Cyberpunk 2077 убьёт CD Projekt RED? Вспоминаем игры, которые едва не утопили Bethesda, Blizzard, Bioware и другие любимые студии

Ещё десять дней назад никто и подумать не мог, что релиз Cyberpunk 2077 пройдёт с таким скандалом, а CD Projekt RED из всенародной любимицы превратится чуть ли не в корпорацию зла, которая с трудом отбивается от множества нападок со всех сторон. Но поляки не первыми и не последними вляпались в такую передрягу. Именно об игровых компаниях, которые однажды молниеносно растеряли свою репутацию, мы и поговорим сегодня.

Bethesda и Fallout 76

Одно время Bethesda считалась чуть ли не лучом света в тёмном царстве геймдева. Пока бал правили мультиплеерные сессионки с лутбоксами, «Тодд Говард (Todd Howard) и Ко» преподносили аудитории такие игры, как The Evil Within 2, Dishonored 2, Wolfenstein II: The New Colossus и Doom. Компания даже запустила хэштег #SavePlayer1 в поддержку одиночных проектов.

Вот только большинство этих игр либо еле-еле окупились, либо и вовсе провалились. За первый месяц с момента релиза Wolfenstein II: The New Colossus разошлась тиражом всего в 550 тысяч копий, а The Evil Within 2 — в 227 тысяч. Для таких дорогих и высоко оценённых проектов это очень скромно.

Конечно же, Bethesda нужно было «больше золота», поэтому она и решила взяться за мультиплеерную Fallout 76. Каждый любитель постапокалипсиса с нетерпением её ждал, хотя некоторые моменты, вроде полного отсутствия NPC, немного настораживали. Однако все мы помним, каким кошмаром обернулся релиз.

Проблемы были, наверное, во всём: баги не только причиняли мелкие неудобства, но и могли сломать прохождение, сервера постоянно обваливались, мир был пустым и неинтересным — игрока никто не развлекал, и ему самому разлечься не удавалось. А ещё, например, Bethesda гордо презентовала коллекционные издания с красивыми холщовыми сумками. Именно их дарили блогерам и журналистам, но обычным игрокам достался дешёвый нейлон.

Нетрудно догадаться, что на старте проект получил крайне отрицательные отзывы, а физические копии в розничных магазинах чуть ли не подкладывали в пакет с уже оплаченными товарами, лишь бы поскорее от них избавиться. Казалось, что из такой передряги издателю уже не выбраться.

Однако Bethesda собрала волю в кулак и начала кропотливо править баги, устранять проблемы с серверами, а главное — наполнять игру контентом. Удивительно, но уже спустя год игроки начали возвращаться в Fallout 76, а оценки медленно, но всё же поползли вверх. Сегодня в Steam можно лицезреть «в основном положительные» отзывы от игроков.

Быть может, Fallout 76 и была одной из самых провальных игр в истории компании, но это давно пройденный этап. Bethesda и после допускала промахи, однако релиз Doom Eternal и анонс новой The Elder Scrolls вернули ей доверие игроков.

Electronic Arts и Star Wars Battlefront 2

Если CD Projekt RED развязала чуть ли не гражданскую интернет-войну между поклонниками Cyberpunk 2077 и теми, кто называет игру «обманом века», то Electronic Arts начала другую — «первую лутбоксовую». Вот только абсолютно все игроки там были на одной стороне.

От Star Wars Battlefront 2 ждали захватывающий мультиплеер и любопытную сюжетную кампанию за Империю, однако игра провалилась по всем фронтам. Если за несуразную сюжетку, где наш якобы злодей быстро перебегает на светлую сторону, EA особо не ругали, то мультиплеер ждал настоящий разгром.

Причиной стали лутбоксы, которые самым неприличным образом усиливали персонажей тех, кто был готов за это платить. И мы говорим, не о free-to-play, а о проекте за фуллпрайс! А чтобы разблокировать Дарта Вейдера или других легендарных персонажей, приходилось неистово гриндить несколько десятков часов. Шум стал таким громким, что в ситуацию даже вмешалась Disney, которую не устраивала такая антиреклама франшизы перед выходом «Последних Джедаев».

К счастью, крестовый поход геймеров завершился победоносно. Сегодня Star Wars Battlefront 2 представляет собой совсем другую игру, и проводить в ней время можно с удовольствием. Лутбоксы исключительно косметические, контента в разы больше, прокачка идёт быстрее. Electronic Arts удалось сделать отличный проект по «Звёздным войнам».

Вот только одно удачное действие не отменяет множества неудачных: EA продолжает продавать одни и те же спортсимы из года в год и кормить геймеров неудачными ремастерами, которые на деле ничем не отличаются от оригиналов (кроме, разве что, цены).

BioWare и Mass Effect: Andromeda с Anthem

BioWare до сих пор принято считать авторами лучших RPG на свете, вот только удачных проектов у студии не было уже лет восемь. В 2012 году вышла пусть эпичная, но крайне неоднозначно принятая фанатами Mass Effect 3, а в 2014 состоялся релиз Dragon Age: Inquisition, которая хоть и стала игрой года по версии The Game Awards, но разочаровала множество фанатов скучной боёвкой, гриндом и примитивными побочными квестами.

Спасение мира — это важно, но и про семена для огорода не забывайте

Однако настоящее погружение на дно началось с Mass Effect: Andromeda. Пока все от смеха хватались за животы, глядя на лицевую анимацию, игра старательно прятала более фундаментальные проблемы. В Andromeda было ещё больше гринда, чем в Dragon Age: Inquisition. Ни герои, ни злодеи не были проработанными личностями. Большинство квестов сводились к банальным «подай — принеси — убей». Многочисленные баги усиливали ощущение тщетности бытия.

Быть может, игру без Mass Effect в названии и не ждал бы такой разгром, но речь всё же шла о любимой миллионами франшизе. К 2020 году Andromeda вылечила большую часть своих болячек, но так и осталась проектом, в который не хочется играть.

Страдание по Станиславскому

Несмотря на критику, аудитория ещё помнила ту самую BioWare, что подарила нам первые Mass Effect, Knights of the Old Republic, Neverwinter Nights и другие крутые вещи. Все надеялись на успешный следующий проект разработчиков. Однако реальностью стала Anthem.

Концепция игры выглядела привлекательно, но реальность в очередной раз жёстко осадила геймеров. Anthem по традиции вышла забагованной, а некоторые жаловались, что она и вовсе сломала их консоли. Игре катастрофически не хватало контента, толковой стрельбы и нормальных квестов, а сюжетным заданиям позавидовали бы даже корейские гриндилки.

Как вам, например, миссия, где игроку необходимо открыть четыре гробницы? Двери распахнутся лишь при выполнении, так скажем, испытаний вроде «убейте пятьдесят врагов в ближнем бою», «убейте тридцать врагов, используя комбинации стихий» и «соберите десять секретных предметов». В какой-то момент хотелось просто снести Anthem с жёсткого диска и никогда о ней не вспоминать. Да и сейчас игра выглядит вполне работоспособной, но всё такой же унылой.

Ну ничего, впереди BioWare ждёт ещё парочка «последних шансов», ведь на The Game Awards анонсировали сиквелы Dragon Age и Mass Effect. Вот только новых неудач студии уже не простят.

Blizzard и Гонконг, Warcraft: Reforged и Diablo

Многие годы Blizzard была компанией с блестящей репутацией: каждая игра непременно становилась хитом, а отношение к игрокам вызывало уважение. Конечно, и у них были промахи вроде неудачного старта Diablo 3, однако все ошибки они исправляли довольно оперативно. Но 2018 год стал для компании по-настоящему мрачным.

Перед ежегодным ивентом Blizzcon интернет полнился слухами о новой Diablo. Естественно, все ждали очередную номерную часть — но вместо полноценной игры Blizzard представила мобильную Diablo Immortal. Причём разработчиком выступила китайская компания NetEase, которая уже выпускала посредственные «дьяблоиды» Endless Gods и Crusaders of Light. Презентационный ролик Immortal собрал 765 тысяч дизлайков на YouTube.

Конечно, по сути, Blizzard не сделала ничего криминального, и всю ситуацию можно описать крылатой фразой: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». Тем более, что полноценную Diablo 4 в работу всё-таки отправили. Но вот со следующей историей всё не так однозначно.

Новое происшествие произошло во время турнира по Hearthstone, где популярный стример Blitzchung высказался за отделение Гонконга от Китая. Хорошо, что мы живём в эпоху, когда в цивилизованном мире ценится свобода слова! Поэтому Blizzard… удержала вознаграждение игрока и забанила его. Конечно же, Китай — очень важный рынок для любой компании, но остальной мир не любит настолько откровенного лизоблюдства.

Увы, даже это был не последний скандал, ведь в начале 2020 года состоялся релиз Warcraft 3: Reforged, обернувшийся новой катастрофой. Все ждали обновлённого геймплея и картинки на уровне рекламных материалов. К сожалению, вся красота так и осталась в трейлерах, ведь на деле игра во всём походила на свою предшественницу из начала века, включая графику.

Геймерам пришлось терпеть не только унылую картинку, но и падения FPS даже на топовых конфигурациях и ужасные баги, превращающие кусты в квадраты. На данный момент пользовательская оценка Warcraft 3: Reforged на Metacritic устаканилась на отметке в 0.6 балла, что делает её одной из худших игр в истории. Остаётся надеяться, что новые проекты Blizzard окажутся удачнее.

Konami и конфликт с Кодзимой

Компания Konami в игровой индустрии вот уже почти полвека и за это длительное время не переживала таких масштабных гонений, как при конфликте с Хидео Кодзимой (Hideo Kojima). По слухам, во время разработки Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain гений регулярно требовал увеличения бюджета и ещё немного времени, но в какой-то момент терпение издателя лопнуло. Хидео так и не дали довести детище до ума и выпустили MGS 5 в обрезанном виде. Гнев фанатов за недоделанную игру пал именно на Konami.

Дальше — больше. Ведь Кодзима разрабатывал ещё и продолжение (или перезапуск) культовой серии Silent Hill. Ожидания подогревала классная игра-тизер P.T., вот только сбыться надеждам было не суждено. Расставшись с Хидео, Konami решили не продолжать работу над Silent Hills и закрыли проект, что и стало причиной народной ненависти.

Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro) как-то сказал, что отмена этой игры — одна из самых идиотских вещей, с которыми он сталкивался, а хэштег #fuckonami мгновенно стал популярен в Twitter. Что ж, фанаты, наверняка всё простят, если дать им то, что они заслуживают, — новую Silent Hill.

Ubisoft и Assassin's Creed Unity с Ghost Recon Breakpoint

Сегодня Ubisoft чётко ассоциируется с вышками, аванпостами и микротранзакциями. Однако доставалось ей не только за это. Скажем, вся Assassin's Creed Unity стала, по сути, поводом для хейта. Проекту явно не хватало контроля качества, хоть какой-то оптимизации и контента. Авторы оправдывались тем, что делали игру на стыке поколений, и их усилий хватило только на красивую даже по современным меркам графику и потрясающий Париж XVIII века.

В какой-то момент разработчики, кажется, обратили внимание на недовольство игроков, и в Far Cry 5 даже пошутили на тему вышек, однако Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint снова окунула Ubisoft в лужу. Игра мало того, что не слишком сильно отличалась от недавней Wildlands, но и страдала от ужасной системы уровней и назойливых микротранзакций. Компания заботливо предлагала «сэкономить время» и поскорее приобрести какое-нибудь имбовое оружие. Игроки же заботы не оценили: за первые две недели на всех платформах было продано только 90 000 копий игры.

Breakpoint даже заставила Ubisoft взять паузу и переосмыслить готовящиеся релизы. Вероятно, это пошло на пользу Watch Dogs Legion и Assassin's Creed Valhalla, которые вышли вполне достойными.

Square Enix и Мстители / Final Fantasy 14

Square Enix — очень необычная компания, ведь она стабильно чередует успешные игры с провальными. Однажды такая неудача чуть не привела японского гиганта к банкротству. В 2010 году вышла Final Fantasy 14. Вот только уже спустя два с половиной месяца после релиза издателю пришлось признать, что игра заслуженно провалилась.

Вместо стыдливого закрытия дорогостоящего, но никому не нужного проекта, Square Enix сделала гениальный ход конём. Однажды всех оставшихся игроков собрали вместе ради участия в сюжетном задании, которое неожиданно завершилось тем, что… могущественный дракон Бахамут устроил конец света. Мир погиб, добро было повержено, а Final Fantasy 14 отправилась на доработку. Финал омрачило падение серверов, но он всё же вышел столь эпичным, что многих заставил с надеждой ждать перезагрузку. И обновлённая версия стала вполне успешной ММО.

Square Enix и после допускали промахи, вроде Left Alive и The Quiet Man, но по настоящему грандиозный провал произошёл совсем недавно. Даже такая могучая машина по зарабатыванию денег, как «Мстители», в неумелых руках издателя отказалась работать. Square Enix мгновенно стала посмешищем. Однако, быть может, учитывая успешный опыт японцев в перезапусках, ещё рано ставить на «Мстителях» крест? Представьте Таноса, который неожиданно приходит в мир игры и щелчком пальцев устраивает новый конец света! После такого ей точно стоило бы дать второй шанс.

***

Всем нам свойственно ошибаться — и игровые компании не исключение. Будем надеяться, что CD Projekt RED сделает выводы и снова вернет себе пошатнувшуюся репутацию и любовь геймеров.

Какая игровая компания является самой скандальной?

Результаты
+1
Комментарии 42