Если вы хорошо помните «Мстители: Финал» (Avengers: Endgame), то знаете, что Тор объединился со Стражами Галактики и отправился познавать космос и себя. Четвёртый фильм про Златовласку обещал пролить свет на странствия бога грома. Кроме того, в качестве злодея заявлен Горр Убийца богов — культовый персонаж комиксов. После многочисленных переносов из-за пандемии фильм «Тор: Любовь и гром» (Thor: Love and Thunder), наконец-то, увидел свет. Я уже успел посмотреть картину и готов поделиться впечатлениями.
Режиссёром ленты выступил уже знакомый фанатам «Марвел» Тайка Вайтити (Taika Waititi). Несмотря на жёсткий контроль со стороны студии, ему удалось привнести в «Тор: Рагнарёк» (Thor: Ragnarok) авторский стиль, изменить образ главного героя и сделать мстителя с молотом суперзвездой. Третий фильм был настолько успешным, что почти не оставалось сомнений — «Тор: Любовь и гром» также снимет Вайтити. Кроме того, студия обещала режиссеру больше творческой свободы, что звучало крайне интригующе.
Из-за многочисленных переносов в связи с пандемией план выхода картин изменился. Схожая ситуация произошла с недавней лентой «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness) — фильм должен был выйти до событий «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). Как итог — сценарий пришлось менять на ходу. В одном из интервью Вайтити честно сказал, что собирается сделать четвёртого Тора максимально самодостаточным, без сильной связи с единой вселенной.
Marvel не была бы собой, если бы не заспойлерила всех основных персонажей задолго до выхода. Так мы заранее узнали о появлении Джейн Фостер — бывшей любви Тора, а также Горра, роль которого исполнил великолепный Кристиан Бэйл (Christian Bale).
Знатоки комиксов в курсе, что Джейн в какой-то момент сама стала Тором и вовсю сражалась Мьёльниром. Однако сюжетная арка героини весьма трагична, что довольно нетипично для Marvel. Студия не любит «грузить» своих зрителей слишком серьёзными темами, но и адаптировать историю Джейн иначе — означало бы полное изменение канона. Было интересно, как Вайтити справится с такой задачей.
Также нетипичным злодеем стал Горр, мрачный мясник, который не останавливался ни перед чем ради единственной цели — геноцида абсолютно всех богов (Кратос одобряет). Антагонист мало подходил для весёлого и лёгкого фильма о Торе, а после новостей об участии Кристиана Бейла ожидания взлетели до небес. Уж этот джентльмен никогда не подводит.
Неожиданно, практически перед самым выходом «Любовь и гром», Бейл начал активно давать интервью, где рассказал, что серьёзно в персонажа не погружался, и согласился поучаствовать лишь по просьбе детей. Также появилась информация, что из картины, как и из «Мультивселенной безумия», вырезали около двух часов хронометража, а некоторые сцены пришлось переснимать. Все эти новости настораживали.
Сэм Рейми (Samuel Raimi) — отличный режиссер и мастер своего дела, однако его «Мультивселенная безумия» из-за многочисленных правок получилась сумбурной, а местами и откровенно глупой. Тор — член первого состава мстителей, старичок франшизы. Провал его сольника фанаты Кевину Файги (Kevin Feige) точно бы не простили.
В итоге Вайтити показал нам ровно то же, что и в «Тор: Рагнарёк», но с щепоткой необходимого драматизма. У «Тор: Любовь и гром» те же плюсы и минусы, что и у триквела, привычные образы персонажей и похожий стиль. Хорошо это или плохо — сейчас разберёмся.
Трейлеры мастерски вводили в заблуждение, демонстрируя зарытую секиру и медитирующего Тора. От насилия герой отказывается буквально на несколько минут. Также быстро проходит этап совместных приключений со Стражами Галактики и тренировками для возвращения прежней физической формы.
Хронометраж фильма — два часа, поэтому история развивается стремительно. Мы знакомимся с Горром и наблюдаем зарождение его мотивации — завязка окончена. По межгалактическому интернету Тор узнаёт о нескольких убийствах собратьев и бросается на помощь.
В этот же момент исчезают Стражи Галактики. Вайтити не соврал, что сделает фильм автономным. Питер Квилл и компания появляются на пару минут, чтобы быстро улететь по своим делам. Сделано это немного сумбурно, всё-таки изменения сценария не проходят бесследно.
Также стремительно в сюжет добавляют Джейн Фостер. Как и в комиксах, женщина больна раком, а прогнозы оптимизма не внушают. Неожиданно ей приходит мысль посетить Новый Асгард. Там всё ещё покоятся обломки Мьёльнира, который сломала Хела в «Тор: Рагнарёк». Дальнейшее предсказать нетрудно — превращение героини уже заспойлерили в трейлерах.
Без всяких видимых причин Горр решает напасть на Асгард и похитить детей, что и сводит всех персонажей вместе.
История особо не удивляет, но и плохой её не назовёшь. Наблюдать за новыми приключениями Тора интересно, хотя накала страстей уровня «Рагнарёка» не будет. Это понятно, ведь постоянно уничтожать Асгард ради драматизма — не вариант. Однако в этот раз Вайтити решил сосредоточиться на персонажах. Внезапно в фильме много разговоров, переживаний и эмоций.
К сожалению, слухи о вырезанных сценах оказались правдивы. Некоторые события слишком резко начинаются и также заканчиваются. Это всё ещё лучше, чем в «Докторе Стрэндже: В мультивселенной безумия», но выглядит странно.
В целом история получилась неплохой, хотя местами рваной и со всеми фирменными фишками Вайтити. Если вам не нравилось в «Рагнарёке», что серьёзный диалог то и дело прерывается глупым юмором — фильм точно не зайдёт. Остальные смогут получить удовольствие.
Вам нравится Тор-шутник?
Пройти опросПерсонажей в этот раз так много, что разбегаются глаза, однако это, пожалуй, главный недостаток ленты.
Подсюжет Тора, начатый в «Рагнарёке», продолжается. Космический викинг многое потерял, устал от сражений и пытается найти новую цель в жизни. Звучит отлично, однако показано ужасно. Серьёзный образ Тора, сформированный в первом и втором фильмах, не нравился зрителям. На фоне шутника Старка и остроумного Капитана Америки здоровяк с молотом терялся и выглядел скучным.
Чтобы спасти ситуацию, персонажа решили изменить. В «Рагнарёке» Тор неожиданно стал туповатым шутником, который плохо строил логические цепочки, зато научился показывать на лице хоть какие-то эмоции. Несмотря на спорное решение, Златовласка зашёл зрителям, да и Крис Хемсворт (Chris Hemsworth) отлично справлялся с самоиронией.
Однако события, произошедшие в «Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War), сломили дух викинга, что повлияло и на его характер. Это отлично показано в «Финале», но совершенно потерялось в «Любовь и гром». Тор такой же, какой в «Рагнарёке», как будто и не было уничтожения родного мира, смерти Локи и провала с Таносом. При этом шуток стало даже больше, а качество их, мягко говоря, не выросло.
Иногда глупость Тора будет настолько раздражающей, что очередной скетч захочется промотать, поэтому низкие оценки критиков понятны. Судя по всему, чрезмерная творческая свобода Тайке Вайтити, как и Джеймсу Ганну (James Gunn), только мешает.
Но стоит отметить, что персонаж всё-таки меняется и проходит собственный путь развития. Если вы сможете перетерпеть свистопляски и показушный идиотизм, то увидите завершение арки, начатой в «Рагнарёке». Тор, наконец-то, понимает, что может быть важнее бесконечных сражений, и находит новую цель в жизни. Концовка вообще выглядит одним из самых мощных и эмоциональных финалов среди всех картин «Марвел».
Крис Хемсворт всё также прекрасен в роли, поэтому очевидно, что мы ещё не раз увидим бога грома в будущих проектах, и это хорошо. Тор выглядит гораздо более интересным персонажем, чем все молодые герои Marvel вместе взятые. Его сюжеты не строятся вокруг прямолинейной повестки, а режиссёр пытается, прежде всего, рассказать интересную историю, а не просто соответствовать модным трендам.
Иронично, но актёр, похоже, переборщил с уровнем физической подготовки. В некоторых кадрах лицо Тора выглядит просто огромным, что вызывает улыбку там, где это совсем не к месту.
Вторым важным персонажем стала Джейн Фостер. В предыдущих фильмах бог грома лишь вскользь упоминал об окончании их отношений, что вызвало множество вопросов. Теперь же мы узнали подробности. С супергероями действительно расстаются, причем по самым тривиальным причинам.
Это однозначно очень классный сценарный ход, превращающий сказочных персонажей в обычных людей с простыми и понятными проблемами. Любовный сюжет можно описать так: все проблемы исчезают, когда девушка разделяет твои интересы. Выглядит это немного наивно, но фильмы «Марвел» никогда глубокой проработкой межличностных отношений и не славились.
За прошедшие восемь лет образ Джейн претерпел некоторые изменения. Из восторженной и испуганной девушки она превратилась в настоящую женщину. Доктор Фостер гораздо спокойнее и увереннее, чем была раньше. Видно, что Тор и прочие чудеса стали для неё обыденной частью жизни.
Накладывает свой отпечаток и болезнь героини. Сценаристы почти дословно показали основную проблему из комиксов — молот даёт Фостер силы и регенерирует её тело, в том числе и рак, который она лечит химиотерапией. То есть чем чаще она использует силы, тем меньше помогает лечение. К сожалению, из-за скомканного повествования подробно все эти детали не проговариваются. Тор лишь пояснит, что молот истощает Джейн, но основную идею показали максимально канонично.
Также нашим героям активно помогает Валькирия, которая практически бесполезна для сюжета, но отрабатывает обязательное участие афроамериканцев. Валькирия, если вы вдруг забыли, стала королём Асгарда. Воительница сильно устала от рутины правления, поэтому с радостью бросает собственный народ ради очередного приключения. Выглядит это, прямо скажем, нереалистично, ведь в случае провала асгардцы оказались бы вообще без правителя.
В целом персонаж мало отличается от своего же образа в «Тор: Рагнарёк». Валькирия — лишь функция, которая нужна для более разнообразного экшена, не более.
Наконец, стоит обсудить злодея. Многие фанаты заметили, что Горр не похож на свой каноничный образ из комиксов. В оригинале это был пришелец, отдалённо напоминающий Волан-де-Морта. В фильме лицо Кристиана Бейла сохранили, добавив лишь минимальный внешний грим. Стало ли из-за этого хуже? Нет. Горр действительно пугает. Бейл выдаёт отличного злодея, которому отчаянно не хватает времени, чтобы раскрыть свой потенциал.
К сожалению, всю трагичность предыстории Горра порезали, сведя её до мести за смерть дочери. В оригинале от пришельца отвернулось собственное племя, умерла жена и дети, после чего он лишь случайно получил Некромеч.
Очевидным минусом выглядит и убийство богов за кадром. Нам демонстрируют несколько трупов, среди которых есть и весьма интересные персонажи, однако как именно Горр их победил — останется неизвестным. А жаль, в комиксах Убийца отличался изобретательностью, да и оружие у него непростое. Некромеч — клинок бога симбиотов и такой же живой организм, как Веном, но с более простой структурой. Способности, которые клинок дарил своему носителю, были значительно интереснее, чем просто призыв монстров из тени.
В комиксах был эпизод, когда благодаря мечу Горр воссоздал своего сына с собственной волей и мнением. Нечто подобное можно было бы показать в фильме, но клинок тут просто оружие.
Горр почти не общается с героями, лишь проговаривая свою мотивацию, чтобы не только зрители знали о причинах его ненависти. В итоге всё участие злодея сводится к нескольким экшен-сценам, увы.
Также в кадре засветились Зевс, знакомый по прошлым фильмам Корг, роль которого исполнил лично Вайтити, Сиф и, внезапно, сын Хеймдалла. Герои проносятся безумным калейдоскопом, на сюжет особого влияния не оказывая. Зевс тизерит нам следующую часть и греческий пантеон богов, Корг мелькает на фоне, а сын Хеймдалла просто есть. Появление Сиф вообще получилось странным — героиня вроде бы умирает в бою, однако в конце неожиданно вполне здорова, хоть и без руки. Ох уж эти вырезанные сцены!
Сражения в «Тор: Любовь и гром» прекрасны. Создатели ухитрились придумать двум Торам совершенно разные стили боя, поэтому в паре они выглядят очень впечатляюще. Мне особенно понравилась фишка с распадающимся в полете на составные части молотом. Горр также неплохо сражается, однако в его движениях нет ничего запоминающегося. Гораздо чаще злодей насылает на противников своих теневых миньонов.
Финальная битва получилась, неожиданно, оригинальной. Дети с силами бога грома — безумие, которое нечасто встретишь в проектах Marvel, тут на ум приходит скорее «Отряд самоубийц: Миссия навылет» (The Suicide Squad).
Благодаря появлению Джейн Фостер создателям действительно пришлось постараться, чтобы внести в экшен разнообразие. Драки, в кои-то веке, не вызывают зевоту.
Немного расстроили теневые монстры. Они получились уж совсем невыразительными и искусственными. Похоже, неудачный опыт с «Вечными» (Eternals) и их девиантами Marvel так ничему и не научил.
Как я уже говорил, шуток много. Герои юморят по поводу и без, что вызывает некоторый диссонанс с общей серьёзностью происходящего — у нас тут как бы богов убивают. Некоторые приколы повторяются на протяжении всей картины. Ревность секиры к молоту выглядит… странно. Такой внезапный фетишизм Тора к оружию мог бы повеселить, но когда это одна из главных тем всей картины, хочется прикрыть лицо ладонью. Иронично, что в итоге гром-секира переживала вполне обоснованно, в концовке Тор снова орудует Мьёльниром.
Однако не стоит думать, что абсолютно весь юмор в «Тор: Любовь и гром» провальный. Встречаются и удачные моменты, которые заставят искренне улыбнуться. Ну и, конечно, козлы. Лучшее, что есть в ленте — это два козла, которых бог грома получает в награду за очередной подвиг. Обойдёмся без спойлеров, но лично я считаю, что их нужно сделать обязательным атрибутом всех последующих картин с участием Тора.
Отсылок также хватает. Есть короткие камео персонажей, например, доктора Селвига, и мелкие детали для фанатов — татуировка шлема Локи на спине Тора. Порадовал стёб над событиями прошлых фильмов в виде импровизированного спектакля, где роли исполнили Люк Хемсворт (Luke Hemsworth), Мэтт Деймон (Matthew Damon) и Мелисса Маккарти (Melissa McCarthy). Даёшь отдельный сериал про актёров Асгарда.
Сцена, где Джейн видит во сне избиение Тора, уж очень сильно напоминает похожий момент из третьего эпизода «Звёздных войн» (Star Wars), только тогда кошмары снились Энакину. Натали Портман (Natalie Portman) сыграла там Падме, так что вряд ли это просто совпадение.
Сцены после титров также вышли интересными. Нам показали Геракла и Вальгаллу. И если с первым всё понятно — греческие боги появятся в следующей части, — то с раем для викингов всё не так очевидно. Возможно, нас готовят к сольному сериалу про Джейн.
***
«Тор: Любовь и гром» оказался ровно тем фильмом, который все и ожидали. Критиковать его можно — многое сделано неправильно. Рваное повествование сбивает темп, а неуместный юмор утомляет. Однако это всё ещё очень душевная и хорошо поставленная история про космического викинга, с классным экшеном, отличной моралью и козлами (куда ж теперь без них). Старички снова дают жару. Пропускать такое стоит только в том случае, если вам категорически не зашёл «Тор: Рагнарёк», всем остальным — смотреть обязательно.
Будете смотреть «Тор: Любовь и гром»?
Пройти опрос
За по-наркомански изукрашенную обложку "лайк"😁