ТОПы и подборки Мертвые жанры: насколько игровая индустрия изменилась за последние двадцать лет?

Мертвые жанры: насколько игровая индустрия изменилась за последние двадцать лет?

gotDvamp
Читать в полной версии

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, насколько сильно изменилась игровая индустрия за последние двадцать лет? Какие жанры появились? А какие ушли в небытие? Мы — задумались. И результат этих размышлений привел в оторопь. Выяснилось, что буквально под носом у хардкорной аудитории произошло самое настоящее вымирание. Традиционные видеоигры сегодня — это динозавры, а мы — очень может быть, последнее поколение, которое застало интерактивные развлечения в их исконной форме.

Человеческое сознание устроено таким образом, что оно совершенно не замечает течения времени. Мы можем десятилетиями жить в одном и том же городе, ходить по улицам и лишь потом, глядя на архивные фотографии, осознать, насколько сильно все кругом изменилось. С видеоиграми история схожа. Когда год за годом следишь за новинками индустрии, просто перестаешь обращать внимания на мелочи. Что платформеров, например, год от года становится все меньше, а последняя игра про скейтбординг появилась в продаже несколько лет назад и была, говоря по правде, тем еще куском дерьма.

Но стоит только посмотреть на список релизов осознанно, чтобы прийти в ужас от ситуации на рынке. Какие традиционные жанры еще на плаву? Шутеры, RPG и Action/RPG в стиле Dark Souls, спортивные симуляторы, боевики от третьего лица в открытом мире. А нетрадиционные? MOBA, «Королевские битвы», F2P MMORPG, игры-сервисы. Говоря откровенно, совсем негусто. Остальные жанры либо влачат жалкое существование, либо попросту вымерли. В рамках этого материала мы не будем анализировать, почему так произошло. Важно другое. Современный геймер, который только начинает увлекаться интерактивными развлечениями, не увидит всего того, что видели его более опытные коллеги. И вот вопросу, что именно он упустит, мы и посвятим наш сегодняшний материал.

Стратегии в реальном времени

Неделю назад автор этих строк написал полную недовольства колонку о выступлении Microsoft на собственном фестивале Inside Xbox. Если говорить кратко, мысль проста: американцы представили слишком много инди и почти не говорили о традиционных играх. Однако в одном «зеленых» упрекнуть уж точно нельзя: Microsoft — одна из немногих корпораций, которая сегодня поддерживает практически вымерший жанр стратегий в реальном времени.

Золотой век RTS начался в девяностые годы. Starcraft, Warcraft, Command & Conquer, Total Annihilation, Z, Supreme Commander, Ground Control — одних только звездных названий наберется на целый абзац. Сегодня — увы — ситуация совсем иная. RTS разрабатывают либо небольшие студии (фактически речь идет об инди), либо компании, что сумели удержаться на плаву вопреки всем индустриальным трендам и имеющие за спиной финансовую подушку безопасности от заинтересованных издательств. А их с каждым годом становится все меньше. Вот и получается, что Microsoft с ее Halo Wars 2 и Age of Empires IV — последние из Могикан. Люди, готовые рисковать и вкладывать деньги в фактически мертвый жанр. Причем не в ремастеры, а полноценные сиквелы. А это еще большая редкость.

Аркадные гонки

Буквально десять-пятнадцать лет назад жанр аркадных гонок считался одним из самых популярных среди консольных геймеров. Свежие релизы случались едва ли не каждый месяц, а продажи — уверенно ползли вверх. Геймеры готовы были покупать не только Need for Speed или Burnout, но обращали внимание на Motorstorm, Pure, продолжение Stuntman, FlatOut, Sega Rally, Blur, Project Gotham Racing — примеров огромное множество.

Однако с приходом на рынок PlayStation 4 и Xbox One ситуация изменилась самым кардинальным образом, и сегодня найти годную аркадную гонку настолько же сложно, насколько заставить Electronic Arts вложиться в изометрическую RPG. То есть, конечно, в теории возможно и это, но на практике куда как чаще в качестве спонсоров выступают обычные пользователи. То же самое происходит в мире аркадных гонок. Новинок выходит минимум, а по-настоящему больших проектов, с бюджетом и хорошей технической базой, — единицы. Вот и приходится в этом сезоне очень средней Need for Speed Heat (наша рецензия здесь) отдуваться за себя и за того парня. Альтернатив потому что толковых нет.

Экстремальные спортивные симуляторы

Снегоходы, уличный футбол и баскетбол, байки, сноубординг и скейтбординг — вот лишь краткий список увлечений, который может быть положен в основу интересной видеоигры. Когда-то так оно и было. В нашей колонке про забытые игры Electronic Arts мы отмечали, что американцы еще поколение назад махнули рукой на такие успешные серии как Skate и SSX. Однако так поступила не только EA.

В нынешнем поколении почти невозможно найти что-нибудь стоящего в жанре экстремального или уличного спорта. Да, в FIFA 20 (наша рецензия здесь) появился режим уличного футбола, но он — давайте честно — лишь капля в море видеоигр. А ведь еще совсем недавно и Skate, и SSX, и линейка Pro Skater пользовались бешеной популярностью. Ныне все это порядком забыто не только разработчиками, но — судя по всему — самими геймерами. А жаль. Уличный баскетбол все же интереснее своей спортивной версии, а годный симулятор скейтбординга способен развлечь ничуть не хуже очередного выпуска UFC от EA.

Платформеры

Будучи когда-то самым популярным консольным жанром, сегодня платформеры переживают далеко не лучшие времена. Хороших трехмерных игр выходит чертовски мало, а 2D-нишу плотно оккупировали трехкопеечные инди, которые к настоящим платформерам зачастую имеют не больше отношения, чем слон — к жирафу. Да, безусловно, библиотека PlayStation 4 может похвастаться ремейком Ratchet & Clank, а Rayman Origins и Rayman Legends не появились только на тостерах, но…

Давайте честно. Сегодня жанр целиком и полностью держится стараниями энтузиастов, большая часть которых... работает в Nintendo. На системах других компаний хорошие платформеры выходят крайне редко. Cuphead не в счет: во-первых, эта игра исключение из правил, а во-вторых, она — инди, которая чудом добралась до релиза.

Рельсовые шутеры

Помните, как классно было стрелять по живым мертвецам в House of the Dead 2? Или ликвидировать бандитов в Virtua Cop. А еще бороться с террористами в Silent Scope. Рельсовые шутеры пришли на консоли и PC с аркадных автоматов, успели обрасти преданной аудиторией поклонников и… фактически канули в небытие уже в эпоху PlayStation 3 и Xbox 360. Шоу окончено — драмы не будет.

Сегодня о жанре рельсовых шутеров помнят только харкдорные геймеры, которые начали свое знакомство с миром виртуальных развлечений как минимум пятнадцать лет назад. Разумеется, и среди новичков найдутся увлеченные историей умы, но… Проблема-то в том, что ничего нового и высокобюджетного не выходит. Если, конечно, не считать The Typing of Dead: Overkill. Но и она — лишь бледная тень своего именитого предка.

Хорроры

Один из самых спорных пунктов нашего текста. Дело в том, что интерактивные ужастики сугубо формально и не думали погибать. Совсем недавно Capcom выпустила ремейк Resident Evil 2. The Evil Within 2 в 2017 году собрала хорошую прессу. Да и Alien: Isolation заставила геймеров не на шутку бояться одного, но очень злобного и непредсказуемого противника.

Однако давайте смотреть правде в глаза. Классических хорроров выходит до обидного мало. Да, жанр худо-бедно держится за счет нескольких команд, но поток качественных ужастиков, которые захлестнул все платформы в нулевые, сегодня превратился в тоненькую струйку. Где сиквел Siren: Blood Curse? Почему ничего не слышно о Silent Hill? Какого лешего разработчики махнули рукой на Fatal Frame? И ведь мы только крупные серии назвали. Могли, например, вспомнит Cold Fear или Haunting Ground. Или цикл Clock Tower. В любом случае, с хоррорами сейчас все плохо — пациент скорее мертв, чем жив.

Аркадные военные симуляторы

В девяностые и нулевые особой популярностью среди геймеров пользовались так называемые «аркадные военные симуляторы». Яркий пример таких видеоигр — серия Ace Combat и линейка Strike (Jungle Strike, Desert Strike и.т.д.). Собственно, от больших собратьев эти аркады отличались ставкой на зрелищность и экшен.

И вот ведь какое дело. Сугубо формально та же Ace Combat и не думала умирать. Но стоит посмотреть по сторонам и ничего, кроме Skies Unknown, не найдется. Конечно же, кто-то может вспомнить War Thunder. Она действительно плюс-минус о том же самом. Вот только «Тундра» — это условно-бесплатная мультиплеерная игра. А жанр ценят все же за классно поставленные одиночные миссии и кинематографичные ролики. Так что…

Одиночные сюжетные игры

Не жанр, но направление. Сегодня классические одиночные приключения на 8-15 часов переживают не самые лучшие времена. Фактически единственная компания, которая на полном серьезе поддерживает этот формат — Sony. Да и та все чаще смотрит в сторону игр с открытым миром. Разгадка проста: традиционные игры очень сложно монетизировать — будь они хоть шутером от третьего лица.

Мультиплеер, микротранзакции, ставка на количество контента в угоду его качеству. Все это практически не оставляет шанса на то, что тренд качнет в другую сторону, и мы получим поток хитов, сравнимый с таковым во времена PlayStation 3 и Xbox 360. Кстати, со слэшерами ситуация не сильно лучше. Сколько их народилось за отчетный период? Только чур не мухлевать и ремастеры не учитывать.

***

Вот и получается, что сегодняшняя индустрия — лишь бледная тень себя самой из прошлого. Технологии бегут вперед, картинку в некоторых играх уже сложно отличить от реальности, но ценой всему этому стала фактическая смерть многих жанров. Причем интересных не только гикам, но и массовой аудитории. Кому помешали симуляторы скейтбординга? Почему на хоррорах поставили жирный крест? Куда подевались крепкие сюжетные боевики от третьего лица? Какого лешего полки завалены играми с открытым миром без сценария как такового и со штампованным геймплеем? И куда нам столько «Королевских битв»? Увы, чем больше ты об этом задумываешься, тем явственнее понимаешь: зима близко. К счастью, снег рано или поздно растает. Главное, чтобы из-под белой пелены прорвались подснежники, а не всплыло что-нибудь пахучее.

Комментарии 6
Оставить комментарий
Nel
4 года
да очень изменилась , кто-то проявлял креатив а кто-то лутбоксы ввел
Ответить
4 года
Одна из лучших статей
Ответить
4 года
Railway шутеры, серьезно? Кто-то предпочтет тактическим перестрелкам с маломальским изучением локаций игру в тир по таймингу? Ну разве бояре, которым не гоже брать геймпад смердный в руки, но Dead Space: Extraction попробовать хочется. Кстати, эту игру затачивали изначально под Wii, туда этому жанру и дорога. А ради остальных жанров у нас есть юбики, которые пытались и спортивщиков Steep'ом накормить и The Crew для гонщиков выпустили и до сих пор искушают стратежников Anno 1800, кто бы что не говорил. Хорроры то мертвый жанр? Это после SOMA, при живых сериях Outlast, Layers of Fear, двух успешных релизов резика, нашедших аудиторию Friday the 13th и Dead by Daylight, новой The Blair Witch и тонне разномастной индюшатины? Это самый что ни на есть попсовый жанр. Индустрия меняется из-за решений крупных издателей, их отреченности от реальности, а раньше они сами подкупали талантливые команды.
Ответить
4 года
Ну рельсовые шутеры это в большей степени удел игровых автоматов
Ответить
4 года
Автор против прогресса ?
Не, ну серьёзно. World of Tank (и все его клоны) — чем тебе не аркадный военный симулятор ? Одиночные, да, стали неинтересны.
Платформеры. Они правда кому-то сейчас интересны ? Лично я в них играл до тех пор, пока не появились 3-D шутеры и стратегии. А в тетрис или 3 в ряд автор не играет ?
Насчёт хорроров не знаю, но спортгонки и экстремальные симмуляторы просто всем надоели. Вот что, на полном серьёзе сейчас могут предложить гонки, чего не было в 90х (начале 2000) кроме графики ?
Касаемо РТС — они выродились в МОВА и Тавер Дефенс. Да, большинство людей считает "ЭТО" стратегией. Кстати, МОВА — самый популярный на сегодняшний день жанр. А насчет "небольших студий" — Близзард заикалась о Starcraft III... если он кому нибудь окажется нужен.
Ответить
4 года
На счёт скейтов- прям в точку.
Ответить