умных подростков. Да еще и требующее заплатить за что-то сверх уже отданных 60 баксов.

***

Вот и получается, что крупные компании живут в разных мирах с core-аудиторией игровой индустрии. Люди на местах консервативны и не готовы/не собираются подстраиваться под изменчивый мир. Они, например, сильно вряд ли купят консоль без возможности запускать на ней игры с дисков. Вместе с тем издатели и платформодержатели прут на полной мощи в сторону поколения Z. И, увы, пока это противоречие просто не решить. Остается лишь Metacritic обваливать да всяких хлам игнорировать.

+2
Комментарии 5