Обзор Cyberpunk 2077. Так брать всё-таки отпуск, чтобы махнуть в Найт-Сити?
С момента самого первого тизера Cyberpunk 2077 в 2013 году произошло немало знаковых для индустрии событий: от анонса и релиза ремейка Final Fantasy VII до смены двух консольных поколений. И всё это время CD Projekt RED делали что-то грандиозное. Так что уровень хайпа вокруг игры совершенно не удивляет: игровые и даже неигровые медиа пестрят новостями, коллекционную версию Cyberpunk 2077 стоимостью 20 000 рублей моментально раскупают, а предзаказы до последнего не уходят из топов цифровых магазинов. Отдельные игроки и вовсе срываются, когда узнают о переносе игры на 10 декабря. Тем не менее игра здесь, мы уже прошли её, вдоволь погуляли по улицам Найт-Сити и готовы поделиться впечатлениями.
Видеообзор
Кто ты по жизни?
Как было известно ещё до релиза, начинать свой путь в Найт-Сити можно по-разному. Нам предлагают три варианта: кочевник, корпорат и дитя улиц. Выбор влияет не только на предысторию, но и на некоторые сюжетные моменты: для каждого класса могут быть свои уникальные реплики в диалогах. Это, в свою очередь, может открыть новые возможности при прохождении квестов — точно так же, как и стиль прохождения в целом. К примеру, в одном из основных заданий автор этого текста решил просто вырезать охрану клуба, чтобы получить нужную информацию. Впоследствии, уже в побочном задании, один из персонажей это припомнил, и главному герою даже пришлось оправдываться. А ведь можно было решить вопрос тихо-мирно.
Сам пролог довольно короткий, но всё же это три полноценные истории, каждая из которых ощущается по-своему. Кочевник начинает свой путь ещё за пределами города, корпорат — в рабочем офисе, а уличный хулиган — в баре с перебитым носом. Но так или иначе все предыстории ведут к одному: главный герой или героиня по имени Ви на пару с другом Джеки Уэллсом начинают покорять Найт-Сити, чтобы пробиться в высшую лигу. Ну а что из этого получится, вы увидите сами.
Говоря про Cyberpunk 2077, нельзя не упомянуть про Джонни Сильверхенда. Однако с ним связаны серьёзные сюжетные спойлеры, поэтому, если не хотите знать подробности сюжета заранее, пропустите врезку.
Суть в том, что Джонни Сильверхенд находится буквально у Ви в голове. В ходе одной из сюжетных миссий герою приходится вставить в себя биочип, на котором записана так называемая энграмма Сильверхенда, что в итоге должно привести к полной перезаписи личности Ви. Грубо говоря, Джонни Сильверхенд возродится в теле главного героя. На решении этой проблемы и завязан весь основной сюжет.
Так как Джонни постоянно находится с главным героем, он не стесняется вставлять свои комментарии по разным поводам. Очень, кстати, напоминает механику с Джокером в Batman: Arkham Knight, только в Cyberpunk 2077 она реализована ещё круче. Если Бэтмену не о чем было разговаривать с заклятым врагом, то у Ви и Сильверхенда на самом деле много общего.
Вообще, вся эта часть взаимодействия, по сути, двух главных персонажей очень сильно влияет на восприятие и постановку сцен. В какой-то мере Джонни можно назвать этаким внутренним голосом, который в циничной манере комментирует происходящее. Так сказать, трезвый взгляд на вещи. И это круто.
Что касается внешности Ви, то игрокам доступен гибкий редактор с кучей параметров. Стоит отметить, что это не ползунки, а предустановленные варианты, поэтому создать симпатичного персонажа довольно просто. Для особо дотошных геймеров предусмотрена даже кастомизация тех, частей тела, которые обычно не видны.
Суровые будни наемника
По части геймплея Cyberpunk 2077 — это гибрид шутера и ролевой игры. Хотя, конечно, одной стрельбой можно не ограничиваться. Никто не мешает поставить импланты для рукопашного боя и вперед — крушить черепа. Но можно и катаной полоснуть, и гранату у противника взорвать, если получится хакнуть его. Прокачка здесь работает по типу The Elder Scrolls — что делаем, то и качается.
Непосредственно по боёвке никаких претензий к игре нет, но нужно понимать, что это всё же не чистокровная FPS, поэтому ожидать от стрельбы уровня топовых шутеров не стоит. Как не стоит ожидать и продвинутого фехтования или рукопашного боя. У каждого персонажа есть полоска здоровья, поэтому поливать пулями противников иногда приходится долго. Тем не менее всё на достойном для жанра уровне: стволы выглядят и ощущаются по-разному, на них можно нацепить кучу обвесов. Развивайте персонажа, как вам этого хочется — и добро пожаловать на задание.
Лут, к слову, делится по качеству. Да, здесь присутствует цветовая дифференциация штанов. Можно подумать, что это превращает Cyberpunk 2077 в лутер-шутер типа Borderlands 3, но не совсем так. Стволы, конечно, нужно обновлять, но при прохождении игры на нормальном уровне сложности это приходилось делать не так часто.
Вообще, при желании в Cyberpunk 2077 можно играть как в чисто сюжетную игру: игнорируя дополнительные квесты, погони за редкими стволами и шмотом и другие побочные активности в открытом мире. Основная сюжетная кампания не даёт особого челленджа (на среднем уровне сложности) и практически не заставляет заниматься чем-то ещё. Есть, конечно, моменты, когда нужно собрать определенную сумму (15 000 евродолларов) для продвижения по сюжету или просто немного подождать и переключиться на что-то другое, но это встречается не так часто. В этом плане Cyberpunk 2077 ближе к Mafia (или, если хотите, к Batman: Arkham Knight), чем к GTA или Watch Dogs. То есть квесты ощущаются более целостно и линейно, как будто за зоной задания и нет никакого открытого мира. Хотя линейность — не совсем верное слово. Миссии, скорее, более тщательно срежиссированы.
Тем не менее побочные активности пропускать не стоит — это могут быть короткие, но всё ещё цельные истории. Например, по соседству с Ви живет полицейский, который ушёл в депрессию из-за смерти друга и закрылся в своей квартире. Его сослуживцы переживают и просят Ви проведать его. По ходу квеста выясняется, что другом-то была домашняя черепашка (и это ни разу не смешно). Другие же дополнительные задания могут растянуться на несколько эпизодов и даже продолжить сюжетные линии, которые начались в основном задании. Да и по уровню проработки они едва ли уступают основному сюжету — а порой и превосходят его. Более того, пропуская «побочки», можно так и не встретиться со знаковыми персонажами, например Lizzy Wizzy.
Но есть и другие побочные активности: забрать некий товар, усмирить киберпсихопата и другие мелкие и банальные задачи. В целом, все механики с квестами хорошо знакомы по тому же «Ведьмаку» — ничего нового от Cyberpunk 2077 здесь можно не ждать, множество вопросиков на карте вам обеспечено. А вот не особо удобный журнал можно отнести к минусам. Очень легко запутаться, где задание, которое тебе недавно скинули по SMS, да и вообще, сколько за него дадут-то. Ви всё же ведьмак наёмник, деньги должны интересовать его в первую очередь.
Отдельно стоит сказать и про механику брэйнданса. Ближайшая аналогия — режим детектива из Batman Arkham: Knight. По сути, перед нами запись какого-то события, где нужно отыскать зацепки и улики. Можно искать новые источники звука, рассматривать обстановку и свободно перемещаться в смоделированном трёхмерном пространстве. Механика неплохо разбавляет геймплей, но разработчики ей не злоупотребляют, поэтому она не успевает наскучить.
Вообще, надо отдать должное — игра ничем не надоедает и ничего не навязывает. Даже на стелс-миссиях можно особо не церемониться, а сразу вытаскивать ствол и разносить всех и вся или просто пробежать к цели, игнорируя противников. Способ пройти задание найдётся всегда и с любым билдом. Здесь Cyberpunk 2077 напоминает одновременно Prey (2017) и Deus Ex: Mankind Divided.
Под небом из стали
А вот что касается города и вообще размаха, здесь Cyberpunk 2077 сравнить, пожалуй, не с чем. Масштаб игры действительно вызывает уважение. И дело не только в размерах игрового мира, количестве побочных квестов или строчек диалогов. Дело в ощущениях. Взять хотя бы уличную рекламу в Найт-Сити — это не просто повторяющиеся из раза в раз баннеры и неоновые вывески. Их настолько много, что вы, скорее всего, будете постоянно замечать что-то новое. Мало того что рекламные изображения сами по себе разные, так они еще и разного формата: статичные и анимированные баннеры, билборды, реклама на ТВ, торговые автоматы…
Информация вообще поступает отовсюду: люди разговаривают друг с другом, из забегаловок доносится разная музыка, в коридоре дешёвого мотеля слышны стоны из номеров. Можно даже просто идти по улице и услышать, что по телевизору рассказывают о недавних событиях, остановиться и послушать выпуск до конца. Или ехать в лифте и увидеть, что начинается телешоу, затем уже в собственной квартире продолжить смотреть его. Видно, что за всем этим стоит поистине титанический труд разработчиков.
Здесь, конечно, немалую роль играет и звукорежиссура. Огромное количество композиций, фоновых звуков, озвученных диалогов. Да и само качество не подкачало. К примеру, удары кулаками буквально физически ощущаешь, если играть в приличных наушниках. Для полноты ощущений однозначно стоит обзавестись хорошей акустикой.
При всём при этом сам Найт-Сити выглядит, пожалуй, даже чересчур правдоподобно. Вероятно, такой эффект достигается не в последнюю очередь за счет вида от первого лица. В тех же GTA и Watch Dogs восприятие совсем иное. Да и в целом видно стремление разработчиков буквально вживить игрока в шкуру персонажа. Выражается это и в том, что за всю игру мы практически не видим своего персонажа со стороны, разве что в зеркалах и в фоторежиме. Из-за такого позиционирования играть за героя не своего пола может быть не совсем комфортно. Вот уж что действительно значит «эффект полного погружения» (уж извините, что приходится писать такими избитыми оборотами, но иначе и не скажешь).
Одно время автор просто гулял по улицам, разглядывал вывески и прохожих (а их тут целые толпы), витрины магазинов, здания и машины — словом делал всё то, что делал бы и в реальной жизни, окажись он в новом для себя городе. Тем более, что районы действительно визуально сильно разнятся между собой: от мест, где живет элита, до грязных трущоб. В этом, к слову, ключевое отличие Cyberpunk 2077 от любой другой игры в открытом мире — тут просто хочется идти куда глаза глядят и ничего не делать.
Однако есть и недостатки. К сожалению, назвать мир по-настоящему живым пока всё же нельзя. Вот, к примеру, стоит тележка с хот-догами, но купить перекусить не выйдет. Продавец лишь скажет дежурную фразу (а может и вовсе послать, было и такое) и продолжит заниматься своими делами. Или вот копы отбиваются от одной из местных банд, но если помочь им, то ни слова благодарности, ни какой-либо вообще реакции не последует. Даже если прямо перед носами полицейских начать собирать лут с их павших в бою сослуживцев. Скорее всего, эти моменты поправят, но в версии для обзора всё было именно так.
Хотя есть и множество обратных примеров: однажды удалось наткнуться на журналистку местного канала и её оператора, которые снимали репортаж. Если влезть в кадр, то она попросит не мешать и отойти, а затем они начнут переснимать всё сначала. Если же влезть повторно, то журналистка просто всё бросит и пойдет курить в сторонку, видимо ожидая, пока этот ненормальный не уйдет восвояси. В иной раз можно наткнуться на Trauma Team, местный аналог МЧС, которые, например, спасают клиента после автомобильной аварии. Рядом при этом можно заметить перевернутую машину и трупы.
Также стоит сказать, что большинство дверей закрыты, но зато можно посетить какое-нибудь место, отмеченное на карте, — например, магазин оружия или одежды. И здесь, конечно, Cyberpunk 2077 играет уже на своем поле. Всё, на что разработчики обращают наше внимание будь то магазинчик, сторонний квест или иная активность — на высшем уровне. Так, можно встретить бандита, который торгует шмотками. Оказывается, он стал бесполезен для своего босса, получив инвалидность, а жить дальше как-то надо. И таких примеров — масса.
А вот что касается поездок на транспорте, то тут не всё идеально. Дело в том, что физика поведения машин не особо поощряет к покатушкам, характерным для той же GTA. Не сказать, что есть какие-то серьезные проблемы, но управлять транспортом может быть с непривычки тяжеловато. К слову, некоторые виды авто и мотоциклов оставляют более приятные впечатления: они легче управляются и более предсказуемы. Просто подберите себе что-то по душе и по стилю езды, да и катайтесь на здоровье. И имейте в виду: водители тут не будут останавливаться, если вы вдруг решили перебежать улицу в неположенном месте — это же Найт-Сити.
Зато с внешностью машин — полный порядок, особенно если говорить о внутреннем убранстве. Салоны тщательно проработаны. Сразу понимаешь, в какую тачку сел: люксовый лимузин или колымагу какого-то работяги.
Отдельно стоит сказать и про эффекты трассировки лучей. Для обзора мы проходили PC-версию на системе с видеокартой NVIDIA 3060 Ti. Самые заметные изменения картинки с включенной трассировкой лучей — отражения. Увидеть их можно на стеклянных, металлических и других зеркальных поверхностях: витринах, автомобилях и даже на воде.
Лучше становятся и тени: они выглядят контрастно и в целом более реалистично. Кроме того, стоит сказать и про фоновое затенение. Оно придаёт сцене глубину: обратите внимание на тени, которые отбрасывают мелкие объекты. Трассировка лучей работает и с освещением. В некоторых сценах картинка без неё слишком тёмная, в то время как с трассировкой свет падает естественным образом.
Добро пожаловать в Найт-Сити
Cyberpunk 2077 — взрослая игра. И дело не только в обилии нецензурной брани, которой тут не ругаются, а разговаривают, обнаженке или жестокости, но и в самом повествовании и поднимаемых темах. Мы не будем сейчас устраивать кружок юных философов, рассуждая о смысле жизни и о том, что хотели сказать авторы, но отметим, что сюжетная линия, да и многие побочные задания подаются весьма серьёзно и не выглядят как банальная фантастическая сказочка. Такой уровень повествования вообще редко встретишь. Всем диалогам и сценам веришь, никакого сомнения, что всё по-настоящему, а не придумано сценаристами, не возникает. Погружаешься в повествование и забываешь обо всем. Растворяешься в истории.
Единственный момент — строчки в диалогах не всегда точно передают смысл сказанного. Это, разумеется, не уровень «да — нет — сарказм», но иногда напрягает и, пожалуй, в некоторой степени даже рушит связь с персонажем в определенные моменты. Впрочем, это скорее придирка, чем полноценная претензия.
И, раз уж мы заговорили про взрослые темы, нельзя не отметить те моменты, за которые игра получила взрослый рейтинг. Представлено всё это как визуально, так и косвенно. К примеру, читать описания некоторых брэйндансов (по сути, записей, которые можно пережить, как наяву) людям со слабой психикой будет точно тяжело. Да и некоторые сюжетные моменты и ход квестов производят крайне острое впечатление. Причём персонажи только говорят о жестоких событиях, мы даже толком не знаем что было — а уже становится жутко. Прямо как в хорошем хорроре, где неизведанное пугает ещё больше. Фантазия сама дорисует.
С обнажёнкой все попроще: она есть, и причём довольно откровенная — всё, как мы любим. Найт-Сити — настоящий рассадник порока: повсюду двусмысленная реклама, танцующие девушки в витринах, всевозможные клубы и прочие злачные места. Иногда даже прохожие могут удивить фривольным нарядом. И, разумеется, здесь можно предаваться и приземленным отношениям на один раз. Геймплею это ничего не даст, зато покажут ролик. И вот здесь, конечно, хотелось бы побольше разнообразия.
***
Cyberpunk 2077 — событие громкое. Это не одна из тех игр, которые забывают после следующего крупного релиза. Эта вещь будет актуальна и через 5 лет, точно так же, как сегодня всё еще актуален «Ведьмак 3». А мелкие недостатки… У кого их нет?
Будете играть в Cyberpunk 2077?
-
Корпорации в Cyberpunk 2077. Китайское умное оружие, мотоциклы Киану Ривза и советская техника «Кавказ»
-
Скриншоты из Cyberpunk 2077 с комментариями
-
Cyberpunk 2077 запустили в 4K Ultra на GeForce RTX 3090. Результаты оказались плачевными
-
Дилдо повсюду: в мире Cyberpunk 2077 слишком много секс-игрушек
-
Банды Найт-Сити в Cyberpunk 2077. Гаитянские нетраннеры, боевые проститутки и выходцы из Восточной Европы