Обзор Raft. Бриллиант среди выживалок
Недавно вышла полная версия Raft. Проект провёл в раннем доступе четыре года и собрал 157 тысяч отзывов — 93 процента из них положительные. На первый взгляд, герои занимаются привычными для жанра вещами вроде сбора хлама, строительства и готовки. Так чем же Raft так впечатлила геймеров? Заходите в статью и узнаете!
Что такое Raft?
Разработчики часто отправляют геймеров выживать в самые необычные места. Юморная Breathedge забрасывала героя в космос. Авторы шикарной Subnautica призывали исследовать дно океана. Крутая Valheim знакомила с таинственным скандинавским миром. В популярной V Rising мы и вовсе бегали по вампирскому миру и пили человеческую кровь. Трудно найти сеттинг, который авторы выживалок ещё не охватили.
Студия Redbeet Interactive тоже проявила оригинальность. Герои Raft оказывались посреди бескрайнего океана: под ногами маленький плот, суши на горизонте не видно, а из воды выглядывает акула, которая мечтает слопать бедолаг. Разве в таких условиях можно спастись? Да! Более того, герои могут превратить хлипкий плот в настоящую крепость и стать истинными хозяевами океана.
Но интересно ли в очередной раз собирать хлам, возводить укрепления и налаживать быт? Что ж, если выживалки вам не по душе, Raft вряд ли изменит мнение. Однако ценители жанра легко залипнут в релизную версию на сотню часов. В игре хватает минусов, однако атмосфера в ней просто невероятная.
А вы бы выжили, оказавшись на плоту посреди океана?
Сюжет
Поначалу может показаться, что в Raft нет сюжета. Стоит начать игру, как герой тут же появляется на маленьком плоте и приступает к выживанию. Однако, если присмотреться к деталям, выяснится, что авторы придумали прикольный лор.
События Raft разворачиваются в мире, который пережил апокалипсис. В 2020 году учёные заявили, что весь лёд на планете скоро растает — так и случилось. В итоге уровень воды поднялся, и от суши почти ничего не осталось. Люди пытались бежать в горы и из подручных материалов возводить там высокие постройки, но спастись удалось немногим.
По мере прохождения герои будут сталкиваться с последствиями катастрофы. Они найдут города, где население вымерло от голода, жажды и конфликтов. Прочитают душераздирающие записки об обитателях севшего на мель лайнера. Узнают о войнах, которые люди развязывали за редкие клочки суши. Копаться в трагедиях будущего любопытно.
Авторы Raft не пытались делать ставку на сюжет. В игре нет постановки, болтливых NPC и глубокомысленных диалогов — повествование подаётся через окружение и редкие записки. Такой подход отлично работает на атмосферу: он одновременно позволяет ощутить одиночество и единение с природой. Цивилизация уже погибла, а надежды толком нет — звучит страшно, но на деле эта ясность делает приключение безмятежным.
Геймплей
Raft — традиционный выживач, где нужно тоннами собирать всякий хлам и крафтить из него бесценное добро. Изначально под ногами героя совсем маленький плот, а в руках только крюк для ловли мусора. Однако при должном трудолюбии он может превратить хлипкую посудину в роскошный дом, где нет проблем ни с едой, ни с водой. Впрочем, до этого далеко.
На начальных стадиях о комфорте даже думать не стоит. Желудок героя урчит, а организм требует питьевой воды — с этим срочно нужно что-то делать. К счастью, по океану плавают горы мусора: собираем деревяшки, пластик, пальмовые листья и прочие ресурсы, а затем строим из них что-нибудь полезное. Например, очиститель для превращения солёной воды в дистиллированную и гриль, где можно запечь картошку или свёклу.
Затем герой смастерит инструменты вроде удочки и весла. Или сети, в которых полезный мусор будет собираться сам по себе. Или парус, позволяющий направить плот в нужном направлении. Да и якорь тоже пригодится — иначе на первой же остановке судно безвозвратно уплывёт. В общем, вариантов для крафта много, и каждый объект требует немало разнообразных ресурсов.
При этом требования постоянно растут. Если поначалу для комфортной жизни нужны пластик, дерево, песок и другие простые материалы, то со временем герою придётся возиться с болтами, микросхемами, батареями и прочими замороченными предметами. Добыча всего необходимого займёт немало времени, однако награда того стоит.
Как вам идея построить электрический очиститель воды? Он будет сам собирать солёную воду и делать её пригодной для питья. Учитывая, что в начале игры бедолага черпает воду стаканом и таскает её до примитивного очистителя, это серьёзный прогресс.
Ещё герою нужно следить, чтобы его не съели. Поблизости всегда плавает акула: периодически она пытается разломать плот или полакомиться несчастным, который нырнул в воду. А ведь нырять придётся — на дне полно ресурсов, которые нигде больше не добыть. К счастью, хищника можно отвлечь приманкой.
Акула будет кошмарить выживальщика на протяжении всей игры — она вообще не позволяет расслабиться. Стоит потерять концентрацию или не рассчитать время, как тварь тут же цапнет бедолагу. Ни в одной другой игре зубастый хищник не был таким опасным.
При этом тварь можно убить. Конечно, придётся постараться, но в результате герой получит акулью голову, много питательного мяса и мгновение покоя. Увы, скоро всё вернётся на круги своя — на смену погибшему монстру приплывёт новый.
Впрочем, в игре хватает и других врагов. Временами на пути встречаются большие острова: на них можно отыскать полезные ресурсы и еду, но также есть риск нарваться на неприятности. К примеру, из кустов может выбежать агрессивный кабан, или же трескун пролетит над головой и сбросит здоровенный камень.
Чтобы справиться со смертоносной фауной, придётся обзавестись хорошим оружием вроде мачете или лука. Стандартным деревянным копьём зверей не затыкаешь.
В итоге сбор ресурсов, крафт, исследование подводного мира и охота здорово развлекают. Raft постоянно бросает новые вызовы и награждает за прогресс. А ведь это ещё не все геймплейные фишки.
Одно из первых заданий — собрать приёмник и антенну. Техника будет принимать сигналы: именно они и поведут искателя приключений по сюжету. Странствие заведёт героя на радиовышку, в караванный городок и даже на огромный остров, по которому бродит недружелюбный робот-дворецкий. Только завидев незваного гостя, железяка помчится к нему, попросит успокоиться и ударит током — убедить противника, что вы и так держите себя в руках, не выйдет.
Исследование сюжетных мест заметно меняет геймплей. Например, охраняемый роботами остров Тангароа полон секретов, сейфов и головоломок. Заглянуть туда после долгого путешествия по воде приятно. Конечно, умереть на суше ещё проще, чем посреди океана, но лут того стоит.
Плюс через записки и дизайн Тангароа рассказывает любопытную историю. Это место было надеждой человечества, однако всё пошло не по плану: насекомые сжирали запасы еды, а люди с плавучих городов регулярно пытались проникнуть на остров, несмотря на нехватку мест. В итоге всё закончилось голодом, бунтом и падением города.
Впрочем, минусов в Raft тоже хватает. К примеру, в игре слишком скудная процедурная генерация. Стоит посетить пару несюжетных островов, как они перестанут удивлять. Суша может отличаться размером, фауной и парой фишек вроде запрятанных в пещере ценностей, однако в остальном всё идентично. В итоге исследовать острова утомляет.
Мир под водой тоже беден. Нельзя спрыгнуть с плота в любом месте и отыскать на дне хотя бы пару водорослей или камушков — скорее всего, перед глазами будет только песок. Подводных локаций с растениями, ракушками и прочим добром могло быть и побольше. Хотя иногда всё-таки натыкаешься на косяки рыб, проплывающего мимо кита или пару милых черепах. Жаль, что это редкость.
Плюс авторам не удалось реализовать механику волн и качки. Как только океан начинает штормить, игра превращается в кошмар. Разбросанный по воде мусор реагирует на непогоду неадекватно, плот нарушает все законы физики, а картинка при погружении героя на глубину искажается.
При этом геймплейных неудобств это не доставляет — накрывающие плот волны даже костёр не потушат. Вот только заниматься чем-то полезным становится невозможно, а технические недоработки тут же бросаются в глаза.
В остальном Raft — отличная игра, которая быстро затягивает и погружает в приятную медитативную атмосферу. Выживалка заслужила высокие оценки.
Визуал, системные требования и саунд
Технически Raft максимально проста. Текстуры кажутся мыльными даже на высоких настройках графики, модельки скудные, анимаций мало, мир не назвать разнообразным. Зато у художников было хорошее чувство стиля: луна красиво отражается в воде, океан временами завораживает, а предрассветным небом можно залюбоваться. В итоге визуал оставляет приятные впечатления.
Системные требования скромные. Чтобы запустить Raft, хватит простого PC с видеокартой серии GTX 700, процессором Intel Core i5 на 2.6 ГГц и 6 Гб оперативной памяти.
А вот с оптимизацией всё неважно. Я проходил игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, процессором AMD Ryzen 5-3550H и 16 Гб оперативки — этого хватило, чтобы поднять настройки до «высоких», но просадки регулярно мешали геймплею. На компьютере с GTX 1070 и процессором Intel i7-7700 ситуация повторилась.
Зато саунд в игре отменный. Композиторы написали шикарные фоновые треки, которые создают медитативный настрой и помогают почувствовать себя частичкой игрового мира. Янник Шмидт (Jannik Schmidt) и правда сотворил музыкальное чудо — послушайте сами.
***
Raft — отличный подарок для любителей выживалок. В игре есть технические проблемы, да и процедурная генерация хромает, однако геймплей и атмосфера достаточно хороши, на шероховатости можно закрыть глаза. Если любите крафтить, строить и исследовать мир, обратите на Raft внимание.
Как вам Raft?
-
Симулятор выживания на плоту Raft вышел в раннем доступе Steam
-
30 лучших игр про выживание на PC
-
Где взять наживку для рыбалки в Raft. Как получить прессованный мусор и создать устройство для переработки
-
На ПК вышла полная версия песочницы Raft, которая уже получила 150 тысяч отзывов и рейтинг 93%
-
Где найти титан в Raft. Как изготовить опреснитель, бак, зарядное устройство и большое хранилище