Впечатления от сериала «Пищеблок». В России сняли свои «Очень странные дела» — стоит ли смотреть?

Пару дней назад состоялась премьера российского сериала «Пищеблок». Картина рассказывает историю прибывших в летний лагерь детей, которые оказались в ситуации полной мистики и опасностей. Ещё задолго до релиза на многосерийный фильм возлагали большие надежды и даже сравнивали с «Очень странными делами» (Stranger Things). Первые две серии уже вышли, а значит пришло время выяснить: стоит ли тратить на сериал своё время. Я уже оценил дебютные эпизоды — и спешу поделиться впечатлениями.

Географ глобус пропил?

Последнее время российский кинематограф неплохо себя проявляет: сначала отлично выступил Кантемир Балагов, заслужив место режиссёра экранизации The Last of Us, затем вышел отличный «Майор Гром» и занятные «Вампиры средней полосы». А ещё на горизонте виднелся «Пищеблок» — сериал, который атмосферой сильно напоминал популярные «Очень странные дела».

Во многом причиной повышенного внимания был опубликованный в 2018-м первоисточник. Книгу «Пищеблок» написал один из самых популярных современных российских авторов Алексей Иванов, за плечами которого уже есть пара экранизаций. Вот только если «Географ глобус пропил» стал однозначным успехом, то вот «Тобол», несмотря на всю крутость оригинального романа, был превращён студийными боссами в невразумительную посредственность.

Трейлеры «Пищеблока» внушали оптимизм и обещали, как минимум, притягательную атмосферу и захватывающую историю — хотя, конечно же, очень многое могло пойти не так. Но что же получилось на деле? К счастью, после двух эпизодов сериал по-настоящему впечатляет и имеет потенциал стать одним из лучших творений российского кинематографа.

Очень странные дела

На дворе 1980-й: вот-вот начнётся знаменитая московская Олимпиада, асфальт давно плавится от палящего солнца, а советские пионеры разъезжаются по летним лагерям. Героям «Пищеблока» достался лагерь «Буревестник», который на первый взгляд кажется совершенно обычным. Занятия в нём тоже совершенно обыденные: завтрак, обед и ужин строго по расписанию, к посещению открыто множество секций, по вечерам можно посмотреть, как советские спортсмены уделывают капиталистов, а ночью не избежать жутких баек об ужасах, которые разворачивались прямо на этом месте.

Вот только совсем скоро некоторые дети замечают очень странные дела: кто-то из ребят внезапно меняется и начинает кусать (или же почудилось?) соседей по комнате, которые затем словно превращаются в куклы, попавшие под контроль хозяина. При этом что сам «вампир», что его жертвы в целом ведут себя либо абсолютно нормально, либо и вовсе трансформируются из отъявленных хулиганов в приличных пионеров.

Взрослые же при этом не замечают ничего необычного. Они вообще куда сильнее заняты своими делами: кто-то крутит страстные романы, а кто-то спасает свою шкуру, поскольку «звонок родителям — это ЧП». Да и кто даст гарантию, что и сами вожатые ещё не обернулись в кровопийц. Дети здесь будто попадают в «Нечто» (The Thing) Джона Карпентера (John Carpenter), когда доверять нельзя никому — даже самый дружелюбный товарищ может оказаться врагом. В такой жуткой обстановке героям предстоит разобраться, что за чертовщина творится в «Буревестнике», кто тот взрослый, что укусил первого пионера, и как отсюда выбраться.

Несмотря на то, что пока вышли лишь два эпизода сериала, сценаристы умудрились уместить в них большое количество событий и как следует заинтриговать. Уверен, выйди «Пищеблок» целиком, многие зрители только ради истории провели бы за просмотром всю ночь. А ведь сюжет пусть и важнейшая, но далеко не единственная сильная сторона сериала.

Особо стоит отметить актёрский состав: играют дети здесь очень убедительно, а их мотивация понятна. Встретившись с непонятной чертовщиной главный герой первым делом идёт искать помощи у взрослых, и лишь когда не получает её, начинает строить план самостоятельного выживания. При этом и поведение отрицательных персонажей вполне объяснимо: они не стремятся к злодействам ради злодейств — большего говорить не буду, чтобы не наспойлерить. В целом следить как за взрослыми (у которых полно скелетов в шкафу), так и за детьми очень интересно.

А ещё создателям удалось очень убедительно воссоздать атмосферу летнего лагеря. Каждый, кто бывал в таких местах с ностальгией вспомнит былые деньки, порадуется, узнав знакомые страшилки, и вспомнит переделки, в которые он там попадал. Во многом этот эффект достигнут до боли знакомыми декорациям: над сеттингом творцы провели действительно огромную работу.

Помогает атмосфере и совершенно изумительный саундтрек. Уже в первых эпизодах встречаются казалось бы несовместимые мелодии: вот девочка на занятии красиво исполняет «Куда уходит детство», а затем вожатые отрываются на берегу реки под Space Oddity Дэвида Боуи (David Bowie) — и реализовано это очень даже уместно.

Отдельного признания заслуживает операторская работа — камера регулярно занимает лучшие позиции и снимает очень эффектные кадры. А уж тому гению, который занимался переходами, так и вовсе хочется выдать «Оскар»: то, как ночь здесь сменяет день, а водная гладь превращается в звёздное небо, восхищает. Стоит отметить, что сама картинка очень сочная и яркая — смотреть на экран попросту приятно.

Хотя встречаются порой и странные кадры, да и графика реализована простовато. Конечно, чудовища из ночных страшилок выглядят добротно, не местами чудная анимация бросается в глаза.

Впрочем, всё это не больше, чем придирки, поскольку «Пищеблок» — это не «Годзилла против Конга» и цепляет не спецэффектами, а историей и драматургией. Повествование держит в напряжении так сильно, что в шикарной графике не чувствуется необходимости. Сериал умудряется веселить, пугать и нагонять тумана так умело, что хочется сразу же выставить ему высоченную оценку и рекомендовать всем — вот только спешить всё-таки нельзя.

Зритель уже не раз обжигался на проектах, которые славно начинались, а затем стремительно скатывались в посредственность. Вспомнить хотя бы «Сосны» (Wayward Pines), которые умело расставляли фигуры на доске, а затем собственными руками рушили интригу и оставляли зрителя довольствоваться странным финалом. Хочется надеяться, что авторы «Пищеблока» не повторят ошибок и сохранят качество повествования. Впрочем, если они будут следовать оригиналу, то беспокоиться не за что.

***

Пока что «Пищеблок» кажется очень качественным произведением, хорошо в котором практически всё: атмосфера, визуал, актёрская игра, сюжет — за эти сильные стороны сериалу стоит уделить время. А уж если вы с нетерпением ждёте четвёртый сезон «Очень странных дел», то просмотр экранизации романа Алексея Иванова и вовсе можно назвать обязательным.

А вы уже посмотрели «Пищеблок»? Пишите своё мнение в комментариях!

Как вам «Пищеблок»?

Результаты
+1
Комментарии 39